Точки роста и падения | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Точки роста и падения

21.09.2021 10:38:03
№: 35(1438)
Нигмат РАМАЗАНОВ

Улучшение внешних и внутренних условий длительное время не оказывало адекватного влияния на показатели денежного и финансового рынка Казахстана. Такая тенденция на фоне наблюдаемого улучшения ценовой конъюнктуры на сырьевые товары сохранилась и в начале текущего года, но постепенно ситуация начала меняться в лучшую сторону.

Прошлый год характеризовался резким ухудшением внешних и внутренних условий, связанных с пандемией коронавируса. Падение мировых цен на сырьевые товары, сокращение притока экспортной выручки оказывало давление на экономику и финансовые рынки. В частности, заметно снизилась стоимость тенге по отношению к доллару и евро, но при этом повысился его курс к российскому рублю. На этом фоне, согласно данным официальной статистики, наблюдалось ускорение темпов роста цен на потребительские товары и услуги до 7,5%.

Что касается других параметров монетарной политики, то их динамика также оставляла желать лучшего. Впрочем, некоторые показатели продемонстрировали достаточно высокие темпы прироста, что во многом было обусловлено курсовой переоценкой в результате девальвации тенге к основным мировым валютам. Так, динамика роста денежных агрегатов, объема депозитов сложилась выше темпов инфляции. Более медленно, на 5,5% в номинальном измерении, повысились объемы кредитования банками реального сектора экономики.

Валовые международные резервы Национального банка выросли за прошлый год более чем на 23%. Активы в свободно конвертируемой валюте увеличились на 2 млрд., превысили 12 млрд. долларов. Прирост активов в золоте превысил 4,7 млрд., составил на начало текущего года около 23,6 млрд. долларов. Опережающий рост был обусловлен как ростом мировых цен на золото, так и покупками драгоценного металла на внутреннем рынке.   При этом активы Национального фонда в иностранной валюте сократились за год более чем на 3млрд. до уровня около 58,7 млрд. доллара.

Пандемия коронавируса длится уже больше года. Все ждут ее окончания, но прогнозы по поводу того, как долго мы еще будем возвращаться к нормальной жизни, не очень утешительные. В то же время жизнь не стоит на месте, экономика и люди постепенно приспосабливаются жить и работать в новых условиях. В этом году ожидается восстановительный рост мировой экономики после падения в прошлом году, а также повышение мировых цен на сырьевые товары, оказывающих ключевое влияние на состояние отечественной экономики и показатели монетарной политики.

Ожидания и прогнозы касательно повышения цен на сырьевые товары подтверждаются. В частности, котировки нефти сорта Brent выросли с уровня порядка 52 доллара в начале января до 75 в конце первого полугодия. В июле и августе рост цен прекратился, но нефтяные цены оставались на высоком уровне, в среднем за месяц складывались выше 70 доллара за баррель. Можно утверждать, что ценовая конъюнктура на сырьевые товары заметно улучшилась по сравнению с предыдущим годом, стоимость указанной марки нефти значительно превысила традиционно консервативные прогнозы казахстанского правительства на текущий год (35 доллара пересмотренные затем в сторону повышения до 50 и 60 доллара за баррель).

Рост цен в начале года в очередной раз не оказал адекватного влияния на параметры денежно-кредитной политики, однако постепенно отдельные показатели начали показывать положительную динамику.

Достаточно стабильная ситуация в истекшем периоде года наблюдалась на внутреннем валютном рынке. Девальвация тенге по отношению к доллару США в пределах 1-2% компенсировалась усилением тенге к евро. При этом, начиная с апреля, наметилась тенденция ослабления позиции тенге по отношению к российскому рублю. Пока внешние и внутренние условия складываются таким образом, что в течение ближайших месяцев ситуация на внутреннем валютном рынке, скорее всего, не претерпит существенных изменений.

После падения в начале года возобновился рост денежной базы. Денежная база в широком определении расширилась за январь-июль на 5,3%, составила 10,3 трлн. тенге. Денежная база в узком выражении, то есть без учета срочных депозитов банков в Национальном банке, расширилась более чем на 20%, превысила 6,1 трлн. тенге. Денежная масса за 7 месяцев увеличилась на 13,3%, превысила 28,2 трлн. тенге. Наличные деньги в обращении выросли на 7,3% до 3,03 трлн. тенге.

Объем депозитов резидентов в банках за январь-июль увеличился на 14,1% (на 3,1 трлн. тенге), превысил на конец июля 25,2 трлн. тенге. Депозиты юридических лиц выросли за отчетный период до уровня около 12,96 трлн., физических лиц - почти до 12,25 трлн. тенге. Средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным депозитам в национальной валюте небанковских юридических лиц в июле составила 7,3%, по депозитам физических лиц - 8,5%.

В лучшую сторону изменилась ситуация на рынке кредитования. Объемы кредитов реальному сектору увеличились за семь месяцев на 9,5% по сравнению с началом года, составили более 16 трлн. тенге. Кредиты юридическим лицам в структуре ссудного портфеля банков второго уровня составили более 7,15 трлн., физическим лицам – увеличились до 8,86 трлн. тенге. Валютная структура портфеля изменилась мало. Объем тенговых кредитов повысился до уровня около 14,11 трлн., а в иностранной валюте, напротив, снизился до 1,91 трлн. тенге в июле.

Состояние рынка государственных долговых ценных бумаг на протяжении последних лет характеризуется увеличением объема бумаг в обращении. Объем краткосрочных нот Национального банка, используемый для изъятия «избыточной» ликвидности, составил на конец июля текущего года более 3,31 трлн. тенге, увеличился с начала года на 13,2%. Объем в обращении облигаций Минфина вырос за отчетный период почти на 7,7%, составил около 10,21 трлн. тенге. Суммарный объем ГЦБ в обращении вырос за январь-июль на 8,2% до уровня более 14,56 трлн. тенге.

Динамика роста рынка государственных ценных бумаг в обращении остается высокой, но это не тот случай, что бы радоваться этому. Рост объема нот связан с изъятием ликвидности, поскольку эти деньги не идут на кредитование реального сектора из-за высоких рисков невозврата. Что касается бумаг Минфина, то рост их объема обусловлен необходимостью финансирования дефицита республиканского бюджета. Динамичный рост объема облигаций в обращении в условиях высоких процентных ставок по ним сопровождается увеличением внутреннего долга правительства и, соответственно, расходов бюджета по его обслуживанию.

Далеко не лучшую динамику продемонстрировали в истекшем периоде года и ряд других показателей монетарной политики. Серьезной проблемой стало ускорение роста цен на потребительские товары и услуги, несмотря на сравнительно стабильный обменный курс тенге по отношению к основным мировым валютам. В августе инфляция в годовом выражении подскочила до 8,7%. Основной причиной инфляционного давления стали немонетарные факторы, связанные с ценами на продовольственные товары, которые выросли на 11,4% в годовом измерении. Ускорилась также непродовольственная инфляции и инфляция платных услуг населению.

Правительство и Национальный банк по поручению главы государства разработали комплекс мер антиинфляционного реагирования. По оценке властей, эффективная реализация намеченных мер позволит до конца текущего года снизить продовольственную инфляцию до 8%. Тем не менее, до конца года ожидается сохранение высокой динамики инфляционных процессов. По последним оценкам Национального банка, инфляция в годовом выражении будет находиться в коридоре 7,5-8,5% против 4-6%, прогнозируемому Национальным банком и правительством ранее.

На протяжении почти всего истекшего периода года наблюдалась отрицательная динамика роста по международным резервам страны. Чистые международные резервы Национального банка за восемь месяцев сократились почти на 1,2%, составили 34,72 млрд. долларов США. При этом запасы в свободно конвертируемой валюте выросли за отчетный период на 15,2% до уровня около 13,9 млрд. долларов. Активы в золоте сократились на 2,9% до уровня около 22,91 млрд. долларов. Активы Национального фонда в иностранной валюте снизились за восемь месяцев почти на 1,9 млрд. (на 3,2%) до объема менее 56,9 млрд. доллара, несмотря на улучшение ценовой конъюнктуры на сырьевые товары.

Следует отметить, что до недавнего времени показатели выглядели намного менее позитивно. Заметное улучшение динамики резервов Нацбанка наблюдалось в августе в результате воздействия отдельных событий. Так, по предварительным данным, валовые международные резервы Национального банка на конец августа составили 36,8 млрд., увеличились за месяц на 1,8 млрд. долларов США. Рост резервов, по словам зампреда банка, произошел в основном за счет активов в свободно конвертируемой валюте, которые увеличились на 1,7 млрд. долларов. Такой значительный рост объясняется поступлением специальных прав заимствований от Международного валютного фонда на сумму 1,6 млрд. долларов. Дополнительную поддержку резервам регулятора оказал рост портфеля золота: за счет приобретения драгоценного метала в рамках реализации приоритетного права покупки на внутреннем рынке.

Разовое событие оказало значительное влияние и на ускорение темпов роста вкладов населения в банках. Произошло это в результате принятого решения о возможности частичного использования пенсионных накоплений. Согласно данным ЕНПФ, по состоянию на 1 июля на счета банков для улучшения жилищных условий было переведено свыше 1,5 трлн. тенге, которые были зачислены в основном на счета Отбасы банка. В дальнейшем влияние этого фактора не будет оказывать существенного влияния на ресурсную базу банков, поскольку изъятие накоплений вкладчиков значительно сократится.

Как бы то ни было, отдельные показатели денежно-кредитной политики в истекшем периоде года продемонстрировали положительную динамику. Их динамика в дальнейшем, как и прежде, будет во многом определяться конъюнктурой мировых цен на сырьевые товары. До конца года еще есть время, и цены могут измениться как в одну, так и в другую сторону. Вместе с тем сегодня уже можно с достаточно высокой долей уверенности ожидать, что мировые цены на наш основной экспортный товар – нефть – сложатся примерно в полтора раза выше фактического уровня предыдущего года. 

Как было отмечено, прогноз по мировой цене на нефть был пересмотрен властями в сторону повышения до 60 долларов за баррель, что, по логике, должно бы способствовать ускорению роста отдельных параметров монетарной политики. Однако это обстоятельство мало отразилось на показателях экономического роста и денежно кредитной политики. Так, объемы депозитов и кредитов экономике прогнозируются монетарными властями лишь не намного выше фактического уровня по состоянию на начало августа. Кроме того, ожидается, что валютные активы Национального фонда сократятся еще более чем на 2,5 млрд. до 54,2 млрд. долларов США.

 

 

 

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...