Туз, припрятанный в рукаве | Деловая неделя
6 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Туз, припрятанный в рукаве

18.11.2024 12:40:48
№: 42 (1584)

По Центральной Азии можно с уверенностью говорить о том, что ровным счетом ничего в американской политике к этому региону не изменится

Почему все кругом так обеспокоены тем, что будет дальше делать с миром Америка?

Юрий Сигов, Вашингтон

«Дайте что ли карты в руки, погадать на короля» - куплет знаменитой песенки из некогда популярного мультфильма «Бременские музыканты», чувствуется, распевают на все лады нынче руководители всех без исключения стран мира. Просто одни это делают со знанием предмета, стараясь разгадать задаваемую каждые четыре года политическую загадку заокеанского розлива. А другим приходится подобное делать явно с неохотой: потому как вроде бы и хотелось как-то от жизни-существования заокеанской державы абстрагироваться. Но никак, ни при каком там правителе при всем желании не получается.

В ООН на данный момент, как известно, входят 193 страны, плюс еще несколько имеется государств кое-кем непризнанных, полуофициальных и многого другого, что в международно-правовые нормы вроде как не вписывается. Там ведь тоже не так часто, но тем не менее проходят выборы, кто-то, кого-то периодически сменяет. И там тоже к власти приходят люди, от поведения которых не так уж мало чего зависит. В том числе – и не только в самих этих государствах, но и за их пределами.

Но в этой стране как выборы - так заморочка на весь мир. Самим американцам подобные «судьбоносные игры в политику» давно не в диковину. А вот всем остальным – сначала гадание на кофейной гуще, потом скопище политологов и знатоков Америки во всей ее красе и грехах работы на пару-тройку месяцев порассуждать, что там будет дальше. А еще чуть погодя – рядовые будни уже при новом американском президенте, который по многим позициям начинает вести себя не просто прямо противоположно тем прогнозам, которыми, согласно его прошлому, строили. Но и частенько приводит окружающий США мир в состояние настоящего политического и экономического нокаута.

На этот раз соревнование в основном шло «кто первый поздравит, и выразит надежду на дальнейшее взаимовыгодное партнерство» до самих выборов. А поскольку многие (та же Европа, к примеру) явно не на того кандидата в президенты Соединенных Штатов понадеялись, теперь им срочно приходится домысливать, что же и сам Д. Трамп, и им собранная на этот раз весьма тщательно, и со знанием практического дела команда будет прежде всего на международной арене делать. Кого запишет в близкие друзья и соратники, а кому крестовый поход объявит, если не кое-что посерьезнее.

Насчет врагов, друзей и разного рода переговоров

Прежде, чем оценить какую подготовительную работу к принятию властных полномочий с 20 января будущего года проведет новоизбранный президент США, стоило бы четко и ясно понимать основные положения не просто американской политики, но и самого факта существования этого весьма специфического государства. Так вот принципиальной разницы в поведении нового президента страны по сравнению с тем, что было раньше, думаю, не будет.

Да, будут, безусловно, некие нюансы, но ключевые постулаты остаются незыблемыми, кто бы США не возглавлял, и какая бы партия не получала бы контроль над Конгрессом (а именно он в отличии от многих других стран распоряжается бюджетом государства, и при всем желании президент далеко не всегда может взять лишний миллиард из казны, и выделить его тому, кому его душе будет угодно). Также важно, что при всех планах опять что-то вроде как поменять, резко прикрыть, предположим, границу с Мексикой, и начать массово высылать бездокументных (а таковых больше десяти миллионов в Америке, причем никто точно не знает, сколько их на самом деле) очень многое даже самому решительному на словах президенту страны попросту не по силам.

«Улучшить положение в экономике» также можно громогласно пообещать, но куда сложнее даже на пару лишних долларов сделать. От президента здесь зависит только первый толчок (в направлении очередного предложения для конгрессменов). А вот дальше – должна быть очень даже согласованная работа всех – и администрации Белого дома, и Конгресса, и отдельно взятых министерств и ведомств. И дело это, надо сказать, весьма сложное и муторное, результаты которого рядовые американские граждане, проголосовавшие за Трампа, если и почувствуют на своем кармане, то очень и очень нескоро.

Большим заблуждением было бы считать, что Трамп как бизнесмен сразу же начнет со всеми кругом нахрапом договариваться, запугивать санкциями (тех, кто не понимает по-хорошему), выдавливать с разных рынков, и вводить повышенные таможенные пошлины. Некоторым странам да, подобное вполне угрожает, но все это будет делаться исключительно в политических целях. Потому как именно экономика и все, что связано с деньгами, помощью и прочими чисто американскими «пряниками», работать будет только на большую политику.

Потому как Трамп, вернувшись в Белый дом, будет совсем даже не бизнесменом, а чистой воды жестким, алчным и предельно циничным политиком. А это надо учитывать не только самим американцам, столь понадеявшимся на некие «экономические чудеса» после его победы, но и всем странам, имеющим с Америкой даже самые минимальные отношения (про тех, кто дружит с США давно и взахлеб даже не упоминаю).

И уж подавно это стоит учесть тем, кто записан не столько самим Трампом, сколько правящими в Соединенных Штатах элитами во враги, соперники и «источники помех» на пути этих самых американских элит к сохранению политического, экономического и военного могущества в мире. Плюс очень ошибаются те, кто считает, будто знают, чего от Трампа можно ожидать исходя из того опыта президенства, который у него уже четыре года назад был.

На этот раз позиции у старины Дональда куда крепче и значительно более выгодные, чем это было тогда, когда его пинали со всех сторон противники-демократы, поливала его помоями вся «демократически-настроенная» американская пресса, и непонятно было на что ему в первую очередь обращать внимание – на установление личных дружеских отношений с главой Северной Кореи или судиться чуть ли не каждый день то с «что-то вспомнившими по далекой молодости» дамами пониженной социальной ответственности, то с адвокатами собственной команды, пытавшимися заработать на скандалах с хозяином лишний миллиончик зеленой, аккуратно нарезанной бумаги.

Сейчас у Трампа ситуация намного более предпочтительная: за него Сенат и Палата представителей, но и здесь могут быть очень даже неслабые подводные течения, тем более, что демократы, проиграв выборы, вовсе не исчезают с политической арены страны. Они совершенно очевидно перегруппируются, постараются найти какую-то хотя бы полу-харизматическую личность в своих рядах (думаю, что мадам Харрис уже их как потенциальная фигура на будущее не особо интересует), и будут всячески вставлять палки в колеса президенту страны, которого они по любому продолжают люто ненавидеть.

Не будем забывать и о том, что против Трампа не закрыты еще несколько судебных дел, которые будут не просто активно будироваться сторонниками Демократической партии, но через них президенту США будут постоянно наноситься болезненные уколы. И любая его ошибка (что внутри страны, что за ее пределами) все также, как ранее лояльными демократам американскими СМИ будет раздуваться до вселенских масштабов.

А потом, как свидетельствует практика работы любого президента США, по-настоящему президент имеет шанс максимально работать над выполнением своих предвыборных обещаний только первый год. Второй год уходит на подготовку к новым выборам в Конгресс, третий – на подготовку либо самого себя к новым президентским баталиям, либо своего приемника (а вице-президент Вэнс – наиболее подходящая для этого фигура), и последний год - только новая эпопея борьбы за Белый дом и сохранение (передачу) президентских полномочий.

Америки меньше в мире не будет. Америка будет просто немножко другой

Пройдемся теперь по ключевым международным делам, в которые так или иначе с первого дня придется вникать новой администрации Белого дома. То, что Трамп обещал в поствыборных встречах, на что вроде как намекал, и даже обещал выполнять обещанное на сто процентов, особо принимать серьезно и близко к сердцу, думаю, не стоит. Задача уже решена – в Белый дом он вернулся, и совсем даже не обязательно (а во многих случаях и просто невозможно) сделать то, что ему казалось вполне осуществимым пока он не нес ответственность за всю страну.

И все же основные направления американского участия в мировых делах стоило бы обозначить. Конфликт Украины с Россией - важный, но не самый срочный вызов, который Вашингтон постарается как-то, по крайней мере, приглушить. Война ведь идет где-то далеко от американских берегов, военно-промышленный комплекс страны зарабатывает на ней миллиарды. И в американских интересах чем дольше этот конфликт продолжается, тем выгоднее по всем позициям Вашингтону.

Рассуждать о том, что, мол, Трамп обещал закончить все войны, где только у США есть серьезное влияние - думаю, не более, чем словесный пассаж. Именно с точки зрения большого бизнеса и поддержки его людьми в погонах пусть Россия и Украина и дальше колошматят друг друга. При этом более или менее активным участием в этом столкновении Вашингтон может неплохо поиграть - как принуждая ту же Россию к каким-то выгодным для США переговорным уступкам, так и Украину, которой вообще без Америки попросту некуда деваться.

На мой взгляд, чрезмерно раздуто прежде всего в СМИ некое глобальное противостояние США и Китая. Да, Пекин - соперник Америке, но пока еще не настолько смертельно опасный, чтобы из-за противостояния с ним ломать копья по-крупному. Никто не собирается доводить отношения до военного столкновения (и уж тем более из-за будущего Тайваня). Плюс сами китайцы совсем даже не хотят обострять с Соединенными Штатами отношения, и становиться новой целью для американского военно-промышленного комплекса, имея под боком два непотопляемых авианосца Пентагона - Южную Корею и особенно Японию.

Также весьма вероятно, что куда проще будет устроить прямые переговоры американского и китайского лидеров, нежели надеяться на какие-то личностные контакты глав России и США. Китайцы не обязательно что-то выиграют от вялотекущих переговоров с Вашингтоном, но в плане бизнеса им предложить Америке есть что. В отличие опять-таки от России.

И, наконец, крайне странно ожидать какое-то ужесточение отношений США и единой Европы. Есть варианты, при которых американцы могут попытаться переложить бремя военных и иных расходов по Украине именно на плечи европейцев. Но дело-то у них по ослаблению России с Евросоюзом и НАТО общее. Так что что-то постараться потребовать у Европы Трамп может (к примеру, больше расходовать на Украину своих денег), но ни Украину, ни Европу перед «лицом возможной российской агрессии» ни Трамп, ни военно-промышленная Америка ни за что защищать не станут.

А что делать всем остальным? Как что? Максимально развивать отношения с Вашингтоном и ждать, чем завершатся конфликты на Ближнем Востоке и Украине

Прямо скажем, незавидная ситуация для Арабского мира явно сложится на Ближнем Востоке. Трамп был, и всегда им будет оставаться – ближайшим партнером и другом Израиля. И как государства, и самой идеологии поддержки единственного, как считают в Вашингтоне, «демократического режима в регионе». Американцы будут и дальше оказывать Тель-Авиву самую разностороннюю помощь, включая военную. А на Арабские страны и дальше давить, чтобы они и не помышляли о создании Палестинского государства, сколько бы по этому поводу не принимала ничего не значащих резолюций ООН, и сколько бы на это не надеялся ее Генсек.

Вряд ли у Трампа дойдут руки и ноги (в плане поездок) до Африки и Латинской Америки (кроме, может быть, Аргентины). Этим будут, скорее всего, заниматься его ближайшие помощники и коллеги, тем более что принципиально ничего в американской политике в этих регионах-континентах менять никто не собирается. Может быть, чуть жестче, чем раньше, Вашингтон будет вести борьбу с незаконной миграцией из Латинской Америки, но и здесь есть вполне прагматические рамки, за которые даже президенту США вряд ли удастся при всем желании выйти.

Обещая высылать пачками незаконно находящихся в Соединенных Штатах мигрантов (а таковых столько, что никаких на них самолетов-кораблей не хватит), Трамп наверняка что-то в этом плане будет показательно делать. Но проблему эту ему не решить, и как человек, знающий, как работает, и чьими усилиями американский бизнес, он гарантировано особых иллюзий в данной сфере не питает.

Что же касается азиатских дел, что приоритет Вашингтон явно будет отдавать своим ближайшим союзникам (особенно тем, где расположены американские военные базы), Индии, стремящейся наряду с БРИКС и ШОС уравновешивать свою внешнюю политику Америкой и ее азиатскими партнерами (Япония, Южная Корея, Австралия) и государствам Персидского (Арабского) залива с тем, чтобы они не слишком уж своевольничали, и не раздражали Америку разными анти-санкционными хитростями в отношении России и Китая.

По Центральной Азии можно с уверенностью говорить о том, что ровным счетом ничего в американской политике к этому региону не изменится. Это - реальная периферия американской внешней политики, но при этом в Вашингтоне о ней никто не будет забывать. Так или иначе, регион этот лежит между двумя стратегическими противниками США, и определенное внимание всей центрально-азиатской пятерке американцы будут время от времени уделять.

Не думаю, что каких-то приоритетов в регионе Вашингтоне станет определять для себя, поскольку за исключением геополитического, и частично экономического взаимодействия с Центральной Азией американцы ничего особо важного здесь для себя не видят. Между тем мешать и России, и Китаю США здесь гарантировано и по-прежнему будут. Но это уже не индивидуальная прихоть самого Трампа, а целенаправленный, и долгосрочный курс всей американской правящей команды на ослабление влияния своих главных противников в столь непростом во всех отношениях центрально-азиатском регионе.

В остальном же стоит учесть, что, на мой взгляд, все окружающие США государства, слишком уж увлечены надеждами и ожиданиями под кодовым названием «а что же нам всем теперь предложит Америка?» То, что ей по многим вопросам вообще нет никакого дела до огромного количества проблем других государств, по какой-то странной причине, что правящими элитами, что лично руководителями других стран во внимание не принимается.

И проблемы Ближнего Востока, и конфликт вокруг Украины, и очень многое другое, естественно, имеют существенное американское участие и значимое влияние со стороны Вашингтона. Но думать, будто американцы сейчас прямо возьмут - и разрешат противоречия между самыми различными государствами – большая наивность. То, что сам Трамп обещал остановить войну между Киевом и Москвой за сутки - так мало чего он еще говорил на предвыборных встречах. Могу привести массу его заявлений, которые он в этом году только по внешней политике делал с февраля месяца нынешнего года. И что? Всему этому надо верить, и на Америку надеяться?

Поскольку мне доводилось быть свидетелем уже девяти президентских выборных кампаний в США, то могу с уверенностью сказать, что ни одна из них не оправдала ожиданий всех остальных государств, планирующих свои действия на внешней арене исключительно в зависимости от фамилии и имени того, кто в Вашингтоне въезжает в Белый дом или его покидает. Отсюда - несбывшиеся ожидания, разочарования, излишняя вера в то, что дядя Дональд, Барак или Джордж все за нас порешают. А дальше - уж как получится.

Так вот, чтобы по-настоящему «получилось», к Америке лучше очень уж явно не прислоняться. Если и сотрудничать, то соблюдая собственный морально-культурный этикет, и не выгибать услужливо спину по типу индийского кули перед всесильным хозяином-британским сэром. Тогда и Америка, а также ее что бывший, что нынешний президент будут вести себя по-иному. Если, конечно, у руководителей тех, других, живущих «не по-американски» стран хватит на это и смелости, и самоуважения, и веры в то, что не Трампом единым шарик наш земной вокруг своей оси вращается…

 

 

 

  

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...