Центразия + Евросоюз | Деловая неделя
18 апреля 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Центразия + Евросоюз

04.04.2025 11:09:40
№: 12 (1600)

в новых геополитических условиях

«ДН»

СЕГОДНЯ, на фоне тарифной войны, объявленной Соединенными Штатами всему миру, в Самарканде открылся первый саммит ЕС-Центральная Азия. Оставшись без американского прикрытия в рамках расколотого Трампом «коллективного Запада», Европа, похоже, активизировала собственную внешнеполитическую линию на поиски партнеров – политических, торговых. В этом плане Центральная Азия может сыграть важную роль, поскольку наш регион является транзитным между Западом и Востоком Евразийского континента. Для ЕС региональная интеграция в рамках исторического Туркестана объективно позитивный процесс, поскольку такой союз, в отличие от той же России, настроен к Европе максимально комплиментарно. Плюс, его укрепление будет означать, что наш регион, скорее всего, не «вольется» в «зоны интересов» других конкурирующих геополитических «тигров». Борьба за регион, очевидно, активизируется, поскольку уже скоро тут ждут гостей с Севера и Востока, и европейцы только открывают сезон саммитов формата «Центральная Азия+». Проблема тут, правда, наверное, будет лишь в том, что в поисках геополитических и экономических партнеров ЕС вряд ли будет «обострять» правозащитную и демократическую повестку в отношении нашего региона. Поэтому вряд ли европейцы станут (или даже просто смогут) перехватить финансирование институтов американской «мягкой силы», буквально брошенных Трампом.

Самаркандский саммит должен был состояться еще в прошлом году, но был перенесен по причине выборов и кадровых рокировок в ЕС. Случившийся в этом году шок с трансформацией американской внешней и торговой политики, обеспеченный Трампом и охвативший европейских лидеров, на самом деле лишь актуализировал это направление политики союза. В условиях, когда Европе уже волей-неволей придется вести более самостоятельный курс, укрепление внешних связей союза должно помочь решать новые проблемы, создаваемые тарифной политикой США и летаргическим состоянием НАТО. В Самарканд прилетели председатель Евросовета Антониу Кошта и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которые вначале встречаются отдельно, а затем в коллективном формате должны провести переговоры со всеми пятью президентами центральноазиатских стран — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

Шавкат Мирзиеев выступает хозяином саммита и отмечает рост значения нашего региона, имевшего различные исторические названия – Туркестан, Туран, Средняя Азия. «Центральная Азия больше не находится на задворках истории, а превращается в динамично развивающийся регион, формирующий свою стратегическую повестку. Политическая консолидация, достигнутый высокий уровень доверия и совместные экономические инициативы в регионе позволили создать новые возможности для устойчивого развития», — заявил он в интервью Euronews. «Европейский союз имеет значительные интересы в Центральной Азии, учитывая стратегическое географическое положение и ключевую роль региона в сотрудничестве Европы и Азии, его обширные энергетические ресурсы, значительный рыночный потенциал и роль в обеспечении региональной безопасности в целом, особенно учитывая события в Афганистане», - отмечается на сайте European Union External Action, представляющем дипломатию ЕС.

По оценкам «Радио «Азаттык» европейцев интересуют, прежде всего, нефть, газ и уран, которые перевешивают значение вопросов демократизации и прав человека. «Интерес Брюсселя к богатому полезными ископаемыми региону возрос на фоне вторжения России в Украину и стремления Европы снизить зависимость от российских энергоресурсов. В повестке саммита, по мнению экспертов, будут превалировать вопросы торговли и логистики. Геополитические реалии, по-видимому, отодвигают проблему прав человека, актуальную во всех государствах центрально-азиатского региона, на дальний план», - отмечает сайт организации.

И хотя, как отмечают американское СМИ, балансирующее на пороге закрытия из-за политики Трампа, европейское взаимодействие со странами Центральной Азии несколько запаздывает, ситуация складывается так, что теперь Европа, скорее, обгоняет остальных в новых геополитических условиях, когда правила геополитической игры столь кардинально и где-то даже трагически изменились. «Старый Свет запаздывает: встречи высокого уровня «Центральная Азия+» за последние два года уже провели США и две соседние с регионом державы, Китай и Россия. Отдельный саммит организовала Германия, но Европа в целом показывала некоторую медлительность в вопросе взаимодействия с регионом, находившимся на периферии его интересов», - отмечает «Азаттык».

Он же цитирует мнение Кэтрин Путц, редактора издающегося в США журнала Diplomat: «Мы наблюдаем серьезные изменения в геополитическом балансе. Европейскому союзу предстоит найти свою стратегию взаимодействия с остальным миром — с Соединенными Штатами или без них. Дипломатия ЕС в Центральной Азии играет важную роль в этом процессе». «Страны Центральной Азии, которые являются производителями энергоресурсов, такие как Казахстан, Туркменистан и в меньшей степени Узбекистан, рассматриваются [Евросоюзом] как важные партнеры в вопросе диверсификации энергетических поставок. В данном случае — снижения зависимости от России и российского газа. Однако здесь требуются значительные вложения в инфраструктуру, чтобы реализовать этот интерес на практике», — отмечает Кэтрин Путц в комментарии «Азаттыку».

На предваряющей саммит встрече с Урсулой фон дер Ляйен президент Казахстана Токаев обозначил четыре приоритетных направления для углубления сотрудничества с ЕС: энергетика, инфраструктурные и промышленные проекты, развитие транспортных и логистических сетей, цифровые инновации, передовые технологии и искусственный интеллект.

Однако, на пути этих планов расположились географические сложности – между нами лежат просторы России, геополитического конкурента ЕС, чтобы не сказать жестче. Естественно, Москва не заинтересована в том, чтобы предоставлять свою территорию для транзита товаров между нашими регионами. В этих условиях единственной альтернативой является транскаспийское сотрудничество – через Азербайджан и Грузию. «Куратором» этого маршрута де-факто является Анкара, которая, правда, тоже переживает не лучшие времена. Тем не менее, для Европы роль Турции должна объективно возрасти, ибо только ее «туранское» направление политики совпадает с возможными маршрутами торговли по линии ЕС-ЦА. Ну, а в условиях демонтажа американского «военного зонтика» Анкара, с его второй армией в НАТО, также может стать важнейшим военным партнером Евросоюза, «закрывающим» все юго-восточное направление ЕС. На встрече с Токаевым г-жа фон дер Ляйен не зря «подчеркнула важность реализации проектов в сфере транспорта и логистики, включая Транскаспийский международный транспортный маршрут».

Как отметил в интервью агентству «Казинформ» Специальный представитель Евросоюза Эдуардс Стипрайс, «Центральная Азия — как следует из ее названия — центральная». «Она находится в самом центре Евразии и обеспечивает связь как в направлении Восток — Запад, так и Север — Юг, - сказал он. - Этому будет посвящено обсуждение в Самарканде: связям, сотрудничеству в области критически важных сырьевых материалов, взаимодействию по вопросам окружающей среды, водных ресурсов, изменения климата, а также, разумеется, ситуации с безопасностью в регионах. Мы планируем обсудить эти темы и наметить своего рода дорожную карту для дальнейшей совместной работы». Он же указал на крайнюю заинтересованность ЕС в том, чтобы Центразия успешно интегрировалась и, тем самым, снижала свою зависимость от соседних крупных стран. «На мой взгляд, для нас самое важное — это усиление внутреннего сотрудничества и интеграции в Центральной Азии. В последние годы в этом направлении происходят очень позитивные изменения. Регулярно проводятся консультативные встречи лидеров региона, они проходят на разных уровнях — на министерском, экспертном и других. В ходе этих встреч обсуждаются вопросы, представляющие общие интересы для стран Центральной Азии. Я считаю это крайне важным», - заявил он.

В этом плане недавнее подписание соглашений по границам между Кыргызстаном и Таджикистаном, разрешившее многолетние споры, очень хорошая новость для европейцев. Она же открывает большие перспективы и для китайской транспортно-торговой экспансии в сторону сердца Центразии – Ферганской долины. Если туркам и европейцам удастся подвести к ней же свою развитую логистику, то завтра мы сможем говорить о возрождении Шелкового пути между Китаем и Европой. И в этом плане, Пекин вполне мог бы также удовлетворен формированием Центрально-Азиатского союза, как альтернативы попыткам России вернуть свое влияние на бывшие советские республики. Тем более, что чувствующая себя все более комфортно на фоне трамповского виража Россия начинает проявлять новые территориальные амбиции. О чем свидетельствует, в частности, интервью бывшего помощника Владимира Путина – Владислава Суркова французскому l’Express. «Мы будем распространяться во всех направлениях, насколько будет угодно Богу и насколько мы сильны. Главное — не увлекаться и не брать на себя слишком большой кусок», — заявил он.

Что касается самих лидеров стран Центразии, то и они декларируют, что внутрирегиональное единство выходит на первые позиции в списке их приоритетов. Так, говоря о недавнем прошлом, для которого было характерно наличие конфликтов между соседями, лидер Узбекистана отметил, что все это остается в прошлом. «Осознавая эту реальность, мы приняли стратегическое решение: шаг за шагом выстраивать в Центральной Азии конструктивные, добрососедские и взаимовыгодные отношения с соседними государствами. В основе этого подхода - взаимное доверие и уважение, учет и признание общих интересов», - заявил президент Узбекистана. По его словам, Центральная Азия за последние годы «претерпела глубинную трансформацию, приобрела новый облик как пространство конструктивного диалога, доверия и всестороннего сотрудничества». В русле этих интеграционных процессов не так давно и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев опубликовал статью об общей центральноазиатской идентичности «Ренессанс Центральной Азии». «Вектор развития Центральной Азии – приверженность традиционным ценностям вкупе со стремлением к модернизации и передовым знаниям. Это делает наш регион самодостаточным и влиятельным участником обновляющейся международной системы. Сегодня мы нацелены на укрепление своей роли как евразийского эпицентра международных геополитических и геоэкономических преобразований», - высокопарно отметил Токаев в своей статье, вышедшей еще до раскола Запада Трампом. Впрочем, из-за них актуальность интеграции в рамках исторического региона только возросла, а нервирующая лидеров стран демократическая и правозащитная повестки отошла на задний план. Можно сказать, что регион получил исторический шанс на формирование союза, однако, лучше подождать, чтобы от слов мы перешли к делу так, чтобы это почувствовали не только президенты, но и простые жители Туркестана.


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...