Ценообразование по-афгански | Деловая неделя
25 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Ценообразование по-афгански

20.09.2021 10:07:37
№: 35(1438)
А кто сказал, что западный образ жизни в мире должны перенимать все остальные?

Юрий Сигов, Вашингтон

Афганские потрясения, сопровождающиеся огромными изменениями прежде всего в регионе, прилегающем к границам этого вечно неспокойного и воюющего государства, постепенно начинают становиться «привычными» для так называемого «обеспокоенного мирового сообщества». Европейские и американские начальники ведут между собой бесплодные дискуссии на тему возможности ведения диалога с талибами. Китай и Россия чуть ли не гордятся тем, что такой диалог, оказывается, они вели уже раньше (хотя и по-прежнему талибы считаются международными террористами).
А вот странам Центральной Азии, находящимся в непосредственной географической близости от афганских границ, нужно сделать очень серьезный и непростой выбор, как вести себя с новой афганской властью? Отгораживаться от афганского Талибана бетонными надолбами и рвами с колючей проволокой? Или напротив- строить мосты через пограничные реки и расширять с «той стороной» торговлю и бизнес?
А, может быть, позвать опять те самые западные государства, которые 20 лет строили в Афганистане некий «демократический режим», который развалился, как карточный домик при первом же шухере, устроенном талибами? И вообще – что теперь делать с Афганистаном? Ведь там отныне во власти самые настоящие «международные террористы». А вместе с этим - власть тех самых бородатых радикалов, от которых Соединенные Штаты вместе с союзниками по НАТО совсем недавно пытались защитить весь «цивилизованный мир»?

Но давайте оставим чуть в стороне политические и религиозные убеждения самих талибов, как и не будем вдаваться в подробности того, как поведут себя талибы по отношению к ближайшим соседям. А также к собственному населению, жившему еще вчера при совершенно ином режиме, «правилах игры в существование» и ситуации, когда «американская военная крыша» гарантировала им хотя бы минимальную безопасность. И посмотрим на то, какими ценностями жили люди там раньше, и с чем они столкнутся сейчас. 

Какое-то гендерное равенство. Кому оно приснилось в Афганистане? И не только там. 

Итак, целый комплекс морально- социальных и этических норм исключительно западного общества в течение 20 лет были навязаны извне Афганистану. Потому как сделано это было более сильными, свергнувшими прежнюю власть людьми, и соответственно соблюдение подобных норм считалось этими новыми хозяевами Афганистана необходимыми составляющими для каких бы то ни было изменений в головах рядовых афганцев, желавших построить у себя некую «новую жизнь».

Начну с состава нового правительства Афганистана. В нем - поголовно мужчины, и если внимательно по каждой кандидатуре пройтись - террорист на террористе, и террористом погоняет. Естественно, по этому поводу начались стоны и стенания в рядах «обеспокоенного мирового сообщества». Да как же так! Как такое может быть, что в правительстве страны нет ни одной женщины! Ведь это не просто позор новой власти, но и косвенный вызов всем тем, кто уже подготовил сотни миллионов долларов так называемой «гуманитарной помощи» Афганистану. И если женщин в правительстве не будет у афганской новой власти, то и помощи ей из карманов рядовых европейских и американских налогоплательщиков выделено не будет.

А теперь вдумайтесь: сколько неслыханного абсурда, какого-то клинического невежества и умышленного самообмана во всех этих посылах. Вот то же «обязательное женское присутствие» в правительстве Афганистана. Почему руководство этой страны должно выглядеть как руководство Финляндии или Германии? Почему? С какой стати? В Афганистане что, живут люди с такой же культурой, историей, обычаями и традициями, как в Европе или США с Австралией? Нет. Тогда почему не попросить в Америке или Германии установить порядки, соответствующие обычаям африканских племен или афганских этнических групп?

Афганское руководство нынешнего пошива уверено в том, что женщины должны заниматься тем, чем должны в силу своей семейной и морально-этической роли в обществе: растить детей, вести домашнее хозяйство, заботиться о муже, и если и работать, то уж никак не на командирских постах что в экономике, что в политике. Плохо это? По западным мерилам ценностей – просто ужас. По афганским же критериям - самое оно. Вам не нравится, как это будет по-афгански? Значит опять вводите войска, и попробуйте навязать свой образ жизни.

Но раз вы уходите, значит все там будет так, как было раньше – и никак иначе. Хотите, чтобы в каждом министерстве по 25 процентов было среди сотрудников женщин, включая руководящие посты? Опять-таки: либо живите в Скандинавии и Канаде, либо для установления подобных ценностей в качестве постоянных держите в Афганистане войска. Свои, а не подготовленные вами из местного населения. Потому что местная армия в любой момент пошлет ваши ценности куда подальше, и перейдет на сторону тех, кто живет в этой стране чисто по-афгански. Даже если это и будет вызывать возмущение и протесты в Америке или Франции.

Не пускают новые власти в Афганистане на телевидение женщин в качестве ведущих и корреспондентов? Ну так пусть афганские женщины занимаются семьей, а не мифической карьерой. Такие правила у новой власти. А если эта власть не нравится – то либо бегите в другие страны, где она другая, либо соглашайтесь жить так, как вам сегодняшние власти указывают. Либо ее свергайте. Но жаловаться на то, что теперь в Афганистане все пойдет «не по-американски» - какой-то сюрреализм.

А сейчас о таком, с какой-то изощренной циничностью придуманном термине как «инклюзивное правительство». То есть в нем, чтобы оно якобы «хорошо работало», непременно должны быть максимально представлены и женщины, и различные национальные меньшинства. Кто такие талибы? Пуштуны. Они пришли к власти, и непонятно, а с какой стати они должны с кем-то делиться ею в стране?

Да, там живут около 30 различных народностей и племен, но не эти же народности власть взяли в свои руки, а пуштуны. Соответственно либо эти народности будут воевать за власть, а пуштуны им тут же настучат по самое «нехочу». Либо они должны с властью пуштунов смириться. Ну, и всегда имеется вариант сбежать из страны, и оттуда вести некую подрывную повстанческую борьбу. Что выберут эти самые народности - то с ними и будет. И с талибами у власти - соответственно. Но делиться властью с другими пуштуны не обязаны – никому, и ничем.

По поводу обучения в школах девочек вместе с мальчиками. Хотите учить их вместе в Америке или Норвегии- ради Бога. В Афганистане никто, и никому не обещал, что без внешних штыков и автоматов все будет так, как в США или Европе. Для девочек другие планы на будущее не только у талибов, но и в целом у представителей азиатской культуры. А там женщина прежде всего - хранительница семейного очага (какой уж будет).

Вы хотите, чтобы девочки, отучившись, поступали в университеты и делали после них некую мифическую карьеру? Так делайте это у себя, а не в Афганистане. Девушки, делающие карьеру и проводящие по 10-15 лет в учебном процессе, будут полностью оторваны от семьи. Они не будут думать о рождении детей и заботе о них, о том, что мужа, когда он возвращается домой, надо накормить, обогреть и уложить в кровать. Поэтому при талибах не будет в Афганистане геев, лесбиянок, трансгендеров и прочего. 

Почему в Афганистане нет коронавируса? Потому, что этой страной не управляет ВОЗ 

Вот уже месяц идут бесплодные дискуссии о том, кто и как должен якобы «помогать» Афганистану при талибах. За прошедшие 20 лет «напомогали» ему столько, и на столько миллионов и миллиардов долларов, что со счету сбились. То ли перепутали суммы украденного «заботливым мировым сообществом» на афганской помощи, то ли все это скоммуниздили сами бывшие афганские правители. Так, ребята, вы же сами что от Всемирного банка, что от МВФ, что от всего иного гнали туда мешками «помощь». А кто, и где вам гарантировал, что она пойдет по вашему, а не афганскому назначению?

Во и сейчас сидят по видеоконференциям министры да правители ведущих западных стран и толкуют: как же бедному афганскому народу все-таки помочь? Потому как при талибах не жизнь настанет, а ужас тихий для простых афганцев. А те, кто не сможет убежать, или с помощью все того же Запада переехать в различные лагеря беженцев в другие государства, могут чуть ли не с голоду умереть.

Но… Объясните, почему же из кармана налогоплательщиков ведущих западных стран, которые всю эту афганскую историю заваривали, нужно оплачивать теперь ее последствия? Кто там принимал решение о вводе в страну тысяч смелых воинов стран НАТО? Вот пусть они из своих карманов всю эту вечно страдающую и сражающуюся страну и содержат. Почему Афганистану нужно вообще оказывать помощь, которая попадает тут же на банковские счета представителей властей, как это происходит во всех, получающих «помощь оттуда» государствах?

Голод - не тетка, местные жители сами разберутся, где и как найти себе покушать. Да и талибам не нужно, чтобы под их контролем сидели сирые, убогие да голодные. Вопросы продовольственной безопасности решаемы любыми властями на собственной территории, если они ее контролируют. А различные международные организации с разноцветными мешками с рисом или пшеном никогда, нигде, и ничем ни одной в мире проблемы - включая голод - не решали. И Афганистан в этом плане - не исключение.

Но раздаются еще всхлипы и печальные заклинания о том, что в Афганистане, оказывается, никто не прививается от ковида, там не носят, как зомбированные, маски с перчатками. И о ужас! – неизвестно, а развивается ли штамм «дельта» на афганской территории или его просто пока никто не изучает. Так вот могу точно сказать, почему на территории Афганистана, то есть под контролем талибов, не будет никакого коронабесия, никто не будет массово ловить граждан для уколов в руки-ноги, как и никто не будет обсуждать некие социальные дистанции ни на метр, ни на десять.

А будет это банально потому, что там нет, и не будет организации, которая всю эту мировую смуту с ковидом «крышует» - Всемирной организации здравоохранения. Если кто чем заболеет – значит больных будут лечить сами афганцы, как лечили раньше. Благо, врачи там есть, неплохой квалификации, может быть, их намного меньше, чем нужно, исходя из численности тамошнего населения, но тем не менее. 

Пусть живут себе как захотят? Боюсь, что этого у мирового сообщества больше не получится 

После того, как талибы пришли к власти в Афганистане стало ясно: все в этой стране возвращается на круги своя. Опять там будут почти средневековые порядки, вновь большая часть западных ценностей будет спущена в сливной бачок забвения без единого шанса даже минимально напоминать тамошним жителям о совсем недавнем прошедшем. Только разница будет в степени вооруженности тех отрядов талибов, которые раньше справлялись с противниками автоматами Калашникова и минометами, а теперь у них на вооружении имеются современные виды даже артиллерии, авиации и танков с бронетранспортерами.

Что же делать, если афганцы не хотят категорически жить по каким-то всеобщим западным стандартам? И кому от того плохо будет, что вместо девочек в школах и на постах заместителей министров теперь будут царить бородатые дядьки с оружием в руках, грозя любому недовольному самыми суровыми карами? Кто-то уже предлагает «подождать, пока в Афганистане наладится мирная жизнь». Кому-то кажется, что талибов главное не злить и не беспокоить извне. А там они вроде как сами станут сторонниками мирной и спокойной жизни.

Вот только судя по опыту прошедших лет, включая и тех, что страна пережила сразу после ухода оттуда советских войск, никакого спокойствия ни самому Афганистану, ни его соседям не грозит. Как раз напротив: даже если сердобольное мировое сообщество решится не пойми зачем и кому в Афганистане «помогать», самой натуры талибов и основателей этого движения не изменит. Можно еще скинуть в Афганистан и миллиард, и триллион долларов - жизнь там останется точно такой, какой она сейчас будет талибами вновь налаживаться.

Но тут вот еще какой спор ведется не первый день. Высказывают эксперты опасения, что талибы, как только установят полный контроль над всей территорией Афганистана, так непременно полезут на север. То есть на территорию центрально-азиатских государств, в которых по сути дела нет полноценных и боеспособных вооруженных сил. А справиться с теперь уже вооруженными очень даже прилично, включая артиллерийские средства, талибами им может оказаться не под силу. Надеяться же на то, что на границы бывшего СССР по периметру Афганистана прибудут российские или китайские войска – очень даже большой, и вряд ли решаемый вопрос.

Соответственно можно, конечно, попробовать «не злить талибов», и не провоцировать его на резкие движения вдоль твоих границ. Но что у талибов на уме не знает никто - даже само их верхнее руководство. Поэтому не исключен очень даже вариант, при котором вооруженные отряды талибов будут доставлять немало неприятностей соседним странам региона. Особенно с учетом того, что чисто религиозная основа взаимодействия талибов с исламистским подпольем и организациями радикального толка существует практически во всех республиках Центральной Азии.

Никто также не может гарантировать, что идеалы талибов не будут все больше и чаще разделять маргинальные группы прежде всего молодежи в Туркменистане, Таджикистане и Узбекистане. Также вероятно, что талибы будут готовы помочь своим «братьям через Аму- дарью» создать и у себя на территории нечто подобное эмирату Афганистана с различными доктринами чисто исламского законодательства и государственного функционирования.

Самое же главное состоит в том, что отныне перед террористами, исламистами, радикалами всех мастей есть наглядный пример несгибаемости по сути дела мощной и разветвленной террористической организации. Которая нанесла поражение крупнейшей в мире военной державе, и с территории уже своего государства (вне зависимости от того, кому оно будет нравиться или не очень) сможет высоко держать знамя своих идей, помыслов и планов на будущее. 

А в тех же странах Центральной Азии существование «через речку» самого настоящего глубоко религиозного исламского государства не просто станет привлекательным, но и даст неизбежно толчок развитию и расцвету радикальных взглядов и движений на территории этих стран. И задача, стоящая перед этими государствами, будет очень непростой. С одной стороны, исламский радикализм всегда славился своей гибкостью, настойчивостью, и умением выжидать момент, чтобы добиться окончательной победы.

С другой ни одно государство Центральной Азии на данный момент ничего «светлого и привлекательного» предложить своим гражданам по сравнению с исламскими идеями талибов не может. В то же время не думаю, что граждане стран региона согласны будут после десятков советских лет и 30-летней национальной светской и стабильной (сравнительно) независимости променять свою жизнь на нечто иное, полное хаоса, безнадеги и дремучести. И, наверное, только это сможет удержать Центральную Азию от того беспорядка и государственного коллапса, который нынче становится визитной карточкой нового, талибами управляемого эмирата Афганистан.

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...