Телефонное утешение | Деловая неделя
19 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Телефонное утешение

24.09.2021 09:36:59
№: 35(1438)
За сдачу eGov?

«ДН»

НА ЭТОЙ неделе правительство обрадовало казахстанцев: наша страна получит свой цифровой телефонный код, и теперь телефонные номера у нас будут начинаться с +997 вместо +7, который мы 30 лет делили с Россией. Казалось бы, ну ок, хорошо, пусть так, наверное, это удобнее. Проблема только в том, что еще в прошлом году в том же самом министерстве, которое преподносит нам этот «подарок», отстаивали выгоду сохранения общего с россиянами кода +7. Происшедшее – это яркий пример того, как правительство одной и той же партии, бессменно формирующей Кабмин путем согласования кандидатур министров президентом с парламентом, может спокойно менять свою точку зрения на различные вопросы диаметральным образом. Сегодня оно обосновывает одно, завтра – совершенно противоположное. Причина этого проста – у наших властей нет никакой особенной идеологии, на основе которой формируется их политика, принимаются решения, ведутся переговоры. Все решает выгода момента либо какие-то персональные предпочтения конкретных чиновников, что заставляют общественность думать, что у них есть еще и личная заинтересованность в конкретных изменениях «генеральной линии». Или речь идет о банальной попытке задобрить социальные сети, возмущенные сдачей eGov-а российскому Сберу?

Об изменениях в кодировке сообщил сам министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин в своем аккаунте в Facebook: «С прошлого года мы работаем с телекоммуникационными компаниями, чтобы добиться уникального для Казахстана международного кода. В результате этих переговоров у нашей страны появился независимый код +997. Готовятся соответствующие документы, принимаются меры по переходу на новый код». В результате, теперь, когда звонки на смартфонах абонентов будут определяться, вместо «Россия» (как пишется сейчас) страна, откуда звонит номер, будет обозначена уже как «Казахстан».

В пресс-службе Министерства цифрового развития пояснили, какие еще «плюшки» ждут казахстанцев от смены кода с +7 на +997, который наша страна уже даже зарезервировала за собой в Бюро стандартизации электросвязи Международного союза электросвязи (МСЭ). Также Минцифра сообщает, что «с операторами связи проработан план перехода на новый международный телефонный код на сетях связи» и «согласно регламентациям МСЭ с администрацией связи России будет проработан вопрос выхода Казахстана из зоны нумерации +7», после чего международный союз и присвоит Казахстану новый код. Что до плюшек, то чиновники говорят, что «полный переход на код +997 даст Казахстану возможность независимо распределять национальный ресурс нумерации и позволит расширить национальную систему по числу абонентов и услуг». Также сообщается, что согласно плану Минцифры, Казахстан перейдет на новый национальный код с января 2023 года. После этого новый и старый коды могут быть использованы параллельно в течение двух лет, окончательная отмена «семерки» ожидается с 2025 года.

Ок, но что в этом же ведомстве говорили в прошлом году? В конце апреля 2020 года в Минцифре отвечали на запрос сайта Tengrinews по поводу сохранения в Казахстане кода +7, вызванный тем, что уже тогда тема отказа от «российского кода» будировалась в социальных сетях. Собственно, говорилось опять же о том, что «ситуации, когда разные страны имеют один и тот же код, – обычная мировая практика». «Этот телефонный код наши страны разделяют так же, как, к примеру, код +1 делят между собой США и Канада. Никто же при этом не говорит, что Америка пользуется канадским кодом или наоборот», - заявила заместитель председателя Комитета Зульфия Худайбергенова. Кстати, она до сих пор работает на этой же позиции, и, теперь, наверное, просто думает иначе.

Чиновница в прошлом году напомнила, что «разделение кода +7 между двумя странами закреплено на международном уровне и каждая страна-владелица может использовать по своему усмотрению лишь выделенную ей часть цифрового ресурса». «Соглашением между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, подписанным в 2006 году, ресурс нумерации 7 сводной зоны поделен между двумя государствами, и каждая страна использует лишь свою часть ресурса независимо от другой. Так что я считаю +7 кодом Казахстана», - отметила заместитель председателя Комитета телекоммуникаций. И хотя уже тогда г-жа Худайбергенова допустила, что «Казахстан, как независимое государство, при необходимости может выйти из этой цифровой зоны», однако она же перечислила и проблемы, которые возникнут в этом случае: «В таком случае нам будет присвоен 3- или 4-значный код. Поэтому и номера наших телефонов увеличатся: с 11-значных сейчас – на 14-значные в последующем. Я уже не говорю о том, что мы ограничим возможности развития национальной сети, а сама перестройка и перепрограммирование сетей потребуют немало времени и финансовых ресурсов».

То есть в 2020-м году Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности считало, что переход на независимый телефонный код «ограничит возможности развития национальной сети», а в 2021-м году оно же считает, что он «позволит расширить национальную систему по числу абонентов и услуг». Чувствуете логику? Нет? Мы тоже не чувствуем. Но она же не суслик, чтобы присутствовать даже, если мы ее не видим! Как можно одно и тоже действие интерпретировать диаметрально противоположно?! Прошел только один год. Может что-то в области связи как-то сильно поменялось? Нет. И тогда, и сейчас мы живем в условиях карантинов и пандемии. Лишних денег не было тогда, нет и сейчас. Сейчас их, наверное, нет даже еще больше, чем тогда. Но вот сейчас это выгодно, а тогда выгодно не было. Не было демографического взрыва, чтобы нам срочно понадобилось много новых номеров для новых абонентов. Не было даже охлаждения отношений между странами, чтобы мы, наконец, решились оборвать эту пуповину, зависшую между нами на тридцать лет. Наоборот, судя по планам того же самого Кабмина, мы на пороге того, чтобы вовсе «сдать» свою цифровую государственную платформу северному соседу в лице Сбера. Так что же такое изменилось, что отношение к этому достаточно несложному вопросу у чиновников вдруг поменялось на 180 градусов? Нет ответа.

Зато есть едкие комментарии специалистов. Так, к примеру, Президент ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана» Шавкат Сабиров в разговоре с журналистом того же Tengrinews справедливо замечает: «Я понимаю, когда в начале 90-х, когда Казахстан получил независимость и все дружно начали менять названия улиц, городов, чтобы хоть какую-то свою идентичность проявить. Но сейчас, когда мы уже 30 лет прожили с этим номером, когда на улице пандемия, карантин, когда люди реально остались без работы, кто-то испытывает сложности и так далее, мы сейчас опять создаем всей стране кучу проблем. Я уже не удивляюсь ничему. Давайте отложим. Когда страна придет в себя, вздохнет после пандемии, карантина, когда экономика начнет работать в полный размах, тогда потихоньку меняйте, что-то делайте. Но не сейчас». И он такой не одинок. Вопреки в целом скептическому отношению казахских соцсетей к политике Кремля, новость о смене цифрового кода не встретила такой оживленной реакции, какую (правда с обратным знаком «минус») собрала информация о том, что переделывать криво собранное цифровое правительство будет российский Сбер с «прокладкой» в виде связанной с акционерами ERG казахстанской IT-компании. Пользователи, наоборот, начали спрашивать друг друга, кто же теперь решил нажиться на этой процедуре?

В итоге, единственное логическое объяснение (если мы не будет рассматривать коррупционные факторы) для неожиданного «развода» с Россией по телефонным кодам, заключается в том, что это такая кость, которую наши власти пытаются бросить нам, чтобы успокоить общество, все еще возмущенное «волевым» решением Кабмина «слить» наш eGov взамен новой цифровой платформы от российского Сбера. Почти одна и та же сфера, но противоположный тренд; в каком-то смысле замысел понятен: показать, что мы не до конца «легли» под северного соседа, у нас какой-то «табачок» еще врозь! Вот только это совсем неравнозначные вещи – цифровой код и цифровое правительство, да, и стоить это показушное проявление независимости нам будет, похоже, совсем недешево – и это в нынешний-то голодный год. Не зашел нам Ваш креативчик, господа. Не зашел…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...