Цензура в шкуре омбудсмена | Деловая неделя
25 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Цензура в шкуре омбудсмена

16.09.2021 09:59:02
№: 34 (1437)
В Казахстане предложили блокировать соцсети и мессенджеры

Благими намерениями устлана дорога в ад.

Поговорка. Автор неизвестен.

НА ЭТОЙ неделе в Москве судебные приставы пришли в офис Google, чтобы заставить компанию удалить из поиска словосочетание «Умное голосование». Как известно, «Умное голосование» было создано штабом ныне осужденного оппозиционера Алексея Навального, чтобы максимально сократить число голосов, поданных за «Единую Россию» на ближайших парламентских выборах. Ранее российский суд постановил, что крупнейшие поисковики – Google и Yandex – должны изъять из выдачи по поиску эти слова. Кроме этого российские суды также оштрафовали интернет-гиганта за «неудаление запрещенного контента» на 32 млн. рублей (440 тыс. долларов). Подобным штрафам подверглись также Telegram, Facebook, Twitter и WhatsApp. Речь идет о сообщениях и видеороликах сторонников Навального, которые власти России теперь рассматривают, как «призывы к несовершеннолетним участвовать в несогласованных акциях протеста». И только Yandex исправно удалял всю информацию по просьбам российских властей и решениям российских судов, отчего не пострадал. Причина покладистости этого поисковика проста – его крупнейшим акционером и основателем является российский гражданин Аркадий Волож, кстати, уроженец Атырау и выпускник алматинской РФМШ. Казалось бы, зачем мы рассказываем о том, как у россиян обстоит дело со свободой информации в интернете? Ответ: потому что у нас все ведут к тому же, и в мажилисе уже даже прошло первое чтение поправок, согласно которым в Казахстане содержимое соцсетей и выдачу поисковиков будут цензурировать даже без решений суда, а за отказ подчиняться могут попросту блокировать доступ к тем же Telegram, YouTube, Instagram, Facebook, Twitter и WhatsApp. Все это делается настолько по российским лекалам, что тут даже обоснование цензурирования интернета тоже связано с якобы интересами несовершеннолетних, в нашем случае это - «защита детей от кибербуллинга». Для страны, в которой жертвы не то что буллинга, но даже изнасилований с трудом получают защиту (если вообще получают), предложения по блокировке соцсетей по степени абсурда и идиотизма можно сравнить, наверное, только с предложением запретить машины из-за гибели людей в ДТП.

О том, что два депутата мажилиса – нуротановцы Динара Закиева и Айдос Сарым – предложили принять законодательное основание для блокировки соцсетей и месенджеров в стране, стало известно буквально накануне рассмотрения этих поправок в нижней палате парламента – 14 сентября. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка» должен дополнить закон «Об информатизации» касательно деятельности «иностранной онлайн-платформы и сервиса обмена мгновенными сообщениями на территории Республики Казахстан», которые теперь хотят обязать проходить процедуру регистрации в государственных органах РК и открывать свой офис. В случае отказа «иностранной онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями» пройти государственную регистрацию и открыть филиал, который непременно должен возглавлять гражданин РК, через шесть месяцев после введения в действие документа, «деятельность данных ресурсов ограничивается на территории Республики Казахстан».

Для чего нашим депутатам вдруг понадобилось обязывать международных интернет-гигантов локализовываться в Казахстане? Чтобы «руководитель филиала (представительства) иностранной онлайн-платформы на территории Республики Казахстан после получения предписания о принятии мер по выполнению… представления или решения от уполномоченного органа в области информации» смог «выполнить его в течение не более двадцати четырех часов путем принятия мер к удалению информации, нарушающей требования законов Республики Казахстан».

Причем, тут не говорится о том, что запрещать что-то будет суд, обойдутся капиталисты и предписаниями от наших чиновников. «Уполномоченный орган в области информации определяет порядок ограничения доступа к запрещенной информации, приостановления и возобновления доступа к интернет-ресурсам, размещающим информацию, запрещенную или иным образом ограниченную к распространению законами Республики Казахстан или вступившими в законную силу судебными актами, а также доступ к которой был временно приостановлен предписанием уполномоченного органа в области информации». Таков, по задумке авторов поправок, «механизм реализации… нормы, направленной на совершенствование законодательного регулирования государственных мер по противодействию противоправному контенту в сети интернет». Иными словами, чтобы осуществлять цензуру в социальных сетях и мессенджерах. А если те не поддадутся, то иметь «законные» основания для блокировки этих сервисов.

«Уполномоченный орган в области информации» упомянутый в поправках – это, видимо, наше «родное» министерство информации и общественного развития, название которого теперь можно дополнить словом «цензура» - министерство информации, цензуры и общественного развития. Или министерство цензурированной информации и контроля над общественным развитием. По крайней мере, честно. Его представитель, вице-министр Кемелбек Ойшыбаев, в мажилисе, естественно, поддержал инициативу нуротановцев. «Потому что во время анализа, мониторинга информационного поля мы видим, что идет большое количество кибербуллинга, и в министерство поступает очень большое количество обращений. Если говорить конкретно о фактах, в 2020 году в общей сложности во время мониторинга мы выявили около 70 тысяч фактов кибербуллинга в интернет-среде и в администрацию соцсетей и мессенджеров нами направлено около 1800 обращений с просьбой удалить материалы. В 2021 году эти цифры увеличились — около 140 тысяч фактов нарушений и соответственно около 1700 обращений в администрации соцсетей и мессенджеров, - рассказал он. — У нас, к сожалению, не со всеми социальными сетями и мессенджерами, скажем так, на наши обращения идет обратная связь. Если какие-то социальные сети, скажем так, реагируют и удаляют материалы, но некоторые, там до 20-30% доходит только реакция на наши обращения. Поэтому в этом направлении мы предлагаем ввести нормы и понятия для социальных сетей и мессенджеров». В итоге мажилисмены тоже поддержали поправки, и впереди – второе чтение. Считать, что к нему законопроект придет в каком-то принципиально ином виде, нет никаких оснований.

Нашим коллегам удалось взять комментарий у одного из авторов поправок, который постарался увести внимание от главного – создания законодательных оснований для блокировки соцсетей. Вместо этого он предложил «не переживать» за капиталистов, которые «втюхивают нам рекламу», а их интерес в том, чтобы проходить регистрацию и становиться в позицию раба казахстанского Главлита, объяснил чуть ли не «по понятиям» - соображениями «уважения своей аудитории». Мол, если уважаешь пользователей из Казахстана, регистрируйся у нас, и назначь местного, чтобы мы ему говорили, что тебе нужно оперативно удалять по нашему желанию. И это при том, что у нас итак давно практикуются неофициальные временные (но очень жесткие) блокировки того же Facebook, а социальная сеть LinkedIn и вовсе какое-то время была заблокирована вполне официально. Кажется, господа-цензоры решили радикально облегчить себе работу.

Казалось бы, ну отключат у нас все – Facebook, YouTube, WhatsApp, Instagram, Telegram, Google – ну, велика ли беда? Да, велика. Причем не только для свободного распространения информации, но и даже для простого общения между людьми, любой коммуникации, ведения бизнеса, торговли, обмена знаниями, обучения. Все эти сервисы уже глубоко «вшиты» в наш быт: домовые чаты, школьные чаты, чат-боты, продающие товары интернет-магазинов, вся интернет-торговля, лекции на YouTube, новости через Telegram, просто поиск информации в интернете и много еще чего другого непременно пострадает. Причем, если отказавшийся от нашей регистрации интернет-гигант потеряет совсем немного – несколько миллионов активных пользователей, то наша страна утратит очень многое – доступ к мировой коммуникационной сфере, инструменты развития, роста. Тут уже можно будет не горевать по eGov, который наши чиновники решили похоронить заживо, сдавая цифровизацию россиянам, тут реквием можно будет петь уже по всей стране, которая усилиями наших чиновников будет стремительно сползать в Северную Корею. Зато будет меньше кибербуллинга, это да. Но победа эта будет триумфом над перхотью путем отрубания головы – также быстро и также «эффективно».

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...