Точки роста и падения 2
Нигмат РАМАЗАНОВ
Первая половина года близится к концу. Итоги развития отечественной экономики истекшего периода ожидаются сравнительно неплохими, учитывая снижение мировых цен на наш основной экспортный товар. Разумеется, не обошлось и без минусов, обусловленных, кроме прочего, указанным обстоятельством в виде существенного снижения котировок нефти не только относительно прошлого года, но и прогноза правительства на текущий год.
Наступивший год будет более тяжелым, чем прошлый, заявляла буквально в первые дни нового года исполнительный директор Международного валютного фонда. По ее словам, в наступившем году три крупнейшие мировые экономики: США, Китая и ЕС - замедлятся, причем это произойдет одновременно. Пока все складывается по указанному сценарию. Темпы роста мировой экономики замедляются и пересмотрены в сторону ухудшения ниже уровня 3%, что наряду с другими факторами отражается на снижении спроса и цен на сырьевые товары.
Основным фактором, оказывающим ключевое влияние на состояние отечественной экономики и финансового рынка, являются мировые цены на сырьевые товары. Начало текущего года с этой точки зрения выдалось менее благоприятным, чем в предыдущем. Понизились котировки не только на нефть – главную опору казахстанской экономики, - но и на ряд других сырьевых товаров. Однако это обстоятельство, в отличие от прежних лет, пока не отразилось на отдельных показателях финансового рынка и экономики в целом. Во всяком случае, в начале года, в течение января-апреля.
Торги нефтью сорта Brent на Лондонской товарной бирже в январе открылись в районе близком к 90 долларам за баррель. Однако затем продолжилась тенденция движения котировок вниз, начавшаяся еще во второй половине прошлого года. В марте и мае цены в отдельные моменты приближались к уровню в 70 доллара, но оставались выше указанной отметки. В июне котировки в моменте также опускались ниже 72 доллара, но в среднем за месяц сложатся в районе 75 доллара за баррель. Отметим, что в июне прошлого года цены достигали уровня 120 доллара за бочку. Таким образом, в среднем за первое полугодие котировки эталонной марки нефти сложились намного ниже не только значения аналогичного периода предыдущего года, но и прогноза правительства на текущий год (85 доллара за баррель).
Ухудшение ценовой конъюнктуры на нефть ранее, как правило, негативно отражалось на показателях отечественной экономики и финансового рынка. Отличительной особенностью начала текущего года стал тот факт, что реакция тенге и отечественной экономики в целом на снижение мировых цен на нефть оказалась ограниченной. Более того, по итогам четырех месяцев темпы роста ВВП повысились до 5%. Тем не менее, ухудшение ценовой конъюнктуры будет оказывать давление на казахстанскую экономику. Так, уже в мае рост ВВП замедлился до 4,5%, на что влияние, помимо прочего, оказало снижение цены на нефть, резкое сокращение профицита внешней торговли.
Другой примечательной особенностью истекшего периода стало укрепление тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров. Как известно, курс тенге к доллару США, как правило, слабел не только в условиях падения мировых цен на нефть, но часто даже при росте цен. Так, в последний раз такое наблюдалось в 2022 году, когда при мировых ценах на нефть порядка 100 долларов за бочку тенге к доллару ослабел более чем на 7%. При этом девальвация тенге к российскому рублю, экономика которой оказалась под беспрецедентно жесткими санкциями коллективного Запада, превысила 11%.
По-другому сложилась ситуация на внутреннем валютном рынке в первой половине текущего года. Реакция тенге на падение нефтяных цен в январе-июне была весьма ограниченной. В течение первой половины года средневзвешенный биржевой курс американской валюты двигался в основном вниз, оставался ниже отметки на начало года (462,66 тенге). Позиция тенге к основной мировой валюте выражалась укреплением на 0,5 - 3,7% на отчетные даты. Официальный обменный курс доллара только в январе превысил отметку на конец прошлого года, а в течение февраля - мая менялся в интервале 451,94 -446,60 тенге.
Снижение курса доллара на внутреннем рынке аналогичным образом отражалось на стоимости евро. На формирование стоимости евро влияло также изменение его курса к доллару на мировых рынках. Поэтому официальный курс европейской валюты в среднем за месяц в первой половине года поднимался выше и опускался ниже среднего значения за предыдущий год (484,22 тенге). Обратная картина наблюдалась по паре рубль-тенге. Российская валюта в истекшем периоде года понесла существенные потери в паре с долларом. Ослабление позиции рубля к доллару аналогичным образом отразилось на его позиции на внутреннем валютном рынке. Официальный курс российской валюты в мае упал до 5,53 тенге (против 6,43 тенге на начало года), темпы укрепления тенге к рублю повысились до 14%.
Еще одним важным событием стало увеличение резервов страны. Ухудшение ценовой конъюнктуры и сокращение притока экспортной выручки не сказалось пока на объеме международных резервов. Согласно информации Национального банка, в январе-мае его валовые международные резервы увеличились на 1,1% (на 400 млн.), составили около 35,48 млрд. долларов США. Активы регулятора в свободно конвертируемой валюте выросли почти на 6,5%, в золоте – снизились примерно на 540 млн. до уровня порядка 15,53 и 19,95 млрд. долларов соответственно. Прирост активов Национального фонда в долларовом измерении за пять месяцев сложился на уровне 3,48 млрд., превысил 59,2 млрд. долларов.
Указанные положительные изменения сопровождались ухудшением показателей в других секторах денежного и финансового рынка. Так, по результатам января-мая сократился объем денежных агрегатов, снизилась ресурсная база банков второго уровня из-за падения объема депозитов юридических лиц. Что в свою очередь отражается на слабых показателях роста кредитования банками реального сектора экономики. Впрочем, надо отметить, что такие явления наблюдались и ранее, причем при более благоприятной ценовой конъюнктуре на сырьевые товары, и были обусловлены проблемами в экономике, накопившимися в предыдущие годы.
Мало изменилась ситуация в отчетном периоде на рынке государственных ценных бумаг, где наблюдается устойчивый рост бумаг в обращении. За истекшие пять месяцев объем ГЦБ в обращении вырос на 11,2%, превысил 18,86 трлн. тенге. Объем краткосрочных нот Национального банка по состоянию на начало июня составил около 2,54 трлн., облигаций министерства финансов - превысил 15,26 трлн. тенге. Объем в обращении первых вырос с начала года примерно на 300 млрд., вторых – более чем на 1,4 трлн. тенге. Произошедшие изменения свидетельствуют о сохранении высокого уровня так называемой «избыточной» ликвидности банков второго уровня и дефицита республиканского бюджета.
Динамика роста рынка государственных ценных бумаг в обращении остается высокой. Однако это не тот случай, что бы радоваться росту. Объем нот в обращении связан с изъятием ликвидности, поскольку эти деньги не идут на кредитование реального сектора из-за высоких рисков невозврата. Что касается бумаг Минфина, то рост их объема обусловлен необходимостью финансирования дефицита республиканского бюджета. Динамичный рост объема облигаций в обращении в условиях высоких процентных ставок по ним сопровождается увеличением внутреннего долга правительства и, соответственно, стремительным ростом расходов бюджета по его обслуживанию.
Традиционно ухудшение ценовой конъюнктуры на нефть негативно отразилось в первую очередь на стоимостных объемах экспорта товаров. Объемы экспорта за январь-апрель снизились на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, в то время как импорт вырос более чем на 40%. В результате опережающего роста импорта и падения экспорта профицит торгового баланса по итогам четырех месяцев сократился в два раза до уровня менее 6,6 млрд. долларов США.
Резкое снижение профицита торгового баланса в свою очередь отрицательно сказалось на состоянии платежного баланса страны. Текущий счет платежного баланса по итогам первого квартала, по предварительной оценке Национального банка, сложился с дефицитом в 1,6 млрд., в то время как в аналогичном периоде предыдущего года был зафиксирован профицит в 4,8 млрд. долларов США. Переход положительного текущего счета в отрицательную зону связан в первую очередь со снижением профицита торгового баланса. Что обусловлено увеличением импорта товаров на фоне сокращения экспорта, сказано в пресс-релизе регулятора.
Еще одной болевой точкой последнего времени стал высокий уровень инфляции. В феврале ее показатель достиг многолетнего максимума, превысил 21% в годовом измерении. После этого темпы роста цен на потребительские товары и услуги пошли вниз, что было связано в основном с техническим фактором в результате влияния эффекта базы сравнения. Глава государства поставил перед правительством задачу по снижению инфляции в два раза, то есть до уровня порядка 10%. Однако выйти на эту цифру вряд ли получится, так как много факторов, которые способны заставить цены двигаться вверх.
Официальные данные о динамике ВВП и отдельных параметров внутреннего финансового рынка показывают, что ухудшение ценовой конъюнктуры и внешних условий не оказало пока традиционного влияния на показатели экономики и монетарной политики, в том числе на курс национальной валюты.
Несмотря на замедление в мае, отечественная экономика демонстрирует сравнительно высокую динамику роста, тенге укрепляется. По заявлению главы правительства, национальная экономика адаптировалась к неблагоприятным внешним условиям и вышла на путь стабильного роста, и по итогам года необходимо обеспечить рост экономики на уровне более 4%.
Насколько подтвердятся ожидания властей касательно экономического роста, станет известно в ближайшие месяцы. Однако отметим, что структура отечественной экономики не меняется, курсовая политика регулятора остается прежней. Поэтому при текущих ценах на нефть не стоит ожидать продолжения позитивных процессов, отмеченных в начале года. Тенге слабел и при более высоких ценах на нефть. Поэтому в перспективе вряд ли можно рассчитывать на сохранение позитивной ситуации на валютном рынке, наблюдаемой в январе-июне. В условиях изменения внешних условий не в нашу пользу нельзя полагаться и на устойчивый рост экономики, и на повышение стоимости национальной валюты по отношению к доллару США. Курс доллара на внутреннем рынке, скорее всего, начнет повышаться. Вопрос в том, какими сложатся темпы девальвации тенге.