В атмосфере запрограммированного хаоса
Времена нынче не сложные – они очень сильно неопределенные. Почему?
Юрий Сигов, Вашингтон
Помню, что как только первые зараженные вирусом из древнего Китая появились в американском городе Сиэтле в начале прошлого года, что врачи-специалисты, что мало что смыслящие в медицине политики, и даже сам президент утверждали: вся эта зараза будет быстренько взята под полный контроль. И пройдет не более пары недель как вся жизнь вернется в нормальную колею. А ученые-эпидемиологи получат еще одну тему для своих многочисленных научных работ, которые обеспечат им новые ученые степени и продвижение по службе.
И вот прошел год, а просвета по большому счету со всей этой вирусной канителью не просто не видно. Она явно умышленно затягивается. И даже не будучи врачом и высоких званий ученым, можно с уверенностью говорить об общем кризисе не только мировой медицины, но и всего глобального управления теми событиями, которые вокруг нас происходят. При этом все кризисные явления наблюдаются, как минимум, последние 20-30 лет, а вирусное сумасшествие просто идущие процессы резко ускорило.
В каких-то сферах стало ясно, что полностью деградировало верхнее руководство этими процессами (первые лица ведущих мировых держав, поголовно начальники ключевых международных организаций, министры здравоохранения как персонально, так и подчиненные им службы). Где-то на поверхность всплыли совершенно чудовищные по степени непрофессионализма принимавшиеся еще пару лет назад решения об уничтожении и эпидемиологических служб, и закрытии больниц, и сокращении врачебного персонала.
Когда же настал «час вируса», и его совершенно умышленно стали раздувать, прежде всего мировые СМИ и тут же вышедшие на сцену с подтанцовкой политики, рядовые граждане убедились только в одном. Даже если вирус и существует, и даже если от него действительно надо защищаться, то почему-то все это практически повсеместно проводилось столь неуклюже и бездарно, что не вызывало у людей самого главного - никакого доверия принимаемым мерам. А соответственно и тем, кто на них настаивал, и неукоснительно внедрял у себя дома (кстати, вся эта же вирусная расчлененность по-прежнему сохраняется как минимум в 120-130 странах мира).
Что же конкретно пошло и идет до сих пор «не так»?
Итак, при условии, что окончания вирусной истории пока явно не предвидится, уже сегодня год спустя после ее начала можно подвести некоторые итоги. С тем, чтобы четко понять куда дальше будет вести наш мир публика, стоящая у истоков таинственной заразы. И что делать всем тем, кто вынужден как-то приспосабливаться к происходящему. Сохраняя хотя бы какую-то веру в то, что все подобное сумасшествие когда-нибудь, но все же завершится.
По степени важности даже трудно выделить то, что наносит нынешней человеческой жизни наибольший вред, а что влияет хотя и опосредовано, но все же достаточно серьезно подрывает моральный и психологический настрой даже самых все еще оптимистически мыслящих персонажей. Так вот начну с того, что вся нынешняя вирусная кампания с точки зрения именно здравого человеческого смысла, а не каких-то медицинских рекомендаций, явно искусственно раздута. Кто это сделал, с какой конечной целью, и что желает получить в результате - дело второе. Главное то, что именно критической угрозы человечеству от коронавируса как не было, так и нет до сих пор.
С наступлением вирусного психоза, охватившего всю нашу планету, неимоверно усилилось социальное неравенство и несправедливость. Причем что в самых авторитарных с виду государствах, что в самых опять-таки лишь внешне демократических. Богатые стали за прошлый год почти повсеместно неслыханно богаче, а бедные и чуть поднявшиеся над этим статусом благодаря своему зачастую рабскому труду, стали еще беднее и едва поддерживают уровень элементарного существования.
Когда в квартиры и дома, где сидели миллионы, соблюдавшие карантины и другие ограничения, стали доставлять продукты питания (а во многих случаях – это было бесплатным, хотя за это обычно все равно кто-то платил), то сразу же возникло подозрение в какой-то абсурдности происходящего. Люди потребляли, и при этом ничего не производили. Ели, пили, закусывали в четырех стенах, лишенные возможности работать, производить товары и услуги, которые были раньше нужны другим людям.
В результате более 15 миллионов средних компаний в мире полностью разорились, частично эта беда постигла еще 42 миллиона компаний и частных бизнесов. А уж количество уничтоженных за прошлый год малых бизнесов и вовсе не поддается учету. При этом за каждым из них стоят живые люди, их финансовые и чисто человеческие интересы. И если раньше их критиковали за то, что они стремятся только к увеличению потребления зачастую совершенно ненужного и бессмысленного, то вирусные времена довели фактически культ потребления до полнейшего абсурда.
Теперь вроде бы стало понятно, что мир просто не может дальше развиваться, исключительно ориентируясь на потребление. А ставшие вновь модными стенания насчет усиливающегося загрязнения нашей планеты, роста накопления на планете бытового и промышленного мусора и другие «высокие заботы» о будущем Земли как таковой, вновь продемонстрировали одну давно уже всем известную истину.
Главными потребителями всего и вся в мире, а также виновными в загрязнении окружающей среды являются как раз те, кто от них Землю и рвется уже не первый год защищать. Критикуя Китай, Индию, Бразилию, частично Россию или Иран, главные «мировые загрязнители» в вирусный период еще больше усилили буквальное помешательство своих граждан на потреблении. И если в «мирные времена» все это столь уж явно не выпячивалось, то сейчас потребительская философия стала попросту губительной и для отдельных государств, и для целых континентов.
Бессмысленным стал также и давно уже ведущийся спор о том, что же для обычного, нормального, и не страдающего манией власти и величия человека лучше - авторитарный режим или полнейшая демократия западного образца? Если подсчитать число разного рода научных трудов, написанных на эту тему, то всю нашу планету можно было бы давно спасти от загрязнения и уничтожения лесов для производства бумаги, израсходованной на подобные исследования. А ведь вирусный сюжет показал, что именно авторитарные, и очень даже «недемократические» режимы оказались самыми эффективными по борьбе с неведомой заразой.
Посмотрите на сводки новостей любых западных телеканалов и печатных изданий. О чем там приоритетно сообщается? Сколько умерло и лечится народу от вируса в Испании, Америке, Чехии, Германии. Какие-то все новые заразные штаммы и прочее то и дело появляются в Великобритании, ЮАР и Мексике – и никак с ними нет сладу. А ведь в это же самое время в такой жестко авторитарной стране, как Китай, умерло в сотни раз меньше народу, чем в демократической Европе. На Тайване, острове в 23 миллиона человек, за время вирусного безумия скончалось лишь… 8 человек. Чуть больше сотни – в 100-миллионом Вьетнаме, который именуют и «коммунистическим», и «антинародно недемократическим».
Конечно, проще было с вирусом справиться и навести порядок на островах (даже на таком большом, как страна-континент Австралия). Но и там применялись самые жесткие меры, никакого отношения к основам западной демократии не имевшие. А то, что удалось вирусный накал сразу же сбить, говорит о том, что все основные схемы управления государствами должны быть радикально пересмотрены. И любые обвинения той или иной страны в том, что она как-то «не по принятым правилам обеспокоенным мировым сообществом» развивается, должны быть отброшены куда подальше.
И как там у вас с демократией?
В этой связи возникли серьезные разногласия насчет того, так на что же разным «недемократическим» странам равняться? Как можно один и тот же опыт какой-нибудь Швеции или Франции использовать в странах, где отродясь ничего подобного не было, да и быть в силу различных причин явно не может? Так вот выводы напрашиваются в этой ситуации следующие.
Демократия в принципе хороша как форма правления (пусть и с некоторыми нюансами и поправками на здравый смысл), но только в богатых и развитых государствах. Там, где ключевые запросы населения решены, и где человек меньше всего думает о свержении правителей. Которых сам же вроде как выбирает, а куда больше печется о личном благополучии, собственной работе, ее достойной оплате и благополучии своей семьи и близких.
Да и подобное спокойствие и уверенность в завтрашнем дне может сохраняться в демократических странах только тогда, когда их по тем или иным причинам минуют различные природные и иные катаклизмы. А если нагрянет беда? Война, наводнение, ураган, взрыв атомной станции, землетрясение? Что делать в такой ситуации? И выясняется, что все демократические страны в условиях кризиса или возникновения серьезной проблемы становятся очень быстро нефункциональными. То есть о своих гражданах они вроде как заботятся, но толку от этого – не так уж, чтобы много.
Также демократические страны в последние пару десятков лет уверенно и упорно идут по пути самоуничтожения – причем умышленного - базовых человеческих ценностей. А вирусная история, как и во многих других случаях, лишь ускорила данный процесс. Ведь отбросив разного рода напускной политес, стоит признать, что именно базовые человеческие ценности и их сохранение (а придуманы они были вовсе не Всевышним, а сформированы жизненным опытом десятков поколений «хомо сапиенс», живших на этой планете до нас). Эти правила не просто более или менее раньше всеми соблюдались, но и служили основой стабильности для всего человечества. А разрушив основы, можно обвалить - причем довольно быстро, и все здание современной человеческой цивилизации.
К этим ценностям относятся вера в главенство семьи, вера в Бога (пусть у каждого он будет свой, но его суть все равно остается единой для любого человека), здоровый и истинный патриотизм, выражающийся не пением гимна и размахиванием флагом своей страны, а настоящей любовью к ней. Которую искусственно можно и не демонстрировать окружающим, но в трудную для Родины минуту быть готовым пожертвовать своим благополучием и самой жизнью. Так вот все эти ценности умышленно и настойчиво ставятся все чаще под сомнение. А их уничтожение становится чуть ли не «идеей фикс» для всех без исключения, прежде всего западных стран и их руководителей.
Не удивительно, что определенное возрождение переживают сейчас ценности мусульманского мира, действий правительств восточных, крупных азиатских государств, арабских стран. При всех их ошибках и характерных для всей планеты недугах, они наиболее настойчиво и принципиально не просто сами придерживаются базовых человеческих ценностей, но и отстаивают их в лице защиты союза мужчины и женщины, осуждения не желающих заводить детей представителей «продвинутой молодежи» Запада, и защищая права даже самых малых народов на свою историю, свободу и сохранение этнической и культурной идентичности.
Если вирусное сумасшествие будет продолжаться и дальше, то все остальные мировые конфликты все равно никуда не исчезнут
Теперь – о том, что можно ожидать в нашем неспокойном мире в течение нынешнего года в связи с тем, что и с вирусом пока справляться не очень у кого получается, и падение мировой экономики (а во многих случаях это - так и попросту умышленное и бездумное ее разрушение) ничего хорошего явно не сулит. Глядя на то, чем в своей основной массе занимаются правительства всех стран мира (а это - вакцинация населения по сути дела в пустой след – после того, как эпидемия уже прошлась катком по всем вместе, и по каждому индивидуально), можно предположить сразу несколько возможных вариантов дальнейшего развития событий.
Что касается вакцин всех видов и стран-производителей, то совершенно очевидно, что ее эффект может быть чисто психологический, но в гораздо меньшей степени медицинский. Опять-таки говорю это не как врач, а как человек, который видит, с каким буквально остервенением идет, с одной стороны, война между крупнейшими производителями вакцины за новые для себя рынки сбыта (Китай, Россия, ЕС, Соединенные Штаты, Индия). А с другой, сами проталкивающие по всему свету вакцину собственно правительства не очень верят в ее эффективность и реальную пользу.
Между тем чисто психологически подавляющее большинство людей искренне верит в то, что чем быстрее сделать прививку, тем быстрее возобновится нормальная «до вирусная» жизнь, и все потихоньку вернется к тому, что было до марта прошлого года. Однако все это далеко не факт, и как с распространением и продажей вакцины, так и ее реальной пользе что для больных, что для здоровых, чтобы не заболеть, остается слишком много вопросов.
В то же время никто не снимает с повестки дня крайне запутанную и предельно сложную общую международную обстановку. К примеру, почти со стопроцентной уверенностью можно гарантировать обострение в этом году многих региональных конфликтов, включая постсоветские страны (Донбасс и Приднестровье прежде всего). В условиях, когда все заняты то вакцинами, то карантинами куда проще ловить «конфликтную рыбку» в мутной обстановке всеобщего страха и недоверия.
Соответственно и эти, и другие конфликты могут в любой момент вспыхнуть вплоть до полномасштабных военных действий - а сделать это можно, подстегнув кризис умышленно извне. И желающих поступить именно таким образом в мире больше, чем достаточно.
Помимо этого, много уже говорилось о том, что вирус как бы прочертил разделительную линию между тем, какой жизнь была раньше, и какой станет неизбежно уже завтра. Между тем почему-то нет ни одного мирового руководителя, кто бы признал ошибочность самого нынешнего курса развития человечества, а не только какие-то его отдельные формы и штрихи в осуществлении.
Растут самые опасные и уничтожающие все вокруг составляющие человеческого бытия. Но все подобное лишь политиками и политологами пассивно фиксируется, но никто до сих пор не принимает решения по смене просто тупиковой парадигмы мирового развития.
Хотя, как уже неоднократно подтверждала практика жизни, обычные граждане, рядовые представители тех или иных народов просто в силу своей психологии реальных возможностей не могут в этом мире ничего изменить (бунт, революция и тому подобное может на время привести к хаосу, но самой проблемы, как правило, все это не только не решает, но и ситуацию почти всегда усугубляет). Ведущую роль в таких изменениях должна и может сыграть только мировая и национальная элиты. То есть те правители, которые имеют в своих руках и рычаги управления, и финансовые средства.
Однако система, правящая нынче на нашей планете (под названием «развитой капитализм») так построена, что дорвавшиеся все эти элиты - то есть и мировые, и региональные правители и от власти, и от огромных барышей (только на вакцине сейчас наваривают триллионы) добровольно не откажутся. Будут вносить какие-то третьестепенные коррективы, имитировать бурную деятельность то по защите климата, то окружающей среды, то заставлять людей одевать одну на другую по три маски перед входом в магазин или общественный транспорт – но ровным счетом ничего и никогда не сделают, чтобы поменять общий вектор развития общества, в чем-то понести личные финансовые и иные материальные потери от подобных изменений.
Как не странно и не кощунственно это звучит, но изменить нынешнее положение дел сможет только какой-то новый, никому неведомый ранее вирус. Еще более неуправляемый, непредсказуемый, и от которого точно не будут спасать ни маски с перчатками, ни вакцины – от китайской до японской. Тогда уж волей-неволей придется менять сам смысл функционирования нынешнего миропорядка, потому что иначе ни с маленькой, ни с самой серьезной бедой человечеству уже не справиться.