Тонуть или отплывать? | Деловая неделя
23 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Тонуть или отплывать?

10.03.2022 10:28:46
№: 09 (1458)
Пока «Русский военный корабль» идет на дно

Нас ждет жесточайший экономический кризис. Можете умножить кризис 1998 года на три, чтобы понять масштабы.
Олег Дерипаска, российский бизнесмен о санкциях

МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ нанесли сокрушительный удар по российской экономике, упал рубль, ключевым банкам отключен SWIFT, даже наличность – доллары и евро – в Россию больше не везут. Сотни международных брендов и компаний покинули РФ – закрыли производство, перестали продавать свою продукцию, отключили россиян от своих сервисов, закрыли доступ к передовым технологиям и материалам. Примерная цифра только прямого ущерба от бегства иностранного бизнеса – около миллиона безработных. Ответные меры Кремля еще больше усиливают изоляцию России и хоронят ее, как субъект международного рынка, инвестиционную привлекательность она уже утратила – рейтинговые компании выставили ей мусорные и преддефолтные рейтинги.

Во всем этом, для Казахстана есть только один вопрос: тонуть вместе с Россией или пытаться каким-то образом дистанцироваться, чтобы спасти свою экономику?

Конечно, санкции со стороны «коллективного Запада» не есть что-то новое для России, они начались еще в 2014-2015 годы, когда после украинского Майдана Владимир Путин выбрал путь захвата Крыма и инспирирования вооруженного восстания на Донбассе. Однако, тогда, как и в последующие годы после этого, у Москвы, видимо, сформировалось ложное убеждение в том, что санкции – это не страшно, это что-то формальное и Запад не решится вычеркнуть столь огромную и заметную на карте мира страну из мировой экономики. Да, подсел рубль, да, какие-то неудобства российская экономика начала испытывать, но реально такого, чтобы пресловутый «холодильник» благосостояния граждан начал не то чтобы побеждать, но даже просто конкурировать с «телевизором» государственной пропаганды, - такого, откровенно говоря, не наблюдалось. Попытка концентрировать ограничения и наказание на окружении Путина, избегая его самого, создали ощущение, что США и Европа действительно не имеют сколько-нибудь эффективного оружия против «газовой супердержавы» с ядерным оружием.

Видимо, даже если это не было специально расставленной ловушкой для российского руководства, в которой несчастная Украина сыграла роль живца, то в итоге таковой она стала с того момента, как Кремль решил начать войну против Киева в открытую. Наверное, будет излишним перечислять все обрушившиеся с того времени на Россию санкции со стороны разных стран мира, достаточно будет упомянуть, что она за пару дней догнала и перегнала по количеству ограничений на свою торговлю и препон для экономики годами пребывавшие в роли «плохих парней» для всего мира Иран, Венесуэлу, Кубу, КНДР. Плюс, в отличие от этих стран, которые привычно искали любую лазейку для обхода этих пут, Кремль начал включать свои «ответные» санкции, играющие роль теперь уже чего-то вроде контрольного выстрела в голову перед отправкой тела в морг.

Эмоции Путина можно понять, но если посмотреть логически, то своими ответными запретами он делает больнее не оппонентам, а собственной же экономике и собственным же гражданам, которые вчера планировали, где отдохнуть – на Бали, в Испании или Египте, а сегодня вынуждены гуглить, как доехать хотя бы до Тбилиси или Бишкека не на самолете и сколько будет стоить там квартира на несколько месяцев. Одна из последних живых «канареек» для российской шахты, сообщавшая обществу и руководству страны о настроениях среднего класса, блогосфера пишет про отток населения в «ближнее зарубежье»; в дальнем не работают карты российских банков. Социальные сети сообщают, что десятки тысяч в основном «молодых и перспективных» перебираются в Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Турцию и ОАЭ. Вопреки заверениям Путина о том, что на войну в Украине не отправят солдат срочной службы и призывников, первыми поспешили уехать именно мужчины, годные для военной службы, люди технических специальностей и просто граждане, которые не желают терять перспектив в жизни из-за того, что их страна очень быстро становится бесперспективной. Аналитика запросов в интернете показала резкий – в пять раз – рост запросов на русском языке на ключевые слова «гражданство Казахстана».

Или, как в случае с закрытием последних более менее либеральных СМИ, на которое пошли в ответ на то же давление Запада по принципу «сгорел сарай, гори и хата». Да, опять же чисто эмоционально Кремль добивается снижения количества доступной обществу неприятной информации, надеясь этим, а также беспрецедентной цензурой (под запрет, похоже, попало само слово «война») сплотить общественность перед лицом конфликта с Западом. Однако, вместе с расставанием с остатками критики, руководство России расстается и с последними общественными барометрами и альтернативными каналами информации.

А ведь столь плохо подготовленное военное вторжение в Украину, когда в обозе агрессоров нет не только сколько-нибудь подходящего марионеточного ставленника, но и топлива для танков и бронетехники, которые солдаты просто бросают на дорогах, - это следствие именно того, что Кремль ошибочно планировал свои действия на основе только той информации, которая ему нравилась, не принимая альтернативной «картинки». Пропагандисты российского ТВ настолько безапелляционно уверяли население в том, что российская армия способна захватить Киев за один день, что, похоже, в этом же они убедили и самого заказчика своих шоу. И то, что российские танки в украинских городах и селах встречают не цветами, а пассивным или активным сопротивлением стало, видимо, настоящим шоком для российского военного и политического руководства.

Но вернемся к санкциям. То, что Россия быстро идет ко дну, как крейсер «Варяг», довольно очевидно. Но «благодаря» ЕАЭС мы рискуем последовать за ней, как маленький кораблик – в воронку от утонувшего танкера. Сейчас нам угрожают, прежде всего, две вещи: обесценивание тенге вслед за рублем и закрытие России, как основной транспортной магистрали для нашей торговли. Первое мы уже видели в 2015 году, когда упавший рубль спровоцировал бегство капиталов из казахстанской экономики в российскую, пока наш Нацбанк поддерживал курс тенге. Для нас тут всего два монетарных варианта, и оба плохие – либо держать курс, сжигая резервы и рискуя новым бегством капиталов за подешевевшими российскими товарами, либо «нырять» вслед за рублем на дно, провоцируя двузначную (и это еще оптимистичный вариант!) инфляцию со всеми печальными производными.

Понятное дело, что нас ничего из этого устраивать не может. Рисковать обесцениванием тенге, наверное, сегодня более опасно, так как это прямая дорога к новому социальному взрыву, наподобие январского. Держать же курс есть смысл только в том случае, если наши власти найдут в себе решимость воссоздать таможенные препоны с РФ, нивелируя разницу в ценах, которая неизбежно возникнет при «расставании» тенге с рублем. Ясное дело, что в рамках ЕАЭС это, видимо, невозможно, но всегда остаются варианты нетаможенных препон, к которым, кстати, прибегает часто сама Россия, вроде санитарных или иных препятствий. Если Нур-Султан не сможет убедить своего российского партнера в необходимости хотя бы временного замораживания ЕАЭС, то правительству придется вводить такие препоны, иначе мы опять же выскакиваем на ту же самую трассу к социальному взрыву – просто с другого перекрестка.  

Что касается торговли, то тут с одной стороны легче, а с другой сложнее. Сложнее в плане политической географии – выхода к морю у нашей страны нет, и две трети торговли двигаются по магистралям, проложенным еще в бывшем СССР, то есть по российской территории, а ее порты уже отказались обслуживать ведущие морские перевозчики. Альтернативные пути торговли – Китай (где, не забываем, что делают с казахской общиной) и через Каспий, Азербайджан и Грузию. Есть еще варианты на юг, через Афганистан, Иран, но там нет инфраструктуры для серьезной торговли. Афганистан еще только приходит в себя в качестве талибской страны, а Иран пока сам не выполз из-под западных санкций, которые, возможно, отменят, чтобы заместить российские поставки в Европу, но пока этого еще нет. Тут нам необходимо либо еще теснее прижиматься к китайскому Дракону, что само по себе небезопасно в исторической перспективе, либо всеми силами поддерживать турецкие магистральные планы через Каспий и Кавказ, тем более, что из портов Грузии все равно придется вести и принимать грузы по большей части через Босфор и Дарданеллы.

Проблема тут в том, что грузам придется часто проходить границы и перегружаться с железной дороги на море и обратно. Еще одно препятствие – слабая инфраструктура портов, железных дорог на западе страны, ее нужно было развиваться еще позавчера. Зато, возможно, именно транспортная инфраструктура и потенциал смогут, наконец, оживить экономику Мангыстау, предоставив населению, наконец, какую-то альтернативу «нефтянке». Очень надеемся, что именно это обсуждал в Казахстане на прошедшей неделе заместитель Эрдогана, потому что западное направление сегодня едва ли не единственный вариант «дороги жизни» для казахстанской экономики.

Однако, во всех этих расчетах есть огромное плохо просчитываемое неизвестное – позиция Кремля (или где там сейчас прячется Путин), который может воспринимать наше желание не тонуть вместе с ним, как нелояльность, «предательство». С учетом того, что у внешней политики России сорвало тормоза (иначе сложно называть нападение на Украину), это очевидные военные и политические риски для Казахстана. В России уже готовят списки «друзей» и «врагов», отменили авиарейсы в нашу страну, а пропагандистские каналы вещают таким огнем, что слушать их дольше пары минут просто больно ушам. Не забываем, что президент Токаев стал настоящим президентом именно потому, что был в январе поддержан Путиным, что не может не налагать на него определенные обязательства. Что в сухом остатке? Казахстану срочно надо дистанцироваться от России, чтобы выжить, но это очень опасно и наше руководство лично задолжало Путину. Если еще проще, то руководству Казахстана надо выбирать между собой и страной. Так и выглядит уравнение, которое Токаеву придется решать прямо сейчас, иначе завтра будет поздно – уйдем вместе с «русским военным кораблем» в известное место…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...