Тот самый Жапаров | Деловая неделя
15 сентября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Тот самый Жапаров

Новый кыргызский президент совместил торжества и аресты

29.01.2021 13:44:56
№: 04(1407)
Новый кыргызский президент совместил торжества и аресты

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

В Кыргызстане в четверг, 28 января, прошла официальная церемония приведения к должности победителя президентских выборов Садыра Жапарова. Фоном к ней стали аресты бывших высокопоставленных чиновников из окружения предыдущего президента Сооронбая Жээнбекова. Самая заметная фигура среди лишившихся свободы - это экс-премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев. Среди остальных - сразу два известных чиновника силового сектора и экс-кандидаты в президенты Кыргызстана (то есть конкуренты Жапарова на прошедших выборах) Абдиль Сегизбаев и Курсан Асанов.

Против первого возбудили уже второе уголовное дело за три дня – к обвинениям в коррупции добавилось еще и злоупотребление служебным положением. Второго обвинили в захвате государственных зданий/учреждений. Их арестовал Госкомитет нацбезопасности (ГКНБ), которым в прошлом руководил Сегизбаев, по представлению военной прокуратуры. Сегизбаеву первые часы своего ареста пришлось провести в общем изоляторе временного содержания МВД, заместителем главы которого был в прошлом Асанов, которого сразу поместили в следственный изолятор ГКНБ. 

Теперь немного о сути обвинений. Начнем с Сегизбаева, который приходится шурином экс-президенту Алмазбеку Атамбаеву по его первой супруге. В ГКНБ заявили, что «найдены факты о том, что А. Сегизбаев в сговоре с несколькими чиновниками Аламудунского района Чуйской области завладел почти 22 гектарами земли». Затем была незаконно произведена трансформация земель, но даже не получив разрешений экс-глава ГКНБ начал строительство жилых помещений, подвел воду и электричество. Оформлено все было на родственников Сегизбаева, который почему-то даже не оплатил поземельный налог. 

Второе уголовное дело – это отголоски «Белизгейта». Речь идет о деле, когда ГКНБ под руководством самого Абдиля Сегизбаева в 2017 году обвинило троих депутатов Жогорку кенеша – Омурбека Текебаева, Аиду Салянову и Алмамбета Шыкмаматова – в том, что они незаконно завладели 15% акций сотового оператора «МегаКом». Их они, по данным следствия, намеревались продать третьим лицам. Тогда по всем провластным каналам (Текебаев и Ко находились в оппозиции к тогдашнему президенту Атамбаеву) крутились фото и видеокадры с изображением неких документов, полученных из южноамериканского государства Белиз. И на основании этих документов первые двое депутатов были взяты под арест. Лишь Шыкмаматов остался тогда на свободе, но в отношении него были возбуждены другие уголовные дела. 

После ухода Атамбаева из власти Шыкмаматов в 2018 году затребовал пересмотр «Белизгейта» (а Текебаев уже в этот момент сел в тюрьму, от которой Салянову спасло только наличие несовершеннолетнего ребенка). И вот, в 2020 году из ГКНБ был дан официальный ответ: ведомство не располагают никакими документами по этому делу. Естественно, теперь уже вопросы появились к бывшему главе спецслужбы, но поначалу военная прокуратура и ГКНБ отказали депутату в его требовании возбудить уголовное дело против Сегизбаева, не усмотрев в его действиях признаков нарушения закона. Это было в сентябре прошлого года, а в октябре произошла очередная революция, итогом чего стала отставка президента Жээнбекова. Революция освободила из тюрьмы Садыра Жапарова, который пришел к власти и легализовался на посту президента на прошедших выборах.

Сегизбаев, который в марте 2017 года арестовывал Жапарова по обвинениям в организации массовых беспорядков и захвату заложников, решил не оставаться в стороне и выставил свою кандидатуру в рамках президентской избирательной кампании. Считается, что именно с подачи Сегизбаева в интернете и по соцсетям начали распространяться сведения о том, что Жапаров связан с китайской разведкой, а также, что он «отмыл пять миллиардов долларов для сына второго президента Курманбека Бакиева - Максима в 2005-2010 годах». То, что Садыр Жапаров якобы продолжает находиться на связи с семьей беглого президента – это довольно тяжкое политическое обвинение. 

Согласно кыргызскому законодательству, в период выборов никакие уголовные дела не могут быть возбуждены против зарегистрированных кандидатов. Но вот выборы прошли, объявлены официальные итоги и в двери Сегизбаева постучались бывшие подчиненные, ныне находящиеся в подчинении у Камчыбека Ташиева, еще одного фигуранта дела о массовых беспорядках, за которые Сегизбаев сажал в тюрьму Жапарова. В среду, 27 января Первомайский суд Бишкека поместил экс-председателя ГКНБ на два месяца в СИЗО ГКНБ. Вот так бывший главный чекист вернулся в свое ведомство, но в совсем ином качестве. 

Курсану Асанову предъявили в качестве обвинения «захват здания МВД КР в ночь на 7 октября 2020 года». Иными словами, его судят за события, в результате которых Садыр Жапаров и вышел на свободу. По словам адвоката Асанова, тот лишь исполнял распоряжение секретаря Совета безопасности Омурбека Суваналиева о наведении порядка в столице, чтобы предотвратить насилие и мародерство. Кстати, в те лихие дни Асанов пару дней пробыл в том кабинете в качестве министра, после чего его «попросили» оттуда новая власть в лице жапаровских. Асанов тоже был участником президентской гонки, но таких громких заявлений как Сегизбаев не делал. 

Стоит также отметить, что оба – и Асанов, и Сегизбаев - являются доверенными лицами экс-президента Атамбаева и защищали его до последнего. Во время октябрьской революции прошлого года, экс-президент также, как и Жапаров, покинул тюрьму, но его, в отличие от Жапарова, туда быстро вернули.

На неделе на допросы в Госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП) были также вызваны вице-премьер-министры времен правления Сооронбая Жээнбекова – Айнура Омурбекова и Аида Исмаилова. Их пригласили для дачи показаний о том, что они делали во время пандемии. Омурбекова на этой должности встречала начало карантина в марте 2020 года - в ранге руководителя республиканского штаба по борьбе с заболеванием. Но после визита в республику представителей Всемирного банка, пообещавших Жээнбекову $400 миллионов в качестве помощи, глава государства публично разнес деятельность штаба и уволил ее, как и тогдашнего главу Минздрава Космосбека Чолпонбаева. Вместо них Жээнбеков назначил своих земляков – Аиду Исмаилову и Сабиржана Абдикаримова. Вот на период их деятельности и пришлись самые тяжелые испытания кыргызстанцев и медицинской отрасли страны. С конца весны 2020 года Чолпонбаева таскают на различные допросы, он даже посидел в СИЗО пару месяцев, где ему стало плохо и пришлось делать операцию на сердце. Чем закончатся его злоключения теперь, сказать трудно. Аресты идут широким фронтом. 

Что касается административной стороны борьбы с пандемией, то руководство республиканским штабом перешло под контроль тогдашнего первого вице-премьер-министра Кубатбека Боронова. Его руководитель, премьер Мухаммедкалый Абылгазиев осуществлял общее руководство исполнительной властью. Однако, в разгар пандемии, 15 июня 2020-го года, Жээнбеков решил заменить его на Боронова. Вроде как главе государства не понравилось, как правительство боролось с пандемией и управляло экономикой. В итоге, с середины лета никто не знал, где находится Абылгазиев. Про него не было ничего слышно. Его не могли даже найти в октябре – ноябре, когда Жээнбекова отправили в отставку. 

И вот, только на этой неделе, когда его вызвали в ГКНБ, и стало понятно, что он не уехал из страны, как многие думали ранее. Все произошло во вторник в лучших традициях жанра – его вызвали, более семи часов допрашивали, затем арестовали. Повод – незаконное обогащение. Дело связанно с золоторудным месторождением Кумтор. Утром в среду все СМИ пестрели фотографиями недвижимости экс-премьера, которую он приобрел и переписал на своих родственников. То есть, этот арест давно готовился, судя по информационному сопровождению. 

Вот теперь настало время нервничать и для братьев Жээнбековых – Сооронбая и Асылбека. Первый, как вы помните, был президентом перед Жапаровым, но ушел в отставку под его давлением. Считается, что Абылгазиев не зря по кыргызским меркам долго - более двух лет - возглавлял правительство Кыргызстана: он доказал свою полную лояльность высокопоставленным братьям. А еще это значит, что он был в курсе очень многих дел их родственников и рассказать следствию может очень многое. И не только про происхождение своих неожиданных богатств. 

Ну, а Жапаров, как триумфатор, будто издеваясь, пригласил на свою инаугурацию всех кандидатов в президенты, за исключением Сегизбаева. Позвал и двух бывших глав государства – Розу Отунбаеву и Сооронбая Жээнбекова с братом Асылбеком – тот все-таки когда-то был спикером парламента. Сложно представить их психологическое состояние на фоне вышеуказанных арестов. Наверное, всем кроме Отунбаевой пришлось на этой скромной церемонии понервничать. Новый президент попросил народ Кыргызстана немного подождать и через полгода он «увидит реальные плоды борьбы с коррупцией». Теперь все гадают, ожидать ли ареста Жээнбекова?

Тем временем, межведомственная комиссия по использованию гуманитарной помощи и изучению эффективности действий чиновников в период пандемии под руководством и.о.вице-премьер-министра Эльвиры Сурабалдиевой уже отыскала факты нарушений при борьбе с коронавирусом. Правда, некоторых кусочков мозаики просто нет физически, как, например, документов о расходовании финансовых и лекарственных фондов: офис здания Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) был разгромлен в ночь на 7 октября 2020 года, на следующий день после того, как штурмом был взят Белый дом. 

Зато налицо другие нарушения. Правительство Боронова все это время утверждало, что от пандемии скончалось чуть более 1300 человек. А по данным комиссии, число умерших в прошлом году превысило среднюю норму на более чем шесть тысяч человек. Также выяснилось, что чиновники Минздрава скрывали третий протокол лечения целых два месяца, прежде чем дать его врачам и фармкомпаниям для закупа необходимых медикаментов. Теперь все задаются вопросом, кто же станет основным виновным в нарушениях при борьбе с COVID-19? Враги бывшего президента говорят, что Жээнбеков не только расставил везде своих людей, но и аффилированные с его братом компании 19 раз «побеждали» в тендерах на поставки лекарств и средств индивидуальной защиты (СИЗ), завышая цену своих поставок в 3-5 раз выше рыночных. 

Что же касается совмещенных с арестами торжеств, то инаугурация Жапарова состоялась в четверг, 28 января. Всем было интересно, придут ли братья Жээнбековы? Не будет ли ареста кого-либо из них в прямом эфире? Сама церемония была запланирована наискромнейшей в истории страны – на нее ушло всего 10 миллионов сомов. Улицы не перекрывались, кроме тех, по которым проехал президентский кортеж, официальных банкетов никто не закатывал. Все действо заняло чуть более часа. На центральной площади «Ала-Тоо» был заранее выставлен большой экран, чтобы люди могли следить за телетрансляцией. Эфир велся при помощи 35 телекамер. В здании филармонии, где она проходила, было около тысячи человек. Из них 70% - «простые люди». Оставшиеся – депутаты и члены правительства, деятели искусств и науки, представители дипкорпуса и международных организаций. Пришли все приглашенные, в том числе, недавние конкуренты Жапарова по выборам, а также братья Жээнбековы и Отунбаева.

В самом начале инаугурации было объявлено официальное заключение Центризбиркома КР о том, что Жапаров победил в гонке за кресло главы государства. Ему вручили удостоверение президента КР, знак отличия и штандарт. Было видно его волнение, политик был в столь нелюбимом им галстуке. Новый лидер страны отметил, что для него великая честь стать во главе народа с более чем двухтысячелетней историей, такой народ должен иметь веру и в счастливое будущее. «Вера и надежда людей на лучшее будущее, а также целеустремлённость нашего народа были сильнее опасности пандемии. В итоге восставший народ добился признания недействительными итогов парламентских выборов, отставки президента и правительства. В тяжелейшей ситуации, когда страна оказалась на грани хаоса и беззакония, 5 октября 2020 года ради сохранения национального единства и мира, достижения общей цели мы вместе с народом, взяв ответственность за свою страну, сумели стабилизировать ситуацию. В те дни я был вместе с народом»,-заявил Жапаров. Жаль, что режиссер трансляции не захотел показывать миру в этот момент выражение лица Жээнбекова, которого события тех дней лишили власти. 

Жапаров отметил, что он далек от мыслей, что принимает страну в хорошее время и он намерен работать, чтобы обеспечить граждан рабочими местами, вернуть мигрантов на родину, а также в кратчайшие сроки реализовать крупные проекты Камбар-Атинской, Сары-Жазской ГЭС, Верхне-Нарынского каскада. Он особо поблагодарил за помощь Россию, а также соседние страны Узбекистан, Казахстан «за поддержку в период пандемии». Достались слова признательности и Турции. При Жапарове Кыргызстан продолжит придерживаться принципа многовекторности во внешней политике. Новый президент заверил, что «Кыргызстан будет исполнять все обязательства перед ООН, ШОС, ЕАЭС, Советом тюркоязычных государств и другими международными организациями». Также он отметил, что к 2032 году Кыргызстан должен выплатить полную сумму внешнего долга в размере пяти миллиардов долларов, из которых на энергетику приходится полтора миллиарда. 

Торжественного концерта не было. Был импровизированный мини-парад роты гвардейцев, прошедших строем на входе в филармонию, куда уже вышел Жапаров. После чего новоиспеченный президент сам открыл дверь, сел в новенький лимузин с президентским штандартом и уехал в старое здание Дома правительства. Там его на входе встречал спикер парламента, совмещавший свой пост с должностью президента страны на период выборов, Талант Мамытов. Он-то и проводил своего друга до президентского кабинета и лично посадил его в рабочее кресло. В приемной Жапарова ожидали глава аппарата президента КР Суйунбек Касымалиев, и.о.премьер-министра Артем Новиков и председатель Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) КамчыбекТашиев, успевшие раньше приехать из филармонии. 

На первый взгляд, церемония прошла гладко. Лишь не повезло с туманом на утренних улицах Бишкека, придавший мероприятию некий ореол таинственности. Тумана нагнали и соцсети. Накануне инаугурации в социальных сетях певица Айчурок Султанова с радостью приветствовала «приезд своей подруги», разместив на своей странице совместные фотографии с женой брата экс-президента Курманбека Бакиева Жаныбека (Жаныша) Бакиева - Орозгул Токторбаевой. Жаныш Бакиев был одним из приближенных лиц своего брата и считался одним из наиболее влиятельных и опасных людей в стране. За ряд преступлений его заочно осудили на пожизненное заключение. И тут впервые с момента их бегства в 2010-м году в Кыргызстан приехала его жена, которая живет в Беларуси со своим супругом. Причем приехала в Кыргызстан она под чужим именем, что уже дает повод для ее задержания. Певица Султанова быстро удалила этот пост, но этот факт СМИ уже зарегистрировали. И только Абдиль Сегизбаев не смог никак это прокомментировать, поскольку попал в тюрьму…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...