Третий друг России? | Деловая неделя
26 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Третий друг России?

14.02.2022 11:25:29
№: 06 (1456)
Для всего постсоветского пространства принципиально, будут ли Пекин и Москва бороться с «тлетворным влиянием Запада» сообща

Юрий Сигов, Вашингтон

Прошедшие во время открытия Зимней Олимпиады в Пекине переговоры лидеров Китая и России в очередной раз породили ожидание создания столь давно уже предсказывавшегося военно-политического блока двух стран. Понятное дело, что такой блок должен для чего-то быть созданным, кого-то и от чего-то защищать. И в случае возникновения внешней опасности действовать сообща, единым кулаком-противовесом.

Так ли будет, или как-то по-иному, что показательно, волнует в мире абсолютно всех. Америку, потому что из «большой ядерной пятерки» две ведущие державы, получается, объединяются против нее. Европу, потому как для нее и одна, и другая страна - ведущие по тем или иным направлениям торгово-экономические партнеры. Азиатские державы также должны будут определиться, с кем они в этом противостоянии, и как им строить отношения со всеми, кто должен будет присоединяться к той или иной стороне конфликта.

Но больше всего это должно по идее волновать все до единой постсоветские страны. Потому как они и с Россией по-прежнему неслабо завязаны, и от Китая все больше прежде всего финансово и экономически зависимы. Но и с коллективным Западом никто из них разрывать связи не намерен. А как раз даже наоборот: и Европа, и Соединенные Штаты для тех же государств Центральной Азии – очень даже важные партнеры, причем не в последнюю очередь для сохранения их собственного суверенитета.

Поэтому если внимательно проследить за тем, как общались во время олимпийского старта лидеры КНР и РФ, и если даже бегло просмотреть список тем и соглашений, которые они в Пекине обсуждали, то впору говорить о том, что блок двух влиятельных и на много чего претендующих на будущее стран вроде как состоялся. Будут, естественно, некие шероховатости с соглашениями относительно формы и договорной базы такого блока. Как и не факт, что все имеющиеся нюансы в отношениях двух стран уже улажены и разрешены. 

Желание есть уже десять лет. Как его только превратить во что-то реально осязаемое? 

Итак, Россия и Китай вроде бы подтвердили в очередной раз свою дружбу с сотрудничеством напополам, и послали недвусмысленный сигнал зарвавшейся Америке и всему коллективному Западу относительно того, что нас, мол, «лучше не трогать». Запад со своей стороны, что вполне было ожидаемо, затрясся от испуга, а Соединенные Штаты наконец-таки осознали, что нельзя давать возможности объединяться своим двум самым главным противникам. А куда лучше держать тех и других порознь, и если появляется шанс, то одну из них (желательно Китай) к себе в партнерских объятиях подтаскивать.

Но вот что мы имеем на практике, как бы это не нравилось и самим лидерам КНР и России, и пишущим по этой теме провидцам-политологам. Так вот: дискуссии о том, что обеим странам пора по-серьезному, а не теоретически объединиться, идут ровно десять лет с того момента, как товарищ Си в Китае пришел к власти, и за то время довольно капитально прибрал всю власть в стране к рукам. Между тем саммиты разные руководители двух стран проводят, клянутся в дружбе друг другу регулярно, но в практической плоскости далеко не все так уж успешно и радужно между двумя странами пока складывается.

Так, чем жестче Россию прессуют на Западе, тем она все активнее пытается развернуться на Восток. Чем сильнее давят американцы на Китай, тем он чаще и больше начинает обсуждать различные проекты и варианты взаимодействия с Россией. Сейчас же, при острейшем кризисе в отношениях России и США, а также усилившемся давлении со стороны американцев на Китай, в Москве ведущие политики почему-то решили, что «момент истины настал». То есть самое вроде бы время оформлять стратегическое партнерство в некий военно-политический союз.

С китайской стороны было уже неоднократно подчеркнуто, что «сотрудничеству между Москвой и Пекином нет пределов». Пределы на самом деле, конечно, есть и у тех, и у других. Называются они «выгода торгово-экономических отношений с Западом», и в обеих столицах на этот счет мнение однозначно: такое сотрудничество с вроде как «ненавистными господами» надо любыми путями сохранять. Напомню, что после начала украинских событий семь лет назад в России решили почему-то, что длинные дешевые кредиты, а также растущие поставки нефти-газа, которые коллективный Запад мог сократить, легко переориентировать на КНР.

При этом кредиты такие для Китая были бы очень выгодны во всех отношениях. Но… Их как не было, так с тех пор и нет. Признание Крыма российским, или независимости Абхазии и Южной Осетии? Да в Пекине никто об этом даже не заикается. Как только начались нынешние «военные игры вокруг Донбасса», Россия вновь дипломатически сражается с единым Западом в одиночку. Китай либо вовсе в этой ситуации отмалчивается, либо выступает за «территориальную целостность Украины».

То есть в переводе со странного событийного на понятный общенародный язык – «а что это за союзники, и что это за союз такой?» Да и какие в нем, если он все же когда-нибудь будет существовать, расписаны роли? Насчет равенства партнеров, разумеется, речи быть не может, потому как экономика Китая в 15 раз больше российской. Да и не самообман ли рассуждать о том, что у России и Китая существуют некие стратегически общие интересы?

Тут стоит обратить внимание на то, что КНР и СССР перессорились в середине 60-х годов прошлого столетия чуть ли не до войны даже когда были вроде как объединены общей коммунистической идеологией. В 1972 году товарищ Мао взял – да и принял президента США Р. Никсона, а после чего началась фактически двусторонняя кампания давления на Советский Союз Пекина в единой команде с Вашингтоном. Тогда же в китайскую экономику пошли американские инвестиции и технологии – пусть не самые передовые, но в Советский Союз они и вовсе не поступали.

С помощью тех самых американских инвестиций в середине 80-х годов на мировые рынки потекли китайские товары. Китайцы подружились с Америкой так, что вообще позабыли о правилах «игры в холодную войну», сделав ставку на экономический и финансовый прагматизм. Ответить в те годы Москве подобному альянсу Пекина и Вашингтона было нечем, и даже при наличии союзников по Варшавскому договору соревноваться с двумя мировыми гигантами для СССР было практически невозможно (не говоря уже о том, что и финансово, и экономически просто разорительно).

Здесь стоит упомянуть и об истории практического участия той же России в каких-либо военно-политических блоках. Оно, так уж складывались события, всегда были для Российской империи либо разорительные, либо приводили страну к тяжелым поражениям. К примеру, спасенный от революционных событий император Австрии предал Россию во время Крымской войны в середине 19-го века. Провалилась Россия со всеми ожидаемыми союзниками и при формировании блока Антанта с французами.

Варшавский договор 1955 года: как только пошло политическое предательство в Москве в конце 80-х годов прошлого столетия, так все государства Восточной Европы, в нем состоявшие при СССР, рванули в НАТО, и вышвырнули со своей территории советские войска (чему, правда, куда больше поспособствовало само советское тогдашнее руководство). Замечу, что во всех этих случаях страны, состоявшие в военно-политических союзах с Россией, были очень близки ей по культурным и другим составляющим. Китай же – мир в себе, и никогда и никого под себя не переделывал, и с другими никогда не сливался.

Китай намерен присоединить Тайвань. А Россия пошлет Пекину на помощь свои войска?

В чем, по нынешним странным, и очень непростым временам, суть любого объединения и союза? Тем более того, который будет в той или иной форме связан с защитой либо собственных, либо союзнических завоеваний? В использовании вооруженных сил стран-членов такого союза совместно. Особенно в тех случаях, когда одна из сторон подвергается либо нападению извне, либо сама намерена решить тот или иной «территориальный вопрос». Как со всем этим обстоит дело у ведущих игроков нынешних международных отношений?

Почему до января этого года военно-политический союз под названием ОДКБ дружно высмеивали за его бессмысленность и неконкретность? Да потому, что возникни что серьезное в странах-подписантах этого соглашения – никто и никого не станет ни спасать, ни воевать с настоящими, а не мнимыми врагами. В принципе, и то, что случилось с Казахстаном было по большей части высадкой российского десанта, а другие страны-члены участвовали в этой операции лишь для политической проформы.

Когда же речь заходит о НАТО, то там вообще, как по нотам, регулярно разыгрывается настоящий политический спектакль. На эту организацию никто не нападает и не собирается этого делать. Но имея в распоряжении мощнейший медийный аппарат из СМИ всего западного сообщества, этот военно-политический «радетель демократии» может по сути дела напасть на кого угодно. А согласно существующим обязательствам выступить на защиту того члена организации, который гипотетически подвергнется нападению.

То, что никто и ни на кого не нападет - так мало ли что? А вдруг когда-нибудь нападет? И тогда уже поздно будет проверять на прочность и сам Альянс, и входящие в него страны на предмет четкости и взаимодействия в экстремальных обстоятельствах. Вот и сейчас никто и ни с кем не собирается воевать на Украине. Но надо показать, что НАТО действует, не сидит сложа руки, укрепляет позиции своих стран-членов. И если потребуется, то якобы все за одного тут же выступят против «российской агрессии» единым фронтом.

А вот возможный российско-китайский военно-политический союз, до которого, вроде как «осталось совсем чуть-чуть». Вы можете себе представить, что Россия и Белоруссия будут вести совместную военную операцию против Украины? Я могу. А Россия и Китай могут «усмирить Киев», направив совместные батальоны против украинской армии? Такого точно не случится какие бы союзы не заключали между собой Пекин и Москва, и сколько бы раз не обозначали на саммитах «вероятных противников».

Или остров Тайвань и его дальнейшая судьба. Американские газеты только и пишут о том, что Пекин вот-вот якобы решит «тайваньский вопрос» военным путем. Ни одному, правда, американскому «эксперту», рассуждающему на подобные темы, не понять, что континентальный Китай никакого смысла в военном нападении на Тайвань не видит. Да, объединение КНР и Тайваня – эта задача, поставленная руководством Компартии Китая перед своими вооруженными силами. Но исключительно мирным путем. А если на самом деле все же война? Можно себе представить, что вместе с китайскими военными Тайвань будут штурмовать российские десантники? Сами задумайтесь над подобной вероятностью. 

Полки-дивизии сейчас – не самое важное. Куда важнее взаимодействие на международной арене 

В этой связи четко и ясно надо понимать следующее. Начнись какая заварушка в Европе, Россия имеет вполне достаточно сил и возможностей справляться с трудностями сама. И китайская армия ей в этом не только не поможет, но лишь помешает. Точно также любые военные действия (если до них дойдет дело) против Тайваня Пекин будет осуществлять в одиночку. Сам будет договариваться, сам оказывать давление на Тайбэй, но Россия ему в этом деле - с боку припека.

Соответственно куда важнее в этом плане будет вывести двусторонние отношения именно на официальный статус создания блока двух стран. Один факт такого объединения прежде всего на политическом уровне может остудить любые угрозы-санкции любого, даже очень сильного и влиятельного противника. Вот для такой цели заключение военно-политического союза между Москвой и Пекином было бы очень разумным ходом в международных делах.

Да и для России содействие Пекина важно именно при решении ключевых международных вопросов, причем именно по принципиальным, а не третьестепенным сюжетам. К которым я лично отношу и Крым, и Донбасс, и все остальное на постсоветской территории. А важное – это поддержка России во всех конфликтных ситуациях в отношениях с Западом. Угрожает Москве санкциями тот же Вашингтон? Тут же Пекин заявляет: не позволим обижать Россию, немедленно вводим в ответ свои санкции против Америки и снабдим Россию всем тем, чего США ей грозятся не продавать.

Но можно ли такое себе представить? На данном этапе – это, думаю, утопия. Ни на какие подобные действия Пекин не пойдет, и рисковать своими торгово -экономическими, а также финансовыми отношениями с Западом «ради России» не станет. Та же Россия и раньше, и при власти нынешнего китайского лидера товарища Си очень нуждается в кредитах и инвестициях из Китая, а также доступе на огромный китайский рынок. И что? Где это все? Как не было ничего подобного, так и вряд ли что в этом направлении на обозримую перспективу изменится.

Тут надо понимать и вот что. А нужна ли сильному и влиятельному Китаю рядышком под боком сильная и влиятельная Россия? Думаю, что ему куда выгоднее иметь гарантированно мирную границу с РФ, регулярные поставки сырья всех видов из нее, партнера, который будет всегда послушен, не предаст, но принципиально - зависим от китайских условий для подобного сотрудничества. России тоже выгодно иметь спокойную границу на Дальнем Востоке, но от взаимодействия с КНР в Москве все-таки ожидают намного большего.

Видя создание в Тихом океане военно-политического блока англо-саксонских стран в составе США, Великобритании и Австралии, а также втягивание американцами в похожие союзы Индии и Японии, Китай также ищет себе союзников. И Россия на данный момент - очевидный и надежный вариант. Но Пекин не собирается совсем уж ссориться ни с Вашингтоном, ни с Лондоном. Да и Евросоюз для КНР – ключевой экономический партнер, от которого нельзя и отмахнуться, и свернуть в таком случае придется всю европейскую составляющую пекинского проекта «Один пояс - один путь». 

Содействовать же укреплению России, соседа, который самостоятельно будет дальше решать многие вопросы и без китайской поддержки, в Пекине вряд ли согласятся. Более того: подобный расклад пока держится на личных отношениях товарища Си и президента РФ. Что будет дальше зависит от нового руководства России вне зависимости от того, когда, и в какой форме оно появится в Москве. Потому как китайский руководитель во власти сам себя назначил надолго, и ему особо спешить с какими-то кардинальными решениями некуда.

Целый ряд российских экспертов чуть ли не в раже счастья и уверенности в завтрашнем дне зашлись, называя уже Китай «третьим союзником РФ», памятуя о двух других чисто российского происхождения – армии и флота. Да, Пекин сегодня не просто поддерживает Москву по целому ряду важных международных вопросов, но и понимает: если Россия опять «ляжет» под Запад как это сделал сравнительно недавно СССР, то после нее уже всей своей мощью он займется именно Китаем. А этого китайское руководство допустить никак не может.

Именно поэтому к возможности еще большего сближения Китая и России на международной арене надо относиться с известной долей скепсиса и настороженности. Особенно постсоветским странам, для которых и та, и другая страна критически важны для их элементарного выживания в качестве независимых субъектов международного права. Потому как стоит Китаю и России по каким-то принципиальным вопросам между собой договориться, то многие постсоветские страны могут не только вновь исчезнуть с карты мира, но и стать обычными провинциями либо Российской Федерации, либо Китайской Народной Республики.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...