Украина ждет новое наступление
Основные боевые действия на прошедшей неделе были сосредоточены в трех точках Украины: в районе Угледара, в районе Бахмута и Лимана
России на Донбассе
«ДН»
БУКВАЛЬНО 20 дней осталось до момента, когда исполнится ровно год с начала российского военного вторжения в Украину. Военные действия на фронтах этой войны продолжаются, стороны несут большие потери, страдает мирное население, разрушается инфраструктура, украинские города превращаются в руины. Смотря на продолжающиеся тактические бои на Донбассе, Киев ожидает крупное наступление российских войск к «юбилею» агрессии или вскоре после него. Для Кремля очень важно попытаться захватить инициативу и нанести украинцам решающее поражение до того, как весной они начнут получать тяжелую бронетехнику НАТО. Каким будет конфигурация подобного удара, не совсем ясно – однако, в силу того, что «освобождение Донбасса» - единственная более менее ясная цель, озвученная президентом РФ Владимиром Путиным (после того, как «денацифировать» и «демилитаризировать» всю Украину не вышло), можно ожидать, что он сосредоточит все силы именно на этом направлении. Для Украины важно выстоять, как это уже произошло прошлым летом, когда после захвата Северодонецка и Лисичанска россияне «выдохлись» и уже украинцы провели два успешных наступления в Херсонской и Харьковской областях. Судя по датам поставок тяжелой техники и дискуссии по поводу самолетов, украинское наступление стоит ожидать уже летом-осенью этого года. Сам же вооруженный конфликт может подойти к логическому концу только тогда, когда одна из сторон потерпит настолько серьезное поражение, что будет вынуждена просить о переговорах.
Кровавые будни Донбасса
Основные боевые действия на прошедшей неделе были сосредоточены в трех точках: в районе Угледара, в районе Бахмута и Лимана. По словам заместителя министра обороны Украины Анны Маляр, «российские войска, несмотря на большие потери, пытаются вести наступление на Лиманском направлении и выйти на границы Донецкой и Луганской областей». «На Востоке продолжаются жестокие бои. Враг пытается расширить географию наступления на Лиманском направлении. Делает мощные попытки прорвать нашу оборону, - написала она в своем Телеграм-канале. - Несмотря на большие потери, российские захватчики продолжают наступательные действия также на Бахмутском, Авдеевском, Новопавловском направлениях… Все, при таких условиях, является успехом - ведь мы используем наши силы и ресурсы по максимуму и даже больше».
Российские войска используют разную тактику в этих атаках, пытаясь то охватить украинские позиции по флангам, то атакуя прямо в лоб. Меняется и тактический рисунок боя – от действия ограниченных групп, которые сопровождаются мощной артиллерийской и бронетанковой поддержкой, до массированных практически «психических» атак по образцу Первой мировой войны. Если Соледар боевикам частной военной компании (ЧВК) «Вагнер» удалось взять силами штурмовых отрядов при мощной поддержке артиллерии что называется с «наскока», то к Бахмуту им же приходится идти вновь густыми пехотными колоннами практически без сопровождения. Так, по данным The New York Times, Россия вновь перешла к тому, чтобы «разбить украинскую оборону за счет количества своих солдат, массово пытающихся штурмовать город, зачастую без поддержки бронетехники». «Сейчас российские военные действуют «в лоб» – за счет привлечения большого числа мобилизованных и наемников, - приведя пример боев в районе Бахмута. - И те и другие менее подготовлены, чем регулярные войска, но их много, в то время, как Украина теряет в боях за город хорошо обученных военных, что может отразиться на ее будущем наступлении».
Возможно, это часть новой стратегии главкома группировки вторжения Герасимова, как, впрочем, тоже возможно, что это мера вынужденная, вызванная истощением артиллерийских боеприпасов и тем, что опытные штурмовые подразделения в прошедшие месяцы были обескровлены и нуждаются в пополнении и отдыхе. Чтобы не терять темп и поддерживать давление, целью которого является истощение военных возможностей Украины, российское командование может буквально заваливать противника телами, сжигая малоопытное пополнение из мобилизованных и зеков, набранных «Вагнером» в тюрьмах. По мнению экспертов американского института изучения войны, Герасимов направил крупные подразделения кадровых военных на подмогу ЧВК «Вагнер» в Бахмуте, чтобы поддержать темпы наступления, в частности, десантников. «Планы российского командования понятны - оно рассчитывает создать угрозу окружения Бахмута фланговыми ударами с севера и юга и вынудить украинские части покинуть город. Пока что украинский гарнизон может снабжаться и имеет при необходимости пути отхода на запад как минимум по двум трассам - на Красное и Часов Яр», - отмечают западные военные эксперты.
Кроме боев за Бахмут, где россияне пока не добились решающего успеха (им удалось еще немного продавить левый фланг украинской обороны), хотя и начали обстреливать пути снабжения украинского гарнизона, ожесточенные бои идут также за маленький городок Угледар, на схождении Донецкого и Запорожского «углов» фронта. «В районе Угледара их успехи выглядят более скромными, но атаки на этом участке фронта становятся всё более интенсивными, - отмечают журналисты Би-Би-Си, анализирующие обстановку на фронте. - Российские части перевели разведывательные атаки в районе Угледара в скоординированное наступление, пишет британская военная разведка. Подразделениям 155-й бригады морпехов Тихоокеанского флота удалось продавить линию фронта на несколько сотен метров за речку Кашлагач. Представители самопровозглашенной ДНР утверждали, что российские войска вошли в город и закрепились на его окраинах. Бои за Угледар начались в ноябре 2022 года - тогда Россия тоже бросила в бой 155-ю и 40-ю бригады морской пехоты, усиленные другими подразделениями. С нескольких попыток им удалось захватить село Павловку к югу от Угледара». В итоге, несмотря на огромные потери, «взять Угледар тогда так и не удалось - как отмечали военкоры с обеих сторон, этот населенный пункт находится на возвышенности, и подступиться к нему непросто».
«Мы только туда пытаемся заходить, получаем и уходим, и так уже три дня. Техники потеряли много, но нам выдают новую и обратно отправляют на дачи», - цитирует слова морпеха-контрактника из 155-й бригады Тихоокеанского флота сайт «Медиазона». По прикидкам военного, в этих бесплодных атаках погибнуть могли минимум 200-230 человек. «Люди не хотят воевать, но все уже везде, где только могли, заявили, что бои идут в Угледаре, поэтому будем брать любой ценой, нам так сказали, - делится он. - Честно говоря, мобилизованными у нас не очень сильно дорожат, потому что их еще можно набрать, а контрактников боевых нет. И в самые тупые атаки в основном отправляют мобилизованных».
Бывший «министр обороны ДНР», экс-полковник ФСБ Игорь Гиркин, известный как Стрелков, прямо пишет в своем Телеграм-канале, что «под Угледаром бравурные заявления о прорыве непосредственно в ПГТ ожидаемо оказались враньём». «Давно превращенный в единую крепость поселок, представляющий из себя компактный микрорайон высотных домов посреди сплошных ровных полей, - взять «наскоком» не удалось. Теперь войска, пытающиеся его штурмовать - находятся в крайне невыгодном положении по сравнению с обороняющимися частями ВСУ, которые укрыты в бетонных подвалах и имеют возможность корректировки артиллерийского огня на значительное расстояние даже без применения технических средств. Итого: очередная (их было за 11 месяцев уже несколько десятков) попытка лобовыми ударами протаранить долговременную оборону ВСУ на Донецком фронте - вылилась лишь в местные тактические успехи при весьма серьезных потерях». Единственный плюс от упорного стремления захватить Угледар и поселки под Донецком, по его мнению, заключается в том, что «активность сражающихся здесь донецких бойцов и добровольцев, несомненно, содействует успехам «Вагнера» в сражении за Бахмут, заставляя ВСУ тратить тактические резервы и боеприпасы… на отражение атак в других районах».
В ожидании удара
Тем временем, Киев вынужден разрываться между необходимостью насыщать резервами свои силы в Бахмуте, Угледаре и под Донецком и придерживать их на случай крупного «генерального наступления» россиян, которое они по мнению генштаба ВСУ готовят в ближайшие недели. Так, министр обороны Украины Алексей Резников в интервью французскому телеканалу BFMTV заявил, что русские могут отметить годовщину вторжения новым наступлением на востоке и юге Украины. «Мы не можем терять инициативу. Учитывая то, что они [россияне] живут символикой, они могут что-то попробовать в районе 24 февраля. Мы не недооцениваем нашего врага, - сказал он, добавив, что Россия мобилизовала примерно 500 тысяч солдат. - Официально заявляли о 300 тысячах, но когда мы видим войска на границах, то, по нашим оценкам, это значительно больше».
Аналогичные выводы делают и эксперты британской разведки, обозревающие военные действия в Украине, по мнению которых «Россия готовит новое наступление в Донецкой области», правда они уверены, что речь идет не о новом генеральном наступлении, а об отвлечении внимания от текущих «горячих точек» фронта. «Российское командование, вероятно, разрабатывает новое направление наступления в подконтрольной Украине Донецкой области, чтобы отвлечь украинскую армию от Бахмута, - считают британцы. - Россия, вероятно, продолжит добиваться локальных успехов в бахмутском секторе, но у России недостаточно войск, чтобы добиться важного прорыва».
Украинцы же готовятся к отражению попытки нанесения решительного удара. Советник национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов заявил британской телекомпании Sky News, что Украина готовится к серьезной эскалации со стороны России, которая может начаться в ближайшие две-три недели. «Россия готовится к максимальной эскалации, - сказал Данилов. - Она собирает все возможные силы, проводит учения и тренировки». По мнению украинского чиновника, самые тяжелые бои еще впереди, а следующие несколько месяцев будут решающими в войне.
Резюмируя ситуацию, «Би-Би-Си» пишет, что с обеих сторон «высказываются предположения, что нынешние бои под Бахмутом и Угледаром имеют второстепенное значение, а настоящее наступление вот-вот начнется в другом месте». «Каким будет наступление в Украине и кто его начнет? – задаются вопросом журналисты британской службы. - Несмотря на то, что расклад сил примерно известен, сделать объективный прогноз на ближайшие планы российского и украинского генштабов трудно. А пока власти и пропаганда обеих воюющих сторон рисуют информационную картинку, призванную поднять боевой дух и мобилизовать общество на продолжение войны. Украинские СМИ не акцентируют внимание на потере очередного населенного пункта, а выкладывают видеозаписи полей, усеянных трупами российских солдат, и колонны западной бронетехники, движущейся на помощь ВСУ. Российские государственные СМИ игнорируют огромные потери своих военных при взятии очередного украинского поселка, но много говорят о мощи российского оружия и строят перспективы в духе «можем повторить».
Мнения по поводу реальности такого исхода различаются даже в лагере критиков Кремля с позиции «Путин все делает неправильно». Так, высмеивая предложения Стрелкова о необходимости чрезвычайных мер для победы, другой российский блогер – Анатолий Несмиян - пишет: «Чтобы победить в войне против Украины, Кремлю нужно мобилизовать еще 900 тыс. россиян, перевести экономику на военные рельсы, ввести военную цензуру и закрыть границы, заявил экс-министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики Игорь Стрелков (Гиркин). Логично. Осталось найти к этим девятиста тысячам еще тысяч сто офицеров с боевым опытом, пару миллионов комплектов формы вместо давно украденной. Ну, автоматов столько, наверное, уже не наберется, но можно пройтись по музеям, собрать трехлинейки, фузеи-пищали и прочие копья-пращи. И - на танки в пешем строю. И главное - песню. «Взвейтесь, соколы, орлами!» и «Как ныне сбирается вещий Олег». Вопрос - зачем воевать с Украиной и каковы критерии победы - так и остался за рамками обсуждения. Главное - похоронить еще 900 тысяч».
Он же оценивает тактические успехи россиян крайне низко: «Пропаганда взахлеб рапортует об освобождении каких-то хуторов, но даже их, мягко говоря, не настолько много, чтобы демонстрировать значимый результат. Впрочем, при том характере боевых действий, когда оборона ВСУ буквально продавливается в лоб с нулевой демонстрацией хоть каких-то маневренных действий, неудивительно, что все в итоге идет как идет». Блогер больше пытается вычислить по срокам поставок западной техники время контрудара ВСУ. «По всей видимости, примерный срок украинского наступления - середина-конец весны. Часть вооружений Киев хотел бы получить к началу наступления, часть - в его ходе. Направление наступления пока не очевидно, но в любом случае события готовятся на южном направлении. Наиболее благоприятная местность для этого - Херсонская область напротив Крымского перешейка, однако направления на Мелитополь и Мариуполь также выглядят достаточно важными, так как выход к морю (Азовскому) на этих направлениях позволит взять под контроль движение по Крымскому мосту и фактически отрезать Крым от регулярного снабжения по земле», - пишет Несмиян.
Удар в тыл?
Тем временем, на прошлой неделе находящийся в тысячах километров от Украины Иран неожиданно подвергся массовой скоординированной атаке беспилотников и ракет. Ударам подверглись объекты военной инфраструктуры в городе Исфахан в центре страны. Также, по некоторым данным, были поражены штаб-квартира КСИР, база спецназа КСИР «Аль Кудс», центр производства боеприпасов и БПЛА, нефтеперерабатывающий завод, завод по производству оружия, военная база в Хамадане и военная база в Кередже.
Несмотря на отсутствие официальных заявлений со стороны тех, кто атаковал военные объекты Ирана, все наблюдатели сошлись на том, что эти атаки мог провести только Израиль. По данным американского The Wall Street Journal, воскресную атаку на Иран осуществила служба внешней разведки Израиля Моссад. «По словам людей, знакомых с обсуждением операции, удар израильского беспилотника на территории Ирана поразил передовой объект по производству оружия в результате атаки, которая, по мнению Израиля, достигла своих целей», — говорится в публикации.
Одна из причин такого экстремального шага Тель-Авива может быть в том, что там пытаются не допустить получения Тегераном ядерного оружия. «Иран, передавая Кремлю ударные беспилотники «Шахид», получает взамен достаточно современное по региональным меркам встречное вооружение, но главное - был ряд сообщений о том, что платой за «Шахиды» могла стать передача ряда ядерных технологий. А это - полное табу с точки зрения Израиля, отсюда и география ударов - целый ряд промышленных производств, в том числе и ядерного назначения», - комментирует происшедшее Несмиян.
«Несмотря на то, что причиной нападения явно стало военно-техническое и ядерное сотрудничество Ирана с Россией, непосредственным поводом к нападению могли послужить теракты, которые серийно произошли в Израиле в последние дни, - считает он. - Израильтяне полагают, что они были организованы КСИР руками местных террористов, поэтому премьер Нетаньяху перед нападением на иранские объекты обтекаемо, но достаточно уверенно заявил, что отдал приказ об ударах по террористам и тем, кто их поддерживает. Ночная атака по иранским целям выбивается из предыдущих ударов по объектам на территории Ирана. Во-первых, она носит достаточно массированный характер, а во-вторых, атаковано сразу много разнородных целей. Кроме того, очень странным является синхронное землетрясение, случившееся в ходе бомбардировок - вполне может оказаться, что была применена противобункерная бомба, поразившая подземный склад, на котором сдетонировало большое количество взрывчатых веществ».
Теперь эксперты ожидают, чем ответит на нападение на свои военные объекты Иран, и как это повлияет на исполнение им контрактов по поставкам вооружений России, которая активно применяет иранские ракеты и дроны для атак на гражданскую инфраструктуру Украины. Пока же очевидно только одно – конфликт в Украине, развязанный Владимиром Путиным, продолжает расширяться, затягивая в свою орбиту все новые страны и территории. А решающие битвы этой войны, судя по всему, еще впереди…