Трагедия Акапулько
Что может сделать природное бедствие с «человеческим обществом»?
Юрий Сигов, Вашингтон
Весь прошедший месяц новостные ленты, программы телевидения и социальные сети были забиты сообщениями о двух главных мировых конфликтах - ситуации на Ближнем Востоке и Украине. Военные действия одних против других с участием третьих, настоящие гуманитарные катастрофы для обычных, рядовых граждан, какие-то бесконечные заседания то в стенах штаб-квартиры ООН, то принятие ни на что не влияющих, и не имеющих никакой обязательной законной силы резолюций - все это стало уже каким-то обыденным кошмаром. С которым, похоже, народы нашей планеты покорно свыклись.
При этом ряд политиков и политологов утверждают, что резкое обострение ситуации в конфликте арабов-палестинцев с израильтянами тем самым отвлекло якобы внимание мировой общественности от российско-украинского противостояния. А в Израиле и Палестине считают, что ситуация вокруг Украины давно уже переключила заботы международного сообщества с того, что не первый год творится на Ближнем Востоке. Правы в этой ситуации, скорее всего, и те, и другие. Но не вся же наша планета вертится вокруг только этих двух крайне опасных катаклизмов!
А что это именно так и есть, подтвердил очередной, какой уже по счету природный кошмар, наставший с приходом сезона ураганов и бурь, постигший сейчас район Карибского моря и западного побережья США и Мексики. То, что ураганы разрушительной силы налетают на эти земли каждый год, и иногда (как в этот раз) с уничтожительной силой, похоже, никого уже не удивляет. Но вот по-настоящему поражены люди бывают всем этим, когда беда приходит именно в твой дом. Если от него к тому моменту вообще что-либо остается целым и невредимым.
Вот и на этот раз пока международное сообщество пристально следит за происходящим в двух кризисных конфликтных зонах Европы и Ближнего Востока, не меньшая, если не большая катастрофа случилась на Западном побережье Мексики, а в центре катастрофы оказался мировой известности курортный город Акапулько. Который столь часто воспевался ранее в популярных песнях известных эстрадных ансамблей (достаточно вспомнить песню с этим названием итальянского дуэта Ricchi e poveri («Рикки и повери»), что теперь вспоминать о нем будут не иначе как о жертве самого разрушительного за всю историю страны безжалостного урагана «Отис».
Силы природы по-прежнему неподвластны людям. Почему?
Давно уже стало своего рода аксиомой, что если где-то, по каким-то причинам и особенно с тяжелыми последствиями случается какой-то природный катаклизм (наводнение, землетрясение, ураган или проливные дожди), так значит местные власти к такому развитию событий плохо подготовились. А центральное правительство страны, видимо, не предупредило вовремя об угрозе такого развития событий, или не оказало достаточной поддержки от буйства стихии пострадавшим.
Да, бывают случаи, когда власти в чем-то промедлили, к чему-то на сто процентов не успели подготовиться, или ошиблись в прогнозах, согласно которым ничего серьезного, казалось бы, произойти не должно было, но природа решила по-иному. И в результате - разрушения, гибель людей и многомиллионные потери от буйства стихии. Но главное во всех этих случаях одно и то же: человечество по-прежнему остается фактически бессильным перед ударами природных катаклизмов. И как к ним не готовься, все предусмотреть никому, и нигде до сих пор не удавалось.
Те же землетрясения теоретически просчитаны с точки зрения определения тех или иных районов, которые им могут быть в любой момент подвержены. Вот только просчитать именно такой момент сам по себе заранее до сих пор при всем развитии науки и современной техники не удается. В результате под развалинами обломков жилищ каждый год погибают сотни и тысячи человек (возьмите последние землетрясения в Турции или Афганистане), и ничего иного, кроме молитв и надежды на благословение Всевышнего придумать не получается.
Точно также с ураганами, тайфунами, торнадо и прочими метеорологическими кошмарами. О том, что те или иные регионы нашей планеты наиболее подвержены подобным катаклизмам известно вроде как давно. А за несколько дней до формирования этих опасных воздушных масс ученые определяют силу, направление и скорость движения их. А тех, кто может волею судеб оказаться на пересечении траектории того же урагана или тайфуна заранее предупреждают об опасности.
Вот только куда от этой самой возможной опасности скрыться? Если бежать (а иногда, как при извержении вулкана или землетрясении надо принимать решения практически мгновенно), то придется оставлять дом, все свое имущество, нажитый за всю жизнь скарб и другие пожитки. Которые, если бросить их без присмотра, могут быть банально украдены твоими соседями или обычными прохожими. Тогда многие решают, что предупреждение об эвакуации совсем не обязательно выполнять: а вдруг все обойдется, и моя собственность, да и я сам от всего этого надвигающегося не пострадает?
В итоге что в Америке, что в других странах очень многие при приближении неизбежно надвигающегося удара стихии остаются на месте. Не бросают своих домов и пожиток, прячутся в подвалах или погребах, надеясь, что удастся пересидеть налет стихии. А когда матушка природа оказывается сильнее и беспощаднее, либо сами гибнут от безалаберности, либо все равно теряют и свою собственность, и все, что наживалось годами несколькими поколениями собственной родни.
Многие в таких случаях любят обвинять во всем синоптиков. Дескать, они что-то и где-то не усмотрели, не углядели, не обратили на что-то важное и существенное внимание. А посему удар того же урагана или землетрясения якобы можно было предупредить, если бы эти самые синоптики грамотно и добросовестно выполняли свою работу. Вот только синоптики на самом деле многое сегодня могут действительно предвидеть, но далеко не все. И далеко не все возможные как последствия стихийных бедствий, так и посоветовать принять те меры, которые бы потери и ущерб свели бы к минимуму.
В том, что касается нынешней катастрофы в городе Акапулько и его окрестностях в принципе все было просчитано и определенно заранее. Ураган пятой, высшей категории «Отис» двигался в сторону мексиканского побережья Тихого океана. И примерно за 12 часов до того, как его удар пришелся по суше, стало понятно: ударит он прямо в самый центр более, чем с миллионным населением города Акапулько. Соответственно людям от местных властей донесли предупреждение: спасайся, кто может, у вас есть несколько часов в запасе, потому как пятая категория урагана – это ветер за 300 км в час, проливной дождь, который все снесет-сметет на своем пути – и все последующие за этим проблемы.
Что сделало 99 процентов населения Акапулько? Правильно: оно осталось дома, стало закреплять листами фанеры и прочим подручным материалом окна и двери, что можно - прятать в подвалы и погреба (у кого они были). А в отелях отдыхающим (таковых в городе находилось более 40 тысяч, включая более 30 тысяч иностранцев) предложено было спуститься на нижние этажи, и покинуть открытые веранды и балконы. В том числе – в многоэтажных гостиницах, которых в курортном Акапулько более пятидесяти.
Но удар урагана, пришедшийся прямо в полночь, был таким, что все расчеты по типу «пересидим», «переждем» и «авось пронесет» оказались буквально сметены с любой поверхности, оказавшейся на пути стихии. Мощнейший удар не только вдоль поверхности земли, но и на высоте 15-20-ти этажных строений буквально опустошил жилые помещения. Все окна были не просто выбиты - они были вынесены ураганом, а три часа безжалостной работы «Отиса» привели некогда процветавший и любимейший у мексиканцев и иностранцев курорт в зону настоящей гуманитарной катастрофы.
Что такое беда, и как быть, если государство ничем тебе не помогает?
И здесь трагедия Акапулько и его окрестностей высветила две очень серьезные проблемы, которые в принципе могут иметь место в любой точке нашей планеты, где происходит какое-то стихийное бедствие. Первое: как, и в какой форме на это реагирует (или не реагирует вовсе) государство? Насколько быстро и эффективно оно в состоянии помочь пострадавшим гражданам, и хотя бы минимально облегчить их незавидную участь. Это всегда проверка на прочность и работы министерств и ведомств по чрезвычайным ситуациям (а такие нынче есть практически во всех прилично развитых странах), и каково в этом случае будет к ним отношение самого пострадавшего населения.
И второе, что уже меньше касается роли государства, и куда больше - морально-этического воспитания того самого населения. Которое еще вчера соблюдало хотя бы минимальные нормы приличия и взаимного проживания. А как только пришла беда (причем коснувшаяся всех, а не только какой-то отдельной группы населения), так люди на глазах (и не надо здесь удивляться: именно бОльшая часть, а вовсе не какие-то отдельно взятые несознательные индивидуумы) превратились в настоящих диких животных. Для которых чужая беда стала шансом что-то украсть, унести и прикарманить, не взирая на теоретически существующие в обществе словесные добродетели и хотя бы внешнее законопослушание.
Так вот в Акапулько сразу после того, как ураган «Отис» понесся внутрь центральноамериканского континента, перепуганные на смерть тысячи людей стали выходить из своих полуразрушенных, а иногда и полностью унесенных жилищ в поисках самой простой еды, питьевой воды и всего остального, что обычному человеку нужно для жизни. И что в мирные времена есть всегда в наличии, о чем мало кто задумывается. Но в момент кризиса не просто исчезает, но, и как оказывается, без всего этого человек жить просто не сможет.
Так и в Акапулько более миллиона человек столкнулись сразу с тем, что в огромном городе не стало электричества (никакого), питьевой и вообще какой-либо воды, все улицы и шоссе оказались блокированы либо метровым слоем грязи, либо завалены упавшими деревьями и обвалившимися кусками жилых строений. Полностью разрушенными оказались все бензоколонки, а также выведен из строя городской транспорт. А теперь просто на секундочку представьте, как бы выглядел любой город в любой точке нашей планеты – да еще с таким значительным населением – если бы в нем прекратили бы функционировать все коммунальные и иные службы?
Отправившийся для ознакомления с масштабами трагедии в Акапулько, президент Мексики Лопес Обрадор на военном джипе смог добраться только до первой будки на шоссе, где взимали оплаты за проезд по нему. Дальше – сплошное болото из грязи и обломков зданий, а посему мексиканскому президенту со своими коллегами по правительству пришлось, подкатив брюки, почти по колено в жиже пробираться к центру города, походившего с воздуха на сцену последствий апокалиптического удара инопланетян.
Грабить чужое? Но если не мы сами, то кто о нас позаботится?
А дальше началось настоящее человеческое светопредставление – массовые грабежи всего и вся, что в городе «плохо лежало». Точнее первым делом подверглись разграблению обычными, рядовыми гражданами Мексики супермаркеты и крупные сети ведущих магазинов страны. Стекла и двери во всех этих точках были вышиблены ураганом, работников, и главное - охраны – нигде и никакой. Это и послужило сигналом населению рвануть кто с чем мог – от тележки до велосипедов, чтобы унести на себе все, что только можно было обчистить с магазинных полок.
В этот момент, что показательно, в городе – да еще таком большом, и «заточенном» под обслуживание тысяч туристов – практически не оказалось полиции. Ее сотрудники были дома, пострадали они ничуть не меньше, чем остальные, и занимались они в это время спасением самих себя и своих близких, нежели оставались на страже закона, который к тому же уже никто в Акапулько не соблюдал. Картины разворованных супермаркетов по 5-6 этажей, с толпами тащащих все, что по попадало под руку буквально озверевших людей – это надо было видеть и слышать их истошные крики и стенания.
Когда к месту трагедии стали прибывать корреспонденты ряда телевизионных каналов, и расспрашивать у хватавших все подряд с полок людей, как у них совести хватает воровать чужое, то ответ был один и тот же: «а кто в государстве о нас позаботится? Если мы не украдем это сами, это сделают за нас другие. А мы помрем с голоду и жажды». Хотя грабежам в Акапулько подверглись не только магазины с продуктами питания, но и все остальные – от теле-радио техники до хозяйственных товаров.
Следующим объектом грабежей стали трейлеры-грузовики с различными необходимыми для города продуктами и вещами (те же матрасы для сна на открытом воздухе и керосиновые лампы). Их останавливали жители окрестных с Акапулько поселков, и грабили-вскрывали, вышвыривая шоферов из кабин, не давая помощи от государства поступить в сам город. Опять-таки объяснения были более, чем прозаичными: тем, кто в городе, значит, что-то шлют, а нам? О нас кто позаботится? Правительство? Да до нас им никакого нет дела. Значит о своем выживании мы позаботимся именно так.
Да, пусть не самым законным образом, пусть за наш счет другим чего-то не достанется, но какое нам дело, если до нас никому этого самого дела нет? В результате сотни грузовиков были разграблены еще на подходах к городу. И пока к нескольким участкам и так вышедших из строя шоссе, ведущих в Акапулько, не прибыли вооруженные военные, присланные правительством, водители просто отказывались вести свои грузовики через толпы озверевших граждан пригородов курортной зоны.
Отсутствие телефонной связи и интернета также сыграло свою зловещую роль. Когда начались массовые грабежи, в том числе и небольших кафе, ресторанчиков, различных туристических заведений, их владельцы пытались дозвониться до полиции, но тщетно – связи не было, и никто на помощь им прийти не мог. Тогда люди сами взяли на себя задачу сохранности своей собственности. У кого под рукой было огнестрельное оружие – те выставляли караулы, не спали несколько ночей и посменно отгоняли от своей собственности группы мародеров.
Не было возможности у людей и связаться с родственниками, проживающими в других точках страны и за границей. Попытки же этих самых родственников дозвониться до правительственных учреждений, по идее ответственных за помощь пострадавшим при ударах стихии, ни к чему не привели. Связи с Акапулько несколько дней не было никакой. А та самая спутниковая система «Старлинк», которой владеет американский миллиардер Илон Маск, и к которому обращались родственники пострадавших в Акапулько для установления мобильной связи, занята оказалась через имеющиеся каналы для обеспечения телефонной связи в секторе Газа и Украине.
Разумеется, по ходу развития событий помощь от центральных властей Мексики постепенно будет (пусть даже и с большим опозданием) как-то прибывать в пострадавший от стихии город. Какие-то минимальные потребности оставшихся на местах горожан постепенно будут удовлетворяться. Хотя все это неизбежно будет на таком несущественном уровне, что речь может идти только о банальном выживании людей, а не о той жизни, которой они жили на этом популярном курорте еще несколько недель назад.
Что же касается полностью разрушенной инфраструктуры, разоренных отелей и частных домов, полностью парализованной торговли при тотальном уничтожении предприятий туристического сектора, включая малый и средний бизнес, для его восстановления по самым скромным подсчетам потребуется 6-8 лет. И это не говоря о полностью выведенной из строя дорожной сети, по которой нормального движения транспорта не будет как минимум год-полтора.
Мексиканское правительство уже объявило о предоставлении помощи штату Герреро, где находится Акапулько. Но штат этот каждый год ко всему прочему страдает еще и по полной программе от бесконечных землетрясений. Мне самому один раз во время посещения Акапулько пришлось просидеть два часа в застрявшем лифте отеля, когда в окрестностях города случилось землетрясение в пять баллов, и он оказался полностью обесточен.
Поэтому нормальная жизнь в Акапулько, в котором любили отдыхать еще голливудские звезды в 50-60-х годах прошлого столетия, теперь очень нескоро вернется на курортную карту страны. А уроки ураганного налета «Отиса» на Акапулько, думаю, будет нелишним изучить всем, кто проживает или кто руководит городами и поселками, расположенными в зонах потенциальных бедствий и природных катастроф.