Управление окриками
13.07.2023 15:54:24
№: 25 (1521)
Президент попенял госслужащим за непрофильное образование, но никого не испугал
Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством… Но мы… требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.
Владимир Ульянов-Ленин, из статьи «Удержат ли большевики государственную власть»
11 ИЮЛЯ в столице прошло совещание по вопросам развития Астаны, где Касым-Жомарт Токаев выступил с критикой городского руководства столицы. К сожалению, большинство претензий к астанинскому акимату можно отнести практически к любому крупному городу страны, а суть претензий - вообще в целом к бюрократической машине государства. Впрочем, некоторые выводы президента, прежде всего, касающиеся оценок соответствия назначенцев должностям, да и в целом взаимодействия госслужбы с обществом и президентом, показались нам скорее странными, чем справедливыми. И уж тем более для самих бюрократов вовсе не страшными, поскольку даже после Кантара-2022 власти страны все никак не могут (или не хотят) наладить работу госаппарата так, чтобы он реально начал работать на страну и в интересах граждан, а не на свой интерес и карман. Потому что такие окрики, изредка сопровождающиеся увольнениями второстепенных персонажей, корпус госслужащих, похоже, не впечатляют….
Что смущает в словах президента? Вот эта цитата из обращения президента к акиму Астану: «Женис Махмудулы, в начале года вам было дано поручение провести анализ руководящего состава городских коммунальных предприятий. Это поручение, как я понимаю, находится еще на стадии исполнения. В столице ТЭЦ возглавляет юрист, РЭК - оценщик, теплотранзит - агроном, горводоканал - зоотехник. Глубоко убежден, что каждый должен заниматься тем делом, в котором является профессионалом. В противном случае результаты работы будут соответствующие».
Тут можно поспорить: в конце концов, сам глава государства по специальности не президент. Не говоря уже о первом президенте-металлурге. Основная специальность премьер-министра Смаилова – математик. Да, тот же Женис Касымбек, аким Астаны, по основной специальности – архитектор-дизайнер. Почему-то нет никаких претензий к этим господам. Особенно к Смаилову, который, по мнению многих экспертов, совсем не справляется с государственным менеджментом.
Проблема неэффективных чиновников и госслужащих вовсе не в том, что они работают не по профилю своих дипломов. Проблема тут в бюрократизме, коррупции и нежелании конкретных людей работать на интересы населения, граждан, а не самих себя и тех, от кого они реально зависят. Пока акимов назначает президент, они будут заинтересованы в том, чтобы пускать пыль только в его глаза, спокойно игнорируя интересы и желания простых граждан.
Президенту же не удастся добиться от назначенных им людей успешного государственного менеджмента, пока они могут спокойно водить его за нос, говоря, что в плохом интернете виноваты не чиновники, а сами граждане, которые «бездумно» «зависают» в интернете и смотрят видео, в отличие от, якобы европейцев, которые дважды подумают, прежде чем открыть какой-то файл. Вот тут, как раз мы и видим эту психологию пресловутой кухарки или даже технички, для которой высший целью является чистый пол, а не удобство граждан, которые только все «портят», когда «топчут, где намыто».
Другие выводы президента Токаева также вызывают вопросы. Так, говоря о дефиците воды в Астане, он признает: «Откровенно говоря, сложившаяся ситуация стала закономерным следствием бездействия тех, кто должен заниматься развитием инженерной инфраструктуры города. Просчеты в такой критически важной для жизнеобеспечения сфере – это не просто недобросовестность, а реальное вредительство, спрос за которое должен быть соответствующим. В этой сфере нельзя допускать ошибки, потому что вода, тепло и свет – это жизненно важные потребности людей. Виновные должны быть привлечены к ответственности». Казалось бы, вот президент лично обнаружил нам про то, что будут аресты, но прошло уже половина недели, и ни о каких задержаниях никто не сообщил.
Мы, конечно, не профессионалы в области задержаний и следствия, но такой «лаг» между объявлением о преступлении и задержаниями выглядит, как возможность для ответственных лиц покинуть страну или… договориться. Сложно предположить, что глава государства не знает о ком именно он ведет речь, коль скоро он озаботился даже выяснением специальностей руководителей столичных коммунальных служб. Тут получается, как с таинственной олигополией, с которой Токаев борется с начала 2022 года, как стал реальным президентом. Он постоянно обрушивается на нее с критикой, говорит, что власти знают, кто, сколько и куда вывел, незаконно завладел, использовал служебное положение, непотизм или коррупционные связи, но почему-то все обошлось арестами лишь двух Кайратов из окружения Назарбаева (и то, одного, видимо, уже собираются отпускать). Все это также выглядело скорее, как приглашение к переговорам, а не ультиматум реальным преступникам.
Тоже самое продолжается и дальше: «Надо говорить откровенно, что ключевые проблемы Астаны вызваны неправильным планированием ее развития, вернее, полным отсутствием такового. Неконтролируемая форсированная застройка, погоня за большими объемами и непродуманные решения привели к дефициту жизненно важной инфраструктуры в городе. Причиной подобного плачевного результата стали либо вопиющая некомпетентность, либо корыстные побуждения ответственных руководителей».
Тут хочется напомнить слова кого-то из сталинского окружения (которого почему-то Токаев часто цитировал в начале своего независимого правления): «У каждой ошибки есть имя и фамилия». Когда президент говорит о некомпетентности и корыстных побуждениях, но всегда (как в деле LRT) арестовывают каких-то откровенно средних исполнителей и рядовых подрядчиков, все это сильно девальвирует ценность этих заявлений. Потому что все акимы Астаны – от Джаксыбекова до Мамина, Тасмагамбетова, Исекешева, Султанова и Кульгинова – вроде бы в стране и не скрываются. Но их почему-то никто никуда не вызывает, хотя после того, как выясняется, что они работали без плана, неправильно, вредительски и буквально вопиюще некомпетентно, то такие вопросы буквально напрашиваются.
Если предположить, что Токаев не хочет ворошить старое, то вот тут он отмечает, как именно исполняются его поручения чиновниками-экологами: «Ранее министерству экологии было поручено провести комплексную работу по обеспечению города водой. Однако до сих пор результатов нет. Если необходимая работа не будет проведена, то я буду воспринимать это как саботаж». У нас в Уголовном кодексе, правда, нет такой статьи, как «саботаж», зато у правоохранительных органов есть другое поручение – не привлекать к уголовной ответственности чиновников, в действиях которых нет «личной выгоды».
«Если чиновником двигали коррупционные помыслы, поблажек ему быть не может. Это ясно. Но когда государственный служащий ошибся и не получил от этого никакой личной выгоды, привлечение его к уголовной ответственности ломает судьбу данного человека, а также порождает опасную по своим последствиям инертность государственного аппарата, необходимые решения не принимаются, доминирующую роль приобретает практика коллективной ответственности», - заявил президент на совещании по вопросам дальнейшего развития города Алматы в марте 2021 года.
В итоге, если сопоставить эти две идеи – что в бардаке в столице виноваты некомпетентность, ошибки, вредительство и халатность прошлых чиновников, то мы получим, что за все эти вещи никто никакой уголовной ответственности не понесет. Максимум кого-то уволят, и то – до следующего назначения. Реальных наказаний по нашей традиции в Казахстане никто из реально высокопоставленных чиновников не несет. Миллиарды, триллионы государственных денег просто сжигаются по халатности или разворовываются по злому умыслу, а у нас судят бухгалтеров, максимум – заместителей акимов и вице-министров. А еще – политических активистов за «захват» аэропорта Алматы, причем это делают судьи, известные необыкновенным милосердием к коррупционерам. В итоге, в стране за пять лет правления второго президента практически ничего не изменилось. Вместе с правлением первого президента это - более трех десятилетий потерянного времени, возможностей и надежд…
Что остается в сухом остатке? В сухом остатке у нас неспособность центральных властей заставить работать непосредственных исполнителей на местах и в ведомствах. Изменить эту ситуацию могли бы свободные выборы акимов, судей, прокуроров. Если мы сами будем выбирать градоначальников, судей, они больше не смогут так нагло игнорировать горожан, перестанут разговаривать с общественностью сквозь зубы или наездами на самих граждан. Но, судя по тому, как прошли выборы президента и в парламент, мы не можем ожидать, что Астана пойдет на такой либеральный шаг. Похоже, Токаева устраивает позиция, когда он периодически покрикивает на чиновников, а те делают вид, что исправятся. Проблема в том, что окриками управлять бюрократическим аппаратом невозможно. Стране нужны работающие и саморегулирующиеся институты, создать которые можно лишь сотрудничая с обществом, а не всеми способами отодвигая его от «вмешательства в политику».
Комментарии
Загрузка комментариев...