В виртуальном вакууме
Без личного общения нет взаимопонимания. И между людьми, и между странами
Юрий Сигов, Вашингтон
Недавно прошедшая виртуально конференция на высшем уровне по вопросам изменения климата до сих пор подается мировыми СМИ как нечто судьбоносное, эпохальное, неведомое по своей значимости и масштабам. Организовали саммит, знамо дело, Соединенные Штаты и лично их президент. А побеседовать с ним согласились 17 других мировых лидеров, страны в подчинении которых как раз и загрязняют безбожно нашу столь беззащитную от деятельности человека планету.
Сидя у экранов мониторов в ее разных концах, все эти политики говорили, как им казалось, совершенно правильные вещи. Глубоко осознавали ту «красную черту», к которой вроде как приблизилось человечество, и уже самим фактом донесения своих мыслей до точно таких же, как они сами, «больших и важных» правителей словно уверяли: да, если мы все сообща начнем планету нашу спасать, то спасем непременно. Вот только проведем еще один саммит, потом еще один – а там, глядишь, и воздух станет чище, и льды начнут таять менее интенсивно, и все остальные глобальные проблемы автоматически разрешаться.
Но вот что в этой связи подумалось. Сидят друг перед другом, но на положенном «социальном расстоянии» все эти мировые правители. Убеждают друг друга в совершенно, с одной стороны, очевидном. А с другой - находясь в какой-то иррациональной нереальности. Ведь не только эту (во многом надуманную), но и множество других проблем они подобным «совместным путем» решают не первый день. И решают так, что проблем с каждым днем все больше, а шансов на их решение -с гулькин нос.
Впереди - еще несколько подобных мероприятий, регионального и глобального масштабов. И вновь - мониторы, зумы, прочие интерактивные мосты наведения – но что-то подсказывает: решить ни одной даже небольшой проблемы таким методом даже самые красноречивые в интернете лидеры не в состоянии. Но времена-то какие нынче? Правильно - цифровые. Соответственно если ты не в сетях, не на зуме, не на какой-то очередной, выдуманной никому еще вчера неизвестным вундеркиндом платформе – значит, и ты, и твоя страна безнадежно отстали. Ну как такое можно допустить?
Сидели перед экраном - забыли о живых людях
С самого начала всей этой вирусной вакханалии одним из крайне опасных для человечества (раз уж она охватила практически все страны мира) назывались попытки крупных интернет-компаний посадить всех, кто еще не заболел ковидом, на электронные платформы. Потому как, с одной стороны, всех вокруг друг от друга изолировали и ограничили. А с другой - общаться-то человеку положено и свойственно от природы. И если уж запрещено это делать очно, то тогда надо придумать сотни, а еще лучше – тысячи вариантов, как это можно делать на расстоянии.
Благо, развитие современных технологий подобное вполне позволяло. А лидерство в такой деятельности на себя взяли, как водится, американские компании, расположенные практически все в Силиконовой долине Западного побережья страны. Именно тогда мало кому известная компания Zoom превратилась за считанные ковидные месяцы в мирового интернет-гиганта, без услуг которого целые отрасли народного хозяйства и экономики десятков стран попросту не могли существовать.
Весь прошлый год именно с помощью «Зума» проходили десятки тысяч конференций, круглых столов, сдавались экзамены и выпускались курсанты с докторами и профессорами. Эта платформа подружила между собой глав государств, целые министерства и ведомства, обычных граждан, которые сидя взаперти и иногда не имея возможности выйти за дверь дома неделями, спокойненько общались с точно такими же «дома-заключенными» в других частях света.
Но тут вот какая небольшая накладка случилась. Все радовались зуму и ее невероятным техническим возможностям. А все потому, что, как казалось, вирусный кошмар вот-вот закончится. И тогда и зум будет больше не нужен, и вновь будут восстановлены обычные человеческие контакты. На конференциях, форумах, занятиях в аудиториях и в кофейнях-ресторанах. Но не тут-то было. Вирус никуда до сих пор не уходит, зараженных по-прежнему все больше (а в некоторых странах - так и вовсе полный завал), а личные контакты между людьми все никак не восстанавливались.
В итоге нынче складывается ситуация, при которой за прошедший год резко возрос процент виртуального человеческого общения на всех уровнях. При этом существенно сократился, а в некоторых случаях и обстоятельствах прекратился вовсе вариант личного общения между людьми. Причем на всех абсолютно уровнях. Соответственно виртуальное общение уже не только не решает никаких вопросов, но и все больше раздражает самих участников подобного взаимодейcтвия. А личные встречи в условиях новых вспышек ковида или чего-то иного, на него похожего, по-прежнему отдаляют людей друг от друга.
Именно от карантинного, виртуального формата обучения что в школах, что в университетах значительно снизился – и это повсеместно – уровень получаемых знаний учащимися. Если по началу вся эта виртуальная забава выглядела неким временным «развлекунчиком», то затем от всей этой закулисной схемы обмена знаниями стали откровенно страдать и сами педагоги, и учащиеся всех возрастов и видов изучаемых наук. Довольно быстро (примерно за первые пару месяцев) от всей этой чрезвычайной виртуальщины устали и родители. Они и сами не могли бороться с введенными ограничениями и карантинами, и своим детям в заочном электронном формате обучения ничем особо не могли посодействовать.
В этой ситуации прямо-таки править электронным эфиром стали самые различные социальные сети, в лидеры которых выбился совершенно дегенеративный формат оболванивания, прежде всего молодежи «Тик Ток». Прочитав эту фразу, дети самых различных возрастов - от 3 до 15 лет с возмущением воскликнут: «Да вы что, это же самое лучше. И самое популярное, что есть сегодня в мире». К сожалению, так и есть. Вот только что от тика, что от тока и детям, и их родителям не просто будет мало проку - а не будет вовсе.
Понять можно и молодежь: ее, как и пожилых людей, фактически на целый год (а кое-где вся эта полу-тюремная схема взаимоотношений между различными группами людей сохраняется) посадили в жилые клетки. Где спасало от полного сумасшествия лишь одно – наличие интернета и компьютера. А если они появлялись, то сразу - в сеть, на форум – и понеслась: то тик, то ток, то снимок с правой руки, то - с левой, то песню поешь, то танец пляшешь. А где-то там, за тридевять земель точно такой же, как ты тик-токер просто тащится от твоих талантов и причуд.
В мире только за прошлый год появилось более двух тысяч человек, у которых в Тик-токе было более миллиона подписчиков. Молодежь повсюду судорожно фотографировала все, что имело и не имело смысла, пела и танцевала словно перед специальным отбором на «Евровидение». А в разделе короткометражных клипов стали даже определять своих лауреатов «маленьких Оскаров». Чтобы потом эти люди, будучи награжденными виртуальными толпами поклонников, могли обратиться за выгодными предложениями к богатеньким и жаждущим все новых клиентов рекламодателям.
Год прошел, а общения лицом к лицу все нет…
Вот уже больше года в столице США Вашингтоне не проводится вообще никаких мероприятий, требующих личностного присутствия участников. Все самые знаменитые мозговые центры, научные и исследовательские организации, выставочные комплексы, картинные галереи и прочие заведения не просто по-прежнему закрыты – они существуют только в виртуальном формате. Предлагая мифические прогулки по своим залам, проведение семинаров и конференций онлайн, выпускают какие-то отчеты, брошюры и прочее. Но все это – какое-то потустороннее, и, видимо, направленное только на то, чтобы оправдать собственное все еще существование.
А тем самым и получить на следующий финансовый год средства, позволяющие всем этим организациям худо-бедно, но существовать, и платить своим сотрудникам, работы у которых нынче либо нет вовсе, либо совсем немного, вполне приличные зарплаты. Виртуальные кинофестивали, научные симпозиумы, в которых на огромных расстояниях друг от друга ученые мужи упражняются в своих словесных способностях. В то время, как в огромных конференц-залах, также как и в спортивных дворцах нынче идет прививочная кампания. Там теперь сидят медики, колют пациентов и громоздятся ящики с пробирками вакцин всех цветов и степеней эффективности.
Полная тоска у дипломатов. Давно нет никаких дипломатических приемов, потому как есть ограничения, введенные местными властями. Есть еще личные страхи самих дипломатов (особенно пожилых по возрасту, которые по-прежнему реально боятся чем-то заразиться в случае какого-либо несанкционированного общения). Есть и запреты отдельных стран на какие-либо массовые скопления на территории собственных посольств, и соответственно нежелание никакие мероприятия проводить вовсе.
И это, не говоря о минимальных визитах что на политическом, что на деловом уровне. То есть какие-то отдельные самолеты с вертолетами прилетают, несколько человек из них выходят и проводят с масками на лицах полу-переговоры. Но все это проходит в режиме не просто повышенной, а какой-то параноидальной ограниченности любых человеческих контактов. И даже при выходе на улицу, где давно уже стоит весенняя погода, вроде бы разумные в обычной жизни политики напяливают по две маски на себя, потому как знаменитый доктор Фаучи так недавно посоветовал делать всем, кто хочет победить… пятую по счету волну зловредного ковида.
А в виртуальном пространстве – новые споры. В Южной Америке, к примеру, сейчас учебный год только начинается. И в Аргентине мэр столицы страны Буэнос Айреса принял решение возобновить обучение школьников исключительно в очном формате. Просидев в виртуале целый год что школьники, что учителя просто озверели. И хотя в стране вроде как настала новая, уже никем не учитываемая по счету волна вируса, терпеть тюремный карантинный режим больше никто не желает.
А в Калифорнии в школах пытаются пока нагнать то, что было упущено детьми во время виртуальной учебы всю весну. Потому как по осени никто не знает, разрешат ли учащимся вернуться в классы, или их вновь посадят на электронную цепь. И заставят вновь сидеть по домам, а соответственно сходить с ума по подобному развитию событий их родителей.
Тому, кому надо бы лично встречаться, недосуг даже общение виртуальное…
Вот решила Демократическая партия США и ее высшее руководство навязать всему миру «климатическую тематику». То бишь спасать надо нашу планету от газовых выхлопов, углекислоты избыточной и многого другого, что топит нещадно льды Антарктики и сжигает леса амазонские. Протолкнули они это и в программу ООН, там тут же взяли «под козырек» (даром что ли нынешнему Генсеку этой организации на второй пятилетний срок переизбираться?), а теперь и всем остальным главным «загазованным деятелям» тематику эту насильно навязали.
И принимают (пока на словах) некие судьбоносные решения, дают обещания на весь свет виртуально мировые президенты и премьеры. Кто покончить со всеми выхлопами обещает через пять лет, кто - через десять, а кто-то и вовсе клянется пересадить все собственное население на «зеленый транспорт», уничтожив двигатели внутреннего сгорания бензина октанового как класс. Когда все виртуально друг другу подобное пообещали, на следующий день начались споры - а кто же у нас окажется самым «сокращающим», а кого неплохо было бы в деле борьбы с потеплением климата и немножко в общественном порядке подстегнуть?
Сейчас все обдумывают, а будет ли вся эта вирусная история и дальше явно затягиваться, и реально ли в этом году все же вернуться в формат личного взаимодействия? Школьников с учителями, подчиненных с начальниками на работе, политиками во время различных что мировых, что двусторонних форумов? Ведь дел за прошедший год накопилось столько, что надо не просто живьем всем им встречаться, но и реально менять весь тот формат человеческих контактов, который за ковидные месяцы как-то незаметно сформировался.
Посмотрите только на двусторонние отношения Европы с Россией. Америку здесь даже не буду упоминать, потому как никаких отношений между США и РФ в нормальном, человеческом измерении давно уже нет и не предвидится. Да, выслать посольских работников друг друга, ловить шпионов, вводить санкции и «ответки» - все это было, и будет дальше гарантировано вне зависимости от того, кто заседает нынче что в Белом доме, что в Кремле.
А вот с Европой - настоящий театр абсурда. Ближайшие соседи - и самые настоящие враги. Торговые партнеры, которым, казалось бы, сам Бог велел наводить мосты и по ним без всяких ограничений передвигаться навстречу друг другу – и полнейшая визовая закупорка, взаимные оскорбления, все те же дипломатические высылки и угрозы то применением оружия, то тяжелой бронированной техники. Только послушайте, о чем говорят в виртуальном пространстве лидеры Европы и РФ. Это ведь уму непостижимо – Донбасс, все те же шпионы, газовые трубы от одних к другим, взаимная невыдача виз. И это - уровень взаимоотношений политиков двух ведущих мировых игроков?
Смотрят на вcе это обычные граждане (в основном российские, потому как Европе особо ни Россия, ни ее рядовые подданные не интересны), и думают: а ведь ковид действительно сделал даже нормальных ранее людей полусумасшедшими. Там, где вроде есть возможности сотрудничать и договариваться о нормальной жизни- там как раз все из рук вон плохо. Там, где даже и имеются какие-то конфликтные моменты, все можно было бы решить личными встречами ответственных за то или иное ведомство лицами. Но нет: опять скандал, еще скандал, ничего личного – только лютая вражда и взаимное недопонимание.
Обратите внимание на то, что нынче лично встречаться мировые политики готовы только для одной цели – сделать совместно кому-то другому гадость. Ввести санкции, выслать дипломатов, обсудить с «союзниками» что-то угрожающее и агрессивное в адрес кого-то другого. Но вот чтобы с этим «против кого все» самому поговорить – причем лично, без посредников, в нормальной человеческой атмосфере – так вновь нет. Лицо можно, оказывается, потерять (голоса избирателей, собственное население может, видите ли, не понять, потому как осознает оно только то, что пишут дома СМИ, а они пишут такое, что мама не горюй).
А получается так, что выступают эти самые мировые лидеры все больше дома, для своей аудитории. А другие лидеры, посмотрев или послушав такое выступление, потом думают-гадают, а что же такого он на самом деле хотел сказать? И не своему населению, а мне, точно такому же, как он. Вот только расспрашивать его с подробностями я не буду, потому что не к лицу мне, такому важному и влиятельному, у кого-то идти на поводу. И тем самым демонстрировать некую слабость политическую и чисто человеческую.
Хотя на дворе уже май, есть у меня очень большое сомнение в том, что и в этом году саммиты стран АПЕК (Тихоокеанский бассейн), и «большой двадцатки», и Генассамблея ООН в Нью Йорке пройдут в обычном, лично-контактном режиме. Опять полезут на нашу планету в самые различные ее уголки все новые волны вируса, каких-то неведомых прежде штаммов, и не исключено, что карантины и ограничения вновь могут быть введены. Особенно если так решат те самые политики, которые друг с другом общаться не считают нужным. Но зато всех остальных они же готовы даже виртуально припугивать. И отнюдь не только новыми вирусами.