Цены на нефть обновляют годовые максимумы
В феврале, как и в предыдущем месяце, на ключевом для нашей экономики рынке наблюдалось повышение котировок на углеводороды, а также ряд других сырьевых товаров. На внутреннем рынке укрепилась позиция тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров, однако это не оказало ожидаемого влияния на динамику цен потребительских товаров и услуг.
Наше правительство пытается бороться с ростом цен на продукты питания путем установления предельных цен на отдельные товары, подписания соглашения между крупными производителями и торговыми сетями, введением экспортных пошлин, созданием стабилизационных фондов и другими способами. То есть, используются в основном административные, нерыночные меры, которые на сдерживание роста цен оказывают лишь краткосрочный эффект.
Начало прошлого года прошло под знаком коронавируса. Вирусная атака быстро распространялась по всему миру, оказывала негативное влияние на финансовые и товарные рынки, на развитие глобальной экономики в целом. По оценкам экономистов, потери мировой экономики от пандемии могли составить от сотен миллиардов до нескольких триллионов долларов США, рост ВВП многих стран мог смениться падением. На этом фоне котировки нефти в феврале прошлого года продолжили движение вниз. Эталонный сорт североморской нефти на Лондонской товарной бирже подешевел примерно на 7 долларов, опустился до отметки 50 доллара за баррель.
Влияние пандемии вируса продолжается и в настоящее время, однако на рынке углеводородов в начале этого года царят другие настроения. Стоимость нефти сорта Brent в январе повысилась с уровня порядка 52 до 55 доллара за баррель, и этот процесс наблюдался и в феврале. Причем темпы прироста котировок по сравнению с предыдущим месяцем заметно ускорились. Уже в конце первой декады февраля цена нефти на Лондонской бирже превысила рубеж в 60 доллара, а в конце месяца в отдельные моменты поднималась выше 67 доллара за баррель.
Котировки углеводородов росли на фоне холодов в ряде нефтедобывающих штатов США, ожиданий нового фискального пакета поддержки от Белого дома, надежд на постепенное снятие ограничений ввиду высокой эффективности применяемых вакцин. Поддержку ценам оказывало добровольное сокращение добычи нефти Саудовской Аравией, а также ряд других новостей. На этом фоне высказывалось предположение, что цена указанной марки нефти в течение года может вырасти до 70 доллара, а через несколько лет подняться и до 100 доллара за баррель.
Насколько точными окажутся эти ожидания, покажет время. Тем временем в последний рабочий день февраля котировки нефти скорректировались вниз, к концу торгов опустились ниже отметки 65 доллара за баррель. Таким образом, цена указанной марки нефти в феврале выросли почти на 18%, сложилась выше уровня аналогичного месяца прошлого года. При этом котировки нефти за январь-февраль повысились на четверть, стоимость бочки выросла примерно с 52 доллара в конце декабря прошлого года до почти 65 долларов в последний рабочий день февраля.
Ускорение роста цен на нефть аналогичным образом отразилось на курсе национальной валюты по отношению к доллару США. Средневзвешенный биржевой курс доллара на внутреннем рынке за первую декаду февраля опускался ниже 418 тенге против более 424 тенге на последний день января текущего года. Во второй декаде биржевой курс основной пары менялся в коридоре 418,56 - 415,92 тенге за 1 доллар. На формирование курса пары в этот период оказывали влияние как рост нефтяных котировок, так и усиление позиции российского рубля к доллару США.
Локальный минимум американской валюты был зафиксирован 25 февраля, когда ее стоимость на бирже опускалась до 414,36 тенге. Однако удержаться на этих уровнях тенге не удалось. На фоне снижения котировок нефти и ослабления рубля к доллару давление на национальную валюту усилилось. Против тенге сыграло и окончание налогового периода. В последний рабочий день февраля средневзвешенный биржевой курс пары на вечерних торгах вырос до 417,09 тенге. Биржевой курс доллара за февраль снизился более чем на 7 тенге, за два месяца – менее чем на 4 тенге. Темпы укрепления тенге к доллару с начала года составили 0,91% против девальвации в январе примерно на 0,8%.
В более широком диапазоне, от 513,90 до 502,19 тенге, менялся в феврале официальный курс единой европейской валюты. Его значение на последний рабочий день месяца составило 506,81 тенге. Стоимость евро на внутреннем рынке снизилась за два месяца почти на 10 тенге, национальная валюта к евро укрепилась на 1,91% в номинальном измерении. Снижению стоимости единой валюты на внутреннем рынке в течение месяца способствовало ослабление доллара к тенге, а также потери евро по отношению к доллару на международных валютных рынках.
Официальный курс российской валюты повысился с уровня 5,56 тенге в конце января до 5,64 тенге на последний рабочий день февраля. Вместе с тем официальный курс рубля в среднем за февраль снизился на 2 тиына по сравнению с январем, составил 5,63 тенге. Национальная валюта по отношению к рублю укрепилась за два месяца на 0,18%. Изменение курса тенге к рублю в истекшем периоде было минимальным. Официальный курс пары в среднем за месяц в течение января-февраля оставался возле отметки, зафиксированной на начало текущего года (5,65 тенге за 1 рубль).
Таким образом, минувший месяц оказался удачным для национальной валюты. Официальный курс тенге в среднем за месяц повысился к валютам всех основных торговых партнеров. Поддержку национальной валюте оказывали повышение мировых цен на нефть, динамика курса рубля к доллару на российском рынке, а также пары евро/доллар на международных валютных рынках. Улучшению позиции тенге способствовал также ряд внутренних факторов. В частности, наступление налогового периода и увеличение предложения на рынке иностранной валюты.
Укрепление тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров могло положительно отразиться на динамике инфляции, но, похоже, этого не произошло. Инфляция в феврале несколько ускорилась как по сравнению с январем этого года, так и февралем прошлого. По информации Бюро по статистике, в январе цены выросли на 0,7%. Основным фактором ускорения инфляции стало повышение цен на продовольственные товары, которые выросли за месяц на 1,1%. При этом цены на непродовольственные товары повысились в феврале на 0,4%, платные услуги населению - 0,3%.
Повышение цен на 4,4 -1% в феврале отмечено на свежие овощи и фрукты, яйца, масло подсолнечное, картофель, сахар, муку, хлеб, макаронные изделия, чай. Окорочка куриные, крупы, масло сливочное, мясо, молоко, кефир подорожали за месяц менее чем на процент. При этом снижение цен зафиксировано на капусту, пшено, рис. Прирост цен на непродовольственные товары составил в феврале от 1,7 до 0,3%. Повышение цен на услуги измерялось также уровнем от 1,6 до 0,3%. При этом в сфере ЖКХ тарифы на холодную воду снизились на 1,3%, электроэнергию – 0,3%.
Накопленный показатель инфляции за два месяца остался на уровне прошлого года, составил 1,3%. Показатель инфляции в годовом выражении не изменился по сравнению с январем. Темпы прироста цен за 12 последних месяцев сохранились на уровне 7,4%, значительно превысили верхнюю границу коридора, запланированного на текущий год (4-6%). Рост цен на продовольственные товары (на 11,6 %) оказал основное влияние на показатель инфляции в годовом выражении. При этом цены на непродовольственные товары и платные услуги населению за этот период повысились на 5,2 и 3,9% соответственно.
В последнее время во всем мире наблюдается повышение цен на продукты питания, которое наблюдается в течение более полугода. Цены на основную сельскохозяйственную продукцию – такую как зерно, семена подсолнечника, соевые бобы и сахар - взлетели, подтолкнув цены к новому шестилетнему максимуму в январе, сообщают информационные агентства. Это обстоятельство, разумеется, отражается на динамике инфляции в Казахстане, но дело не только в росте мировых цен. Продовольственная инфляция у нас в стране уже длительное время растет опережающими темпами, причем даже в периоды снижения мировых цен на продовольственные товары.
Цены на продукты питания в Казахстане растут высокими темпами во многом в результате того, что производство и предложение продукции собственного производства не соответствует спросу. Примечательно, что такой парадокс наблюдается в течение длительного периода на фоне якобы растущего производства основных продуктов питания - мяса, молока, яиц, зерна. Следовательно, или производство в стране растет в основном на бумаге, или же стабилизации ситуации препятствуют другие причины. Такие, к примеру, как недостаток предприятий по переработке сельхозпродукции, складов для хранения, засилье перекупщиков на рынках и другие.
Что касается роста мировых цен на продукты питания, то их негативное влияние на инфляцию в стране продолжается уже более полугода. Чиновники пытаются бороться с этим путем установления предельных цен на отдельные товары, подписания соглашения между крупными производителями и торговыми сетями, введением экспортных пошлин, созданием стабилизационных фондов и другими способами. То есть, используются в основном административные, нерыночные меры, которые на сдерживание роста цен оказывают лишь краткосрочный эффект.
Для решения проблем с ценами необходимы системные решения. Нужно не ограничивать цены, а наращивать предложение товаров. В первую очередь – отечественного производства. Необходимо устанавливать такие пошлины, которые будут способствовать снижению экспорта сырьевых товаров и переориентации участников рынка с продажи сырья на производство и экспорт сельскохозяйственных товаров с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, необходимо добиться стабилизации курса национальной валюты, девальвация которой на протяжении длительного времени оказывает давление на показатель инфляции.
Чтобы победить инфляцию необходимо решить ключевую проблему отечественной экономики, связанную с необходимостью диверсификации экономики, снижению ее сырьевой зависимости. Без этого неоднократные обещания чиновников снизить инфляцию в Казахстане до уровня не выше 4% так и будут оставаться только на бумаге. Но вместо этого чиновники продолжают рассказывать о новых подходах к развитию АПК, необходимости насыщения рынка отечественным продовольствием, стабилизации цен на продукты питания и о том, какие изменения произойдут в сельском хозяйстве. Но не сегодня и не завтра, а как минимум через 3-4 года.
Что до текущих новостей, то наиболее заметным стало решение экспортеров нефти. 4 марта котировки нефти на Лондонской бирже выросли на 4,5% до 67 доллара, а на следующий день превысили отметку в 69 доллара за бочку. Рост цен был обусловлен решением ОПЕК+ сохранить добычу нефти в апреле на прежнем уровне. Это обстоятельство не отразилось на стоимости доллара, биржевой курс которого 5 марта оставался выше уровня в 419 тенге. Во всяком случае, на прошлой неделе. Дело в том, что повышение котировок нефти до 68 – 69 доллара произошло вечером в пятницу после закрытия торгов на внутреннем валютном рынке. В понедельник, 8 марта, цена нефти на новости об атаке на энергетический объект Саудовской Аравии выросла утром на торгах в Азии до 71 доллара за баррель, затем скорректировалась до уровня ниже 70 доллара за бочку. Реакция тенге на последние события нефтяного рынка прояснится на текущей неделе.