Тонущий Казахстан | Деловая неделя
30 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Тонущий Казахстан

04.04.2024 17:31:16
№: 12 (1554)

Весенние паводки, как обычно, оказались неожиданностью для властей страны

Когда начинается отлив, становится очевидно, кто купался голым.

Уоррен Баффет, американский финансист и инвестор

НАВОДНЕНИЯ, как это обычно происходит в нашей стране после снежной зимы, совершенно неожиданно для властей охватили целый ряд регионов Казахстана. Реки выходят из берегов, обширные степные пространства уходят под воду, она же заливает населенные пункты, дороги, фермы, где гибнет скот, а люди теряют все свое имущество, оказываясь в смертельных ловушках. Это происходит в Акмолинской, Костанайской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Абайской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях. При этом в Астане говорят, что пик наводнений – еще впереди. Представители «Казгидромета» уверяют, что загодя предупреждали власти на местах о возможном потопе, однако в МЧС отрицают, что прошляпили – просто «вода пришла, откуда не ждали». Президент рвет и мечет, попрекая чиновников за отсутствие системной работы по предотвращению подобных водных бедствий, но при этом сам же назначает бывшего премьер-министра Смаилова (который два года должен был решать вопрос с паводками и водной инфраструктурой) на новую ответственную должность, а не спрашивает с него за неготовность страны к наводнениям. В итоге, если бы не суд над Бишимбаевым, то население могло бы уже начать бунтовать, потому что из года в год власти оказываются не готовы к тому, что может предугадать любой человек просто на основе открытых данных. Переиначивая слова Уоррена Баффета, вынесенные в эпиграф этого материала, мы вынуждены констатировать, что в Казахстане некомпетентность властей продемонстрировал не отлив, а прилив…

На вчерашний день, по данным МЧС РК, в шести регионах Казахстана затопленными остаются 1 364 частных жилых дома. Продолжаются переливы на 105 участках дорог. Идут работы по восстановлению 78 поврежденных трасс и четырех мостов. «Идет круглосуточная эвакуация жителей из зон подтопления. Только за последние сутки спасатели эвакуировали 1 524 человека, из них 496 детей», — рассказал министр по ЧС Чингис Аринов. Все это в его ведомстве называют «стабильно сложной ситуацией с масштабными паводками в нескольких областях Казахстана». Паводки охватили не только сельские регионы, но и некоторые крупные города. К масштабному наводнению готовится Орал, где уже подтопило даже здание акимата, а кадры ушедшего под воду взлетного поля в Актобе облетели всю страну. В самой Астане по мере таяния снегов некоторые улицы больше напоминают каналы в Венеции. Власти страны оказались совершенно не готовы к разгулу стихии и вынуждены реагировать на нее в режиме пожарной команды.

30 марта президент Токаев провел срочное заседание по паводковой ситуации с участием премьера и главы своей администрации, где буквально в пух и прах раскритиковал ответственных чиновников. «Касым-Жомарт Токаев подверг резкой критике действия правительства и акимов за халатность и непрофессионализм. По его словам, отсутствует координация между правительством и местными исполнительными органами. Президент выразил сожаление по поводу больших потерь личного имущества жителей пострадавших регионов. Он принес свои извинения и заверил, что всем пострадавшим будет оказана материальная помощь. В ходе заседания глава государства за непринятие своевременных противопаводковых мер объявил строгий выговор первому заместителю премьер-министра Роману Скляру, министру водных ресурсов и ирригации Нуржану Нуржигитову, предупреждение о неполном служебном соответствии – акимам Актюбинской, Костанайской и Западно-Казахстанской области, строгий выговор – акимам Атырауской, Акмолинской, Алматинской, Павлодарской областей и области Абай. Президент отметил, что для исправления ситуации наряду с неотложными оперативными действиями требуются системные шаги», - сообщается на сайте Акорды.

Токаев также поручил «создать Республиканский штаб во главе с премьер-министром, а также усилить противопаводковые работы во всех регионах» и «оценить объемы нанесенного природной стихией ущерба», чтобы «выработать комплексные меры для предотвращения подобных бедствий в будущем». При этом, о комплексных мерах в водном вопросе он как минимум дважды уже говорил в посланиях к народу Казахстана. 1 сентября 2023 года президент заявил: «Фермеры и промышленники нуждаются в качественном анализе и прогнозе по воде. Это касается и ежегодных поставок, и среднесрочной перспективы. Поэтому надо планировать загодя. Вместе с тем важно рачительно относиться к внутренним водным ресурсам. Процесс внедрения водосберегающих технологий идет крайне медленно, отсутствует культура ответственного водопотребления. Потери в сельском хозяйстве, ключевом потребителе воды, в отдельных регионах достигают 40%. Фактический износ водохозяйственных объектов превышает 60%. Для исправления ситуации необходимы самые решительные и быстрые меры. В первую очередь следует ускорить внедрение передовых водосберегающих технологий – до 150 тысяч гектаров в год. Необходимо решить вопрос накопления талой воды и потерь при ее передаче, ведь это наш внутренний резерв. Для этого нужно построить 20 новых и реконструировать как минимум 15 действующих водохранилищ, модернизировать и оцифровать не менее 3500 километров каналов. Задача – к 2027 году обеспечить дополнительно около двух кубических километров воды».

Ранее, 1 сентября 2021 года, в еще одном послании он также говорил о водном вопросе, отмечая необходимость «повысить водосбережение с помощью новейших технологий и цифровизации». «Это стратегическая задача – другого пути предотвращения водного дефицита нет. Правительству нужно подготовить конкретные решения, которые позволят стимулировать внедрение водосберегающих технологий, эффективно регулировать водопотребление. Для сохранения экосистем водных объектов и бережного использования ресурсов мы приступим к реконструкции 120 каналов. В Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Туркестанской областях будут построены 9 новых водохранилищ. Все необходимые ресурсы для реализации этого масштабного проекта у нас есть».

Видимо, не хватило чего-то другого. Чего? Отчасти на этот вопрос можно получить ответ из того же зала суда над Бишимбаевым, бывшим министром экономики, который вместо того, чтобы вызвать «скорую» для избитой им самим жены, звонит… ясновидящей, чтобы узнать в порядке она или нет. Наверное, только это могло бы объяснить, почему акиматы и МЧС получали прогнозы по паводкам, но не смогли к ним подготовиться.

На первом заседании уже Республиканского штаба 1 апреля президент продолжил распекать чиновников. «Паводки текущего года превысили масштабы паводков 2012 и 2017 годов, которые считались наиболее крупными за 30 лет. О чем это говорит? Прогнозная работа полностью отсутствовала, что связано с дефицитом специалистов соответствующего профиля. Последствия и масштабы бедствия, даже с учетом погодных условий, могли быть меньше, если бы акиматы ежегодно исполняли все запланированные противопаводковые мероприятия. Этим акиматы, судя по всему, не занимались. Пик нынешних паводков еще не пройден, поэтому нужно максимально задействовать все силы и средства, в том числе кадровые и технические ресурсы МВД, Национальной гвардии, Вооруженных сил и КНБ. Отдельно стоит вопрос по привлечению волонтеров, граждан, которые хотят помочь, но главное – это государственные органы. Ситуация может в любой момент резко ухудшиться. Сейчас первостепенная задача – не допустить человеческих жертв. Нужно учесть допущенные ошибки и провалы», – отметил Токаев.

Глава государства был вынужден констатировать: «Ситуация с паводками и пожарами повторяется из года в год. Прогнозно-аналитическая работа ответственных органов и профильных служб («Казводхоза», «Казгидромета») организована слабо. Меры реагирования в основном принимаются постфактум либо с небольшим заделом прогнозирования. Поэтому нам крайне необходим надлежащий механизм прогнозирования кризисных ситуаций. Министерству цифрового развития совместно с министерствами экологии, водных ресурсов и МЧС следует до конца года разработать информационную систему, которая позволит моделировать все возможные чрезвычайные ситуации (паводки, пожары и т.д.), составлять соответствующие прогнозы, рекомендации и шаги действий. Кстати, сейчас правительству и местным исполнительным органам, прежде всего, акимам областей нужно готовиться к летнему периоду. Вполне возможны пожары и другие стихийные бедствия. Нужно заранее, не так как сейчас: проснулись, и вдруг обнаружили, что наступили паводки. Здесь можно использовать опыт совместной работы МЧС и национальной компании «Қазақстан Ғарыш Сапары» по моделированию паводков в восточных регионах страны».

Также на сайте Акорды сообщается, что «президент поручил разработать план и принять действенные меры по сохранению паводковой воды для сельскохозяйственных нужд», а также указал акиматам, что им необходимо «провести работы по отводу талых вод с населенных пунктов в русла рек или водохранилища». «Компетентные учреждения (акиматы, МЧС, министерство водных ресурсов) не работают сообща, уклоняются от ответственности. Перекладывают работу друг на друга. Если ситуация не изменится, надо отстранять от должности ответственных лиц. Главный критерий – эффективность государственных служащих. Между государственными органами и акиматами отсутствует четкий и стабильный алгоритм коммуникации. Соответствующее министерство должно контролировать готовность страны к стихийным бедствиям. Это его основная задача. Акцент должен быть сделан на этом вопросе. Министерство должно проверять состояние гидротехнических и других важных объектов и предоставлять достоверные данные», – резюмировал президент.

Кроме этого Токаев обратился к чиновникам и гражданам: «Еще раз повторяю: все должностные лица должны нести прямую ответственность за предотвращение наводнений. Мною уже была дана оценка вашей работы. Она отрицательная, связанная с халатностью и непрофессионализмом. В результате нашим гражданам причинен большой материальный ущерб, они столкнулись с бытовыми неудобствами, наносящими урон их здоровью и благополучию. Конечно, государство примет меры по обеспечению компенсации потерь. Я, обращаясь к гражданам, хочу сказать: не беспокойтесь, все потери будут компенсированы государством, а также предпринимателями. Но финансовые и политические потери более чем значительные. Это тоже надо учитывать. Поэтому работы перед правительством очень много. Спрос будет жесткий».

Тут возникает вопрос: а почему потери, ставшие следствием халатности и непрофессионализма чиновников, должны компенсировать предприниматели? Тут, или президент имеет ввиду крупный бизнес, слишком тесно связанный во многих областях с чиновничеством, либо просто перекладывает часть ответственности за неэффективность государственного сектора на частный, которому в таких случаях чиновники начнут отправлять «разнарядки», обязывая бизнесменам оплачивать свою халатность. Одно дело, когда глава государства сам обращается, прося предпринимателей добровольно помочь стране и людям, но совсем другое, когда он говорит гражданам, что их потери будут компенсированы государством и бизнесом, фактически обязывая частный сектор раскошелиться.

Странной кажется и критика «Казгидромета», который предупреждал об опасности паводков почти за 4 месяца до их наступления – в начале декабря. Генеральный директор РГП «Казгидромет» Данара Алимбаева заявила, что синоптики предупреждали акиматы о предстоящих паводках по областям: «Уже, начиная с декабря, мы «штормили» о том, что будут паводкоопасные регионы подвержены – Западно-Казахстанская область, Актюбинская область, Атырауская область, Костанайская область, Северо-Казахстанская область, Акмолинская область, Карагандинская область, Восточно-Казахстанская и Абайская область. Данные области были именно с высокими рисками паводков… Более того – мы, начиная с марта, «штормим» о грядущих опасных явлениях. Начиная с марта, уже выпущено более 100 штормовых предупреждений. Они так же направлены во все местные исполнительные органы и центральные органы. «Казгидромет», получается, все, что мог спрогнозировать, мы это спрогнозировали и предоставили информацию». Министр экологии и природных ресурсов Ерлан Нысанбаев также заявил, что его подчиненные ещё в декабре определили паводкоопасные регионы и отправили свой прогноз в акиматы регионов и центральные госорганы, но там… «не обратили на это внимания».

В МЧС же во всем обвинили погоду, которая собрала слишком много осадков в степи, которые затем растаяли. По крайней мере, так вице-министр по ЧС Бауыржан Сыздыков объяснил, почему его ведомство оказалось не готовым к столь масштабному наводнению, хотя о нем предупреждали. «На сегодняшний день в 11 регионах, где проживают свыше 45 тысяч человек в 46 населенных пунктах, паводок был предупрежден. А то, что касается остальных 5 областей, где подтопление подходит, здесь вода приходит и повышается не из рек, а приходит из степи. Честно признаться, оттуда не ждали — вода из степи пришла. Все паводковые ситуации, которые до этого происходили, были связаны именно с регулированием рек, то есть, где есть водохранилища, техсооружения. Здесь именно та вода, которая пришла со степей, это не связано с реками – то есть это сплошной идет по степи. Это климат. Помните, дождь шел, теплая погода была, да? Надо сказать, что до наступления морозов, в начале зимы, везде тепло было, и дождь шел. Получается, промерзло земли намного выше. Эта вода на сегодняшний день никакой страной не учитывается. То есть учитывается та вода, которая идет с площади водосбора, рек и водохранилища», — резюмировал один из руководителей МЧС. С ним не согласны простые пользователи сети, например, эксперт в области сельского хозяйства Кирилл Павлов в своем аккаунте в Facebook открыто пишет, что установить, где будет затопление не сложно – нужно только сопоставить графики прогноза температур и содержания воды в снежном покрове. Это позволило ему как минимум за две недели предупреждать паводки по трем регионам. Он же разместил в своем аккаунте ссылки на онлайн-ресурсы, которые позволяют совершенно бесплатно прямо на карте прогнозировать риски паводков в Казахстане на две недели вперед.

Одним из наиболее сложных регионов на данный момент является Западно-Казахстанская область, где жители Орала с тревогой вглядываются в метки повышения воды в реке Орал, которая быстро и рекордно повышается из-за того, что на территории России открыли все заслонки водохранилищ и дамб, чтобы избавиться от угрозы потопа. Однако, почему-то со стороны Акорды или на уровне правительств двух стран ничего не слышно о том, чтобы мы попросили как-то этот процесс регулировать с учетом наших интересов. Пока президент просто облетает затопленные районы в ЗКО, вместо того, чтобы звонить в Кремль с просьбой как-то координировать антипаводковые мероприятия с Россией. А если это не его уровень или такие действия уже проводятся в рабочем порядке, то непонятно, почему это происходит в режиме секретности, потому что такая информация как минимум могла бы несколько успокоить жителей целого областного центра в нашей стране. Ведь именно из-за закрытости чиновников перед журналистами сегодня спасатели сталкиваются с тем, что население не доверяет им, отказывается вовремя эвакуироваться, о чем МЧС сегодня так сетует. И даже, если все эти паводки на самом деле рекордные, это именно системная проблема – невозможность решить вопрос с водой годами. Причина этой неэффективности государства тоже проста – коррупция, которая не только прямо разворовывает выделяемые средства, но и выдвигает вперед посредственности, бесконечно забалтывает проблемы и превращает министерства в бюрократические бункеры. Сегодня вода стала лакмусовой бумажкой, которая показывает населению, изменился ли государственный аппарат, насколько преодолены бюрократизм, коррупция и безграмотность в чиновном корпусе. А со всем этим она демонстрирует - живем ли мы все в Новом Казахстане или это просто слова, растворяющиеся у нас на глазах весеннем паводке?

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...