В заливе все спокойно?
Американская политика в отношении Ближнего Востока после прихода в Белый дом Трампа еще больше ужесточится
Американская политика вскоре кардинально изменится в районе Ближнего Востока и Персидского (Арабского) залива. А это скажется и на странах Центральной Азии
Юрий Сигов, Вашингтон
Новоявленный президент Соединенных Штатов еще не вступил в должность, а гадания относительно того, как он, и подчиненная ему администрация себя поведут по всему миру все противоречивее и жарче. Многие по какой-то причине считают, что вся политика Вашингтона на нашей планете будет полностью пересмотрена. И чем ближе дата официального вступления в должность Д.Трампа, тем больше шансов на то, что даже ранее стабильные и нерушимые отношения США со многими государствами станут полностью иными.
Есть, правда, и относительные скептики, уверенные в том, что менять Америка ничего не будет потому как не меняется уже десятилетиями сама. А тот, кто приходит на очередные четыре года в Белый дом, по любому будет делать то, что скажут правящие в стране политические элиты. Те же в свою очередь вполне довольны нынешним положением дел в мире, поскольку кровопролитные конфликты, гремящие в других уголках нашей планеты, Америку даже минимально не затрагивают. А как раз наоборот: на них именно Соединенные Штаты регулярно наживаются, и точно также планируют делать при следующей белодомовской администрации.
Поскольку основное внимание мировой политической верхушки сосредоточено на том, что же предложит Америка и ее новый президент по Украине, чуть пока в стороне остается ситуация на Ближнем Востоке (вроде там все понятно изначально: Трамп - больше друг Израиля, чем Дж.Байден, так чего там гадать-прикидывать?) и особенно вокруг Ирана. Соответственно и весь регион Персидского (Арабского) залива вроде как пока не приоритет для будущего хозяина Белого дома.
Сначала он вроде как хочет заняться незаконными мигрантами у себя в стране, выслать несколько их тысяч для больше имиджевой демонстрации собственной решимости покончить с этой проблемой самым серьезным образом. И только затем, больше в плане финансов, Д.Трамп обратит внимание на отдельные аспекты своей будущей внешней политики. Тем более, что гарантировано именно там, где участие (или отсутствие такового) именно Соединенных Штатов может оказаться решающим как для самого Вашингтона, так и тех стран, где подобное американское участие-вмешательство состоится.
Если у Ирана появится ядерное оружие, то мы их разбомбим
Ключевым в регионе будет новая политика Вашингтона в отношении Ирана. Понятное дело, что никаких «отыгрываний назад» Д. Трамп не допустит, и никакие новые сделки с Тегераном относительно замораживания ядерной его программы он допустить не планирует. Только полная капитуляция Ирана, только отказ от ядерных амбиций, допуск международных инспекторов на свои ядерные объекты (а половина там всегда - сотрудники под крышей американских спецслужб), и обязательство не угрожать своими военными и иными формированиями Израилю.
Вариантов для решения «иранского вопроса» у новой администрации Белого дома два. Один – чисто военный, и к нему американцев подталкивают израильтяне. В одиночку при всем желании Израиль с Ираном не справится, а скорее сам окажется в проигрыше. А вот подбив на помощь США Тель-Авив надеется полностью снять с себя иранскую угрозу, а уничтожив ядерный потенциал персидского государства, руководство Израиля хотело бы полностью выключить Тегеран из большой политики в регионе на долгие годы.
Второй вариант - чисто деловой, а точнее – я бы сказал изуверский с точки зрения методов и способов «мирного разрешения имеющегося в регионе конфликта». Новоизбранный президент США намерен по примеру действий своей первой администрации возобновить политику «максимального мирного давления» на Иран. Его план - как можно скорее финансово и торгово-экономически обанкротить Исламскую Республику, чтобы ее руководство под давлением серьезных внутренних проблем согласилось начать переговоры с Вашингтоном по широкому спектру вопросов, включая отказ от собственной ядерной программы.
Сейчас уже готовится целый ряд указов, которые могут быть приняты в первые дни президентства Трампа. В частности предлагается ужесточить санкционные меры против иранского нефтяного экспорта, включая те страны, которые по-прежнему осмеливаются закупать «черное золото» у Тегерана. Не секрет, что за период президентства Дж. Байдена Иран смог увеличить свой нефтяной экспорт более, чем в три раза. А поскольку многие страны закрывают глаза на нарушения американских санкций (которым они, правда, вовсе и не обязаны подчиняться) в торговле нефтью с Ираном, то планируется проводить серьезную санкционно- воспитательную работу и с ними.
Напомню, что предельно жесткий подход к Ирану был ключевым фактором политики Д. Трампа на всем Ближнем Востоке в период его первой администрации. Концепция так называемых Авраамовых соглашений – серии сделок, приводящих к внешней нормализации отношений между Израилем и рядом стран Арабского мира – была связана во многом со стремлением Вашингтона максимально изолировать именно Иран в регионе.
Исходя из тех же посылов Д.Трамп проталкивает по-прежнему и концепцию «ближневосточного НАТО». Да, в ходе его первого срока нахождения в Белом доме она не смогла быть осуществленной по разным причинам, но от нее новая команда в Вашингтоне вовсе не намерена отказываться. Ранее и Израиль, и страны Персидского (Арабского) залива концептуально разделяли необходимость стратегии силы в регионе. И якобы если дать Ирану полную свободу действий, то он не только создаст собственное ядерное оружие, но и будет угрожать безопасности как Израиля (к чему вроде как он уже давно привык), так и государств Залива в целом.
Однако сейчас общая ситуация в Заливе существенно изменилась. Та же Саудовская Аравия – сильнейшее государство Залива при посредничестве Китая заключила своего рода мирное соглашение о нормализации отношений с Ираном, закончив длившийся более восьми лет период открытой враждебности между Эр-Риядом и Тегераном. Обе стороны пообещали друг другу решать в дальнейшем все вопросы и спорные моменты только путем дипломатии, и не доводить дело до вооруженного противостояния.
Понятное дело, что в таком неспокойном и сложном регионе, как Залив и Ближний Восток любой мир – состояние предельно хрупкое и находящееся под влиянием очень большого числа внешних факторов. Но уже сам факт нахождения общего языка двух важнейших и влиятельнейших государств региона Залива говорит о предельном прагматизме и, если хотите, государственной мудрости участвовавших в этих переговорах политиков.
Очень сильно поменялась не только риторика, но и общий подход к вопросам безопасности в Заливе во взаимодействии Арабских стран региона с октября прошлого года, когда в секторе Газа началась изнурительная война между Израилем и военизированными подразделениями сил движения ХАМАС. Эта война, которая продолжается и по сей день не только разрушила прежние договоренности между еврейским государством и его арабскими соседями, а также Ираном, но и вывела ирано-израильское противостояние вновь на повестку дня в виде вспышки военных действий уже между Тегераном и Тель-Авивом.
Выступят ли арабы Залива единым фронтом с Ираном против Израиля? Вряд ли.
При всех происходящих в регионе трансформациях ключевым моментом сохранения напряженности остается весьма агрессивная политика Израиля и отсутствие координации действий между Арабскими странами. Не говоря уже о хотя бы какой-то вероятности взаимодействия в области обороны и внешней политики между Ираном и теми же странами-членами Совета государств Персидского (Арабского) залива. Теоретически такое сотрудничество вполне было бы разумно, но вот на практике осуществить его крайне проблематично.
Связано это с тем, что большая часть арабских государств по-прежнему поддерживает тесные связи с США, опасаясь Ирана. И даже при условии, что новый президент Америки - больше, чем самый верный друг Израиля, всем им приходится как-то приспосабливаться к традиционной американской политике в районе Залива, а в отношении Ирана – так особенно. Конфликтовать не столько с Израилем, сколько с США те же Арабские монархии Залива не просто не готовы, но и вовсе не собираются.
Да, сравнительно недавно наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Сальман осудил израильские ракетные удары по территории Ирана, и призвал уважать суверенитет Исламской Республики. Но у арабских стран нет никаких реальных рычагов давления на Израиль, ввязываться в конфликт Тель-Авива и Тегерана, если таковой примет военные формы, ни одна страна Залива не захочет. И дело здесь не столько в каких-то внешнеполитических принципах, сколько в разумном прагматизме арабов, оценивающих происходящее на Ближнем Востоке сквозь призму прежде всего собственных политических и экономических интересов.
От усиливающегося давления на Иран (а то, что именно так и будет после прихода в Белый дом Д.Трампа сомневаться не приходится) выиграет только правительство Израиля. Если же конфронтационная атмосфера в регионе каким-то образом уступит место переговорному процессу, то это будет означать почти неминуемый крах премьер-министра Израиля Нетаньяху, и вполне возможно - суд над ним со стороны самих граждан Израиля за то, что именно его правительство позволило боевикам движения ХАМАС захватить год назад заложников, многие из которых уже погибли, а около сотни из них по-прежнему остаются в руках хамасовцев.
Любопытно и то, что еще с трибуны Генассамблеи ООН в сентябре нынешнего года новый президент Ирана вроде как подавал американцам некие заигрывающе-позитивные сигналы. Якобы Тегеран готов к переговорам с США, и не решается нанести чувствительные удары по Израилю в отместку за его бомбардировки иранских объектов на территории страны.
В этой связи, думаю, лидеры стран Персидского (Арабского) залива резонно опасаются, что возобновление американской политики «максимального давления» на Тегеран разрушит то, что осталось от прежнего мира в регионе после начала и все еще продолжения вооруженного конфликта как вокруг сектора Газа, так и на территории Ливана в противостоянии армии Израиля и военных формирований движения Хезболла.
Американцы, правда, на эти заигрывания со стороны Ирана не особо прореагировали (даже при условии, что иранский президент чуть ли не осудил Россию по украинскому вопросу, чего при его предшественнике даже представить себе было невозможно). А уж при смене хозяина в Белом доме американская политика в отношении Тегерана еще больше ужесточится. Что неизбежно создаст дополнительное напряжение в регионе Залива, поставив тем самым серьезно под вопрос обстановку с безопасностью всех находящихся там государств.
Напряженность в Заливе неизбежно аукнется и региону Каспия, и всей ближайшей территории Азии
Что принесет странам, расположенным по-соседству новая политика американской администрации что на Ближнем Востоке в целом, что конкретно в Персидском (Арабском) заливе? Прежде всего, для Америке оба этих региона остаются зоной жизненно важных интересов, которые ни при каком президенте Вашингтон бросить на произвол судьбы не сможет. Более того: поиски разрешения конфликтной ситуации в регионе за счет вывода из борьбы одного из ключевых игроков (Ирана) для США становится принципиально важным, особенно учитывая тесные связи Д. Трампа с Израилем и еврейским лобби в США.
Так, усиление напряженности на Ближнем Востоке и продолжение израильской военной операции против движения ХАМАС в секторе Газа и сторонников движения Хезболла в Ливане неизбежно приведет к ухудшению отношений Израиля и Турции (что уже происходит). Также свои текущие попытки заигрывания с Вашингтоном будет неизбежно пересматривать и Иран. А ведь и та, и другая страны - ближайшие соседи как государств Закавказья, так и Центральной Азии.
Также важно, что именно через кавказские коридоры по Каспию и далее - к Турции и европейским рынкам, и через Иран - с выходом к Персидскому (Арабскому) заливу целый ряд стран Центральной Азии намерены выходить к Индийскому океану. Это касается и чисто торгово-экономических интересов (товары, услуги), так и экспорта углеводородов, для чего вдоль таких коридоров должен царить мир, а не вестись военные действия.
Касательно торгово- экономических отношений для стран Центральной Азии, и Залив в целом, и Иран весьма важны и по целому ряду других направлений - сотрудничество в сфере финансов, инвестиций, культурно-идеологическое, сделки с недвижимостью. Было бы ошибкой думать, что только очень богатые люди в регионе каким-то образом связаны с тем же Заливом и Арабскими монархиями, там расположенными. Залив сегодня - это еще и центр логистики и надежного транспортного сообщения, который именно в мирное время имеет колоссальное для всех значение. И попросту будет ликвидирован, если в регионе вспыхнет напряженность.
Не исключено также, что к своей антииранской кампании и Соединенные Штаты (прежде всего), и Израиль будут стремиться подключить как страны Центральной Азии, так и Закавказья. Давление будет идти как по линии финансово-торговых связей, так и в плане прекращения для выгоды Тегерана параллельного экспорта, который в нынешние времена довольно активно идет через эмират Дубай (ОАЭ). До поры-до времени американцы на подобное закрывали глаза, но при Трампе все может очень резко измениться.
Этот же сюжет – параллельный экспорт-импорт идет через Залив и тот же Казахстан и Узбекистан в Россию. Почти на сто процентов можно гарантировать, что напряженность между РФ и Западом, в котором Соединенные Штаты играют ключевую роль, будет сохраняться на неопределенно длительное время. Соответственно и потребность России в получении различных товарно-денежных услуг из района Залива будет неизменно сохраняться. А у США есть множество рычагов давления для того, чтобы «непокорно-непослушные» в Заливе и на Ближнем Востоке с Россией не имели никаких дел.
А это, в свою очередь, непременно отразится на странах Центральной Азии, которым еще придется выкручиваться не только за сохранение торгово-экономических отношений с Россией в рамках того же Евразийского союза и ШОС, но и с Китаем. Который уже новая администрация в Белом доме провозгласила одним из важнейших противников в глобальном масштабе. И бороться с ним американцы намерены повсюду - включая регион как Ближнего Востока, так и Залива.
В целом же нынешняя ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке и в Заливе за последние несколько лет, потребует от новой администрации президента США во многом нестандартных, и по большей части тонких дипломатических подходов, нежели грубая сила и использование во многом совершенно неэффективных санкций. В результате которых страны того же Залива и Иран найдут просто новые пути и возможности для сохранения своего взаимодействия.
Если же этого не произойдет, и давление Соединенных Штатов в регионе будет и дальше усиливаться, то военно-политическая эскалация напряженности между Израилем и странами региона будет неизбежно только углубляться. Тем самым гарантировано будут ухудшаться отношения между как Вашингтоном и аравийскими столицами, так и США с Ираном. А это в свою очередь негативно отразится на торгово-экономическом состоянии сотрудничества стран как Закавказья, так и Центральной Азии с этим весьма выгодным во всех отношениях регионом.
Не говоря уже о еще больших проблемах всего близлежащего региона, которые для государств Залива опять-таки во всех возрастающих масштабах могут создать исключительно Соединенные Штаты, если новая администрация Белого дома действительно будет вести себя так, как пока планирует.