Узбекистан входит в кыргызские воды | Деловая неделя
19 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Узбекистан входит в кыргызские воды

12.11.2021 09:44:57
№: 42 (1445)
через гидроэнергетику

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

НА ЭТОЙ неделе стало известно, что Кыргызстан и Узбекистан приступили к совместной реализации проекта по строительству Камбаратинской ГЭС-1 на трансграничной реке Нарын. Таким образом, начали воплощаться в жизнь весенние договоренности между странами. Судя по всему, Ташкент намерен застолбить за собой право доступа к водным ресурсам Кыргызстана, чья значимость особенно остро ощущалась по всему региону прошедшим летом. Таким образом, в столь важном стратегическом вопросе руководство Узбекистана демонстрирует способность планировать и рассчитывать на десятилетия вперед, в отличие от того же Казахстана. На этом фоне Нур-Султан в последние годы последовательно портит отношения со своим южным соседом из-за товаров на границе, вместо того, чтобы обустраивать возможность прямого влияния на распределение водных ресурсов, которых ему не хватает уже сейчас.

Президент Жапаров предлагал вложиться в Камбаратинскую гидроэлектростанцию и руководству Казахстана, но оно посчитало это невыгодным. О том, что это может быть полезно для контроля над водными ресурсами, наши, наверное, и не подумали.

История вопроса 

В открытых источниках указывается, что проектирование ГЭС «Камбар-Ата-1» началось еще 40 лет назад, при СССР, и именно в Ташкенте, но вопросы по реализации вышеуказанного проекта стали подниматься на государственном уровне только в 2009-2012 годах, естественно, уже в независимом Кыргызстане. Второй президент Кыргызстана Курманбек Бакиев начал искать инвесторов для выделения кредита на строительство Камбаратинских ГЭС размере не менее двух миллиардов долларов.

Стоит также отметить, что Камбаратинские ГЭС – это две гидроэлектростанции, общей мощностью около 2300-2400 МВт. «Младшая» ГЭС – Камбарата-2 худо-бедно существует с 2010 года, с одной турбиной из положенных по проекту трех. Отсюда и ее низкая мощность - всего лишь в 120 МВт из ожидаемых 360 МВт. И работает с постоянной угрозой заиливания плотины. Чтобы этого не происходило, необходимо строить уже «старшую», первую ГЭС, чья плотина должна вмещать более 12 миллиардов кубометров влаги и выдавать около 1700-1900 МВт. Тут даже циклопический СССР оставил строительство данного комплекса на самую последнюю очередь в силу инженерных сложностей, высоких издержек и долгой окупаемости. Согласно советским еще выкладкам, срок ее возведения требовал не менее 6-7 лет, плюс, пришлось бы до 3-5 лет ожидать заполнения ее плотины. В итоге у СССР до строительства руки так и не дошли. Всего по Киргизской ССР планировалось построить 37 различных ГЭС, которые собирали бы воду для сельского хозяйства всей Средней Азии и вырабатывали энергию для промышленности и быта жителей. Но до развала СССР успели построить лишь две трети от запланированного.

Впрочем, благодаря тому, что успели, в Кыргызстане до сих пор самые низкие тарифы на электроэнергию по всему постсоветскому пространству. Однако, это происходит на фоне износа в 70-80% всех генерирующих мощностей. Поэтому на долю энергосектора Кыргызстана приходится $1,8 миллиарда из почти $5 млрд внешнего долга. Правда, с этого года, наблюдаются определенные сдвиги в сторону повышения тарифов на тепло и свет. Подобные шаги властей страны уже приводили к двум насильственным сменам правящих режимов. Посмотрим, как в этой ситуации сможет выкрутиться действующий президент Садыр Жапаров.

А пока, точно известно, что министр энергетики и промышленности Кыргызстана Кубанычбек Турдубаев вместе со своим узбекским коллегой Алишером Султановым подписали протокольное решение о создании совместного координационного комитета между министерствами для разработки комплексной программы пошаговых действий («дорожной карты») по вопросу реализации проекта Камбаратинской ГЭС-1, сотрудничества в сфере угольной промышленности и нефтегазового комплекса. Первая встреча по этому поводу состоялась еще в марте, в рамках реализации договоренностей, достигнутых президентами Кыргызстана Садыром Жапаровым и Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. В своем выступлении Турдубаев «с большим удовлетворением» отметил, что «достигнутые накануне договоренности начинают практическую реализацию уже сегодня». Министр энергетики Узбекистана в ответ заявил, что у сотрудничества профильных государственных органов двух стран есть «большой потенциал, который необходимо реализовать в ближайшее время».

Не преминул «засветиться» на этой теме и глава Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбек Ташиев. Он озвучил причину отказа России и Казахстана от совместного строительства ГЭС «Камбар-Ата-1». По его словам, в свое время к ним с такой инициативой обращался глава государства Садыр Жапаров. «По словам российских друзей, они пока не согласны строить вместе Камбар-Ату-1, так как по их подсчетам строительство не оправдает себя из-за дешевизны электроэнергии… Во время поездки в Казахстан Жапаров предложил президенту Касым-Жомарт Токаеву совместное строительство. Жапаров предложил «дать землю, воду и сотрудничество», казахи ответили, что сейчас у них «достаточно электроэнергии, и они не будут спешить со строительством и вкладываться, [если вдруг надумают, то] позже», — рассказал Ташиев.

В итоге главный чекист Кыргызстана отметил, что совместно строить данную ГЭС готов только Узбекистан. «Он (Жапаров) сказал, давайте построим вместе Камбар-Ату, будем вместе пользоваться, оба государства будут получать пользу. Они согласились, поэтому стараются. Что в этом плохого?» — задался он вопросом. Ташиев также отметил, что если Кыргызстан будет строить ГЭС с Узбекистаном, то у обеих стран будет сопоставимая доля в проекте — скорее всего 50 на 50. По предварительным подсчетам, как уже говорилось выше, на строительство Камбар-Аты-1 требуется около $2 млрд.

«Узбекская сторона будет там, пока не вернет вложенные $2 миллиарда. Возможно, это продлится 10 или 25 лет, время покажет. После того, как они оправдают вложенные деньги, ГЭС останется у нас, будет принадлежать государству», — рассказал рабочую схему раздела трат и имущества Ташиев. 

Перспективы

И вот, узбекская сторона еще раз подтвердила, что готова двигаться в реализации данного проекта. Как указано выше, на это уйдет не менее 10 лет. Согласно некоторым независимым оценкам, Кыргызстан может за указанный период строительства поднять тарифы на электроэнергию с 0,8 цента до 3-4 центов за 1кВт/час. Впрочем, и тогда придется ждать весьма долго до окупаемости всего проекта. Есть еще вариант подключать данную ГЭС к проекту CASA-1000, которая предусматривает поставки электроэнергии в Афганистан и Пакистан, но пока не урегулирован статус новых властей Афганистана – «Движения Талибан» - это, наверное, не имеет смысла. 

Узбекистан же постепенно наращивает все возможные энергетические мощности. Чему пример – строительство уже атомной электростанции при поддержке россиян. В принципе, ее мощности хватит для покрытия всех потребностей страны с учетом демографической ситуации. Это означает, что в случае с «Камбар-Атой» вопрос - не в доступе к энергии, а в доступе к воде. Тем более, что кроме всего прочего в Узбекистане имеются богатые залежи урана и есть свой газ. А вот вода – это все больше и больше нарастающая головная боль для всех стран «нижней части» региона – Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Аномальная жара лета 2021 еще раз дала повод задуматься об этом.

Думается, что именно поэтому в Ташкенте решили действовать по-крупному и взяться за самый амбициозный проект – Камбаратинскую ГЭС-1. Таким образом, их непосредственный контроль над энергосектором Кыргызстана будет усилен. Некоторые наблюдатели даже предполагают, что все распределение энергии переведут в Ташкент, где с советских времен располагается центральная диспетчерская всей Средней Азии. В любом случае, подобного рода инвестиции позволят держать на территории Кыргызстана, поближе к транснациональным водным ресурсам, свой аванпост, для защиты и безопасности которого можно в любой момент ввести и свои войска, в случае чего. Таким образом, Ташкент начинает свою самостоятельную игру в рамках центрально-азиатского региона и действует довольно грамотно и дальновидно. Первым шагом для участия в крупнейшем гидротехническом проекте региона стало создание узбекско-кыргызского фонда развития с уставным капиталом в $200 миллионов. Ну, а затем и была предложена еще большая сумма для строительства указанной гидроэлектростанции. И все - это без блокады транспортных коридоров Кыргызстана или еще каких жестких мер, к которым чуть что привыкли прибегать казахстанские власти. Хотя они, по идее находятся в одном экономическом пространстве с Бишкеком, а Узбекистан ограничил свое участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) наблюдательной позицией.

В завершение отметим доклад Продовольственной и Аграрной организации ООН, опубликованный в сентябре текущего года, который и обозначает эти болевые точки для Центральной Азии. По данным этого документа, использование воды в Узбекистане и Туркменистане достигло критического уровня. Также международная структура отмечает, что ситуация по всему региону оставляет желать лучшего: водный «стресс» в ЦА значительно превышает среднемировой уровень и с каждым годом только нарастает. Мы уже стали свидетелями первого водного конфликта в этом году – мини войны между Кыргызстаном и Таджикистаном. И аналогичные латентные конфликты могли бы иметь место и в случае с узбекским соседом, если бы он не решил строить свою политику в водной сфере на конструктивных началах. Может теперь наконец и в Нур-Султане увидят, как лучше всего решать водный вопрос с соседями?

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...