В шататном режиме? | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

В шататном режиме?

26.01.2024 10:57:30
№: 3 (1545)

Президент Токаев тоже пожурил главу МЧС: «Нынешнюю работу никак нельзя назвать удовлетворительной. Министру Шарипханову я ставлю на вид. Если считаете свою работу неподъемной, дайте знать, здесь ничего зазорного нет. Вернем на научно-преподавательскую работу»

Власти не смогли обеспечить своевременное оповещение граждан о землетрясении

«ДН»

СИЛЬНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ в Алматы в ночь на 23 января продемонстрировало, что у властей казалось бы самого развитого города в стране (и точно самого густонаселенного) просто не оказалось реальных инструментов для оповещения населения по поводу чрезвычайной ситуации. Сирены не завыли, смс-ки пришли спустя часы после сильного толчка, а где были развернуты пункты помощи населению, так практически никто и не узнал. Люди просто в панике бросились на улицу, кто в чем был, потом устроили огромные пробки на улицах, либо были вынуждены прятаться от холода по магазинам, садикам и даже мечетям. Впрочем, это не мешает чиновникам делать вид, что ничего страшного не произошло, и никто из них не напортачил. Жителям Алматы остается делать только печальные выводы: что в чрезвычайной ситуации им, видимо, придется рассчитывать только на себя…

Мы все помним, как во время коронавируса по всему городу несколько раз в день включались сирены и акустические системы оповещения, которые информировали граждан о том, чтобы они не покидали свои дома. Металлический голос, конечно, немного действовал на нервы, но в целом, такие сообщения хотя бы демонстрировали, что власти держат ситуацию под контролем. В этот раз, когда подземные толчки оказались продолжительными, подобного аудио-уведомления, которое бы напомнило гражданам, что им не нужно паниковать и покидать многоэтажные дома, пока те не перестанут раскачиваться, что необходимо отключить газ, электричество, не использовать лифты, захватить с собой тревожные чемоданчики (которых, похоже, так ни у кого и нет), а также где можно ознакомиться с пунктами сбора при землетрясении, вот этого всего сильно не хватало.

Растерянные алматинцы просто выбегали на улицу по лестницам шатающихся домов даже в исподнем, затем, поскольку не было понятно, где можно переждать ночь, потянулись разом загород, по дороге встав в многокилометровые пробки. Из-за этого ажиотаж возник на автозаправочных станциях, где, по идее, во время землетрясений находиться было опасно. В социальных сетях были видео, где люди грелись в супермаркетах, спортзалах школ, в мечетях, так как не знали, где развернуты соответствующие пункты МЧС. Но опять же вопрос – насколько было безопасно оставаться в подобного рода строениях?

В общем, когда в ДЧС заявляют, что не стали включать сирены и систему аудио-оповещения, чтобы избежать паники, это выглядит, как очень слабое оправдание, потому что паника была довольно сильной, и очень не хватало официальной информации. Ну, а про что-то сверх этого, вроде визуальных средств или указателей направлений, куда можно было эвакуироваться, разговора и вовсе нет. Такие меры у нас, кажется, не предусмотрены совсем. Учения, если и проводились в городе, то, вероятно, просто для галочки, поскольку общая растерянность населения по поводу того, что делать, куда идти, уступала только его тотальной неготовности к такого рода эксцессам.

Текст смс-ок, полученных жителями Алматы спустя несколько часов, после того, как самые сильные толчки уже прошли, вызывал только истерический хохот, потому что в их тексте была допущена курьезная, но, как говорят «по Фрейду», ошибка: «Поводов для паники нет. Все службы города работают в шататном режиме». Собственно говоря, это слово, наверное, точнее всего и характеризует состояние систем предупреждения в Алматы. На этом фоне представители ДЧС по Алматы решили объясниться. Нурлан Атыгаев на брифинге так ответил на вопросы, почему методы оповещения фактически не сработали: «Что касается сирен, то у нас в городе порядка 843 электросирен числится, что составляет 100-процентный охват. Допустим, сирены запускаются только при фиксации сейсмостанциями колебаний магнитудой более 5,5 по ощутимости баллов. В данном случае у нас от 4 до 5 баллов, поэтому включать сирены не было необходимости и смысла. Мы не хотели создавать ажиотаж, и, я думаю, было бы больше шума».

Также он объяснился по поводу опоздавших смс: «При оперативной рассылке сообщений практика показала, что эти сообщения поздно поступают до жителей города, потому что это плотность населения, операторы сетей не успевают обрабатывать информацию. Соответственно, такая информация доходит поздно. Мы постепенно от практики такой рассылки отошли. В СМИ информация появилась в 00:11 о землетрясении. После этого, когда в социальных сетях сообщили о землетрясении, мы дозированно давали информацию, успокаивали».

Однако, тут еще нужно отметить, что не у всех операторов мобильной связи и не везде в ту ночь интернет стабильно работал, соответственно, и доступ к социальным сетям, а также новостным сайтам далеко не у всех. А где был – из-за большого числа зашедших на один сайт пользователей стихийно создавалась DDoS-атака. Спустя несколько дней некоторые операторы прислали абонентам извинения и предложения компенсировать неудобства. «Знаем, со связью были неполадки. Устранили так скоро, как только возможно». Чтобы загладить свою вину, оператор предложил 10 гигабайт интернета на 3 дня.

На следующий день журналисты задали вопросы по поводу запаздывающих смс уже представителю МЦРИАП. Вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Асхат Оразбек также постарался сделать вид, что никакой проблемы нет: «Сбоя не было. Была медленная рассылка. Не успели». «[Мобильные] Операторы отправили [смс-уведомления] вовремя, они не успели дойти. Ребят, у меня по русскому языку пятерка была в школе, я знаю...», - зачем-то добавил Оразбек, пояснив, что запаздывание уведомлений о ЧС – технологическая проблема, а не вопрос компетентности чиновников. Видимо, за то, что министр не хочет называть ситуацию, когда система, которая должна была быстро сообщать гражданам о ЧС, сделала это медленно, нельзя назвать сбоем, мы должны спрашивать его учительницу по русскому языку и литературе…

«У вас получается одна и та же смс десятками тысяч дублируется, понимаете? Одно и то же сообщение, копируется, клонируется и выстраивается в очереди. И эта очередь оператором базовой станции вырабатывается по очереди. Каждое сообщение, одно сообщение вырабатывается по отдельности, в этом и проблема технологии», - сказал он. Далее он попробовал еще раз все объяснить буквально на пальцах: «Они отправили оповещения вовремя. Есть точка А и точка Б. Точка A - это момент отправки, отправили они все сразу, как получили сообщения от МЧС. Другая проблема, что по сетям телекоммуникаций SMS доходили долго. Эту проблему мы решаем другой технологией, это мгновенные сообщения, о которых мы сейчас говорили. Они позволят в течение нескольких секунд оповестить каждого абонента в необходимой локации. Это и есть решение. SMS таким решением не является и быть не может, к сожалению». В итоге, получается, что смс-ки рассылали просто так – просто потому, что в законе «О гражданской защите» прописано: операторы связи обязаны делать массовую SMS-рассылку. «Проблема в другом, проблема в технологии, что SMS доходят достаточно медленно, в течение нескольких часов. В режиме ЧС оперативно оповестить граждан о событии, о ситуации или направить их куда-то, предоставить информацию по тому, где они могут найти какие-то условия, невозможно», - признался вице-министр. О том, почему тогда государство использует подобную неэффективную систему, вице-министр распространяться не стал.

На логический вопрос, почему тогда алматинцы оперативно получили уведомление от мировых сервисов, но не от МЧС и не от национального оператора Оразбек просто развел руками: «Потому что Google по сети Интернет использует свои технологии, которые позволяют точечно доставить контент до абонента. Когда вы смотрите YouTube, каждый может себе выбрать контент, потому что у вас есть персональное соединение с серверами. Оттуда и приходят разные уведомления вам на устройство». Кстати, о том, что ДЧС Алматы уже были доступны мгновенные push-уведомления на телефоны алматинцев, говорилось в ноябре 2022 года, когда в городе проводились учения. Впрочем, еще ранее, в 2019 году такой порядок уведомления граждан о ЧС уже презентовывали, как «систему раннего оповещения». Однако в 2024 году выясняется, что он все еще находится в режиме тестирования…

Об этом сообщил глава Минцифры Багдат Мусин: «С 2022 года по 2023 год министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с министерством по чрезвычайным ситуациям провело тестирование системы мгновенного оповещения граждан в чрезвычайных ситуациях с применением технологии Cell broadcast. Эта система представляет собой новый подход к массовому оповещению, отличающийся от традиционных SMS-оповещений.

В отличие от SMS-оповещений, предназначенных для однократных коммуникаций, технология Cell broadcast разработана для эффективного оповещения миллионов граждан о чрезвычайных ситуациях на определенной территории, обеспечивая мгновенную и массовую рассылку. Система Cell broadcast становится необходимой в случаях, требующих немедленного уведомления о чрезвычайной ситуации, таких как природные бедствия (например, паводки, пожары) или террористические положения.

Ряд стран, находящихся в сейсмологически нестабильных регионах уже используют такую технологию массового оповещения. К примеру, в США тестирование данной системы была проведена на национальном уровне в прошлом году. Там используется система "беспроводных экстренных оповещений", которые выглядят как текстовые сообщения, но с индивидуальным звуковым и вибрационным сигналом, чтобы привлечь внимание пользователей».

В итоге, глава МЦРИАП переложил ответственность за то, что эта система в Казахстане так и не была внедрена, на МЧС, указав, что на это не было выделено денег. Сделал он это внутри своего длинного текста о ее технических особенностях. Вот этот отрывок: «Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности сообщало всем заинтересованным ведомствам о готовности реализации технологии мгновенного оповещения Cell broadcast в Казахстане при выделении средств». «Окончательное решение о необходимости внедрения такого рода технических решений принимает отраслевое ведомство, отвечающее за реагирование в чрезвычайных ситуациях. Министерство цифрового развития со своей стороны при наличии необходимого финансирования готово к полноценной реализации данной системы в течение двух месяцев», – отметил министр.

На фоне такого успешного отфутболивания ответственности в МЦРИАП зашевелились и мобильные операторы, которых перед этим так защищал вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Асхат Оразбек. Так, оператор Tele2/Altel сообщил, что «первый запрос на рассылку от ДЧС Алматы пришел в 01:41, спустя полтора часа от основного сильного толчка»! Кроме того, затягивание с рассылкой смс произошло также и потому, что «для сообщений от служб спасения существуют четкие правила, которые не были соблюдены, и это, в том числе, повлияло на итоговое время доставки сообщений абонентам».

То есть, в итоге получается, что первую задержку с распространением информации допустили именно в профильном ведомстве, а уже потом операторы с черепашьей скоростью раскидали «шататный» текст. Кстати, это не в первый раз, когда МЧС пытается перекладывать ответственность за свои недоработки на операторов. Лет 10 назад ЧС-ники пеняли операторам, что те хотели брать за такие смс-ки денег, но последние сообщили, что им тогда никто вообще не предлагал такое и они готовы работать бесплатно по их рассылке. Тогда скандал почему-то не возник, но в этот раз, вероятно, без последствий эта ситуация не останется.

23 января исполнительный директор общественного объединения «Әділдік жолы» Дидар Смагулов написал в своем аккаунте в соцсетях, что компания, ответственная за раннее оповещение о землетрясениях в Алматы принадлежит внуку бывшего президента Нурсултана Назарбаева Нурали Алиеву. ДЧС Алматы уже оплатил его компании более одного миллиарда тенге за фактически неработающую систему. Что интересно, начальник ДЧС по Алматы Руслан Касыбаев, заключавший в 2022 году договор с компанией «TNS-INTEC», впоследствии был осужден за «злоупотребление властью» (кстати, буквально в эти же дни стало известно, что коллегия Верховного суда оправдала чиновника и теперь Генпрокуратура готовит протест). Согласно условиям контракта, это ТОО должно было установить на территории Алматы 28 станций, которые должны были сигнализировать МЧС и Институту сейсмологии о приближении землетрясения.

Далее, эта же компания через приложение должна была делать рассылку с предупреждением населения об опасности, однако, в итоге ее представитель сообщил, что уведомления не были разосланы, так как она не получила официальную информацию… от МЧС и сейсмологов. В итоге, получается, что затягивание оповещения о ЧС вновь упирается в нерасторопность именно ДЧС Алматы. Правда, в Антикоре еще заявили, что будут проверки информации о неработающей системе оповещения, предоставленной компанией с конечным бенефициаром в виде Нурали Алиева, однако, с учетом того, как неохотно наши правоохранительные органы расследуют дела, связанные с семьей первого президента, можно предположить, что там крупных разоблачений не будет. Тем более, что о нерасторопности МЧС-ников уже заявили и мобильные операторы.

Видимо, поэтому в правительстве и парламенте не очень склонны винить операторов, и требуют объяснений именно от чиновников. Так, депутат мажилиса от фракции ДПК «Ак жол» Ерлан Барлыбаев озвучил депутатский запрос, в котором поставил вопрос об отсутствии оповещений населения о землетрясении. Он также скептически настроен по поводу объяснений ДЧС Алматы по поводу молчавших сирен: «Кроме того, если сигналы порождают ажиотаж, то возникает вопрос: а для чего тогда МЧС потратило более 1 миллиарда тенге на автоматизированную систему раннего оповещения? При том что эта система даже «не почесалась», когда штормило весь юг страны. На этом фоне показательно, что предупреждения, хотя бы на несколько минут раньше самой стихии, пришли по мессенджерам Android и Google, на которые из бюджета не затрачено ни копейки».

К критике действий чиновников на местах подключился и премьер-министр. «Как видим, все службы МЧС, акимат и другие государственные органы отреагировали на произошедшее. К счастью, погибших и серьезного ущерба нет, но есть пострадавшие. Люди без своевременной информации, четких действий подверглись панике. Они пострадали от необдуманных действий, когда выпрыгивали со второго, третьего этажей. Это связано с тем, что надо было своевременно включить систему оповещения, как можно раньше объявить населению и рассылать сообщения», - заявил Алихан Смаилов на заседании правительства. Он потребовал, чтобы профильные службы начали, наконец, «четко информировать граждан о последовательности действий в подобных ситуациях».


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...