Торговля ушла в минус. Вслед за ценами на нефть | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Торговля ушла в минус. Вслед за ценами на нефть

02.03.2021 12:13:54
№: 09(1412)
Нигмат РАМАЗАНОВ

Изменение ценовой конъюнктуры на энергоносители и другие сырьевые товары остается ключевым фактором влияния на показатели внешней торговли Казахстана. Пандемия коронавируса, падение спроса и мировых цен на нефть в прошлом году отрицательно отразились на количественных параметрах внешнеэкономической деятельности. Снизились объемы экспорта и импорта товаров, ухудшился показатель положительного сальдо торгового баланса.

Перспективы внешней торговли Казахстана на текущий год по-прежнему будут определяться главным образом мировыми ценами на нефть и другие сырьевые товары

Условия внешней торговли в минувшем году начали меняться в марте из-за ухудшения настроений в результате распространения коронавируса. Вместе с тем влияние падения спроса и цен на сырьевые товары в первом квартале прошлого года на показатели внешней деятельности было ограниченным, и первый квартал завершился небольшим ростом стоимостных объемов экспорта, импорта при положительном сальдо торгового баланса в размере около 7 млрд. доллара США. 

Показатели внешней торговли ушли в отрицательную зону в апреле вслед за продолжающимся обвальным падением мировых цен на нефть, ухудшением внешних и внутренних условий. Наиболее низкие цены на сырьевые товары наблюдались во втором квартале. Затем котировки стабилизировались и со второго полугодия ценовая конъюнктура начала постепенно улучшаться. В то же время в среднем за минувший год цены на нефть и ряд других сырьевых товаров сложились ниже уровня предыдущего, что оказало основное влияние на ухудшение параметров внешней торговли. 

На протяжении длительного времени показатели внешней торговли Казахстана напрямую зависят от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары, в первую очередь – на углеводороды. Они улучшаются или ухудшаются вслед за изменением мировых цен на наш основной экспортный товар. На пике мировых цен на нефть в 2012-2013 годах внешнеторговый оборот Казахстана превысил 130 млрд., стоимостные объемы экспорта выросли до уровня 85 млрд., а импорта приблизились к 50 млрд. долларов США. 

Ухудшение ценовой конъюнктуры в 2014-2016 годах отбросило показатели торговли далеко назад. За это время стоимостные объемы экспорта сократились более чем в два раза, почти в два раза снизились и объемы импорта, заметно ухудшилось положительное сальдо торгового баланса. В результате основные параметры внешнеэкономической деятельности страны в 2016 году вернулись на десять лет назад до уровня, зафиксированного в 2006 году. В последующие три года параметры торговли менялись разнонаправленно вслед за ценовой конъюнктурой. В 2019 году внешнеторговый оборот превысил 96 млрд., экспорт - 57,7 млрд., импорт составил около 38,4 млрд. долларов США. Положительное сальдо торговли сложилось на уровне 19,3 млрд. долларов.    

По данным Бюро по статистике, за 2020 год внешнеторговый оборот страны, без учета неорганизованной торговли, сократился на 13% по сравнению с январем-декабрем предыдущего года, составил более 85,03 млрд. долларов США. Стоимостные объемы экспорта снизились на 19,1% до уровня около 46,95 млрд. доллара. Импорт сократился на 4,1%, составил более 38,08 млрд. долларов. В результате сложившейся динамики экспорта и импорта положительное сальдо внешней торговли за январь-декабрь снизилось более чем в 2 раза, составило менее 8,9 млрд. долларов. 

Основную роль во внешнеторговом обороте Казахстана играют страны дальнего зарубежья – в прошлом году доля торговли с ними превысила 71%. Именно на них главным образом ориентирован казахстанский экспорт углеводородов и металлов. На страны СНГ приходится более четверти всего товарооборота страны, в том числе на страны ЕАЭС – более 23%. В прошлом году по странам СНГ и ЕАЭС зафиксировано снижение как объемов экспорта, так и импорта. Падение объемов экспорта более чем на 20% наблюдалось и по странам дальнего зарубежья, в то время как импорт из этих стран вырос на 0,6% в сравнении с предыдущим годом. 

Согласно официальной информации, взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС (Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан) снизилась за прошлый год на 9,1%, составила около 19,73 млрд. долларов. Экспорт по сравнению с январем-декабрем прошлого года сократился на 13,5%, импорт – на 7,3%, составил соответственно порядка 5,54 млрд. и 14,19 млрд. долларов США. В общем объеме торгового оборота со странами ЕАЭС 92,3% объема приходится на Россию, 4,0% - на Кыргызскую республику, 3,6% - на Беларусь и 0,1% - на Армению. 

Основными экспортными товарами в страны ЕАЭС являются минеральные продукты и металлы, доля которых в общем объеме продаж в минувшем году составила 40,8 и 23,1% соответственно. В структуре импорта из этих стран более четверти объема (25,9%) приходится на машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты. Доля других товаров в объеме импорта распределена достаточно равномерно и составляет порядка 12-17% на каждую группу товаров в отдельности. 

В предыдущие годы ключевыми торговыми партнерами Казахстана были Россия, Китай и Италия, на долю этих стран приходилось порядка 20 -10% всего торгового оборота страны. Лидерами по экспорту являлись Италия и Китай, а более трети всего импорта традиционно приходилось на Россию, доля Китая приближалась к 20%. Эти цифры в структуре торговли за минувший год могла несколько измениться в результате падения цен на сырьевые товары и влияния пандемии. Однако пока нет объективных данных оборота торговли по отдельным странам. Дело в том, что на момент подготовки материала на сайте статистиков была представлена информация, не отражающая реальную картину. 

Сложно судить, как цены и физические объемы продаж отдельных товаров повлияли на динамику экспорта, поскольку статистики изменили формат представления оперативной информации и перестали публиковать такие данные. Однако, понятно, что основное влияние на динамику экспорта оказало снижение мировых цен на углеводороды, а также, возможно, сокращение продаж в натуральном выражении. Во всяком случае, стоимостные объемы экспорта минеральных продуктов в минувшем году по сравнению с предыдущим сократились в абсолютных цифрах примерно на 11 млрд. долларов США. Ненамного снизились также объемы экспорта металлов, при этом повысился экспорт продукции химической промышленности, машин, оборудования и транспортных средств. 

Снижение мировых цен на энергоносители и указанные изменения отразились на товарной структуре экспорта в сторону снижения доли сырьевых товаров и увеличения дол товаров с более высокой добавленной стоимостью. Удельный вес минеральных продуктов в общем объеме экспорта снизился до 65,9% против 72,8% в январе-декабре предыдущего года. Соответственно, в структуре экспорта повысилась доля других товаров, хотя большинство из них также не отличается высокой добавленной стоимостью. Удельный вес металлов и изделий из них повысился до 16,2%, продукции химической промышленности - до 6,1%, продуктов животного и растительного происхождения – 7%, машин, оборудования и транспортных средств – до 2,8%. 

Что касается показателей импорта, то основными факторами влияния остаются уровень платежеспособного спроса предприятий и населения, изменение курса тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров, а также изменение цен на ввозимую продукцию. Согласно информации регулятора, увеличение импорта в стоимостном измерении произошло по ввозу инвестиционных товаров, продукции химической промышленности, продуктов животного и растительного происхождения. Прирост импорта этих товаров по сравнению с предыдущим годом объясняется во многом тем, что значительная доля потребности внутреннего рынка удовлетворяется за счет импорта. 

Существенно изменилась в отчетном периоде и товарная структура импорта. Доля импорта машин, оборудования, транспортных средств и приборов повысилась с 44,2 % до 45,1%, составила около 17,2 млрд. долларов США. Удельный вес продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей повысился до 15%, продуктов животного и растительного происхождения, готовых продовольственных товаров – до 10,7%. При этом доля импорта металлов и изделий из них снизилась до 10,8%, минеральных продуктов – до 5,4%. 

Положение дел в сфере внешнеэкономической деятельности должно определяться не только динамикой мировых цен, но и эффективностью мер, направленных на снижение сырьевой зависимости экономики. Этой проблемой власти занимаются давно, однако говорить об успехах в решении ключевой проблемы отечественной экономики не приходится. Структура экономики если и меняется, то очень медленно, рост физических объемов экспорта товаров с добавленной стоимостью остается ограниченным. По большому счету, Казахстан за годы независимости превратился в экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки, так как экспортировать кроме сырья и товаров с невысокой долей добавленной стоимости практически нечего. 

Поэтому и количественные, и качественные показатели внешней торговли определяются в первую очередь изменением мировых цен на сырьевые товары. В условиях высоких мировых цен растут стоимостные объемы экспорта. Одновременно в структуре экспорта повышается доля сырьевых товаров, представленная минеральными продуктами, а также товарами с невысокой долей добавленной стоимостью. При снижении мировых цен происходит обратный процесс: падают стоимостные объемы экспорта и доля несырьевых товаров в его структуре. 

Вопросы продвижения экспорта, в первую очередь – несырьевого, остаются приоритетной задачей правительства. На поддержку экспорта выделяются огромные средства, разрабатываются дорожные карты, создаются организации по оказанию поддержки экспортерам. Для решения проблемы, по словам министра торговли и интеграции, необходимо ежегодно готовить 100 новых компаний и к 2025 году довести число экспортеров до 1000 против порядка 450 в настоящее время. А на недавнем заседании высшего совета по реформам перед правительством была поставлена задача по увеличению несырьевого экспорта до 2025 года в 2 раза. Но вряд ли чиновникам удастся добиться прироста примерно на 20% ежегодно. Эти обещания властей, как и предыдущие, скорее всего, вновь останутся на бумаге. 

Что касается перспектив внешней торговли на текущий год, то они по-прежнему будут определяться главным образом мировыми ценами на нефть и другие сырьевые товары. Прогноз социально-экономического развития на 2021 год рассчитывался правительством исходя из мировых цен на нефть в 35 долларов за баррель и объема добычи нефти на уровне 86 млн. тонн. Власти традиционно ожидают падения котировок нефти. В этих условиях, согласно ожиданиям правительства, объемы экспорта и импорта снизятся до уровня 41,4 млрд. и 36,3 млрд. долларов соответственно. 

Однако ценовая конъюнктура на наши товары в этом году, похоже, будет более благоприятной, чем в прошлом. Цены на наш основной экспортный товар в начале текущего года складываются значительно выше фактического значения за предыдущий год. Можно рассчитывать, что котировки нефти и в целом за год сложатся заметно выше уровня 35 доллара за баррель, что позволит достичь показателей экспорта, выше планируемого правительством, в отличие от декларируемых цифр роста несырьевого экспорта. Поскольку показатели внешнеэкономической деятельности страны еще длительное время будут определяться мировыми ценами на нефть, а не прогнозам правительства и обещаниями чиновников.

 

 

 

 

 

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...