Танковый прорыв | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Танковый прорыв

27.01.2023 10:41:56
№: 03 (1499)

Американский Abrams значительно превосходит основной российский танк Т-72 по всем параметрам 

Украина получит западную бронетехнику весной

«ДН»

НА ЭТОЙ неделе Киев, наконец, получил согласие западной коалиции на поставки Украине танков Abrams и Leopard, которые теперь ожидаются к весне. Появление тяжелой западной бронетехники на полях сражений может позволить ВСУ организовать широкомасштабное наступление, однако, до этого Киеву необходимо выстоять на фоне атак российских сил, продолжающихся в направлении Бахмута и Угледара, также, вероятно, в районе Запорожья. Российская армия, наконец, худо-бедно, но интегрировала 318 тысяч (по официальным данным) мобилизованных в боевые порядки армии, что позволяет ей как минимум обозначать наступательные действия на нескольких направлениях. Впрочем, даже тактические успехи, вроде захвата поселка Соледар, даются россиянам ценой тяжелейших потерь. По данным российских правозащитников, из 50 тысяч завербованных в ЧВК «Вагнер» из различных тюрем заключенных «в строю» осталось всего около 10 тысяч – остальные либо погибли, либо ранены, либо попали в плен. В настоящий момент перед командующим армией вторжения Валерием Герасимовым быстро сужающееся «окно» размером примерно до апреля, в течении которого он либо добивается каких-то серьезных побед, которые бы вынудили Киев пойти на переговоры о status quo, либо, если не добьется успеха, сам уже окажется в положении обороняющегося, причем от технически более продвинутого врага с большим количеством единиц тяжелой боевой «техники прорыва». Война продолжает собирать кровавую жатву в Украине…

Танки будут

Киев начал просить поставить тяжелую технику еще в прошлом году, когда стало ясно, что первую волну российского вторжения Украина выдержала, и от маневренной войны действия противников перешли к фазе войны позиционной. Обе стороны начали окапываться, создавать и действовать в рамках хорошо укрепленных позиций. Из-за эффективности украинских ПВО господство россиян в воздухе было нивелировано, и в Киеве начали задумываться об организации контрнаступлений. Именно для их успешного проведения ВСУ и необходима тяжелая техника, без которой успешные действия на прорыв были возможны только в районах без хорошо укрепленных оборонительных позиций (как в Харьковской области), либо развивались они очень медленно и стоили наступающим очень дорого (как в Херсонской области). Вероятно, именно недостаток боевой техники и привел к тому, что в прошлом году ВСУ не провели третье «напрашивающееся» наступление в сторону Мелитополя и Бердянска, чтобы перехватить «сухопутный коридор» из России в Крым.

Инициатива была упущена и к заморозкам теперь уже россияне начали наступательные действия, сосредоточившись на боях под Бахмутом. Несмотря на невысокую стратегическую ценность этого городка, российская ЧВК «Вагнер» упорно продолжает попытки его штурма, теряя тысячи своих боевиков, главным образом из числа заключенных, завербованных в тюрьмах в обмен на обещание амнистии и деньги. Задумывалось так изначально или нет, но бои в Бахмуте дали россиянам возможность и время заниматься интеграцией мобилизованных в состав действующих боевых частей. Насколько этот процесс шел успешно, можно было судить по масштабам потерь в результате обстрела новогодней ночью здания ПТУ в Макеевке, где погибли сотни «мобиков». Однако, пополнения в войска все же пришли. И теперь после длительной паузы, подразделения Минобороны РФ тоже постепенно перешли к наступательным операциям.

Самые последние – в Запорожской области, а также в Донецкой, в районе города Угледар. Впрочем, ЧВК «Вагнер» пока так и не удалось «дожать» даже Бахмут: город по-прежнему удерживается частями украинской армии, хотя их положение и существенно ухудшилось после падения Соледара, в результате чего россияне получили возможность непосредственно обстреливать дороги, через которые ВСУ снабжают гарнизон Бахмута. По некоторым данным, западные советники советуют Киеву отвести войска, поскольку удержание Бахмута слишком «затратно» в плане потерь и не имеет стратегического значения для боевых действий. На этой неделе Генштаб ВСУ признал отступление от Соледара, но, видимо, старается максимально выжать из стойкости в Бахмуте. Наподобие того, как бескомпромиссная оборона в Северодонецке и Лисичанске летом прошлого года позволила ВСУ измотать россиян за лето, а потом провести успешные наступления осенью.

На фоне настойчивых запросов Киева по поводу танков особенно сильно в глаза бросалась позиция Германии, которая до последнего отказывала всем в передаче танков Leopard Украине. Берлин блокировал не только собственные поставки, но и реэкспорт ранее проданных другим странам немецких танков. Часть этих стран была готова поставлять танки Leopard Украине взамен на то, что США передадут им Abrams в том же количестве. Официальный Берлин также настаивал на том, чтобы поставки Киеву совершались не только европейцами, но и Вашингтоном. Правда, злые языки говорили также, что Германия не хотела терять рынки сбыта своей техники, которые «без боя» получили бы американцы.

Впрочем, разногласия по этому поводу к этой неделе были преодолены. США сообщили, что поставят Украине 31 танк М1Abrams, а Германия – 14 Leopard 2 и соглашается на реэкспорт своих танков из других стран. По грубым подсчетам в ближайшие три месяца ВСУ могут получить примерно 100 танков. Это, конечно, всего треть от того, что запрашивал главнокомандующий украинскими войсками Валерий Залужный для освобождения оккупированной в ходе этой войны территории, но, как говорится, лиха беда начало. Напомним, в декабре в интервью The Economist он заявил: «Я знаю, что могу победить этого врага. Но мне нужны ресурсы. Мне нужно 300 танков, 600-700 БМП, 500 гаубиц. Тогда, думаю, вполне реально выйти на рубеж 23 февраля».

Комментируя это решение западных союзников в своем традиционном вечернем обращении президент Украины Владимир Зеленский заявил, что теперь у его страны «есть танковая коалиция». «Есть решение об открытии поставок танков для нашей обороны – современных танков, - сказал он. - Я благодарю всех наших союзников за готовность передать нам современные и очень нужные танки. Все это доказывает самый важный факт для мира сейчас – факт, что свобода только крепнет. И то, как объединено, мы все работаем для усиления свободы, для защиты Украины и Европы – это историческое достижение лидеров, работающих сейчас. Ключевое теперь – скорость и объем. Скорость тренировки наших военных и быстрота поставок танков в Украину и объем танковой поддержки. Мы должны сформировать такой танковый кулак свободы, после ударов которого тирания уже не поднимется. Мы можем это сделать».

Однако, до этого ВСУ еще необходимо выстоять и сберечь силы на фоне российских ударов на фронте. Об этом довольно откровенно и подробно высказался в интервью «Настоящему времени» бывший генпрокурор Украины Юрий Луценко, воюющий в эти дни под Бахмутом. По его данным, захват Соледара не только дорого обошелся ЧВК «Вагнер», но и продолжает обходиться, поскольку теперь уже украинская артиллерия обстреливает руины поселка, в которых пытаются прятаться боевики. «Ликование это продлилось недолго, потому что украинские артиллерийские бригады и отдельные артиллерийские подразделения мотопехотных бригад наносят очень точные быстрые удары по противнику, мы просто шокируем их. На видео, которое есть у меня в Фейсбуке, видно, что они бегают от дома к дому, как тараканы, а их «хлопает» артиллерия. Соледар для них как мышеловка. Они в нее попали, а сзади российская армия вообще не отвечает. Я знаю, о чем говорю. В Николаеве, где мы стояли весной, соотношение русских ударов артиллерией и наших было десять к одному. В Северодонецке – двадцать к одному, а здесь российские регулярные силы сейчас вообще замолкли. «Вагнеровцы» только мечутся по городишку, пытаясь куда-то спрятаться», - рассказал Луценко.


«На всех остальных участках русская армия очень жестко пытается проломить нашу линию обороны, - описывает он ситуацию. - Тактика у них та же, что и прежде: сначала днем кидают огромные массы пехоты, которая физически и психологически изматывает наши войска, устилая поля огромным количеством трупов. Когда опускается ночь, в дело вступают профессиональные спецподразделения РФ, которые небольшими группами атакуют наши позиции: сначала по десять-пять человек, потом разбиваются на тройки-двойки. Часто они используют «вагнеровцев», среди которых есть две категории. Основная масса – это отставники Вооруженных сил РФ. Пенсия у них небольшая, так что они идут на контракт, получают оплату в два раза больше, чем у обычного русского солдата, плюс премия за каждый взятый взводный опорный пункт (ВОП). Но перед собой они пускают зэков, которые для них расходный материал, «группа разминирования». По сути, их просто пускают вперед и смотрят, где мины, а где украинский форпост. После этого начинают обрабатывать из минометов наши позиции, пытаясь ворваться в них. На бахмутском направлении таких штурмов ВОПов в день происходит несколько десятков. Иногда бывает, что за день мы теряем один ВОП, иногда мы возвращаем один-два или три. Это очень жесткие контактные бои, и героями здесь является, безусловно, украинская пехота. Именно они те герои, которые на своих плечах держат фронт и судьбу всей страны».

Он обращает внимание на то, что поставки тяжелой техники требуют времени, равно как и обучение экипажей, поэтому «вопрос танков – это вопрос весны», сейчас же украинцы должны выстоять перед лицом нового российского наступления. «Моя личная точка зрения – подчеркиваю, что это исключительно мое ощущение, – нас ожидает очень жесткий февраль. Из открытых источников мы видим, что Путин сумел призвать в армию не менее трехсот тысяч «мобиков» и даже их поверхностно обучить. Он назначил руководителем вторжения в Украину Валерия Герасимова. Это означает, что у него в распоряжении еще около двухсот тысяч срочников. Таким образом, в этом феврале против нас будет стоять группировка россиян, которая примерно в три раза больше, чем это было год назад. Да, на этой войне живая сила не является главным фактором. Первый фактор здесь – это артиллерия, второй фактор – бронетехника, и только третий фактор – это живая сила противника. Но, согласитесь, превосходство живой силы в три раза – это много. И волны, которые гонят на убой, по-сталински засыпая трупами каждое небольшое село и поселок, – это серьезнейший вызов», - считает он, предполагая, что где-то придется и отступать. Бывший генпрокурор подчеркивает, что «только выстояв в феврале, мы, возможно, в марте сможем рассчитывать на украинское контрнаступление, которое приведет к освобождению наших земель».

Российская реакция

Оживленно реагирует на новости о поставках танков и российская сторона, правда, по-разному. «Убежденные z-патриоты» уверены, что их армия легко уничтожит любое количество западных танков, критики военного командования указывают, что это важный фактор, игнорировать который нельзя. Генерал Владимир Шаманов, ныне депутат Госдумы, заявил, что изучал технику уничтожения немецких танков еще курсантом. «Мы знаем немецкие танки давным-давно. Мы их били, будем бить, и пусть они не рассчитывают ни на что иное. Будут гореть, как горели в сороковых годах прошлого века», - заверил он.

«Лиха беда начало. <…> Поскольку Российская Федерация ничего не сумела по этому поводу сказать в ответ, то, полагаю, дальнейшие поставки будут регулярными. Полагаю, что 30 танков Abrams, а также несколько десятков [танков немецкого производства] Leopard, которые поставят другие страны НАТО, создадут для Украины где-то через два месяца достаточно мощную танковую бригаду с современным вооружением, обеспечением запчастями, горючим и обученными на Западе экипажами. И, думаю, нашим войскам, к сожалению, не поздоровится в боях с этой бригадой», — так прокомментировал танковые поставки бывший «министр обороны ДНР», полковник ФСБ в отставке Игорь Гиркин, известный под псевдонимом «Стрелков». По его мнению, Украина не сможет одержать победу над Россией «с помощью только этих десятков танков», но нанести серьезный урон и, например, выиграть какие-то сражения с их помощью вполне возможно. «К сожалению, вражеская бронетехника, особенно учитывая, что ее наверняка передадут в самом лучшем состоянии, по многим параметрам превосходит ту технику, которая имеется сейчас у нас в войсках», — считает Стрелков. Он считает, что противостоять танкам Abrams и Leopard-2 в шестой и седьмой модели, российские современные танки «могут только относительно успешно». «А те танки, которые у нас планировалось противопоставить им, так называемые Армата Т-14, у нас просто не производятся. Они так и остались произведением фольклора министерства обороны, несмотря на десять лет и огромные деньги, потраченные на их разработку», — добавил он.

Если же Украина получит все, что запрашивал Залужный, то, по мнению Стрелкова-Гиркина, «то, пожалуй, они смогут создать, фактически, целую танковую армию». «И нашим войскам будет воевать с ними чрезвычайно тяжело, особенно учитывая, что у нас на фронт из резерва пошли уже Т-62, которые давным-давно были сняты с вооружения не только в Российской Федерации, но даже в СССР», — уверен он. Впрочем, главной причиной неуспехов российских военных сил Гиркин называет не технический, а моральный фактор. «У большинства мобилизованных (и большей части кадровых) военнослужащих ВС РФ отсутствует мотивация к жертвенности при ведении боевых действий против ВСУ, так как цели войны не только не разъяснены властями, но даже и вообще не определены официально. В тоже время дисциплинарные меры, которые имеются в распоряжении командования ВС РФ «по законам мирного времени», - недостаточны, чтобы заставить военнослужащих бояться их больше, чем смерти и увечья от огня врага». В этих условиях успешные действия в наступлении могут вести только «добровольческие» части («которых не может быть много») или «наемные части «Вагнера», «где имеется своя «внутренняя идеология» (характерная для ландскнехтов) в сочетании с жесточайшей репрессивной дисциплиной, выходящей за рамки даже законодательства военного времени эпохи СССР».

«Отсюда вывод: вести полноценное наступление на позиции стойкого и упорного противника «элитными» подразделениями командование может только на весьма узких ограниченных участках. (На пример - направление на Соледар-Бахмут), где можно вести боевые действия без привлечения других сил, кроме «штурмовиков Мертвой Головы», - считает Гиркин. - На всех остальных участках успешное наступление также (теоретически) возможно, - но только при условии создания многократного численного и (главное) технического превосходства над противником, позволяющего подавить его волю к сопротивлению, а у своих войск - создать понимание собственного крупного перевеса. Однако при столкновении с наиболее стойкими и профессиональными частями врага - и большое превосходство не является гарантией крупного успеха. А что имеем мы? А мы имеем в целом «паритет» в численности войск (достигнутый по итогам осенней «недомобилизации»), некоторое превосходство по некоторым видам тяжелой техники и артиллерии, но при крайнем недостатке нормальных средств разведки и связи (по которым враг в целом имеет существенное преимущество над нашими войсками)».

По этой причине желающий поражения Украине (он даже отказывает ей в праве на существование) Гиркин предрекает проблемы именно России: «Поэтому я и полагаю, что если наши войска перейдут в широкомасштабное наступление на одном или нескольких участках фронта - то - при сочетании недостаточности сил с низким моральным духом войск и очень слабым дисциплинарным аппаратом (вопрос про «качество» командования специально вообще не рассматриваю) - от поражения может спасти только еще худшее состояние войск противника. Столкнувшись со стойким и умелым сопротивлением врага, такое наступление неизбежно угаснет из-за невозможности командования заставить свои войска идти в бой с необходимой степенью воинской доблести. Что, в свою очередь, может позволить противнику (если он сумеет сохранить достаточные резервы) - нанести контрудары и добиться успехов. Быть может - даже оперативного и стратегического характера».

Характерной реакцией на «пораженческие настроения» Гиркина стало предложение владельца ЧВК «Вагнера» Евгений Пригожина ему лично занять в его частной армии одну из офицерских должностей. «Я, как старший начальник ЧВК «Вагнер», приглашаю господина Гиркина на фронт, чтобы проверить правильность его позиции и использовать, как он заявлял, его боевой опыт. Предлагаю ему прибыть на территорию ЛНР для назначения на руководящую должность, согласно его компетенции, в одно из штурмовых подразделений. Безусловно, высокую должность ему никто предложить не сможет, для этого необходимо показать свои возможности. Пора переходить от слов к делу», — передает слова Пригожина его пресс-служба. В ответ Гиркин написал в своем Телеграм-канале, что такие предложения «должны быть подкреплены и развиты переговорами в нормальном режиме», и он готов их рассмотреть «в вышеуказанном варианте нормальных деловых переговоров с военными сотрудниками ЧВК». «Ехать же в ЛНР (я там был не далее, как в конце ноября прошлого года) только для того, чтобы выслушать предложения, которые могут оказаться для меня заведомо неприемлемыми - не готов», - резюмировал он.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...