Уроки геополитики от Анкары
Юрий Сигов, Вашингтон
По прошествии четырех месяцев российско-украинского военного противостояния очень модно стало определять главных его выгодополучателей. То, что с проигравшими (причем надолго) никаких сомнений нет понятно и без многочисленных рассуждений политологов и знатоков мировых дел. А вот основным победителем конфликта уже заранее объявлены Соединенные Штаты. Причем чем дольше настоящая война в центре Европы будет продолжаться, тем якобы Вашингтон будет только укреплять свои международные позиции и влияние.
Между тем в самой Европе Америке привыкли слепо и смиренно подчиняться. А вот еще одному «уже почти победителю» в борьбе Москвы и Киева европейцы пока не особо доверяют, и считают именно эту страну самой опасной как для них самих, так и для других окружающих центр континента, включая и тех же самых Россию и Украину. При этом то, как ведет себя Турция в этом противостоянии может, да и, наверное, должно войти в учебники мировой дипломатии как наиболее прагматичный, и в то же время - до предела циничный вариант поведения той или иной страны, когда с ней по соседству идут военные действия двух других государств.
Самое интересное, что и европейцы, и российское руководство только и делают, что считают немалые деньги, которые турки наваривают на самом факте как продолжения конфликта, так и различных транспортных и иных последствиях самого факта его развязывания. И за прошедшие недели уже как-то стало привычным, что Анкара и в якобы миротворческих усилиях, сводя между собой переговорщиков России и Украины отметилась, и в транспортировке российского газа через «Турецкий поток» подвязалась, и разного рода вооружения украинской стороне то ли продает, то ли дает в долгосрочный кредит.
А поскольку сама суть военного конфликта между Россией и Украиной указывает на его очень даже неопределенную продолжительность, то турецкая сторона может, судя по всему, и дальше продолжать получать неслабые дивиденды – как в финансовом плане, так и в геополитическом желании вернуть былую славу Османской империи. И, если говорить о чисто внутренних турецких делах, то помочь нынешнему президенту страны Т. Эрдогану сохранить власть в преддверие предстоящих в будущем году выборов.
География в Евразии – всему голова. И уж тем более, если она - турецкая
Как показывает международная практика, наиболее процветающими, и одновременно влиятельными всегда были страны, расположенные на перекрестке торговых путей из одного региона нашей планеты в другой. Почему процветает маленький город-страна Сингапур? Потому, что лежит он на пересечении торговых и транспортных путей из Индийского океана в Тихий, да еще из одной части Азии в другую.
Почему ничем ранее не примечательный эмират под названием Дубай расцвел похлеще, чем самые богатые, и сидящие на громадных государственных деньгах страны? Потому, что он находится географически на самом пересечении как морских, так и воздушных путей из Европы и Ближнего Востока в Индию, Азию и Австралию (напомню, что в Дубае добывается лишь 4 процента всей нефти Объединенных Арабских Эмиратов, так что своим процветанием Дубай обязан прежде всего невероятно выгодному географическому положению).
По какой причине богатеет день от дня небольшое, чуть более, чем трехмиллионное население Панамы? Да потому, что эта центральноамериканская страна расположена на пересечении торговых путей из Северной Америки в Южную, а также из вод Атлантического океана в Тихий. И уж вроде бы сам Аллах велел богатеть и процветать Турции, расположенной между Азией и Европой, Ближним Востоком и Средиземноморьем, огромной Россией и всеми вышеперечисленными регионами мира вместе взятыми.
Да, существуют некие международные договора, которые той же Турции были навязаны в начале прошлого века прежде всего европейскими державами. Но памятуя о своей Османской имперской истории, и тех кардинальных изменениях, произошедших в регионе после развала Советского Союза, наверное, любой турецкий руководитель в душе считал своей обязанностью столь выгодное во всех отношениях географическое положение страны использовать для восстановления ее прошлого величия и влияния, как минимум на ближайших соседей.
И вот такой момент настал, когда начались беспорядки в Сирии (как и на всем Ближнем Востоке), и от контроля как проливов из Черного в Средиземное моря, так и сухопутной границы со странами Евросоюза стало зависеть само мирное существование этого региона. Турция тогда умело воспользовалась мигрантскими толпами в несколько миллионов человек, рвавшихся подальше от войны не только с территории Сирии, но также из Афганистана и Ирака.
Помимо этого, Турция очень четко «подсадила на географический крючок» Россию, которая начала военную операцию в Сирии, но все военное хозяйство завозила туда через контролируемые Турцией проливы. Да и пролет самолетов из РФ в Сирию Анкара не просто жестко регламентировала, а фактически их то разрешала, то запрещала. Кстати, до сих пор Турция на деле единолично является хозяином всего завоза любых грузов в Сирию из России - и соответственно в любой момент по собственному желанию может его прервать.
Когда же начался российско-украинский военный конфликт, то турки тут же взяли на себя две важные составляющие этого противостояния со стороны Москвы – пассажирское транспортное сообщение и грузовое из районов Азовского и Черного морей. Самолеты из РФ летать ни через Европу, ни через районы, где ведутся боевые действия летать по-прежнему не могут. Значит туда будут летать самолеты турецких авиакомпаний, от милости которых теперь Россия полностью зависит.
То же самое – с кораблями, да еще если они перевозят столь важные на сегодня (по крайней мере западные страны считают это чуть ли не важнейшим международным последствием военного противостояния Москвы и Киева) зерно и сельскохозяйственные удобрения. Захотят турецкие власти - значит пропустят тот или иной через проливы корабль с тем же зерном. Не пожелают – арестуют, и будут тянуть резину с разными расследованиями да разбирательствами. А если учесть, что Украина и Россия – это теперь враги, скорее всего, навечно, то в своих собственных интересах Анкара может сегодня пойти навстречу Москве, а завтра по точно такому же вопросу – Киеву. И пусть они между собой и дальше ругаются и разбираются – все будет турецкой стороне на радость.
Вот недавно по запросу Украины Турция задержала зафрахтованный российский сухогруз, перевозивший зерно из порта Бердянск на Азовском море. Но это оказалось казахстанское судно под названием «Жибек жолы», арендованное Россией, а на его борту находилось семь тысяч тонн зерна для доставки в порт Карасу в Турции. Киев попросил турок задержать и арестовать сухогруз, потому как якобы зерно из «оккупированной Россией части Украины» принадлежит вовсе не России, а именно Украине.
При этом турецкая сторона делала то, что турки всегда делают при любом конфликте кого-то с кем-то, и на чем можно получить как политические, так и финансовые дивиденды. При этом, замечу, надо заранее учитывать, что у России подобные проблемы как с Украиной, так и с контролирующей проливы из Черного моря Турцией будут постоянными. Как будет собран урожай зерновых на теперь уже бывших украинских территориях, зерно российской стороной будет считаться своим, а Киевом – своим. А турецкая сторона согласно все той же геополитической географии будет шантажировать и тех, и других, то арестовывая, то отпуская за определенное вознаграждение такие суда.
Договариваться с Турцией? А как вы себе это представляете?
И здесь на первом плане вырисовывается полная зависимость в регионе как России, так и всех тех стран, кто через нее торгует с той же Европой и Ближним Востоком от Турции. Это касается и нефти, и газа, и обычных товаров, и прохода военных кораблей, а также пролета самолетов гражданской и любой другой авиации. Точно такая же ситуация, кстати, была и до начала российско-украинского военного конфликта, но тогда Москва шла на очень большие уступки Анкаре лишь бы не потерять возможность прежде всего снабжать беспрепятственно свою сирийскую военную группировку через контролируемые Турцией проливы.
Частично это окупалось, по сути дела, на государственном уровне спонсируемой отправкой российских туристов в массовом количестве на турецкие курорты. Частично – допуском турецких компаний на российский рынок с начала марта нынешнего года после того, как многие европейские и американские компании решили уйти с российского рынка (только фирм, производивших одежду, обувь и электронику из Европы, покинувших РФ, насчитывается более 170, а на их место таинственным образом «вдруг» было допущено свыше 300 турецких компаний, производящих аналогичные товары).
Сейчас же Россия становится по всем позициям все более явным заложником Турции. Чистой воды глупостью можно назвать рассуждения, что зерном с территорий, занятых российской армией, торгует не Россия как государство, а некие «независимые фермеры». Естественно, что все те регионы, которые Украина потеряет в результате боевых действий, она будет считать по-прежнему своими. И соответственно на все то, что там происходит, будет подавать бесконечные жалобы во все международные и иные структуры (до той поры, пока нынешняя власть в Киеве официально признана мировым сообществом).
Еще более нелепым выглядит предложение одного из российских чиновников организовать перевозку и зерна, и нефти (кстати, той же азербайджанской и казахстанской) по Черному морю судами под турецким флагом. Проблема в том, что российским судам с любым грузом не только не дадут возможности заходить в европейские порты (а турки могут точно также блокировать эти суда в своих портах), но и российской стороне запрещено оплачивать свои расходы, плюс получать плату за поставленные товары через европейские и американские банки.
Если же подобные функции передать под контроль Турции, то она будет полностью контролировать всю торговлю РФ, и тех стран, кто с ней находится в экономических и иных союзах (Евразийский союз – первая тому жертва). Опять-таки по желанию Т. Эрдогана для любых перевозок из России могут быть закрыты проливы из Черного моря (предлогов тому можно найти тысячи, причем все – законные). И что тогда делать Москве? Особо приближенные к Кремлю политики советуют «договариваться» с Т. Эрдоганом. И как они это себе именно в нынешних условиях представляют?
Я напомню, что турецкий президент уже неоднократно навязывал России самые выгодные для себя условия любого, возникавшего в регионе конфликта. И каждый раз Москва вынуждена была идти на попятную только для того, чтобы не оказываться полностью «закупоренной» в Черном море. Именно поэтому, если кто обратил внимание, и были проведены недавно переговоры по Каспию, где выходящие на море-озеро страны были приглашены Россией участвовать в налаживании транспортных маршрутов в сторону Пакистана и Индии, избегая прохода судов через контролируемые Турцией проливы.
Коридор Север- Юг выгоден всем. Кроме Турции.
В связи с тем, что даже при завоевании прибрежных регионов нынешней Украины Россией вдоль Черного моря Турция по-прежнему останется хозяйкой прохода из этого сугубо внутреннего водоема в Средиземное море и далее на океанские просторы, включая и Суэцкий канал. Соответственно Россия уже давно пытается наладить альтернативные маршруты в Азию, и прежде всего - в Индию через коридор Север - Юг по территории стран Центральной Азии и Ирана. Напомню, что такой маршрут успешно функционировал в годы Великой Отечественной войны, когда через Иран в СССР шли поставки военной техники по ленд-лизу из США и Великобритании.
В 2002 году между Россией, Ираном и Индией был подписан меморандум о строительстве железной и автомобильной дорог по этому коридору, а через него Россия и страны Центральной Азии (особенно такие, как Казахстан, не имеющие выхода к Мировому океану) получат возможность через Каспий и территорию Ирана выйти к берегам Пакистана и Индии. Это было бы выгодно по всем позициям всем участникам данного проекта, кроме, разумеется, соседней Турции. Для которой контроль над проливами – это возможность в нужный для себя момент шантажировать любого из «стратегических партнеров-соседей» по типу России.
С учетом же того, что в следующем году в Турции состоятся парламентские и президентские выборы для Т. Эрдогана принципиально важно максимально поднять внешнеполитический статус Турции. И с помощью уже опробованной им стратегии «подвешивания» на раскачивающейся на ветру рее всех своих партнеров-конкурентов, сделать так, чтобы у них не было никаких альтернативных вариантов проводить некую самостоятельную политику, не учитывающую турецких стратегических интересов.
Стоит обратить внимание на то, что пока теоретически шансы на переизбрание Т. Эрдогана чуть похуже, чем у его главных конкурентов. Поэтому он может в любой момент резко обострить ситуацию именно вокруг свободы пользования проливами другими странами. Это касается и возможной блокировки любых российских судов на выход из Черного моря (а что Москва в таком случае сможет сделать? Только объявлять Анкаре полномасштабную войну, а это значит воевать с НАТО), и закрытия проливов для любых перевозок того же зерна и удобрений на мировые рынки.
Могут турки также напрямую вмешаться военным путем и в украинско-российский конфликт, если Т. Эрдоган посчитает это выгодным с целью поднять свой внутренний рейтинг в преддверии выборов. Плюс он же может полностью перекрыть морское сообщение России с ее военной группировкой в Сирии, что сделает ее там дальнейшее пребывание невозможным.
Я уже не упоминаю уязвимость воздушного сообщения, благодаря которому граждане России сейчас имеют хотя бы какие-то варианты попадания в Европу. Да, самолеты турецких авиакомпаний вынуждены облетать по пути в Стамбул районы боевых действий России и Украины (проблема здесь в том, что в любой момент и любыми методами также любой гражданский лайнер может быть неизвестно кем сбит со всеми вытекающими отсюда последствиями). Что это будет означать для миллионов российских граждан (причем не только туристов) объяснять, думаю, не стоит.
И опять-таки подобное может, и, скорее всего, будет использовано Т. Эрдоганом не потому, что он любит или не очень что Киев, что Москву, а потому, что он захочет вновь переизбраться на президентский пост. А для этого подойдет любой вариант, в том числе – и перекрытие того самого географического моста между Азией и Европой, который самой историей и природой сооружен, соединяя две части турецкой территории.
Пока же то самое мировое сообщество, которое столь печется о уже имеющихся последствиях российско-украинского конфликта, должно учитывать реальные возможности Турции полностью перевернуть с ног на голову всю мировую торговлю и транспортное сообщение, если того пожелает ее президент.
Можно как угодно к нему относиться, считать его авторитарным лидером, возрождающим Османскую империю и вмешивающимся в дела других государств. Но геополитической географии никто пока не отменял. И если она дает возможность тому или иному политическому лидеру добиваться своих целей, включая сохранение власти, то использование подобных методов почти на сто процентов, как показывает международная практика, гарантировано.