Турецкая карта Центральной Азии
Первый саммит Организации тюркских государств, образованной вместо Тюркского совета, состоится 11 ноября в Самарканде
Анкара становится все более привлекательной для стран региона. Почему?
Юрий Сигов, Вашингтон
Любимое занятие уже не первый год многочисленных экспертов и наблюдателей за Центральной Азией – приписывать всем, кому только можно, интересы в этом регионе, а еще более увлекательное занятие – рассказывать о непрерывной борьбе ведущих мировых держав за главенство в этих краях. То выясняется, что во всем в Центральной Азии – и давно уже – командует, оказывается, Китай. То возникает повышенный интерес (якобы) к региону со стороны Соединенных Штатов, а чуть позднее - и единой Европы. А уж про попытки возродить под своим контролем некое подобие прошлой империи со стороны России – так только по этой теме написаны уже целые научные тома и фолианты.
Интересно, что подобные наблюдения и оценки появляются тогда, когда в регион то ли с визитом какой-то чиновник из всех этих стран приезжает (и уж точно много рассуждений услышишь, если туда пожалует сам президент или премьер-министр), то ли там что-то явно необычное происходит (типа военных столкновений или попыток смены власти). В любом случае чуть позднее, как правило, выясняется, что борются в Центральной Азии все со всеми, причем никто и никому не намерен уступать. А чем вся эта борьба завершится - так самим странам Центральной Азии это не особо важно. Лишь бы боролись - да на арене этой самой борьбы оставляли в регионе побольше инвестиций да так называемой помощи.
И все же в последнее время чаще других по поводу каких-то особых интересов в регионе упоминается Турция. Связано это с тем, что турки вообще в ситуации открытого противостояния между Россией и коллективным Западом становятся чуть ли не главной наживающейся на конфликте стороной. Анкара в ситуации, когда зло и ненависть явно довлеют над поведением и действиями всех участвующих в этом конфликте сторон пытается под шумок и кое-какие свои собственные интересы прокачать. А если получается, то и усилить собственные позиции так, что в обычные, не конфликтные времена, сделать было бы просто нереально.
Более того: пока всем есть дело только до Украины и всего того, что ее касается (Турции то же на украинском формате очень много уже чего во всех отношениях перепало, одни авиаперевозки с Россией чего стоят!), Анкара планомерно закрепляется в Центральной Азии. Причем не только различными торгово-экономическими методами, но и в сфере культуры, языка и морально-исторического влияния на регион, до которого у всех остальных в нем якобы заинтересованных явно нынче не доходят руки.
Государства эти тюркские, а давно уже не постсоветские
Глядя на то, каким образом Франция вовлекла в дружбу «франкофонных народов» даже те страны, в которых с роду никто и никогда не говорил по-французски, Турция решила сделать ставку на тюркское происхождение народов, населяющих Центральную Азию. А объединив их вокруг себя (а кто еще имеют тюркский язык как лингвистическую основу предполагаемого между ними объединения?) Анкара уже сможет куда проще решать и важные для себя экономические вопросы. Включая и снабжение энергоресурсами стран региона, и расширение своего присутствия в торговле и финансах в этих краях.
Как известно, в прошлом месяце государства-члены так называемой Организации тюркских государств на прошедшем в турецком городе Бурса заседании приняли решение о создании специальной Комиссии по переходу на общий алфавит и «достижению языкового единства всех тюркских государств». В эту комиссию войдут по два представителя от каждого официального органа, занимающегося языковой политикой в своих странах.
Событие это – далеко не рядовое, и на него стоило бы всем обратить пристальное внимание. Дело в том, что язык – во всех его проявлениях – является важнейшим элементом объединения народов целых континентов (одна Латинская Америка с испанским языком чего стоит), не то, что отдельных государств, пусть даже и расположенных по-соседству. С помощью языка, единого алфавита и единых норм и правил разговорной и письменной речью можно на долгие годы вперед влиять на умы и сердца миллионов проживающих в этом регионе людей.
Также показательно, что первое заседание такой Комиссии по созданию единого тюркского алфавита планируется провести в Кыргызстане. Но уже сейчас ученые государств-участников этого тюркоязычного объединения (а это Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан) предоставили для создания единого алфавита информацию как об имеющемся у них пока в странах алфавите, а также о происходящих исторических языковых процессах. Пока все еще эти государства (за исключением, естественно, Турции) объединяет русский язык, но, судя по всему, времена его полной замены – не за горами.
Напомню, что нынешним летом Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Турция утвердили формат единых школьных учебников, таких как «Общая тюркская история», «Общая тюркская литература», «География тюркского мира», которые должны максимально просветить школьников об общих исторических и культурных ценностях тюрков, начиная с древности. Можно себе представить, какими знаниями будут наполнены головы молодого поколения уже через 5-7 лет по сравнению с теми знаниями по тем же самым предметам, которые сравнительно недавно изучали не то, что их дедушки-бабушки, но и родители.
Здесь принципиально вот что. После ухода из региона России именно образовательное и культурно-просветительское поле осталось по сути дела бесхозным. Поколение среднего возраста, а также пожилые люди по-прежнему оставались носителями советского (а не современного российского) образования. Какое-то время в школах также именно на советских наработках шло обучение, пока в Центральную Азию не пришли новые тюркские веяния. И в области образования они столкнулись уже не с советским вариантом образования, а с западным, по большей части американским.
Сейчас же уже на это западное образование будет постепенно накладываться тюркское начало. Причем после перехода на латиницу все, что связано с языковым образованием должно пойти проще, потому как турецкое культурное пришествие в регионе будет идти именно этим шрифтом. Тем временем именно на латинице готовятся учебники, которые будут жителям республик региона рассказывать о том, что они, как выясняется, упустили по жизни, пока были частью единого СССР, и уже более 30 лет от него полностью независимыми.
К примеру, содержание учебника «География тюркского мира» ориентировано на формирование картины мира с акцентом именно на сегодняшний день отдельных тюркских стран и всего региона. А в Кыргызстане к этим дисциплинам планируется подключить предмет «История религии» (естественно, мусульманской) наряду с уже капитально переработанными и переписанными учебниками географии, истории и литературы. Все они ставят в центр изучения именно тюркские традиции, обычаи, восприятие окружающего мира, и от этого уже там будут подаваться все остальные как исторические, так и социальные события.
Поскольку подобное взаимодействие с Турцией – это не просто желание отдельных лиц в отдельно взятых министерствах, а общая тенденция учебного и просветительского развития всего региона, совершенно очевидно, что информация, которую туда будут включать издатели подобных учебных пособий, будет весьма мало приятной как для России, так и Китая. Всем хорошо известна трактовка взаимоотношений мусульманского населения постсоветских республик Центральной Азии с Россией, как и описание нынешней «финансовой кабалы» со стороны Китая в отношении государств региона.
После алфавита и единого языка дело дойдет до единой экономики и финансов
Вполне естественно, что начиная с языковых единых норм и правил у Турции есть и чисто прагматические деловые интересы в регионе. Сразу после распада СССР Турция весьма активно пришла в Центральную Азию, и турецкий бизнес был самым желанным при осуществлении многих проектов на территории этих республик. Затем турок по многим позициям выдавил Китай, а в области разработки месторождений полезных ископаемых эти страны пошли на тесное взаимодействие с Соединенными Штатами, а Анкара потихоньку ушла в своих претензиях на влияние в регионе в тень.
И вот сейчас ситуация кардинально изменилась, пока США заняты борьбой с Россией на Украине, а с Китаем - вокруг Тайваня. Совершенно очевидно, что школами и другими учебными заведениями в Центральной Азии с новым единым алфавитом реформы в этом регионе не закончатся. Официальная Анкара не скрывает, что видит своей задачей объединение бывших советских республик в новый единый союз. Плюс к этому в плане экономики предлагается создать единую Транскаспийскую транспортную ось, которая все страны тюркоязычного мира по идее должна будет объединить.
Подобные планы уже обсуждались во время недавней Пантюркистской Олимпиады (Всемирных игр кочевников), которая также проходила в Турции. Если кто обратил внимание, то в большой тюркской игре, затеянной Анкарой, пока отсутствует Туркменистан (а именно там, по мнению турецких лингвистов, говорят на самом правильном и чистом тюркском языке). Пока Туркменистан имеет статус наблюдателя в Организации тюркских государств (Ашхабад вообще никуда не стремится вступать по-серьезному, чтобы не брать на себя некие лишние обязательства).
Но, вполне реально, что вскоре на саммите Организации тюркских государств Туркменистан может уже быть принят в члены этой организации (встреча состоится 11 ноября в узбекском Самарканде). А дальше у турецкой стороны есть вполне реальные планы подтаскивать к сотрудничеству и членству в этой организации отдельные российские регионы (Татарстан, Башкирия), а также более активно вовлекать в работу организации ряд европейских государств (особенно Венгрию).
Турецкая сторона прекрасно осведомлена о фактически прекращении хождения карточек российской платежной системы «Мир» в республиках Центральной Азии. И со своей стороны турки намерены запустить свою собственную платежную систему, которой граждане постсоветских республик (включая и Россию) смогут пользоваться на территории исключительно Турции. Но поскольку новая система будет полностью турецкой, то Анкара будет тотально контролировать все денежные переводы, совершаемые внутри нее, и обладать полной базой данных всех, кто решил подобными карточками для платежей обзавестись.
Параллельно идет и процесс внедрения в Центральной Азии турецких военных стандартов и централизованной закупки образцов турецких вооружений. Азербайджан и Турция уже начали вести подготовку курсантов в военных училищах обеих стран по единой программе. Это, по расчетам Анкары, должно облегчить создание единой пантюркистской армии, в состав которой моги бы входить вооруженные силы Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана (хотя эта республика никакого отношения к тюркоязычию не имеет), Узбекистана и Турции.
Украинские события здесь абсолютно не при чем. «Причем» именно Турция, ее руководство, и желание стран Центральной Азии с ней сотрудничать
Модно нынче стало утверждать, что все значимые события в мире теперь происходят исключительно потому, что начался – и все еще продолжается российско-украинский военный конфликт. Дескать, все, что там нынче творится, переворачивает существовавший прежде мир с ног на голову. А уж пока Россия явно завязла на украинском театре военных действий, сам Аллах подталкивает Турцию подобной ситуацией воспользоваться.
Именно в военном и политическом плане с начала российско-украинского вооруженного противостояния военное сотрудничество с Турцией активизировали страны Центральной Азии, которые также стали по сути дела открыто поддерживать в конфликте Москвы и Киева украинскую сторону. Что, в принципе, имеет свое объяснение. И если уж признавать государства региона независимыми, то это их полное право устанавливать отношения с теми, кто их устраивает.
Так, Кыргызстан стал активно закупать у Турции боевые беспилотники (непонятно, правда, против кого, кроме Таджикистана, они намерен их использовать). Узбекистан с началом конфликта Москвы и Киева стал поставлять украинской армии форму и теплое белье, а Казахстан и Турция уже договорились о производстве спутников и систем связи. Также по нарастающей идет обмен разведывательной информацией между турецкой стороной и странами Центральной Азии, плюс Азербайджаном.
Важен еще и вот какой факт. Относительно конфликта вокруг Украины практически у всех стран тюркоязычного мира, включая и саму Турцию, выработана единая, и малоприятная для Москвы позиция. То есть это открытая поддержка Украины и фактически осуждение поведения России (в каких бы там ОДКБ - СНГ-АБВГД Москва с ними не находилась). К примеру, также официально тот же Казахстан заявил о непризнании результатов референдумов на бывших территориях Украины и вхождения их в состав России. Точно такую же позицию занимает и Турция, плюс она не признает российским Крым (хотя это, не особо почему-то беспокоит российского президента).
С точки зрения такой именно единой позиции все дело вовсе не в том, что Турция навязала ее странам Центральной Азии. Просто они реально видят для себя в лице Турции шанс сохранять собственную независимость и хотя бы минимальный внешнеполитический суверенитет, держась как на определенном расстоянии от взглядов КНР и РФ, так и не совсем превращаться в вассалов США и коллективного Запада. Турция же в этом ракурсе – самый подходящий вариант для ориентира, да еще к тому же родственный по языку и культуре.
Надо здесь учитывать и чисто прагматический подход к региону со стороны Анкары. Пользуясь явно затягивающейся конфликтной ситуацией вокруг Украины, Турция постепенно проталкивает идею регионального транспортного проекта по выходу через Грузию и Азербайджан к берегам Каспийского моря – а через него в Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Туркмению. Для этого используется давняя задумка возрождения в той или иной форме по многим параметрам единого государственного образования под названием Великий Туран.
Руководство Турции (кстати, основной духовный сторонник этой идеи - президент страны Т.Эрдоган, но ее саму по формированию подобного регионального субъекта поддерживают и широкие политические и деловые круги страны) считает, что начинать можно и должно с чего-то «мягкого» - языка, культуры, игр кочевников, а затем перейти уже к созданию зоны свободной торговли, в которой все правила устанавливают и регулируют только сами турки. А страны Центральной Азии в этом случае от турецкой координирующей роли также смогут получать немалые дивиденды.
В любом случае турецкие интересы как в Центральной Азии, так и родственном по всем параметрам Азербайджане - долгосрочные, и сохранят свою актуальность вне -зависимости от того, как дальше будут развиваться события вокруг российско-украинского военного конфликта. И сохранит ли на президентских выборах в следующем году свою власть нынешний глава турецкого государства. Принципиально важно и то, что сами страны региона (даже включая уж никак не тюркоязычный Таджикистан) с симпатией относятся к подобной активности в регионе Анкары.
Как-то помешать усилению турецкого влияния и проникновению в Центральную Азию могут только Россия и Китай. Но они на сегодняшний день (по крайней мере пока) заняты куда более важными для себя (как кажется их руководству) делами, нежели соревноваться с Турцией в регионе, где, по их мнению, у них и так вполне приличные позиции.
Только, как показывает жизненная практика, если имеешь дело с Турцией, но от любого ее руководства (Т. Эрдоган вовсе здесь не исключение) можно в любой момент ожидать как «тесной дружбы», так и острейшей конкуренции на грани острейшего конфликта. А в том, что касается Центральной Азии турецкого там присутствия именно нечто подобное – причем в самый для этого с виду неподходящий момент - как раз-таки и может произойти.