Цифровые варяги | Деловая неделя
19 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Цифровые варяги

10.09.2021 09:48:00
№: 33 (1436)
Или Почему новое цифровое правительство Казахстану создаст российский банк?

«ДН»

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ, 3 сентября, президент РК Токаев сообщил, что правительство нашей страны и российский банк (указанный, как «группа компаний») «Сбер» подписали соглашение о создании новой платформы цифрового правительства (видимо, взамен существующего портала eGov.kz). «Сегодня на полях [«Восточного экономического] форума [-2021»] был подписан меморандум между правительством РК и СБЕРом по строительству платформы цифрового правительства. Это качественный прорыв в стратегическом партнёрстве двух стран. Я думаю, что это наглядный пример взаимного доверия между Казахстаном и Россией», - сообщил президент республики. IT-сообщество страны совсем другого мнения: страна потеряет «цифровой суверенитет», а предлагаемые россиянами технические решения либо сырые и неполные, либо ставят нашу страну в зависимость от иностранных операторов. Вполне естественно, что на фоне жесткой критики этого решения со стороны казахстанских разработчиков, этот шаг был сделан исполнительными властями страны, фактически, без консультаций с общественностью. Возникает вопрос: а не вступает ли все это в противоречие с духом развития отечественной цифровой отрасли последних полутора десятилетий, отраженным в государственных стратегических программах?

Официальное описание природы меморандума о сотрудничестве, подписанного Маминым и Грефом, мало что проясняет обычному человеку. Говорится, что главным результатом его будет проект «по цифровой трансформации Республики Казахстан, переходу к платформенной модели цифровизации и концепции Data-Driven Government», которая, видимо, будет внедряться посредством «цифровой платформы GovTech, реинжиниринга и цифровой трансформации государственного управления с применением практик по анализу данных и искусственного интеллекта». В итоге, платформенная модель цифровой архитектуры должна позволить «повысить скорость и эффективность оказания государственных услуг населению». «Участие СБЕРа, который очень успешно функционирует на нашем рынке в течение более 15 лет, в создании институциональной основы казахстанского гостеха делает сотрудничество между Казахстаном и Россией более разносторонним за счет такой чрезвычайно важной сферы, как интеллектуальные технологии», – резюмировал Касым-Жомарт Токаев.

Что же мы имеем сейчас? Портал eGov.kz уже довольно прочно вошел в жизнь граждан Казахстана, начавших забывать, как раньше нужно было обходить постоянно меняющее количество кругов ада… то есть ведомств, чтобы получать простейшие справки, необходимые для получения государственных услуг, которые оказывались опять же в десятке мест со своими специфическими правилами. Сотни тысяч казахстанцев оценили удобства системы, позволявшей получать все возрастающее количество услуг в одном месте, а вскоре – и вовсе удаленно. Конечно, система не идеальна, и в ней можно найти ошибки, она не всегда была доступна, а в последние годы государство и вовсе начало сокращать возможность для своих граждан делать запросы для получения информации друг о друге. Тем не менее, нужно признать, что в период карантинов из-за пандемии коронавируса наличие системы eGov.kz доказало свою актуальность и эффективность.

Теперь же выясняется, что наши чиновники в нее как-то уже не верят, предлагая заменить на новую, разработать которую они планируют совместно с иностранными специалистами из Сбера. Во всяком случае, именно так можно понять ответ чиновников из министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности нашим коллегам с сайта «Informburo».

Чиновники, видимо, видят несовершенство существующей системы в том, что «eGov является единым окном доступа к госуслугам, то есть заявки на электронные справки формируются на портале, но обработка и формирование проводятся в конечной системе госоргана, ответственного за госуслугу». Сообщается, что «министерство проводит обследование всей инфраструктуры и информационных систем госорганов», число которых более 400, и между ними существует «разрозненность и несовместимость», что создает «трудности при их интеграции». «На сегодняшний день государство имеет огромную сеть разрозненных информационных систем, что влияет на качество данных. В конечном счёте, это влияет на сроки предоставления государственных услуг населению. Изменения позволят государству структурировать данные и создать решения, которые позволят получать все госуслуги со смартфона в считанные минуты», – цитирует сайт ответ министерства цифрового развития. Далее чиновники приводят целый список проблем текущей государственной цифровой платформы: «отсутствие централизованного мониторинга процесса оказания государственной услуги на разных каналах взаимодействия с гражданами», «подача заявки на получение государственной услуги, контроль хода её выполнения и получение результата не могут осуществляться с использованием различных каналов», «процессы получения государственной услуги на различных каналах взаимодействия могут существенно отличаться друг от друга», «перечень предоставляемых государственных услуг отличается на разных каналах взаимодействия с населением», «отсутствие централизованной информации касательно историй обращений граждан».

Конечно, нужно быть специалистом, чтобы делать выводы, стоят ли эти проблемы того, чтобы отказываться от их исправления в пользу разработки принципиально новой системы с «чистого листа». Однако, еще недавно, в конце прошлого года, представители национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде», государственного оператора в этой сфере, были настроены довольно оптимистично на счет возможностей по доработке платформы eGov.kz и даже подсчитали экономический эффект от его деятельности. 22 декабря Арман Абдрасилов, председатель правления АО «Холдинг «Зерде», прокомментировал передачу электронного правительства в управление его организации.

По его словам, за IV квартал 2020 года на сервисах электронного правительства зафиксировано 57 инцидентов, связанных с информационной безопасностью, также было порядка 500 часов простоя по различным причинам. «Итого, получается, что за полный год порядок цифр таков: ~150 инцидентов и событий; ~1000 обновлений (плановых и внеплановых); ~2000 часов (~83 суток) совокупного простоя различных сервисов. Статистика пугает, но все исправимо. Мы уверены, что в ближайшие полгода сможем переломить ситуацию и кардинально улучшить качество сервиса», — заявил г-н Абдрасилов. По его мнению, модернизация eGov.kz в идеале может полностью исключить необходимость посещения казахстанцами центров обслуживания населения, что может сэкономить приличные средства. По его словам, содержание ЦОНов обходится госказне в 20 млрд. тенге в год, а те же самые услуги, полученные онлайн, обойдутся в 2 млрд. тенге, то есть — в 10 раз дешевле. «Отсюда наши позитивные экономические прогнозы для планируемых инвестиций в автоматизацию и цифровизацию госуслуг», — резюмировал глава «Зерде».

Министр цифрового развития и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин тоже был настроен вполне позитивно. «Ежегодно растет количество государственных услуг, оказываемых в электронном виде. Сейчас в государственном реестре почти 700 услуг, из них 85,5% онлайн. Наша цель - довести этот показатель до 90% в этом году», - сказал в 2020-м году Багдат Мусин. Кроме того, нельзя забывать, что отказ от eGov или его «ремонт» - это еще и вопрос рачительности использования средств, уже затраченных на него за все эти годы.

Кстати, в этом году дополнительные затраты на модернизацию eGov.kz уже были подсчитаны, и в июле «Зерде» даже пообещали обновить электронное правительство до конца года. «2 миллиарда тенге планируют потратить на модернизацию порталов электронного правительства. Перезагрузку ресурса обещают сделать за счёт частных инвестиций, - сообщил сайт «Хабар 24». - Сайт eGov.kz обновится до конца года. Как обещают представители «НИТ», он станет удобнее и проще в использовании, кроме того, расширятся возможности поиска. Модернизацию также пройдут мобильное приложение eGov и портал электронного лицензирования».

Точной цифры всех расходов на «электронное правительство» за все время его работы мы не нашли, однако, согласно открытой информации с 2006 по 2016 годы, за первые 10 лет существования eGov.kz, на него было потрачено 46 млрд. тенге. С тех пор прошло еще 5 лет, можно предположить, что сумма возросла в 1,5 раза, и сейчас может доходить уже до 70 млрд. тенге. По нынешнему курсу доллара, это $164 млн, совсем немало, особенно, если учитывать, что сумма трат на создание новой платформы со «Сбером» пока просто не поддается оценке.

«На данном этапе не представляется возможным определить финансовые затраты, так как не завершены работы по обследованию информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных систем «электронного правительства», – цитирует портал «Информбюро» ответ министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Несмотря на это, чиновники уверены, что разработка нового технического решения позволит существенно сократить затраты на работу электронного правительства. «По данным МЦРИиАП, планируемые изменения позволят максимально оптимизировать бюджеты на сопровождение информационных систем государственных органов. В настоящий момент имеется более 400 систем – разных вендеров, поставщиков, разных разработчиков из разных стран. На их сопровождение из бюджета ежегодно выделяются значительные средства, а с внедрением платформенной модели и созданию упорядоченной структуры расходы на сопровождение значительно сократятся», - приводит сайт аргументы чиновников, основанные, видимо, на пожеланиях.

Однако, самым принципиальным моментом является именно согласие казахстанских властей на использование услуг иностранных разработчиков, несмотря на то, что во всех стратегических документах, связанных с цифровизацией, подчеркивается необходимость поддерживать отечественный IT-сектор. Так, к примеру, в программе «Цифровой Казахстан» в разделе «Развитие ИКТ отрасли» отмечается «необходимо отметить, что условиями технологического развития, обеспечения кибербезопасности страны являются полноценная поддержка действующих отечественных ИТ-компаний, работающих на рост добавленной стоимости в секторе информационных технологий, и ориентир на работу с доверенным программным обеспечением». На это, а также иные аргументы указывают казахстанские разработчики, выступившие с обращением к президенту Токаеву, которое поддержали в Национальной палате предпринимателей «Атамекен».

Почему-то чиновники уверены, что отечественные специалисты справятся с задачей, которую могут решить россияне, слишком медленно. Хотя, как уже говорилось, пока им вроде как неизвестна ни цена предложения, ни завершен мониторинг проблем действующей системы. «Реализация платформы может быть построена силами казахстанских разработчиков, однако её разработка займёт от трёх до пяти лет, что значительно отразится на темпах развития отрасли и экономики в целом», – сообщил порталу «Информбюро» вице-министр цифрового развития Аскар Жамбакин, объясняя, почему модель «Сбера» - оптимальная для Казахстана.

Отечественные айтишники с этим, естественно, не согласны. «Просим Вас защитить «цифровой» суверенитет и потенциал страны, оказать поддержку отечественному бизнесу, не дать реализовать проект по трансформации eGov зарубежным компаниям (в том числе странам – участникам ЕАЭС), а дать возможность субъектам казахстанского бизнеса своими силами решить те задачи, которые ставит перед собой наше государство», – еще до заключения меморандума со «Сбером» призвали главу государства в комитете по ИКТ НПП «Атамекен», в который входят 11 объединений юридических лиц и более 250 компаний. Информацию об этом передает связанный с Нацпалатой сайт InBusiness.kz.

Отечественные разработчики приводят свои аргументы. Так, например, наша страна уже итак признавалась лидером по уровню развития электронного правительства в СНГ, опережая Россию. Второй довод еще более серьезен: «Согласно открытой информации, еще не существующая платформа Сбера «ГосТех» базируется на создаваемой облачной технологической платформе Platform V. Сбер объявил о создании этой технологической платформы только 30 ноября 2020 года. Возможная единовременная замена платформы более 700 автоматизированных услуг, более 380 информационных систем, более 1000 интеграций и десятков ключевых компонентов eGov несет риск возврата к состоянию 2006 года и получения сотни сбоев. 12 миллионов граждан (62% населения) рискуют остаться без цифровых услуг – это станет причиной высокой социальной напряженности. Улучшения возможны только путем вдумчивой, поэтапной и плавной модернизации отдельных компонентов eGov».

Также разработчики, ознакомившиеся с условиями «Сбера», указывают, что его «предложение не содержит предложения по реинжинирингу самих нормативных документов по переходу с «бумаги» на «цифру» – это значительная часть работы по цифровизации», а «без работ по реинжинирингу услуг цифровизация обречена на провал». Затем они указывают конкретные суммы затрат на закупку российской системы (чего чиновники почему-то пока избегают), и дают следующую калькуляцию: «Ежегодные изменения законодательства и нормативных актов требуют постоянного приведения информационных систем в соответствие. Невозможно единовременно купить платформу, которая будет работать всегда. Закуп предложенной «Сбером» платформы за $300 млн, согласно международной практике, повлечет неизбежные расходы на ежегодную поддержку в размере более 20% ежегодно ($60 млн), что за 15 лет может составить в 4 раза большую сумму – $1,2 млрд». В целом для них ценообразование российского предложения «вызывает огромные вопросы», так как «предложенная цифровая платформа «Сбера» – это комбинация открытых Open Source и бесплатных доступных технологий, которые уже на протяжении 15 лет применяются всеми отечественными разработчиками в текущей версии электронного правительства РК».

Также авторы обращения к Токаеву пишут, что «в случае выбора платформы «Сбера» 15,000 отечественных разработчиков рискуют остаться без работы либо лишь на низкоквалифицированной подрядной работе, после чего будут вынуждены мигрировать в другие страны», что «нанесет долгосрочный урон развитию страны» - как финансовый урон, так и урон человеческому капиталу. Кроме того, занятие их места иностранными специалистами может нести риски информационной безопасности, так как «позволит иметь иностранцам доступ к государственным базам данным и в случае напряженных отношений отключить eGov».

Также авторы обращения прямо противоречат позиции вице-министра цифрового развития Аскара Жамбакина, утверждая, что «квалификации, опыта и ресурсов отечественных IT-разработчиков более чем достаточно для модернизации eGov и решения имеющихся проблем». «Реализация такого проекта требует лишь более тесного и открытого взаимодействия правительства с отечественной IT-отраслью, нежели попыток решения силами квазигосударственного сектора в нарушении принципов Yellow Pages или путем привлечения иностранного подрядчика для развития систем правительства РК, - уверены казахстанские айтишники. - На сегодняшний день нет необходимости в приобретении платформы Сбера, так как существуют апробированные отечественные платформы, позволяющие в несколько раз снизить сроки и себестоимость автоматизации, которые наши IT-компании готовы предоставить в рамках ГЧП».

«Отечественные разработчики обладают гораздо большей экспертизой в текущей IT-инфраструктуре электронного правительства. Они могут минимизировать риски и обеспечить поддержку eGov за $20 млн/год на протяжении 15 лет в рамках суммы, предложенной «Сбером» за один год ($300 млн). Вовлечение отечественных разработчиков позволяет долгосрочно развивать человеческий капитал страны для конкурентоспособного участия в мировой экономике», – отмечается в обращении казахстанских компаний, которое президент Токаев, очевидно, проигнорировал.

Конечно, не будучи специалистами, нам сложно в этом вопросе делать какие-то однозначные выводы. Прояснить реальную картину могли бы открытые и прозрачные дебаты специалистов со специалистами, которые наше правительство организовать не пожелало. Между тем, на кону опять стоят сотни миллиардов тенге государственного бюджета, который итак с каждым годом все больше и больше залазит в Нацфонд. И тратить их непрозрачно, путем «волевых решений» на заключение сделок с иностранцами, может быть огромной ошибкой. Очень вряд ли в недрах высоких кабинетов Нур-Султана этого не понимают, просто непрозрачные контракты, как правило, очень похожи на мутную воду, ловить в которой жирную рыбку – это такой наш национальный спорт…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...