Торможение роста продолжится? | Деловая неделя
26 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Торможение роста продолжится?

28.03.2023 10:50:55
№: 11 ( 1507)

Казахстану, как и другим развивающимся странам, необходимо добиваться темпов роста экономики значительно выше среднемировых. Устойчивый рост нынешняя модель развития отечественной экономики без структурных изменений обеспечить не может

Нигмат РАМАЗАНОВ

Начало текущего года ознаменовалось снижением мировых цен на углеводороды после активного роста в предыдущие два года. Это обстоятельство наряду с базой сравнения начало отражаться на показателях реального сектора экономики, в первую очередь – динамике стоимостных объемов экспорта и промышленной продукции, в феврале наблюдалось замедление темпов роста ВВП по сравнению с январем.

Мировые цены на нефть сорта Brent в феврале продолжили движение вниз, составили в конце месяца порядка 83 доллара за баррель. Стоимость барреля нефти на Лондонской товарной бирже сложилась несколько ниже как прогноза казахстанского правительства (85 доллара за баррель), так и среднего значения января-февраля прошлого года. Вместе с тем в феврале цены на металлы, второй по значимости после нефти экспортный товар нашей страны, приближались к максимумам прошлого года на фоне улучшения ситуации в Китае после снятия ковидных ограничений и ослабления рисков рецессии в США и ЕС.

Кроме того, на динамике производства промышленной продукции и других показателей социально-экономического развития Казахстана отразились стабилизация добычи нефти относительно аналогичного периода прошлого года, торможение роста стоимостных объемов экспорта. Эти и другие факторы в совокупности повлияли на статистику основного сектора отечественной экономики. Объем продукции промышленного производства в январе-феврале составил 7,13 трлн. тенге, вырос в реальном измерении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,6%. Увеличение производства промышленной продукции было обусловлено ростом в сырьевом секторе на 0,5%, в обрабатывающей промышленности – на 2,5%.

В январе-феврале прошлого года, напомним, темпы прироста производства продукции промышленности составили 4,7%. Добыча нефти и газового конденсата год назад выросла на 9,2% до 15,0 млн. тонн, что наряду с высокими ценами способствовало росту горнодобывающей промышленности на 8,5%. В обрабатывающей промышленности рост производства, напротив, замедлился до 3,9%. Рост несырьевого сектора в начале прошлого года был поддержан за счет увеличения объема производства напитков, продукции металлургической промышленности и машиностроения, резиновых и пластмассовых изделий, фармацевтических продуктов, строительных материалов.

На этом фоне замедление роста в январе-феврале этого года было обусловлено, с одной стороны, высокой базой сравнения. Кроме того, добыча нефти и газового конденсата выросла всего на 0,1%. Добыча газа повысилась на 1,1%, а угля – сократилась на 15%. Более высокая динамика в обрабатывающей промышленности была обусловлена ростом производства продукции машиностроения, продуктов питания и напитков, нефтепереработки, фармацевтической продукции, продукции легкой промышленности.

Падение мировых цен на углеводороды, невысокие темпы роста объемов добычи нефти, природного газа и ряда других полезных ископаемых отразились на динамике стоимостных показателей промышленного производства. Объем промышленной продукции в действующих ценах в отчетном периоде, по данным Бюро национальной статистики, составил 7,13 трлн. тенге. Рост производства наблюдался в 13 регионах республики. Снижение объема производства в реальном измерении отмечено в Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской областях и городе Астане. В номинальном измерении объемы производства по сравнению с январем-февралем 2022 года сократились на 1,9%, в то время как в предыдущие два года рост стоимостных объемов измерялся несколькими десятками процентов.

Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-феврале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 3,9% в реальном измерении, превысил 489 млрд. тенге. Показатели в сельском хозяйстве до начала уборки урожая зерновых традиционно определяются ситуацией в животноводстве. Рост этой отрасли (на 4,1%) в отчетном периоде был обусловлен увеличением производства мяса, молока, при этом производство яиц снизилось на 0,1%. Положительная динамика производства продукции сельского хозяйства сопровождалась увеличением численности крупного и мелкого рогатого скота за исключением свиней.

Объем строительно-монтажных работ по итогам первых двух месяцев составил 295,4 млрд. тенге, увеличился на 12,8% относительно января-февраля 2022 года. Ввод жилья в эксплуатацию вырос на 22,2%, составил около 2,15 млн. кв. метров. Сократились объемы ввода жилья в эксплуатацию в Северо-Казахстанской области, области Улытау и городе Астане. Инвестиции в основной капитал по итогам двух месяцев составили 1616,4 млрд. тенге, выросли на 19,2%. Рост наблюдался в 19 регионах, сокращение инвестиций в основной капитал отмечено в области Абай. Основным источником финансирования капитальных вложений остаются собственные средства инвесторов (81,7%), а также средства государственного бюджета (8,4%).

Согласно информации Бюро национальной статистики, в феврале наблюдалось замедление роста показателей в сфере услуг в сравнении с январем этого года. Объем розничной торговли (без оборота общественного питания) в отчетном периоде превысил 2,2 трлн. тенге, темпы роста замедлились до 12,9 против 20,8% в январе. Объемы услуг связи выросли на 12,0%. При этом показатели роста в сфере транспорта в январе-феврале составили 6,1% против 7,9% в январе.

Что касается показателей, которые представляются на месяц позже, снижение мировых цен на углеводороды, стабилизация объема добычи нефти и газового конденсата отразились на параметрах внешнеэкономической деятельности, рост которых резко замедлился. По данным Комитета таможенного контроля министерства финансов, в январе внешнеторговый оборот страны составил 10,3 млрд. долларов и увеличился на 15,7% по сравнению с 62,6% в январе предыдущего года. Стоимостные объемы экспорта товаров выросли на 0,4% (против 86,1% годом ранее) до уровня 6,1 млрд. долларов. Импорт товаров увеличился на 15% до 4,2 млрд., положительное сальдо внешней торговли снизилось до 1,9 млрд. против порядка 3,3 млрд. долларов годом ранее.

Замедление роста в сфере производства услуг наряду с высокой базой сравнения аналогичным образом отразились на динамике экономики. Краткосрочный экономический индикатор по результатам двух месяцев составил 104,0% против 105,0% в январе. Расчет индикатора осуществляется для обеспечения оперативности и базируется на изменении индексов выпуска по базовым отраслям: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, составляющих свыше 60% от ВВП. Темпы роста ВВП по результатам января-февраля замедлились до 4,3%, в то время как в январе оценивались в 5,6%.

Драйверы роста отечественной экономики остаются прежними – это ожидания сохранения дефицита на нефтяном рынке и, соответственно, дальнейшего улучшения ценовой конъюнктуры на наши товары. Кроме того, в последние годы делается ставка на увеличение добычи нефти. С этими ожиданиями, похоже, могут возникнуть проблемы. Судя по динамике в начале года, цены на нефть могут не только снизиться, но и сложиться заметно ниже, чем в предыдущем году. Также не исключены проблемы по наращиванию добычи нефти и газового конденсата, как это наблюдалось в 2021 и 2022 годах.

Предполагалось, что ускорению экономической активности будут способствовать меры государственной поддержки. В частности, реализация запущенных национальных проектов, которые должны были стать опорой развития отечественной экономики в ближайшие годы. Но подобные меры принимались уже много раз и не принесли ожидаемых результатов. Поэтому вряд ли стоит рассчитывать на то, что реализация национальных проектов вместо прежних государственных программ изменят динамику и структуру казахстанской экономики, будут способствовать устойчивому росту.

Сдерживающее влияние на рост ВВП будут оказывать ряд внешних и внутренних факторов.

Негативное влияние на показатели роста окажет не только высокая инфляция. Первая фаза восстановительного роста после любого кризиса обычно происходит быстро, затем, по мере выхода на докризисное значение по ВВП и другим макропоказателям, скорость роста экономики замедляется. Беспрецедентные санкции, введенные коллективным Западом в отношении России – нашего ключевого торгового партнера, - разумеется, также не будут способствовать повышению экономической активности в Казахстане. Ко всему этому могут добавиться новые угрозы. К примеру, такие как участившиеся аварии на крупных предприятиях и объектах тепло и электроэнергетики, инженерных сетях.

Согласно прогнозам властей, рост экономики в текущем году ожидается на уровне 4% в реальном измерении. Достижение показателя предполагается во многом за счет увеличения добычи нефти до 92,6 млн. тонн. Примерно такие же темпы роста прогнозируются и международными финансовыми институтами. Так, рейтинговое агентство S&P ожидает, что реальный ВВП Казахстана вырастет в текущем году примерно на 4%, а в течение следующих трех лет рост экономики будет составлять чуть менее 4%. При этом подчеркивается, что основным фактором станет расширение Тенгизского нефтяного месторождения, которое должно поспособствовать значительному увеличению добычи нефти.

Казахстану, как и другим развивающимся странам, необходимо добиваться темпов роста экономики значительно выше среднемировых. Устойчивый рост нынешняя модель развития отечественной экономики без структурных изменений обеспечить не может. Поэтому необходимы реальные реформы, направленные на снижение сырьевой зависимости, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Без этого любые другие меры не принесут успеха, и состояние экономики будет по-прежнему определяться объемами добычи полезных ископаемых и уровнем мировых цен на сырьевые товары.

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...