Уничтожительная самокритика | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Уничтожительная самокритика

19.11.2021 09:53:01
№: 43(1446)
Токаев поругал дипломатию и внешнеполитический курс страны

«ДН»

ВЧЕРА президент Токаев принял участие в расширенном заседании коллегии своего «родного» министерства иностранных дел, на котором выступил с самой, что ни на есть разгромной критикой. Глава государства поругал не только бывших коллег и нынешних подчиненных, но и, фактически, подверг ревизии собственную работу на посту главы МИДа (которым он был с перерывом 10 лет) и Кабмина (чуть более 2 лет). Президент призвал пересмотреть концепцию внешней политики страны (ее, как оказалось, нет), «перезагрузить» экономическую дипломатию, а также не дать втянуть нашу страну в международные конфликты, особенно вызывающие у нас мучительный конфликт интересов (простите за тавтологию!), как очередное армяно-азербайджанское противостояние на этой неделе. Ну, еще дипломатов попросили закрепить лидерство Нур-Султана в регионе (хотя не ясно для чего) и как-то уже решить проблему с водой, а то почти все крупнейшие реки страны пересохли, что для страны-лидера региона, согласитесь, просто некрасиво.

Конечно, президент не только ругал дипломатов, но также хвалил – за все достижения за последние 30 лет, чему, собственно, и была посвящена коллегия. Токаев, естественно, отметил историческую роль Назарбаева, при котором страна отказалась от ядерного оружия, но были закреплены границы страны, подписаны соглашения по Каспию и выстроены «дружественные отношения с нашими стратегическими партнерами – Россией, Китаем и государствами Центральной Азии», а также «установлены стратегические связи с США и Европейским союзом, которые являются ведущими инвестиционными и торговыми партнерами нашей страны». Похвалил президент дипломатов и за то, что наша страна за это время активно выступала в качестве «площадки» для различных инициатив, вроде «междусобойчика» СВМДА и переговоров разных воюющих сторон.

«Наша страна выступала с миротворческими инициативами, предпринимала посреднические усилия, направленные на урегулирование межгосударственных и гражданских конфликтов. Мы стремимся установить гармоничные отношения между цивилизациями, проводим съезды лидеров мировых и традиционных религий. Все это получило высокую оценку и всестороннюю поддержку со стороны наших зарубежных партнеров», - резюмировал Токаев. Затем он решил похвалить и свое участие, как главы государства, в дипломатической сфере: «Недавно мы вместе с рядом братских государств преобразовали Тюркский совет в полноценную Организацию. Это событие положило начало новому этапу сотрудничества тюркоязычных государств».

Но тут сразу же возникают вопросы: а как нам быть, что мы так здорово поработали на тюркское единство, а тут одна из тюркских стран, Азербайджан, опять воюет против Армении, не просто своего соседа, долгое время оккупировавшего его территорию, но и члена ОДКБ, оборонного союза, в который мы, на секунду, тоже входим, и который в эти дни Ереван требовал вмешаться в защиту своей территории. После прошлогодней 44-дневной войны, выигранной Азербайджаном, от которого ОДКБ умело уклонился ввиду того, что шла она на азербайджанской территории, на этой неделе между сторонами конфликта вновь вспыхнули нешуточные перестрелки. На этот раз бои идут уже на территории, которые относятся непосредственно к Армении, и Ереван опять потребовал вмешательства ОДКБ на своей стороне. Это значит, что не только российские, но и казахстанские силы быстрого реагирования должны были быть переброшены на Кавказ, где нужно стрелять в братских тюркских солдат Азербайджана. Россияне опять, вроде бы, выкрутились – мол, устных просьб недостаточно, а письменных в секретариат ОДКБ не поступало. Однако, факт остается фактом – наша страна из-за этого постоянно рискует быть втянутой в войну, которая противоречит нашим интересам. В похожей ситуации наша страна и по ряду других международных кризисов – в Грузии (мы не признаем независимость Абхазии и Южной Осетии, оторвавшихся от Тбилиси при прямой военной помощи России) и Украине (мы пытаемся избежать жестких определений по аннексии той же Россией Крыма).

Токаев, очевидно, это тоже прекрасно понимает, но говорит вещи, откровенно противоречащие друг другу по смыслу. «Перед лицом нарастающей геополитической конфронтации Казахстан никому себя не противопоставляет и не позволит втянуть себя в международные споры. Мы ясно определили свой путь: мы осуществляем взвешенную и сбалансированную внешнюю политику, основанную на прагматизме. При этом мы остаемся приверженными соблюдению взятых на себя двусторонних и многосторонних обязательств», - сказал президент. Спрашивается, а как же мы хотим достичь этого на практике, если армяне, наконец, донесут бумагу с просьбой о помощи в секретариат ОДКБ? Тут останется что-то одно – либо не вмешиваться, либо выполнять обязательства. А что будет, если Таджикистан и Кыргызстан опять начнут воевать, как в апреле? Обе страны – члены ОДКБ, обе считаются братскими (мы даже подкинули им военной техники и патронов в этом году), и как быть тут? Непонятно.

Токаев апеллирует к старым «ценностям» внешней политики. «Мы никогда не допустим каких-либо соглашений, которые нанесли бы ущерб таким священным для нас ценностям, как независимость, суверенитет, нерушимость границ и территориальная целостность. Прежде всего, мы должны решительно отстаивать интересы Казахстана», - заявил Токаев. Но с каждым годом это становится все более проблематичным. В Москве всерьез приступили к трансформации интеграции с союзными режимами в объединение конфедеративного типа, о чем можно судить по последним договоренностям РФ и Беларуси. Нам тоже периодически предлагается общая валюта, общий парламент и прочие вещи, определенно не соответствующие принципам государственного суверенитета Казахстана. Ну, а нерушимость границ давно перестала быть священной коровой для наших соседей и стратегических партнеров – россиян.

Как известно, они просто взяли и аннексировали часть украинской территории – Крым, хотя выступали гарантами ее территориальной целостности в рамках Будапештского меморандума 1994 года (тогда Киев отказался от ядерного оружия в обмен на гарантию безопасности, как перед этим сделал Казахстан). Теперь на границах двух стран периодически наблюдается сосредоточение войск, и возможность российско-украинской войны вовсе не выглядит гипотетической. И это будет очередным конфликтом интересов, в котором мы окажемся, как это было в 2008 году, в дни российско-грузинской войны. Или, скажем, если бы Батька Лукашенко потребовал бы ввода контингента ОДКБ для подавления народных выступлений? Поехали бы казахстанские парни топтать свободы белорусских сверстников? В этих условиях, чтобы не оказаться втянутыми в военные конфликты, нам нужно выйти из любых оборонительных союзов с другими странами, как это в 2012 сделал официальный Ташкент, покинувший ОДКБ. Также последовательно отказывается Узбекистан и входить в слишком тесные интеграционные инициативы, вроде ЕАЭС. И ничего, тот же Кремль не превратил его в «нерукопожатого».

Возможно, именно это и вызывает у Токаева желание выстроить приоритеты внешней политики заново. «В настоящее время отсутствует по-настоящему единая общенациональная стратегия Казахстана на внешнем поле. Это системная проблема, - сказал Токаев на расширенном заседании коллегии министерства иностранных дел. - В связи с этим МИД должен наладить тесную межведомственную координацию. Следует обратить внимание на такие хронические проблемы, как слабое взаимодействие внутри госаппарата и преобладание узковедомственных интересов». Это довольно странная критика – ведь отсутствие общенациональной стратегии за 30 лет существования страны, это вопрос и к самому Токаеву, который треть этого срока возглавлял МИД, больше двух лет – все правительство, и еще больше двух лет, как глава государства. То есть, в целом, половину существования страны, как независимого государства, Токаев должен был заниматься проблемами созидания общенациональной стратегии на внешнем поле, а он говорит, что ее и вовсе нет. Зато очевидно есть уже ставшая традиционной ревность к Ташкенту, который, как уже говорилось выше, сумел не дать втянуть себя в проблемные межгосударственные объединения и, благодаря реальной смене власти, повысил свою инвестиционную привлекательность.

Именно так выглядит стремление закрепить некое «лидерство» в регионе, оглашенное Токаевым дипломатам. «Еще одной важной задачей, требующей внимания глава государства считает укрепление лидирующих позиций Казахстана в регионе Центральной Азии», - цитирует президента его пресс-служба. Токаев почему-то говорит, что это «требование времени», чтобы «мы должны смело заявлять о своем особом региональном статусе, поскольку имеем для этого все основания». «Наша экономика намного сильнее других экономик Центральной Азии. Срединное геостратегическое положение на перекресте ключевых транспортных артерий в Евразии. Осуществление широкомасштабных и глубинных экономических и демократических преобразований. Наличие интеллектуального и человеческого потенциала. Высокий авторитет Казахстана на международной арене. Эти факторы наделяют нас особой ответственностью за судьбы Центральной Азии», - отмечает Токаев, будто это важно постоянно подчеркивать, поскольку соседи сомневаются.

Особенно противоречивым все это выглядит на фоне жалкого состояния переговоров по воде, запоздалость которых видят граждане страны, живущие вдоль Урала, Сырдарьи и Иртыша, мелеющих у них на глазах. И слова Токаева о том, что скорейшее завершение переговорных процессов в рамках «водной дипломатии», отвечает общим интересам стран региона, выглядит, как стремление выдать желаемое за действительное – договориться о разделе воды мы не смогли даже с маленьким Кыргызстаном, не то, чтобы вести диалог на равных с Россией и Китаем. «Справедливое и рациональное использование трансграничных водных ресурсов станет надежным залогом обеспечения региональной продовольственной безопасности», - отмечает Токаев, но это только подчеркивает отсутствие всего этого на данный момент. Про то, что из-за воды две страны-члена ОДКБ успели в этом году довольно кроваво, хотя и кратко повоевать, мы уже упоминали.

Ну, а пока мы говорим о «высокой ответственности» Нур-Султана за судьбы Центральной Азии, Ташкент превращается в основного переговорщика с Афганистаном и деловито, без лишних слов, налаживает все необходимые для этого контакты и даже международную инфраструктуру. Как оказалось (и «ДН» сообщала об этом в прошлом номере), в Ташкенте придумали и как оказывать прямое влияние на распределение воды в соседнем Кыргызстане – они просто входят в строительство и управление крупнейшим гидроэнергетическим узлом этой страны (Камбар-ата), и завтра смогут не только получать от этого прибыль, но и добиваться того, чтобы их дехкане получали столько воды, сколько им нужно. Самое обидное, что подобный формат сотрудничества Бишкек предлагал и Казахстану, но мы отказались. А ведь это и есть самая настоящая «экономическая дипломатия», о необходимости перезагрузки которой теперь говорит Токаев!

В итоге, президенту-дипломату приходится просто констатировать промахи отечественной внешней политики. «Подобные казусы - будь то обмеление реки Жайык, простаивание казахстанских грузов на китайской границе, ущемление интересов нашего бизнеса на рынках соседних стран и многие другие - негативно влияют на настроения и уровень жизни казахстанцев», - говорит Касым-Жомарт Токаев будто бы в упрек дипломатам, хотя это претензия, прежде всего, к главе государства. Но никаких рецептов по решению системных противоречий, ставших причинами такого положения дел, президент не дает. Ну не называть же ими призыв провести «широкую ревизию методов внешнеполитической работы и выработать соответствующие системные меры»? Из конкретных вещей можно привести только слова о необходимости «встряски» кадров внешнеполитического ведомства. «Наша дипломатическая служба нуждается в хорошей встряске. Уход квалифицированных специалистов из министерства иностранных дел ослабляет его кадровый потенциал, становится серьезным вызовом. Я не понаслышке знаю, что МИД относится к числу наиболее консервативных структур. С одной стороны, здесь есть положительная сторона в плане сохранения традиций, формирования узкой группы профессиональных дипломатов. С другой стороны, множество образованных, толковых молодых людей, которые хотят служить своей стране, сталкиваются с непреодолимой стеной при трудоустройстве в министерство», - сказал Токаев. Но еще раньше президент обещал принять неприятные кадровые решения в отношении Кабмина, если он провалит темпы вакцинации, но так ничего и не сделал, когда правительство успешно их сорвало. Это, собственно, и сводит к нолю весь пафос главы государства, которому раз за разом приходится жаловаться на исполнителей, постоянно подтверждая догадки о том, что их контролирует не он, а совсем другой человек.

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...