Цена слов 2 | Деловая неделя
23 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Цена слов 2

27.04.2023 17:14:39
№: 15 (1511)

и Слово о цене

Циник знает всему цену, но не знает ценности.

Оскар Уайльд, ирландский писатель и поэт

ЗА ПОСЛЕДНИЕ дни мы стали свидетелями того, как высказывания некоторых дипломатов вызывали самые настоящие дипломатические скандалы (правда, далеко от наших степей), а некоторых далеко не дипломатов – не вызывали никакой реакции вообще. Хотя надо было бы, правда, было и наоборот, - одно слово вызывало резкое ухудшение положения целых стран. Цена слов в эти дни бывает очень велика, а бывает – практически оплачена по чеку. Правда, остается вопрос: стоит ли платить там, где можно и нужно говорить совершенно бесплатно? Ну, и самое неприятное тут в том, что теперь любое слово в нашу пользу вызывает вопросы – не за деньги ли?..

Стартом марафону словесных баталий стало интервью посла КНР во Франции Лу Шая, который заявил, что «страны бывшего СССР не имеют эффективного статуса в международном праве, потому что нет международного соглашения, которое придало бы конкретную форму их статусу суверенных стран». Это вызвало гневную реакцию со стороны части бывших советских республик – Эстонии, Латвии, Литвы, Украины и Молдовы. Остальные, в том числе наш МИД, предпочли промолчать, хотя эти слова должны были насторожить больше всего те страны, которые с Китаем граничат непосредственно. Ибо мы помним и про периодически всплывающие в китайском сегменте интернета карты, где наши границы выглядят существенно иначе, чем сейчас.

Острее всего этот факт прокомментировал оппозиционный российский блогер Анатолий Несмиян, правда, в адрес политического руководства своей страны: «Молдавия вслед за прибалтийскими странами потребовала от Китая разъяснений слов китайского посла во Франции, что бывшие республики СССР не обладают подтвержденным международными документами суверенитетом. Что характерно - российский МИД, который любит быть везде затычкой и откликается на что угодно, никаких объяснений не требует, хотя слова китайского посла относятся и к России, как к бывшей республике СССР. Медведев, который в режиме перебора обсценной лексики генерирует со скоростью чат-бота любые тексты на любое событие, здесь тоже не имеет никаких возражений против высказанного сомнения относительно суверенитета России. Хорошо быть китайскими холуями - любое высказывание хозяина встречается с восторгом - либо немым, как сейчас, либо словесным».

Благо, сам Пекин быстро дезавуировал слова своего посла в Париже. «Китай уважает суверенитет, независимость и территориальную целостность всех стран и поддерживает цели и принципы Устава ООН», - заявила в понедельник представитель МИД Китая Мао Нинг, когда ее спросили, следует ли считать слова посла во Франции официальной позицией Китая. «После распада Советского Союза Китай одним из первых установил дипломатические отношения с новообразованными странами, и с этого момента всегда придерживался принципов взаимного уважения и равенства для развития двусторонних отношений, дружбы и сотрудничества», - резюмировала она. Можно только предполагать, с каким облегчением вздохнули после этих слов в Астане, однако непонятно, почему китайские дипломаты могут так легко высказывать «сугубо личное мнение», которое их руководство потом призывает не «считать политическим заявлением», и «чрезмерно» не интерпретировать. Мы привыкли, что посол не только не может говорить «от себя», но даже не вправе самому решать, где сесть во время званных обедов, а тут такое явное противоречие официальной позиции своей страны. Даже после заявления официального Пекина, слова его парижского представителя оставляют горькое послевкусие: если МИД КНР открыто не осудит и не накажет своего дипломата, то возникает ощущение, что на самом деле Пекин избирательно следует принципам, которые провозглашает, и вполне может их обойти, если это выгодно.

Впрочем, наилучший урок о цене слов на этой неделе преподал миру бывший президент России Дмитрий Медведев, ставший одним из самых жестоких и бесцеремонных представителей политической элиты РФ после нападения его страны на Украину. В прицел его полных яда и недипломатичных выражений комментариев попала Южная Корея. «Появились новые желающие помочь нашим врагам. Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль заявил, что в принципе это государство готово поставлять киевскому режиму оружие. При том, что ещё недавно южнокорейцы горячо уверяли, что возможность поставок летального оружия Киеву полностью исключают. Интересно, что скажут жители этой страны, когда увидят новейшие образцы российского оружия у своих ближайших соседей – наших партнёров из КНДР?», - написал он в своем Телеграмме.

Буквально в ответ на его действия Сеул резко расширил список подсанкционных товаров в торговле с Россией. «Вчерашнее решение Южной Кореи о резком увеличении списка товаров, подлежащих специальному разрешению властей для экспорта в Россию и Беларусь, стало возможным по пустяковому поводу. Дмитрий Медведев в приступе угара заявил, что Россия поставит Северной Корее ракетные системы и вооружения в ответ на возможные поставки южнокорейских товаров двойного назначения Украине. Сеул воспользовался поводом и список товаров, запрещенных к ввозу в РФ увеличился с 57 до 798 пунктов. Казалось бы - кто тебя тянул за язык? Южная Корея чуть ли не последняя высокотехнологичная страна, не порвавшая с Россией. Есть дипломаты, есть личные связи и выходы, можно включить непубличные механизмы, но тут объявляется весь в черной коже микрофюрер и бухает в колокола. Это к вопросу о непроходимом кретинизме тех, кто как бы управляет страной. Они не управляют связью между языком и мозгом, куда им страна», - прокомментировал случившееся вышеупомянутый Анатолий Несмиян. Пока российская разведка занимается организацией путей обхода санкций (об этом на этой же неделе в Астане говорили представители ЕС и США), бывший президент России просто своими заявлениями рушит последние легальные пути покупки высокотехнологичных товаров, необходимых его стране.

Но вернемся к нашим дипломатам. Их в излишней болтливости как раз не обвинишь. Скорее, наоборот, они молчат даже там, где надо говорить – может не громко, но корректно и по существу. Речь идет о том, что в России опять заговорили о «праве» на отторжение от нашей страны северных регионов. И не на кухне или в подворотне (хотя теперь там сажают и за такое – если речь идет о критике войны), а в эфире радиостанции, относящейся к холдингу, близкому к Кремлю (через Арама Габрелянова). Более того, холдингу, имеющему представительство в нашей стране, куда, если МИД РК не хочет писать своим коллегам в Москву, вполне могли бы наведаться хотя бы из профильного МИОР РК – ведь такие разговоры это прямое нарушение нашего законодательства. Беседовали в эфире радио «Комсомольской правды» ведущий Панкин и «военкор» этого холдинга Стешин. Наговорили они, что «следующая точка напряжения (после Украины – «ДН») у нас будет Казахстан», потому как у нас тут «самый высокий уровень русофобии».

«Военкор» пожаловался, что его «товарищ из «вагнеров» из Казахстана вынужден скрывать свою личность, так как иначе его по возвращению на родину посадят в тюрьму (у нас действительно гражданам запрещено участвовать в иностранных военных конфликтах), и что это – русофобия. «Ну, на самом деле истоки такого отношения к ополченцам, воюющим на юго-востоке Украины, на Донбассе, понятны, потому что ситуация на Украине четко отзеркаливается на Казахстан», - заявил Стешин. - Там тоже огромные области, заселенные русскоязычными гражданами, я их там все облазил. Я помню, как со мной отказывались говорить. Я помню, как меня ловили спецслужбы казахские, я успел чудом покинуть территорию Казахстана. Не поймали они меня только потому, что меня не сдали люди из русской общины. Я знаю про людей, которые уже все, они закончили все отношения с Казахстаном, они приехали продавать квартиру и их сажали за сепаратизм. Это чудесное государство, но у России к нему какое-то очень трепетное отношение, что даже вспоминаешь там Крылова, Галковского про криптоколонию. Что Казахстан не сам по себе, а находится под каким-то внешним управлением очень серьезным и Россия просто вынуждена этот фактор учитывать». Что именно имел ввиду Стешин сказать сложно, но, вероятно, как-то намекал на Китай.

Для нас же главное, как активный пропагандист кремлевской войны в Украине отвечает на вопрос: «В Казахстане полагают некоторые, что мы в перспективе хотим по украинскому, как они говорят, сценарию отжать у них Северный Казахстан. Ты как считаешь, у нас были такие планы? Есть ли у нас расчет на это?». А отвечает он просто: «Я считаю, что у нас есть историческое право на эти земли. Исторические. Этические». И далее разъясняет свой тезис следующим образом: «…Там люди-то русские не очень хорошо себя чувствуют-то по большому счету. У нас страна вымирает, нам любое вливание наших людей бесценно. Особенно людей, которые в ситуации под русофобами немножко пожили и понимают, что к чему. Они по-другому родину любят, мне кажется, такие люди, да. Историческую. Это промышленный край. Это города, которые строили наши предки. Почему мы их подарили в 1991-м? На основании чего? Я не понимаю. И если мы хотим завершить развал Советского Союза перед сборкой, то все эти вопросы придется снимать рано или поздно».

Эти слова в нашей стране не могут быть поняты иначе, чем открытый призыв к нарушению территориальной целостности Казахстана и межнациональной розни. Да, на казахстанском сайте «Комсомолки» этого интервью, может быть и нет, но зато там есть раздал «Спецоперация», где война в Украине подается именно под аналогичным соусом, который подводит идеологическое обоснование под вышеупомянутые заявления Стешина. Это далеко не первый «привет» из России по поводу территориальной целостности или суверенитета Казахстана, и до этого по нам подобными высказываниями отметились и российские политики второго эшелона, и многочисленные «пропагандоны», начиная с Кеосаяна. И наш МИД почему-то всегда очень сдержанно реагировал на такие провокации, хотя чего уж тут – все сказано открыто, можно и нужно давать оценки. В конце концов, потребовать у ответственных лиц той же «Комсомолки» или ее казахстанской «дочки» дезавуировать подобные заявления.

Вон, даже президент Токаев буквально вчера отметил: «Необходимо решительно пресекать любые провокации, нацеленные на подрыв нашего единства и согласия. Мы видим, как в публичном поле заметно увеличилось количество разного рода фальсификаций или фейков и деструктивных публикаций. В подавляющем большинстве их авторы не имеют ничего общего с Казахстаном, пытаясь посеять семена раздора в нашем обществе, действуя при этом из-за рубежа. Их риторика и действия направлены на создание атмосферы недоверия, разжигание розни между людьми, на подрыв государственной безопасности». Где же это «решительное пресекание» со стороны МИД РК? Эта структура пока ограничилась лишь мягким напоминанием нашим гражданам (после скандального присоединения к наемникам ЧВК «Вагнер» гражданина РК) по поводу того, что воевать ехать в Украину не нужно: «...Ребята, это не ваша война». Где решительное противостояние сепаратизму? Или Астана решила «не обострять», потому что речь идет не об отвлеченных фантазиях опаленного войной разума простого «военкора», а о глубоко и точно продуманном «привете» со стороны Кремля, недовольного тем, что Казахстан стремиться не навлечь на себя вторичные западные санкции, выстраивает альтернативные российским маршрутам торговые пути и включил безвизовый режим с Китаем? Может это все и натянуто, но полностью исключать такое тоже не получается.

В этой ситуации, когда официальные возможности реагировать существенно ограничены, вероятно, Астана пытается играть чужими руками, вернее – ртами. Однако, пока эти усилия дают обратный эффект. На этой же неделе депутата британского парламента буквально заклевали за то, что он дал положительный отзыв о казахстанских парламентских выборах после того, как его поездка в Казахстан была оплачена нашим правительством. «Депутат-консерватор Даниэль Кавчинский подвергся критике после того, как правительство Казахстана выделило ему 5100 фунтов стерлингов на поездку для наблюдения за выборами и процитировало его похвалу «действующей демократии в стране», – говорится в статье The Guardian. По данным журналистов издания, его поездку полностью оплатило посольство Казахстана: «4500 фунтов стерлингов было потрачено на перелет, 400 фунтов стерлингов на проживание и 200 фунтов стерлингов на питание». Когда его спросили, поддерживает ли он свое заявление о том, что в Казахстане существует демократия, Кавчинский ответил, что такого же мнения придерживались еще четыре наблюдателя ОБСЕ. «Когда вы думаете, что они зажаты между Россией и Китаем, двумя из самых авторитарных диктатур в мире, я думаю, что чрезвычайно важно взаимодействовать с такими странами, как Казахстан, которые искренне пытаются двигаться к демократической системе. Безусловно, все, что я там увидел, заставило меня поверить – пообщавшись с молодыми журналистами, НПО и другими людьми, – что они добиваются значительных успехов», – сказал он. В итоге, теперь, когда украинский политик Алексей Гончаренко, выступая на этой неделе в Европарламенте, также говорит, что Казахстан «находится под гибридной атакой России», «зажат между двумя империями», и Европа должна помочь нашей стране встать и «быть вместе со свободным миром», то скептики опять могут спросить: а ему мы тоже заплатили?...

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...