В последний день Кантара | Деловая неделя
18 марта 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

В последний день Кантара

31.01.2025 12:02:43
№: 3 (1591)



Кабмин предлагает ориентироваться на российские цены на бензин и другие виды топлива, но они складываются не в последнюю очередь под влиянием войны в Украине и прямых атак беспилотников на НПЗ и нефтебазы РФ. Почему это должно оказывать влияние на нас, непонятно

Кабмин отпускает цены на автомобильное топливо

«ДН»

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ Кабмин приступил к «дерегулированию цен» главным образом на автомобильное топливо – автогаз, бензин и дизель, которые, как предполагается, будут постепенно расти в цене, пока не сравняются с ценами в соседних странах ЕАЭС. Регулирование цен на них позволяло государству сдерживать инфляцию и, во многом, было мерой социальной поддержки населения, что устанавливалось соответствующими приказами Минэнерго. 27 января глава этого ведомства, Алмасадам Саткалиев, выпустил новый приказ - об отмене старых решений 2014-2015 годов, который вчера был введен в действие. Теперь, после отказа от этой модели, ожидаемо встает вопрос о том, что рост цен на автомобильное топливо спровоцирует рост цен на розничные и товары народного потребления, разгоняющие инфляцию. Впрочем, обесценивание тенге – это только часть рисков последствий этого шага Кабмина. Как мы помним, события Кантара-2022 начались именно с роста цен на автогаз в Жанаозене, Мангистауской области. Если правительство действительно рассчитывает на то, что автолюбители откажутся от использования газа для своих автомобилей, оно должно как-то помочь в этом деле именно на Западе страны, где сосредоточена большая часть их 600-тысячного парка. Впрочем, пока нет никаких признаков того, что Кабмин это серьезно беспокоит. Видимо, там решили сосредоточиться на том, чтобы обеспечить плавный рост цен.

Выступая на расширенном заседании правительства с участием президента Токаева премьер-министр Бектенов заявил: «Правительство начало поэтапную либерализацию цен на ГСМ и газ, а также тарифов в сферах ЖКХ и железнодорожных перевозок». Он же отметил, что главная задача правительства – обеспечение постепенности роста цен. «Плавный переход к рыночному ценообразованию позволит привлечь необходимые инвестиции в эти сферы и избавиться от рисков дефицита ГСМ», считает глава Кабмина. «Хочу подчеркнуть, что резкого скачка цен мы не допустим», - заверил главу государства и общество Олжас Бектенов. Среди компенсирующих «топливную инфляцию» мер он привел индексирование зарплат, пенсий и пособий, что осуществимо лишь, если правительству удастся справиться с бюджетным дефицитом. Кабмин уже огласил повышение налогов, хотя и обосновал его иначе, чем необходимостью покрыть недостаток средств для госрасходов (материал об этом смотрите, пожалуйста, в рубрике «Editorials»). Однако, удастся ли чиновникам реально собрать деньги, достаточные для индексации трат государства из-за роста цен на топливо – большой вопрос.

Если ориентироваться на обозначенные Саткалиевым показатели, взятые с российского рынка, то подорожание, в итоге, ожидается в пределах трети от нынешней цены. «По горюче-смазочным материалам мы ожидаем предварительный плавный рост уже с февраля текущего года. Также на сжиженный газ в ближайшее время, с начала февраля месяца», - заявил Саткалиев на этой неделе. «По росту стоимости на нефтепродукты, решение уже принято. Речь идет о либерализации цен на ГСМ. Также будет осуществляться поэтапный рост цен на сжиженный нефтяной газ, по товарному газу тоже есть определенные индикаторы, связанные с повышением цены. Главный посыл правительства состоит в том, чтобы нормативные и административные меры контроля оно за собой сохраняет. То есть не будет допущен резкий рост стоимости», - сообщил глава Минэнерго.

Он же анонсировал и прогнозы по товарному газу: первое повышение цен на него ожидается летом 2025 года, сжиженный газ должен вырасти раньше. «В среднем мы уже первый этап повышения предприняли в прошлом году. То есть мы увеличили диапазон, где-то с Т54-85 до Т59 - более Т90 в зависимости от региона», - сказал Саткалиев. Он пообещал также установить новые (надо полагать, временные) верхние пределы цен на газ, которые будут «варьироваться от Т64 до Т98 в зависимости от региона».

В качестве ориентира конечной цены глава Минэнерго привел журналистам цены на топливо в России. «Сейчас у нас предельная цена - 205 тенге на бензин АИ-92, регулируемый. В связи с либерализацией цен понятно, что если исходить из чистых рыночных механизмов, то он должен сравняться как минимум с ценами, которые есть в соседних рынках, в частности в России. В России цена порядка 290-300 тенге», - рассказал он. Довести до нее предполагается в несколько этапов, синхронно общим прогнозам инфляции. «Будем исходить из коридора инфляции, который установлен министерством экономики. Сейчас сложно сказать, в какую цену конкретно вырастет бензин, но это будет плавное повышение. Четкого алгоритма нет: возможно, раз в неделю или раз в месяц. Очень многое зависит от наших переговоров и с экспертами, и с участниками рынка», - сообщил Саткалиев.

Возвращаясь к газу отметим, что его использование в качестве автомобильного топлива Кабмин вообще хотел бы исключить. Казахстан испытывает дефицит (до 25%) этого типа углеводородов, наращивание добычи которых возможно лишь за счет крупнейших месторождений, действующих на основе соглашений о разделе продукции. Международные консорциумы крайне неохотно поставляют газ государству, которое принимает его по нерыночным ценам, предпочитая закачивать его обратно в пласт, чтобы поддерживать давление на месторождении. Вопросы увеличения поставок на рынок они связывают с переходом к рыночному ценообразованию. Кроме того, расширение проектов в нефтехимии и вовсе ставит под вопрос удовлетворить спрос на газ внутри страны.

Об этом премьеру Бектенову в прошлом году докладывал Саткалиев. «Олжас Абаевич, сжиженный нефтяной газ нигде в мире не используется в качестве топлива, а применяется как важный элемент получения продуктов с высокой добавленной стоимостью», — отмечал он. «В нашем планировании весь сжиженный нефтегаз должен использоваться для целей в первую очередь нефтегазохимии. Как альтернатива, я уже говорил, те люди, которые переоборудовали свои автомобили на газомоторное топливо и использовали их как сжиженный нефтяной газ, они без топлива не останутся, у них всегда есть альтернатива ездить либо на дизеле, либо на бензине, то есть произвести демонтаж этого газобаллонного оборудования», — отметил Саткалиев.

Однако, дьявол, как всегда – в деталях. О цене вопроса демонтажа газового оборудования с 600 тысяч автомобилей чиновники стараются не говорить, перекладывая эти издержки на простых граждан. А если добавить тот факт, что и после переоборудования автовладельцы будут платить существенно больше за топливо, то особенной разницы между тем, почувствуют ли граждане, что они обеднели одномоментно или постепенно, не будет. Да, чисто психологически постепенность позволит несколько снизить стресс, но, если в целом результат будет один и тот же, пусть и растянутый во времени, социальная напряженность особенно в западных регионах страны все равно возрастет. Чему будет способствовать и ряд других факторов – рост НДС, тарифов и штрафов. Целый ряд совпавших негативных факторов способны вновь породить негативные социальные последствия. Первые признаки которых уже заметны по соцсетям, где общим мнением успели стать слова о том, что при Назарбаеве «такого не было»…


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...