Торможение экономики продолжится
Положительное влияние на показатели реального сектора отечественной экономики в начале года оказывали постепенное ослабление негативных внешних и внутренних факторов, а также улучшение ценовой конъюнктуры на экспортируемые нами товары. Признаки торможения роста появились в мае, а в конце первого полугодия проявились в полной мере. Причем темпы замедления оказались выше, чем можно было ожидать.
Ослабление карантинного режима, рост мировых цен на углеводороды способствовали в начале года снижению давления на экономику, повышению деловой активности. На этом фоне в январе-мае наблюдалось ускорение роста казахстанской экономики, в то время как правительство пересмотрело прогнозы развития на текущий год в сторону существенного замедления. Положительная динамика роста поддерживалась также за счет эффекта низкой базы сравнения, поскольку начало 2021 года характеризовалось падением отечественной экономики в реальном измерении.
Котировки нефти эталонной марки в январе превысили отметку в 85 доллара, в феврале составили около 96 доллара, в марте сложились выше 115 доллара за баррель. Средняя цена нефти за первый квартал составила 99 доллара за баррель, более чем в полтора раза превысила уровень аналогичного периода прошлого года.
В апреле и мае котировки нефти на Лондонской товарной бирже несколько снизились по сравнению с мартом, но оставались существенно выше психологически важной отметки в 100 доллара, а в конце мая вновь приближались к рубежу в 120 доллара за бочку.
С точки зрения ценовой конъюнктуры ситуация на рынке нефти выглядела значительно лучше, чем год назад. Повышались также цены и на ряд других сырьевых товаров, в том числе на металлы невысоких переделов. Правда, во втором квартале цены на цветные металлы снизились примерно на четверть по сравнению с предыдущим кварталом. Улучшение ценовой конъюнктуры, ослабление карантинных мер наряду с низкой базой сравнения оказали положительное воздействие на показатели торговли, сферы услуг, малого и среднего бизнеса, экономики в целом.
Обратное воздействие в последние месяцы начали оказывать усиление политической напряженности, события, связанные с ситуацией вокруг Украины. Рост цен на продукты питания и промышленные товары, угроза рецессии стали одними из главных вызовов года. Вдобавок к этому небывалые санкционные ограничения оборвали логистические цепочки, обрушили бизнес-связи, привели к дефициту целого ряда товаров по всему миру, в том числе в странах вводивших санкции.
В этих условиях в мае появились признаки замедления темпов роста производства промышленной продукции, а в июне этот процесс приобрел зримые очертания. По информации Бюро национальной статистики, темпы прироста промышленной продукции за январь-июнь составили 3,5% в реальном выражении. Показатель роста сложился выше, чем в аналогичном периоде прошлого года (1,5%), но заметно ниже динамики первого квартала, когда рост производства составил 5,8%. Торможение роста основного сектора экономики в июне по сравнению с предыдущим периодом было обусловлено преимущественно замедлением темпов горнодобывающей, и в меньшей степени - обрабатывающей промышленности.
Производство продукции в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров в отчетном периоде выросло на 1,9% против 6,1% январе-марте текущего года. Темпы роста добычи нефти и газового конденсата снизились до 1,3 % до уровня 43,0 млн. тонн. Выросли также объемы добычи природного газа и угля, сократились объемы добычи железных руд. Темпы прироста обрабатывающей промышленности за январь-июнь замедлились до 5,8% против 6,5% в первом квартале. Увеличилось производство напитков, продукции металлургической и химической промышленности, резиновых и пластмассовых изделий, строительных материалов, фармацевтической продукции.
Увеличение объемов производства промышленной продукции по результатам полугодия наблюдалось в 17 регионах республики. Наиболее высокие показатели роста отмечены в городе Алматы и Шымкент (на 10,6 и 10,1% соответственно), а также в области Абай, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Акмолинской областях. При этом снижение зафиксировано в Жетысу, Кызылординской и Павлодарской областях. Повышение цен на товары относительно аналогичного периода прошлого года отразилось на стоимостных объемах промышленной продукции. Объем продукции промышленности в действующих ценах по сравнению с январем-июнем 2021 года увеличился более чем на 39%, превысил 23,8 трлн. тенге.
На фоне высокой базы сравнения прошлого года, когда темпы прироста стоимостных объемов валовой продукции сельского хозяйства повысились более чем на треть, в январе-июне нынешнего года прирост объемов в текущих ценах замедлился примерно в два раза (до уровня немногим более 16%). Объем выпуска продукции сельского хозяйства в январе-июне составил в текущих ценах 1763,4 млрд. тенге и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 1,4% в натуральном измерении. Положительная динамика в аграрном секторе была обусловлена увеличением поголовья скота и птицы (за исключением коз и свиней), ростом производства мяса, молока и яиц.
Согласно информации Бюро национальной статистики, объем строительно-монтажных работ по итогам января-июня составил 2072,7 млрд. тенге. Темпы прироста по результатам полугодия сложились в 9,2%. Ввод в эксплуатацию жилых зданий в отчетном периоде относительно первого полугодия 2021 сократился на 0,5%, составил около 6,6 млн. кв. метров. Сокращение ввода жилья в эксплуатацию зафиксировано в 10 регионах республики. Высокие темпы прироста ввода жилья в эксплуатацию отмечены в городе Шымкенте, а также в городе Нур-Султан.
Динамика инвестиций в основной капитал остается невысокой, несмотря на постепенное повышение инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал за январь-июнь составил 5680,8 млрд. тенге. Темпы прироста инвестиций составили всего 2,6% на фоне падения в январе-июне прошлого года на 1,8%. Основным источником финансирования капитальных вложений остаются, как и прежде, собственные средства инвесторов и государственный бюджет. На эти источники в отчетном периоде пришлось 77,6% и 11,4% инвестиций соответственно. При этом доля кредитов банков в общем объеме капиталовложений составила всего 3,2%.
Согласно данным официальной статистики, на рынке труда сохраняется стабильная ситуация. Численность безработных в июне оценивалась на уровне 456 тыс. человек, что соответствует уровню безработицы в 4,9% к рабочей силе. При этом численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, составила на конец июня 207,3 тыс. человек или 2,2% к рабочей силе. Отметим, примерно такие же цифры на рынке труда приводились и в период функционирования отечественной экономики до наступления пандемии вируса.
Неплохо выглядит и официальная статистика по заработной плате и доходам населения. Согласно этим данным, номинальная заработная плата в среднем за январь-май составила около 285,5 тысяч тенге, выросла на 20,3 и 8,1% соответственно в номинальном и реальном измерении. Среднедушевые номинальные денежные доходы населения за этот период оцениваются статистиками на уровне около 143,6 тысяч тенге в месяц, что выше аналогичного периода предыдущего года на 14,6 и 3,0% соответственно в номинальном и реальном выражении.
Что касается других показателей, которые представляются на месяц позже, то повышение мировых цен на сырьевые товары аналогичным образом отражается на показателях внешней торговли. Стоимостные объемы внешней торговли в мае превысили 11,6 млрд. долларов США, что способствовало росту профицита внешней торговли. Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-мае вырос на 40,7%, составил более 51,3 млрд. долларов США. При этом стоимостные объемы экспорта выросли на 59,1% до уровня около 34,2 млрд., импорта – на 14,4%, сложились в районе 17,1 млрд. долларов. Положительное сальдо торгового баланса составило около 17,1 млрд. долларов, увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года почти в 2,5 раза.
В сфере производства услуг в июне наблюдалось существенное замедление роста по сравнению с показателями предыдущего периода. По сравнению с маем замедлилась динамика роста на транспорте, в торговле и сфере услуг связи. В условиях декларируемого роста заработной платы и доходов населения темпы роста объемов торговли в целом снизились до 6,2%, розничной торговли - упали до 1,2%, составили менее 6,1 трлн. тенге. Темпы прироста на транспорте уменьшились до 6,2%. Грузооборот вырос на 5,6%, пассажирооборот – на 19,1%. Рост объема услуг связи за январь-июнь замедлился до 7,0%.
Сложившиеся показатели роста в сфере производства товаров и услуг отразились на динамике краткосрочного экономического индикатора, прирост которого по результатам шести месяцев упал до 4,5% против 6,5% в январе-марте. Расчет индикатора осуществляется для обеспечения оперативности и базируется на изменении индексов выпуска по базовым отраслям: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, составляющих свыше 60% от ВВП. Судя по оперативным показателям, замедление роста индикатора аналогичным образом отразилось на динамике отечественной экономики. Согласно предварительным данным, темпы роста экономики за первое полугодие текущего года снизились до 3,4%. Напомним, что в первом квартале рост ВВП оценивался в 4,4%, а по итогам пяти месяцев - в 4,6%.
Положительная динамика отечественной экономики в январе-мае поддерживалась в основном за счет конъюнктурных факторов: повышения мировых цен на нефть, увеличения добычи полезных ископаемых, низкой базы сравнения. Но правительство пересмотрело прогноз роста ВВП на текущий год в сторону значительного снижения (с 3,9 до 2,1%), несмотря на рекордно высокие цены на нефть, ускорение роста отечественной экономики. Определенные предпосылки для пересмотра прогноза были. В частности, в последние месяцы наблюдалось замедление темпов роста промышленности и ряда других секторов производства товаров и услуг, снизилось производство электроэнергии. Кроме того, приближался к исчерпанию эффект низкой базы сравнения.
Вместе с тем пока ценовая конъюнктура складывается весьма благоприятно для экспортеров сырья, и можно рассчитывать, что цены на высоком уровне будут сохраняться до конца года. Повышение мировых цен на экспортируемые нами товары до недавнего времени сопровождалось оживлением отечественной экономики. Почему это правило перестало работать? Судя по всему, основная причина заключается в том, что не произошло положительных изменений в структуре казахстанской экономики, связанных со снижением ее сырьевой зависимости. Поэтому напрашивается вывод, что деятельность наших чиновников в этом направлении – это пример того, как не надо проводить реформы