Туманные перспективы | Деловая неделя
13 апреля 2021 | выходит по пятницам | c 1992 года

Туманные перспективы

неясных приоритетов

12.03.2021 09:37:56
№: 10(1413)
неясных приоритетов

«ДН»

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ общественность ознакомилась с указом президента Токаева №520, вышедшим еще 26 февраля, но опубликованным только на узкоспециализированных сайтах, под названием «Об Общенациональных приоритетах Республики Казахстан до 2025 года». То, что такой документ не был размещен на официальном сайте главы государства, выглядит очень странно, особенно на фоне тех новостей, которым нашлось место в те же дни. В официальной хронике за 26 февраля Токаев принимал «основателей компании kaspi.kz», отправил телеграмму Эрдогану и провел очередное заседание высшего совета по реформам. Ясно, что общенациональные приоритеты напрямую связаны с реформами, но в тексте про это заседании на сайте Акорды об указе почему-то не сказано ровным счетом ничего. С другой стороны, после ознакомления с текстом указа, становится ясно, почему его старались сильно не афишировать. «Общенациональные приоритеты» вышли настолько странными и туманными, что из них можно строить разве что воздушные замки.

По какой-то причине столь важный по названию указ президента не стали публиковать на его сайте. Видимо, из-за того, что содержание вышло откровенно «не очень»

В тексте указа говорится, что общенациональные приоритеты на период до 2025 года определяются «в целях обеспечения дальнейшего развития Республики Казахстан, формирования инклюзивной платформы деятельности государства и увеличения благосостояния каждого гражданина Республики Казахстан». Дальше идет список, в котором «приоритеты» сгруппированы по «направлениям». К примеру, первое направление называется «Благополучие граждан», и включает в себя такие приоритеты, как «справедливая социальная политика», «доступная и эффективная система здравоохранения», «качественное образование». Очень напоминает тост «За все хорошее и против всего плохого!». В таком же виде выдержано и все остальное. 

Направление «Качество институтов» включает в себе те же благие словеса: «Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан», «Новая модель государственного управления», «Культивирование ценностей патриотизма, «Укрепление национальной безопасности». Красивые слова, но насколько они далеки от дел, в этот раз показывают результаты обнародованного на этой неделе социологического опроса по оценке уровня этики госслужащих, проведённого исследовательским институтом «Общественное мнение» в 2020 году по заказу программы развития ООН в Казахстане и Агентства РК по делам государственной службы. В самом низу по уровню этичности по результатам опроса 7000 респондентов (включая госслужащих, предпринимателей, юридических лиц, а также независимых экспертов), оказались Верховный суд, Минздрав, МВД, Конституционный совет и Генеральная прокуратура. Все те организации, которые ответственны за законы, законность, защиту граждан и наше здоровье, в глазах граждан наименее этично работают. Вот такое вот «качество институтов»…

Тоже самое можно сказать о направлении номер 3: «Сильная экономика». Ее составляющими приоритетами являются «Построение диверсифицированной и инновационной экономики», «Активное развитие экономической и торговой дипломатии», и «Сбалансированное территориальное развитие». Все слова красивы и правильны. Но вот когда депутаты просят исключить из УК «экономические преступления» или хотя бы не наказывать за них лишением свободы, генпрокуратура говорит, что «вопрос о полном исключении лишения свободы за экономические преступления считаем преждевременным». А доказать в суде, что не все контрагенты компании, которую где-то посчитали «лжепредпринимательской», являются правонарушителями – и вовсе сродни чуду. Вот вам и «сильная экономика», и «справедливое государство» в одном флаконе. Про построение диверсифицированной экономики у нас говорят все 30 лет существования страны, но ни одна государственная программа, на которые потратили миллиарды долларов, не смогла добиться того, чтобы в стране производили сколько-нибудь широкий ассортимент товаров для конечного пользователя. Этот приоритет похож на героя анекдота, который неуловимый только потому, что его никто не ищет. И уж точно никто никогда не был наказан за то, что все усилия в этом направлении пошли прахом.

Но в президентских приоритетах, кроме направлений, есть еще и «целевые показатели, характеризующие достижение Общенациональных приоритетов по итогам 2025 года», и они заслуживают сарказма ничуть не меньше. Так, к примеру, мерилом благополучия граждан должны стать «рост реальных денежных доходов населения - не менее чем на 27% от уровня 2019 года». А что такое «реальные денежные доходы»? Цифры «средней зарплаты» по стране так мало похожи на доходы абсолютного большинства граждан, что и говорить об этом стыдно. Да, и потом, мы же все видим, как наше правительство «борется» с инфляцией, когда продукты продолжают дорожать, лекарства – исчезают с полок, а сами чиновники – открыто лоббируют повышение цен на бензин. В итоге эти несчастные «27% от 2019 года», даже на бумаге не смогут покрыть уровень инфляции до 2025 года. Целевой показатель №2 похож на загадку по математике - «увеличение до 27% доли доходов 40% наименее обеспеченного населения в общих доходах» - и решения у нее просто нет.

По системе здравоохранения только один целевой показатель – «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет». Как это проверить? Никак. Верьте государственной статистике в области здравоохранения, которая никак не объяснила, отчего в коронавирусный 2020-й год при официальных 2,500-3,000 жертв коронавируса смертность увеличилась по сравнению с 2019-м на 40 тысяч. Зато больше никаких цифровых показателей по числу школ и больниц. Прогресс это или нет – большой вопрос. Потому что количество больниц не играет никакой роли, когда в них нет лекарств. А они в крупнейшем мегаполисе Казахстана как раз вновь начали исчезать с полок, причем как раз те, что востребованы для переболевших коронавирусом. В общем, не стали чиновники сильно грузить себя обязательствами по здравоохранению на фоне коронавируса.

Особенно это бросается в глаза на фоне скрупулезно подсчитанных показателей, которых надо добиться в области приоритета «Качественное образование». Давайте процитируем полностью: «…достижение результатов 15-летних казахстанских учащихся в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment-2026): пo математике - 480 баллов, чтению - 450 баллов, естествознанию - 490 баллов; представленность в мировом рейтинге университетов Куакарелли Саймондс (Quacquarelli Symonds World University Rankings) топ-200 не менее чем 3 казахстанскими вузами». Разница, как говорится, налицо. В области здравоохранения задача поставлена так, что ее можно добиться даже просто силами отечественной статистики, а в образовании вплоть до баллов по предметам для конкретного возраста. Как тут не поверишь, что зачистка отечественных вузов направлена на расчистку поля иностранных образовательных организаций, филиалы которых мы назовем своими, а потом, с головными организациями, автоматически войдем в какие-нибудь рейтинги. И главное, ничего больше делать не нужно. Реально же рассчитывать на резкое улучшение показателей школьников после того, как был, фактически, сорван целый год удаленного обучения, было бы слишком странно.   

Но еще больше «про рейтинги» - в целевых показателях направления «Качество институтов». Собственно, все они и есть желаемые места в различных индексах. Простите, но мы снова процитируем:

«…в рамках Общенационального приоритета «Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан»:

      6) достижение не менее 0,56 баллов по Индексу верховенства закона от Всемирного проекта правосудия (World Justice Project);

      7) достижение не ниже 50 места по категории «Институты» в Глобальном индексе конкурентоспособности от Всемирного экономического форума;

      8) достижение не менее 50 процентиля по Индексу учета мнения населения и подотчетности государственных органов от Всемирного Банка;

      в рамках Общенационального приоритета «Новая модель государственного управления»:

      9) достижение не менее 74 процентиля по Индексу эффективности государственного управления от Всемирного Банка;

      10) достижение оценки в 45 баллов по Индексу восприятия коррупции от Трансперенси Интернешнл (Transparency International)». 

Как наши чиновники организовывают искусственное повышение рейтингов, мы прекрасно все давно осведомлены хотя бы на примере ситуации с правами человека, которых вовсе не стало больше после шума с реформированием законодательства, фиктивных декриминализаций и «уведомительных» митингов. В этих рейтингах можно набрать очки за формальные меры (например, снижение порога численности при регистрации политических партий) при отсутствии реальных результатов (сколько партий после этого было зарегистрировано: 0; сколько политических организаций были признаны экстремистскими: 2). Точно также открытием/закрытием новых ведомств, уступками по второстепенным вопросам и остальным очковтирательством можно неплохо «набить» рейтинги. Особенно, если целые ведомства только и будут заниматься этой погоней за индексами вместо реального улучшения жизни граждан.

Затем, в роли «сбоку бантика» и гротескной юморески выступают целевые показатели по приоритету «Культивирование ценностей патриотизма». Их тоже нужно просто читать, и вовсе нет смысла комментировать: «…ежегодное повышение уровня удовлетворенности населения реализуемыми в стране политиками, обусловливающими чувство гордости за свою страну и желание содействовать ее процветанию (историческое наследие, развитие культуры, достижения в спорте, международный авторитет и др.), определяемое на основе независимых социологических опросов в рамках Системы ежегодной оценки эффективности деятельности государственных органов, реализуемой в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954».

Идем далее. «Укрепление национальной безопасности» должно быть отражено достижением не менее 50 процентиля по Индексу политической стабильности и отсутствия насилия/терроризма от Всемирного Банка. Хотя можно было бы написать, что «третьего раза, когда террорист одиночка ставит на уши весь город, обещаем не допустить». Было бы более по делу.      

О силе экономики будем судить по доведению объемов валовой добавленной стоимости несырьевого сектора экономики до более 89 трлн. тенге, а обрабатывающей промышленности - до более 15 трлн. тенге. Оценили? А то, что процентаж реального сектора к сырьевому не указан, так то и не главное. Или нет? Зато дальше снова погоня за индексами – нужно «достижение не ниже 70 места по показателю «Инновационный потенциал» в Глобальном индексе конкурентоспособности от Всемирного экономического форума». Про то, как натягивать рейтинги на реальность через бюрократические инновации мы уже писали выше. Это наши уже умеют.

В качестве исключения есть конкретные цифры по исполнению приоритета «Активное развитие экономической и торговой дипломатии» нам обещают «доведение объемов несырьевого экспорта товаров и услуг до более 41 млрд. долларов США», «доведение валового притока прямых иностранных инвестиций до 30 млрд. долларов США». Хорошо. Но будет ли кто-то наказан, если это не произойдет? Не говоря уже о том, что границы Казахстана – это кое-что магическое, поскольку один и тот же объем трафика товаров по разные ее стороны отличается по цене даже не в разы, а на порядки…

Про «Сбалансированное территориальное развитие» опять немного «физики» рейтингов («сокращение разрыва развития по Валовому региональному продукту на душу населения между регионами до 2,7») и много лирики: «повышение до 80% уровня удовлетворенности населения качеством работы местных исполнительных органов (определяется на основе независимых социологических опросов в рамках Системы ежегодной оценки эффективности деятельности государственных органов, реализуемой в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954)».

В конце указа говорится, что «правительству Республики Казахстан и государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным президенту Республики Казахстан» теперь предстоит «обеспечить достижение целевых показателей Общенациональных приоритетов и приведение документов системы государственного планирования в соответствие с Общенациональными приоритетами». Для этого они должны «ежегодно при формировании и уточнении бюджета Республики Казахстан на очередной плановый период предусматривать в приоритетном порядке выделение бюджетных средств на реализацию Общенациональных приоритетов». Все. Никаких кар за неисполнение. Главное – выделяйте денег. 

Видимо, ознакомившись с документом еще раз, после того, как он приобрел финальный вид, авторы решили от греха подальше его сильно никому не показывать и сразу передали на сайте с законами и указами. Оно, может быть, и правильно, никаких откровений в указе нет, скорее туман и бездорожье. Или, может, уже в правительстве, поняв, как сложно будет исполнить даже эти неясные показатели, попросили их не показывать, чтобы избежать лишней критики. В любом случае, данный документ заслуживает пока лишь одного – быть внесенным в анналы бюрократического искусства в разделе «Даже и не думали исполнять». Хотя бы потому, что исполнять в нем особо нечего…

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...