Три «Т» Жапарова: | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Три «Т» Жапарова:

Туркменистан, Таджикистан и трубопровод

02.07.2021 09:42:13
№: 25(1428)
Туркменистан, Таджикистан и трубопровод

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ глава Кыргызской республики неожиданно встретился со своими таджикским и туркменским коллегами. Большинство обозревателей уверены, что в этой поездке Садыр Жапаров активно продвигал интересы, прежде всего, главного кредитора своей страны – Китая, а уже во вторую очередь – Кыргызстана. Пекин крайне заинтересован в том, чтобы построить еще одну веточку трубопровода из Туркменистана – но уже не через Узбекистан и Казахстан, а по югу – через Таджикистан и Кыргызстан. Для Бишкека поддержка этих планов, возможно, плотно завязана на обеспечение лояльности КНР в деле выплаты процентов по китайским кредитам, пик которых приходится на этот год, а денег для этого нет. Ранее, Жапаров уже казалось бы добился прорыва в деле размежевания границ с Узбекистаном, чтобы обеспечить реализацию строительства железнодорожной магистрали из Китая в Фергану, но эти планы были заморожены после однодневной войны с Таджикистаном. Но, видимо, даже после этого, своего оптимизма по поводу транзитного потенциала своей страны кыргызский лидер не утратил. Или у него просто нет выбора, и кредитору нужно помогать любой ценой, чтобы получить отсрочку по выплатам…

Судя по бедности и лаконичности итоговых протоколов переговоров в Душанбе, основные переговоры прошли между лидерами двух стран с глазу на глаз, без свидетелей

Жара в Ашгабате

Итак, на неделе глава КР совершил такое турне, по южной части нашего региона. Первым пунктом маршрута у Садыра Жапарова оказался Туркменистан, где правит бывший дантист Гурбангулы Малякгулиевич Бердымухаммедов, продолжающий политику построения культа личности в отдельной абсолютно нейтральной стране. Кроме своего эксцентричного президента это государство знаменито разве что песками, ахалтекинскими лошадьми, коврами и природным газом. Песок кыргызам не нужен, на роскошных лошадей и ковров нет денег, так что бишкекские политологи уверены, что Жапаров приехал говорить про газ.

Правда, сам ход визита выглядел немного необычным. Казалось, что кыргызского президента его коллега как-то не особо торопился принять. До личной аудиенции у Аркадага Жапаров успел походить по выставкам, принять участие в бизнес-форуме. Лишь на второй день своего визита он удостоился приглашения на личную встречу с «хозяином». Итоги всего вояжа для прессы подвели министр экономики и финансов Акылбек Жапаров и министр иностранных дел Руслан Казакбаев. Первый отметил, что подписанные документы о торгово-экономическом сотрудничестве и его расширении «придадут большую динамику в экономических отношениях между Кыргызстаном и Туркменистаном». Впрочем, сегодня стороны не могут похвастать большим объемом товарооборота. В прошлом году он вырос на 15-30%, но составил только $11,7 миллиона. Это примерно аналог цены 10 хороших ахалтекинцев.

Теперь сказано, что главы двух государств поставили задачу, чтобы показатель объема торговли между странами вырос еще на 10-20%. В ходе переговоров были подписаны контракты на сумму всего $21 миллион. Немного удивила конъюнктура товаров для поставки – овощи (помидоры с морковью), сантехника. Первая поставка 10 тонн томатов произошла буквально через три дня после подписания соглашений. Обыватели в Кыргызстане весьма озадачены всем ходом переговоров и их итогами. Маловато для того, чтобы целый президент ездил туда-сюда, рассуждают они.

«Туркменская сторона готова построить здание торгового дома Туркменистана. Думаю, что это плодотворно повлияет на наших производственников и промышленников. Планируется строительство пятизвездочного отеля-здравницы на Иссык-Куле. Наша делегация приглашена на первую декаду августа, чтобы посмотреть, как эти проекты продвигаются в Туркменистане. Если наша делегация сочтет нужным, то уже в этом году будет начато строительство круглогодичной здравницы», — сообщил прессе о своих успехах сам Жапаров.

Он подчеркнул, что визит можно назвать успешным. Было подписано много документов, достигнута договоренность о транспортной логистике, решены вопросы и запросы кыргызской стороны в области поставки газа и электроэнергии в страну. «Это говорит о том, что мы получили доступ к рынку газа и электроэнергии Туркменистана», - подчеркнул Жапаров. Он считает, что это поможет решить вопрос дефицита энергетики в осенне-зимний период в Кыргызстане.

Но здесь кроется большая проблема, как признаются специалисты, готовившие визит главы кыргызского государства в Ашгабат. Туркменская электроэнергия давно не может попасть в восточную часть Средней Азии «благодаря» Узбекистану, имеющему техническую возможность отсечь подачу туркменской электроэнергии. Был в истории такой момент, когда пытались наладить поставки энергии в Таджикистан для выплавки алюминия из Туркменистана. Однако Ташкент пресек это на корню. Теперь в Бишкеке гадают: сделают ли власти Узбекистана послабления для Кыргызстана?

Впрочем, более реалистично настроенные эксперты уверены, что речь идет вовсе не об интересах КР, но КНР, которым Узбекистан вряд ли откажет. Тем более, что ранее, в марте, Ташкент и Бишкек неожиданно отрапортовали о том, что согласовали все спорные участки на границе, которые не могли поделить все прошлые 30 лет. Причину такой сговорчивости увидели в том, что согласование границы было условием для строительства железной дороги из Китая в Узбекистан, которая могла бы стать настоящим инфраструктурным прорывом для узбеков. Так и тут, смело договариваясь о поставках газа и электроэнергии, Жапаров, возможно, имел ввиду именно китайское направление их дальнейшей транспортировки.

Духота в Душанбе

Следующий пункт вояжа Жапарова был самым сложным. Поездка в столицу соседнего государства оказалась под жестким огнем критики внутри страны с самого ее начала. После кровопролития на границе в апреле этого года (только убиты в тот день были 36 граждан КР, еще 183 человека получили различные ранения) многие кыргызстанцы считали принципиальным проведение встречи двух лидеров – Жапарова и Рахмона - на нейтральной территории или в Кыргызстане. Мол, это поездка в Душанбе – это все равно, что пойти на поклон агрессору. Хотя после пограничного конфликта в Фергане на повестке дня возник еще один вопрос - выход передовых отрядов «Талибана» к афганско-таджикской границе. Ссылаясь на него, кыргызские чиновники говорили, что теперь обеим странам необходимо снять напряжение как можно быстрее. К тому же, по слухам, обоих президентов очень сильно «попросили» встретиться Россия и Китай. Ну, а с теми, кому ты должен много денег, естественно, не поспоришь.

Тем не менее, как поделились в неформальной обстановке с журналистами участники поездки, в Душанбе не скрывали своего нежелания принимать гостей и встречаться с Жапаровым, но деваться таджикам тоже было, видимо, некуда. Внешне формальности были соблюдены более-менее, отметили дипломаты. Вот, к примеру, президента Узбекистана Шавката Мирзиеева встречал в аэропорту сам Эмомали Рахмон, а на улицы вдоль следования кортежа выгнали студентов с их портретами. А вот президента Кыргызстана встречал лишь премьер-министр и пустые улицы Душанбе. Кроме того, как делятся кыргызские чиновники, мимика хозяина была весьма откровенной – сердитое лицо и напряженные брови.

По официальному заявлению пресс-службы президента Кыргызстана, «лидеры стран обсудили актуальные вопросы двусторонней повестки, сотрудничество в обеспечении безопасности на приграничных участках и взаимодействие в сфере борьбы с внешними угрозами в рамках региональных и международных организаций». О недавних военных действиях явно не хотелось упоминать: «в том числе обсуждены вопросы по кыргызско-таджикской государственной границе».

В свою очередь Эмомали Рахмон отметил, что «Таджикистан и Кыргызстан активно взаимодействуют на международных площадках, прежде всего, в рамках ООН, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ, СНГ». Он акцентировал внимание на том, что, безусловно, основной вопрос двусторонних отношений связан с делимитацией, демаркацией линии государственный границы. «Многолетняя подвешенность этого вопроса убеждает в необходимости скорейшего нахождения взаимоприемлемого для обеих сторон решения», — сказал он.

По его словам, последний инцидент на границе наглядно показал, что сторонам надо исключительно путем переговоров, с учетом транснациональных интересов поступательно решать вопросы границ.

Будучи в гостях Жапаров был дипломатичен, как тамада, заявив, что «Кыргызстан высоко ценит взаимоотношения с Таджикистаном». «Мы всегда заявляли, что всестороннее развитие кыргызско-таджикских отношений, углубление взаимовыгодного многопланового сотрудничества, а также укрепление добрососедских отношений и равноправного партнерства с Таджикистаном отвечают долгосрочным приоритетам внешней политики Кыргызстана. Выше отмеченное остается актуальным и сегодня. Тем более что наши стороны пережили нежелательный конфликт, который причинил боль и ущерб обеим сторонам. Я верю, что у нас хватит мудрости разрешить эту ситуацию во благо двух народов», — подчеркнул Жапаров.

Он также выразил надежду, что «скорейшее согласование и решение вопросов по делимитации кыргызско-таджикской государственной границы и подписание соответствующего договора откроют новые грани и будут способствовать активизации всего комплекса двустороннего сотрудничества». Критики в Бишкеке были недовольны мягкостью Жапарова, что желчно отметили, он «хоть не вспомнил, что супруга легендарного Манаса - Каныкей - была по национальности таджичка».

В итоге в итоговый протокол переговоров двух президентов вопрос о границе не попал. Были лишь пункты о взаимодействии на уровне различных госслужб и ведомств. Правда, как отметили свидетели поездки, два президента проговорили наедине в течение шести часов. Видно, за закрытыми дверьми решались и обсуждались самые деликатные темы.

Как полагают бишкекские эксперты, скорее всего Жапаров обсуждал с Рахмоном именно строительство газопровода из Туркменистана в Китай, поддержанный в свое время еще экс-президентом Атамбаевым, который сегодня отбывает наказание и ждет новых приговоров в колонии. Данную идею в рамках стратегии «Один пояс – один путь» еще лет 7-8 предложил странам Центральной Азии лидер Китая Си Цзиньпин. Он тогда совершил эффектное турне по региону и подписал соглашения о выделении его странам более $65 миллиардов. Газопровод должен был стать отдельной сопутствующей составляющей внешнеполитической экспансии Пекина в западном направлении. Маршрут должен был пройти в Китай из Кыргызстана – через Узбекистан и Таджикистан. Кстати, пролегает он именно через перевал Карамык в Чон-Алайском районе Ошской области, где недавно таджикские пограничники на неописанном участке пытались выставить свой вагончик, что вызывало протесты кыргызской стороны. Любопытно, что данный участок границы до сих пор остается неописанным.

Но раз в итоговом протоколе ничего нет про государственные рубежи, значит, там все не так просто и до окончательного урегулирования границ еще очень далеко. Однако, в Пекине, видимо, все же оценили содействие со стороны Жапарова. После его возвращения в Бишкек появилась информация о покупке Кыргызстаном из Китая 1,1 миллиона доз вакцины против коронавируса, которая очень нужна стране в условиях нового роста заражений. Также стало известно, что Пекин предоставил Бишкеку небольшую отсрочку по выплате долгов. Хоть не зря слетал, комментируют эту информацию независимые политологи.


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...