Цифровизацию пустили по кругу?
Правительство возвращает адресные справки, отмененные пять лет назад
Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem («Не следует множить сущности без необходимости»)
Латинское выражение
ЕЩЕ в конце октября по новостным лентам прошлась небольшая новость о том, что «Министерство внутренних дел будет оказывать новую государственную услугу по выдаче справок». Речь в ней идет о том, что теперь через сайт электронного правительства eGov будет доступна бесплатная услуга «Выдача информации о наличии (отсутствии) регистрации по месту жительства». Основанием для этого служат изменения в приказ министра внутренних дел от 30 марта 2020 года № 267 «Об утверждении Правил оказания государственных услуг по вопросам документирования и регистрации населения Республики Казахстан». Нам показалось, или мы вернулись к тому, чтобы люди вновь могли (а, значит, для чего-то должны) получать адресные справки? Да, сейчас эта справка называется «информацией», но она также про регистрацию по месту жительства (либо ее отсутствие), то есть, по сути, про то же. Почему это привлекло наше внимание? Дело в том, что в 2019 году эти справки с большой помпой и пиаром отменили. Зачем же их вводят вновь? Мы честно попытались это понять.
Для этого мы обратились на сайт «Открытые НПА», где проект поправок лежал для обсуждения. Там в пояснительной записке на имя премьера Бектенова, где должно быть обоснование предлагаемых изменений, сказано, что основанием для проекта является приказ «и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан «Об утверждении Реестра государственных услуг» и приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан «О некоторых вопросах проведения дактилоскопической и геномной регистрации в Республике Казахстан». Далее, в пресс-релизе приказа главы МВД по этому поводу сообщается, что изменение является дополнением новой государственной услугой «Выдача информации о наличии (отсутствии) регистрации по месту жительства». «Основанием являются внесенные дополения в приказ и.о. Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 31.01.2020 года № 39/НҚ «Об утверждении реестра государственных услуг», - сообщает документ.
Идем дальше, находим то самое дополнение в этот приказ, где действительно в разделе «00201. Регистрация/смена статуса, места жительства, Ф. И. О. и других данных физических лиц» содержится новая норма – «Выдача информации о наличии (отсутствии) регистрации по месту жительства». Вот только она уже ничем отдельным не обоснована. Единственное, что можно понять, это то, что «государственным органом, разрабатывающим подзаконный нормативный правовой акт, определяющий порядок оказания государственной услуги» является МВД. То есть, в итоге, мы получаем такой пинг-понг между МВД и МЦРИАП, они ссылаются друг на друга, а конца и не сыщешь. И тогда нам вспоминается история, как эту самую адресную справку отменяли в 2019 году.
Дело в том, что тогда параллельно произошло два события – президент ратифицировал договор по процедурам пересечения пограничных переходов между Казахстаном и Россией и в правительстве решили отменить адресную справку. Проблема была в том, что согласно ратифицированному договору нашим гражданам как раз такая справка требовалась, а правительство с помпой отчиталось о том, что получать ее теперь гражданам страны не надо. Автором идеи ее отмены выступил на тот момент министр оборонной и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев, которого буквально в сентябре этого года сняли с должности посла РК в Нидерландах и при Организации по запрещению химического оружия по совместительству.
О том, почему нам не нужна была адресная справка он рассуждал в своем аккаунте в Facebook: «На днях поинтересовался у руководителей кадровых служб нескольких компаний, с какой целью они запрашивают у людей адресные справки. Говорят, на всякий случай, чтобы потом можно было найти человека, если вдруг он переедет и информация в личном листке устареет. А как в этом случае поможет адресная справка, которую вам принесли одновременно с заполненным личным листком? Она ведь также устареет... Тем более что в Трудовом кодексе нет требований по предоставлению данного документа. Получается, что из-за этого «всякого случая» человек должен тратить свое время на получение справки. И хоть ее сегодня можно быстро получить онлайн, и через Telegram, это все же временные затраты… В прошлом году мы добились, чтобы государственные органы перестали требовать разные справки, если эту информацию они могут получить в базе данных. В их числе и адресная справка. Для банков и других третьих лиц есть сервис на портале eGov, который им также дает возможность при согласии клиента получить сведения о прописке гражданина. Зачем тогда эта бюрократия?.. Сегодня поручил коллегам из министерств и госкорпорации «Правительство для граждан» проанализировать необходимость существования адресной справки и вопрос ее исключения из реестра госуслуг».
Тогда министерство внутренних дел поддержало Жумагалиева и сообщило: «МВД интегрировало свои базы данных с другими государственными органами, что упростило механизм оказания государственных услуг населению. В частности, полностью отменяется выдача адресных справок, так как эти данные есть уже в базах всех госорганов. В целях исключения бумажной волокиты и сокращения времени получения государственных услуг адресная справка теперь запрашиваться не будет… При этом сами граждане сведения об адресе регистрации могут проверять у себя в личном кабинете на портале «электронного правительства». Собственники жилья также могут проверить через портал или мобильное приложение «электронного правительства» сведения о лицах, зарегистрированных у них по адресу. Отмена выдачи адресных справок сократит излишний бумажный документооборот и необходимость гражданам обращаться в ЦОНы за справками. Кроме того, МВД упрощен и оптимизирован ряд других государственных услуг, связанных с регистрацией граждан».
В итоге тогдашняя председатель правления госкорпорации «Правительство для граждан» Асемгуль Балташева заявила об отмене адресных справок уже с 1 ноября 2019 года. «Самая популярная услуга, которую каждый из нас получал в ЦОНе, это адресная справка. И с 1 ноября мы эту адресную справку убираем. Ее просто не будет. 10 миллионов раз к нам приходили родные и близкие, чтобы получить эту справку. Теперь все системы интегрированы, теперь нет необходимости получать эту справку. Адресная справка - это только начало. Таких справок на очереди уже сейчас 28, - сообщила она. - Сами граждане сведения об адресе регистрации могут проверять у себя в личном кабинете на портале «электронного правительства». Собственники жилья также могут проверить через портал или мобильное приложение «электронного правительства» сведения о лицах, зарегистрированных у них по адресу. Отмена выдачи адресных справок сократит излишний бумажный документооборот и необходимость гражданам обращаться в ЦОНы за справками».
Поначалу осталось неясным, как быть жителям приграничных областей, про которых, кажется, в угаре «облегчения жизни» граждан, чиновники просто забыли. Только потом было сообщено, что в реестр государственных услуг внесены поправки, согласно которым государственная услуга по выдаче адресных сведений заменяется на услугу «Предоставление сведений подтверждающих регистрацию по месту жительства в населенном пункте приграничной территории». Теперь же, под немного другим названием, адресная справка возвращается в перечень услуг, доступных через портал «Правительства для граждан». Вернулась, так сказать, на круги своя. Хорошо это или плохо?
Давайте порассуждаем. Получается, что теперь где-то гражданам придется ее предъявлять, иначе, зачем вводить услугу на то, что никому не нужно? Значит ли это, что МВД на самом деле не интегрировало свои базы данных с другими государственными органами, то есть соврало нам? Если нам говорили, что выдача адресных справок отменяется потому, что «эти данные есть уже в базах всех госорганов», значит ли возврат к получению этой услуги признанием того, что не все базы госорганов спустя пять лет синхронизированы и связаны между собой? Не может же быть, что если ее отменяли «в целях исключения бумажной волокиты и сокращения времени получения государственных услуг», то возвращают, чтобы вернуть волокиту и тратить больше времени чиновников! Правда, если вспомнить слова главы Минфина Мади Такиева о том, что «армию чиновников» надо не сокращать, как это поручал президент Токаев, а пополнять, «потому что людей не хватает», то можно грешным делом предположить, что слуги народа нарочно множат себе работу, чтобы обосновать отказ от сокращений и наращивание штатов. В целом же отмена и возврат адресных справок демонстрирует нам, что у цифровизации в Казахстане есть не только проблемы с тем, что ее результатами пользуются мошенники, но также и с самой концепцией ее реализации. И это печально, потому что эти ошибки, в итоге, оплачиваются из нашего кармана…