Ташкент и Бишкек обошли Нур-Султан | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Ташкент и Бишкек обошли Нур-Султан

По железной дороге в Китай

02.04.2021 15:41:20
№: 12(1415)
По железной дороге в Китай

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

ПОХОЖЕ, Ташкент намерен в скором времени вырваться в лидеры центрально-азиатского региона всерьез и надолго. Его руководство при поддержке нового президента Кыргызстана сделало заявку на участие в глобальных проектах, которые потенциально могут оставить Казахстан в аутсайдерах гонки за лидерство в историческом Туркестане. Впрочем, Кыргызстан не перестал быть «слабым звеном» любой региональной политики, в нем проступают контуры начинающегося соперничества за власть между президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым и главой Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбеком Ташиевым.

Начнем с итогов официального визита новоизбранного президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Узбекистан в конце марта. Его визави Шавкат Мирзиеев, как говорят источники в окружении кыргызского лидера, буквально ошеломил президента КР уровнем развития промышленности своей страны и изобилием всякого рода офисов мировых брендов – в области нефтехимии, производства самолетов, автомобилей, автобусов и т.п. Все в итоге привело к тому, что Жапаров сказал, что ему стало стыдно за свою родину. «У нас за эти годы даже производство зубочисток не смогли открыть. Занимались лишь одной политикой», - заявил он в интервью СМИ по возвращении и призвал соотечественников отказываться от митингов для того, чтобы страна процветала. В завершении, Мирзиеев не отпустил своего гостя с пустыми руками – подарил Кыргызстану кареты скорой помощи производства Volkswagen, и пообещал помочь с продуктами и лекарствами для борьбы с коронавирусом. 

Далее, не прошло и недели, как узбекская сторона выразила готовность принять участие в проектировании и строительстве отдельных участков железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Об этом с плохо скрываемой радостью сообщили в пресс-службе кабмина Кыргызстана. По сообщению официальных источников, в Ташкенте даже готовы рассмотреть вопрос софинансирования, по мере готовности технико-экономического обоснования проекта. Об этом стало известно на расширенном заседании совместной межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству.Стороны договорились создать благоприятные условия для перевозок железнодорожным транспортом путем предоставления тарифных преференций на взаимовыгодной основе по предложениям железнодорожных администраций сторон.

Постройка железной дороги из Китая по югу Кыргызстана – в сердце Ферганской долины - считается одним из приоритетов китайской политики, поскольку позволит создать новый и самый удобный маршрут торговой и политической экспансии в самый густонаселенный регион Центральной Азии. Кроме всего прочего, проект может быть реализован на китайском стандарте колеи, что сильно снизит возможности его интеграции с действующей железнодорожной сетью региона. Многие кыргызские активисты также обращают внимание на тот факт, что маршрут железной дороги проходит прямо по многочисленным месторождениям ценных полезных ископаемых на юге Кыргызстана, что позволит стороне, владеющей концессией на управление и постройку этого транспортного маршрута, получить дополнительные «плюшки» в виде ценных активов. Однако, в ситуации, когда Китай является одним из главных кредиторов Кыргызстана, которому нужно выплачивать по займам уже в этом году (а денег в бюджете на этот нет физически), вполне возможно, что максимальные уступки по маршруту этой железнодорожной ветки до Ферганы с кыргызской стороны служат своего рода компенсацией за списание или отсрочку по долгам.

Пока же Бишкек и Ташкент позиционируют этот проект, как свою инициативу. Министр транспорта, архитектуры, строительства и коммуникаций Кыргызстана Гульмира Абдралиева пояснила, что в рамках двустороннего сотрудничества планируется активная работа по всем вопросам транспортного взаимодействия. В частности, к летнему туристическому сезону планируется проработать вопрос запуска автобусного сообщения из Ташкента в Иссык-Кульскую область. Стороны также возобновляют сезонные маршруты по железнодорожному и авиасообщению Ташкент — Балыкчи, Ташкент — Тамчи — Ташкент.

Для узбекской стороны согласие на сделку, которую, вероятно, в интересах Пекина лоббировал Бишкек, могло быть оплачено уступками в приграничных спорных территориях. Во всяком случае, именно после визита в Ташкент и новостей о строительстве железной дороги до Китая Жапаров неожиданно сообщил о том, что ему удалось договориться по острейшим вопросам делимитации и демаркации границы с Узбекистаном, которые не решались последние 30 лет. Как сообщила его пресс-секретарь Галина Байтерек, узбекский анклав Сох, расположенный в самой южной части Баткенской области Кыргызстана получит прямой выход на «большую землю», превращаясь из изолированного узбекского «островка», окруженного кыргызскими территориями, в «полуостров».

Однако уступчивость Жапарова вызвала сопротивление в самом его окружении. Стало ясно, почему глава государства так настоятельно рекомендовал не заниматься «политикой». С критикой договоренностей выступил ближайший соратник Жапарова - глава Госкомитета нацбезопасности и руководитель госкомиссии по вопросам границы (по совместительству) Камчыбек Ташиев. Он сразу же дезавуировал слова своего руководителя (коим является глава государства по конституции): мол, ничего подобного нет и не будет. Ташиев дал понять, что все вопросы могут быть решены только в ходе его собственного визита в Ташкент. Сказал он это и сделал – тоже полетел в Ташкент. А по возвращении оттуда заявил, что ему удалось решить вопросы размежевания границ с Узбекистаном на участке общей протяженностью более одной тысячи километров. В общем, Ташиев дал понять, что точку в этом вопросе, который не мог решиться в течение всей тридцатилетней истории суверенного Кыргызстана, поставил именно он.

По его словам, Кыргызстан получил примерно 800 квадратных километров спорных территорий, произведя «равный обмен» с Узбекистаном. Но самое главное, что узбекская сторона получила даже не равный, а кое-где и вовсе приоритетный доступ к водохранилищам Ферганской долины. Образно говоря, сделка получилась по формуле «земля в обмен на воду». И какими будут последствия подобных шагов Ташиева, сказать трудно, однако ясно, что значимость влаги, как важнейшего невозобновляемого ресурса в мире растет с каждым годом. Что интересно, Жапаров публично слова главы ГКНБ никак комментировать не стал. Эксперты лишь отметили, что налицо желание главного чекиста страны светиться в лучах софитов. И для президента эта ситуация таит много потенциальных угроз.

А пока председатель ГКНБ КР продолжает свой пиар на разграничении с узбеками: Ташиев «совместно со специальным представителем правительства по приграничным вопросам Назирбеком Борубаевым в ближайшие дни проведут информационно-разъяснительные мероприятия по итогам заседания правительственных делегаций по делимитации и демаркации кыргызско-узбекской государственной границы». Чиновники из Бишкека посетят приграничные территории Баткенской, Джалал-Абадской, Ошской областей, где проведут встречи с населением и детально разъяснят итоги подписанного протокола. Уже даже обнародована программа встреч на ближайшие неделю – десять дней.

Ташиев и не думает тормозить

Но на этом успехе глава ГКНБ Кыргызстана не планирует останавливаться. После Ташкента он сразу же поехал в Душанбе и также для переговоров по вопросам границы. И тоже обозначил кардинально новый подход к решению пограничных споров, из-за которых на рубежах сопредельных стран периодически вспыхивают перестрелки и драки. Ташиев рубит с плеча и сразу же предложил полностью обменять таджикский анклав Ворух на равнозначную по размеру территорию Баткенской области. Официальный Душанбе широты жеста, видимо, еще не оценил и пока молчит. Или отвечает «заочно» - устами экс-министра иностранных дел Таджикистана Хамрохона Зафири, который в интернете вступил в полемику с главным чекистом Кыргызстана. По его словам, выступление Ташиева по итогам первого раунда переговоров Таджикистана и Кыргызстана по вопросам размежевания госграницы — это «полный бред». 

«Таджикистан никогда не считал Ворух анклавом. В Таджикистане считают, что кыргызская сторона, оккупировала таджикские земли.Таджикистан — суверенное государство, его границы незыблемы и неприкосновенны. У нас стабильная страна, где живут мирные, трудолюбивые люди, есть адекватное правительство и глава государства. Мы не претендуем на чужие территории и ни пядью своей священной земли ни с кем делиться не собираемся. Думаю, делегация Таджикистана не будет будоражить свой народ и дружественный народ Кыргызстана до принятия соответствующих решений на основе равноправия, уважения и добрососедства. Ворух, согласно всем историческим документам, политическим и географическим картам, не был анклавом. Вопрос не стоит о возвращении каких-либо земель Таджикистану», — высказался Зарифи.

В ответ Ташиев примирительно заявил, что это всего лишь было предложение кыргызской стороны. Председатель ГКНБ отметил, что «если Зафири так хочет, то пусть делает выпады лично в его адрес», но уж «никак не против Кыргызстана и кыргызов».

Как известно, общая протяженность границы Кыргызстана и Таджикистана немного меньше тысячи километров, из которых согласована пока лишь половина. Значительная часть рубежей идет по сложнейшему горному рельефу, где, к тому же, берут начало местные водные источники, критически важные для сельского хозяйства Ферганской долины.

Трудность в диалоге с Таджикистаном понимает и сам Ташиев. Когда перед отъездом в Душанбе он провел пресс-конференцию, все заметили, что он скрывал свою нервозность тем, что грубил и делал замечания журналистам. Наиболее примечателен момент ответа на вопрос о спорных участках с Узбекистаном, в частности вокруг анклавов Сох и Барак, когда Ташиев жестко попросил журналистку «Азаттыка» не перебивать его. «Вы меня послушайте либо выйдите. Не перебивайте», — заявил Ташиев. Многие журналисты в этой связи вспомнили экс-президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова в бытность, когда он только-только начинал свою работу на посту премьер-министра Кыргызстана в 2017 году. Тогда чиновник тоже много нервничал, но прятал это все за жестким стилем работы.

На упомянутой пресс-конференции Ташиев использовал все уловки из арсенала чиновников. Так, комментируя вопрос о газовом и нефтяном месторождении в Баткене, которым пользуется Узбекистан, председатель ГКНБ заявил, что «журналисты намеренно распространяют недостоверную информацию». «Вы, журналисты, самые умные, профессионалы, но иногда, зная, вы распространяете недостоверную информацию», — сказал он. Однако позже он все же подтвердил заявление журналиста, сказав, что газохранилище с советских времен использовал Узбекистан, и теперь тоже будет продолжать там работать. «Газохранилище остается на территории Кыргызстана. Но месторождение передается в аренду Узбекистану», —признал глава ГКНБ. Уточнить сроки и размер оплаты аренды за использование кыргызского газа не удалось, так как количество вопросов ограничили.

Духовные угрозы

Пока главный чекист разъезжает по соседям, проблемы растут и внутри страны. На этой неделе стало известно, что выборы нового главы Духовного управления мусульман Кыргызстана – муфтия - перенесли на 29 мая. Состояться они должны были 4-5 апреля. Как сообщили прессе представители Совета улемов, решение было принято по предложению регистрационной и аттестационной комиссии Совета улемов.

Отметим, ранее Совет улемов на своей странице Facebook сообщил, что «неизвестные лица оказывают давление на комиссию». «По телефону на имя председателя комиссии Мамасабыра Досболуулу поступают угрозы. Из-за этого заседание комиссии 25 марта было сорвано. Мы намерены обратиться в соответствующие органы и принять меры в отношении лиц, которые пытаются разжечь рознь в религиозной сфере», — говорится в сообщении.

По информации некоторых религиозных деятелей, аттестационной комиссии угрожали сторонники Шакира Маматова, требуя выдвинуть его на пост муфтия. Кроме указанного кандидата на должность Верховного муфтия Кыргызстана претендуют еще семеро духовных лиц. Курултай Совета улемов мусульман Кыргызстана, на котором должны были избрать нового муфтия, был запланирован на 5 апреля, и регистрация кандидатов на пост муфтия КР завершилась уже 17 марта. С 29 марта по 1 апреля должен был пройти конкурс среди претендентов на высокий религиозный пост и определены три кандидатуры на рассмотрение курултая. Однако пока этого не произошло.

Помимо избрания муфтия, 5 апреля должны были быть избраны члены самого Совета улемов. Заявление на имеющуюся 21 позицию подали 75 религиозных деятелей. Муфтий, как и члены совета избираются сроком на четыре года. С учетом взрывного роста религиозности в кыргызском обществе, значение ДУМК нельзя переоценить, однако, пока у Камчыбека Ташиева до этих дел банально не дошли руки. И это шанс для Жапарова, который если и вынужден терпеть строптивого товарища на ключевой позиции в стране, то ясно недолго. Поэтому все основные бои, как говорят в Кыргызстане, как всегда – впереди....
Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...