Виртуальные правители | Деловая неделя
19 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Виртуальные правители

В несуществующем мире, который нас все чаще окружает, все больше появляется несуществующих правителей. Почему?

17.12.2020 10:38:00
№: 44(1401)
В несуществующем мире, который нас все чаще окружает, все больше появляется несуществующих правителей. Почему?

Юрий Сигов, Вашингтон

Согласитесь: никогда еще на нашем веку не было столь удивительных трансформаций человеческого сознания, ежедневного поведения, реакции на происходящие вокруг события. И еще более невероятных последствий всего того, что еще вчера казалось каким-то мифом. Кто-то в подобном развороте событий обвиняет слишком уж затянувшуюся эпопею с таинственным вирусом. А кому-то кажется, что по большей части виртуально мы жили уже давно: просто не желали в этом сами себе признаваться.

На самом деле вся общая схема нашей жизни претерпевает на наших глазах реальные и фундаментальные изменения. И вирус тут – лишь своего рода дополнительный толчок к дальнейшему развитию этих непредсказуемых событий. Причем, как показывает практика, то, как эти самые события будут развиваться даже через день-два не может предсказать никто. Ни самые проницательные политики, ни не меньше все знающие медики. И в итоге люди повсеместно начинают уже привыкать к тому, что куда не кинь взор – какие-то странные персонажи приходят к власти, как-то странно они себя ведут, и еще более странно реагируют на вроде бы вполне обыденные события и явления. 

То, что на нечто не белое цветом стало модно выговаривать «афро-американское» (забудьте слово «черный», а то турецкие с французскими футболистами опять с какого-нибудь поля дружною гурьбою уйдут - и потом ищи-свищи их в том самом поле!). А на руководителей государств - «временно исполняющий обязанности» или «народом по-настоящему избранный» - так это уже в порядке вещей. Чем вороватее министр, тем больше шансов у него на назначение на более высокий пост. Чем нелепее решение того или иного чиновника - тем больше вероятность, что с самого властного верха его непременно заметят - и вознаградят (как медалью-орденом, так и по карьерной линии). 

А уж что стало интересного и необычного на самом политическом Эвересте - так впору чуть ли не каждый день тома на этот счет наблюдений выдавать. То один президент что-нибудь такое отчебучит, то другой его своими комментариями или твиттерами-фейсбуками забьет по популярности. А может ведь пригрозить либо ближнему соседу, либо всему миру такими «непредсказуемыми последствиями», что создается впечатление, будто это и не правитель государства (что настоящий, что сам себя назначивший), а какой-то шпаненок из подворотни. 

Один президент – вроде бы настоящий, другой - «новоизбранный». Ждем еще на всякий случай парочку 

Как известно, в начале ноября сего года в США состоялись президентские выборы. По их результатам (которых до сих пор нет) вроде бы один из участников гонки стал президентом. Вроде бы его противник – президент пока еще настоящий, с этим не согласен. Он собирает доказательства того, что его нехорошие противники обмишурили-объегорили. И грозится им либо до конца нынешнего года, либо в начале будущего показать такую Кузькину мать, что мало никому не покажется. Ни тем, кто эту маму самую пробудил от спячки, ни тем, кто надеялся, что все вроде бы уже порешали и определили. 

В результате складывается в Америке, которая обычно – сама четкость, прозрачность и всем вокруг понятность, ситуация, прямо скажем, нестандартная. Президент, который сохраняет в руках все рычаги власти, продолжает не только оспаривать результаты состоявшихся выборов, но и править, как и раньше, Соединенными Штатами. Принимает решения (многие из них - очень даже судьбоносные), назначает министров и их заместителей, и даже вводит все новые и новые санкции против всех подряд, кто ему сейчас попадает под горячую руку. 

Но в любом случае он реализует свои президентские полномочия, которыми его наделили избиратели четыре года назад. А будет у него еще четыре - так к концу января, думаю, уже точно станет ясно. Куда комичнее и нелепее выглядит положение его противника Дж. Байдена. Который вроде как и победил на выборах (по мнению компании Си-Эн-Эн и тех, кто на нее молится), но на самом деле никаких реальных рычагов власти пока в своих руках не имеет. 

Между тем статус себе этот политик уже заработал – называется он «новоизбранный президент» (я бы добавил – «в результате СМИ-организованного госпереворота). Соответственно пока тот, который пока в Белом доме, что-то там оспаривает и подвергает сомнению, этот, «новоизбранный» развернул бурную деятельность по «почти вступлению в должность». Каждый Божий день он делает громкие заявления о той или иной политической и экономической проблеме страны. Принимает каких-то влиятельных бизнесменов, политиков, и даже зарубежных граждан. 

А еще он сутками напролет формирует свою якобы «будущую правящую команду». То, что пока это выглядит некой «дележкой шкуры неубитого медведя» гражданина Байдена ничуть не беспокоит. Он громогласно называет фамилии из всей той же политической обоймы бывшего президента США Б.Обамы, в которой он сам восемь лет трудился. И подает всю эту им «назначенную» (правда, пока не пойми куда) публику как неких будущих спасителей Америки от потерянных для страны четырех лет под предводительством Д.Трампа. 

В результате создается довольно комичная обстановка в стране. Человек, у которого нет никаких реальных полномочий ни на что, и доступа к настоящей, а не виртуальной власти, усилиями тех самых СМИ, которые и провозгласили его президентом США, подается и самим американцам, и всем остальным за рубежами страны как настоящий правитель Соединенных Штатов. Тот же президент, который может в любой момент кинуть на кого угодно ядерную бомбу и уволить-назначить любого чиновника в стране, не имеет возможности в СМИ протолкнуть даже половинку своего «слова правды». 

А все потому, что его по-прежнему (как и все последние четыре года) отсекают именно электронно-медийными средствами от какой-либо возможности донести свою позицию рядовым американским гражданам. Наверное, в России или Китае всем этим СМИ давно бы уже кое-что повыше шеи открутили. Но в Америке - никем неконтролируемый разгул демократии. 

Президент не может выступить на крупнейших национальных телеканалах, его речь могут без зазрения совести прервать на полуслове, посчитав, что он якобы «говорит неправду и обманывает американцев». И что самое потрясающее - ничего этим самым американским СМИ от своего настоящего президента и не было раньше, и не будет до конца срока его полномочий. 

Таким образом, вот уже больше месяца Соединенные Штаты живут в какой-то виртуальной реальности. У них пока два президента, и не пойми кто на самом деле правит страной. А ведь может так сложиться, что к этой парочке добавится другой дуэт – спикер Палаты представителей (если до 20 января оба президента не выяснят, кто из них все-таки настоящий, а кто - натурально виртуальный) и глава Верховного суда. Потому как если дело будет затягиваться и дальше, то ему придется фактически брать на себя управление страной. То есть принимать решение о том, кого в президентах оставить, а кого попросить на выход. 

Но если кто думает, что это какие-то чудеса-изгибы американской демократии, и явная пробуксовка той избирательной системы, которая давно уже устарела и тянет страну в пучину новых неизбежных конфликтов, то явно ошибается. Америка нынче просто берет пример с двух других виртуально-управляемых стран. В которых также имеется по два президента, отдающих свои собственные распоряжения, и считающие именно себя «самыми настоящими». А своих противников - самозванцами, прохиндеями и не достойными внимания мировой общественности узурпаторами власти. 

Батька явно заигрался в вечное правление. Но и его соперница не пойми кем правит. Или делает вид, что так происходит 

Настоящие чудеса политического жонглирования и уникального проявления умения выживать даже тогда, когда, казалось бы, ты вот-вот канешь в небытие, наблюдать можно вот уже пятый месяц в Белоруссии. Вроде как еще в прошлом году какие бы там новые выборы не назначали, кто бы в них не участвовал, и тем более - кто бы, и как бы не голосовал, победитель будет объявлен один и тот же. В торжественной обстановке, и всеми подобающими такому событию почестями. Но в этом году что-то пошло не так. 

Руководитель Белоруссии что-то и где-то явно не до конца просчитал. В итоге сначала за него проголосовали вроде как 80 процентов избирателей. Потом эти же самые проценты как-то странно оказались на улицах крупнейших городов республики. Вот только они вовсе не поддерживали президента республики, а выступали, как один, против его вечного правления Белоруссией. Неделя-другая – именно такой срок обычно был достаточен силовым структурам республики, чтобы довести до сведения всех недовольных, каков нынче порядок в стране. И что будет с теми, кто на него осмелится покушаться. 

Тем не менее, основная масса населения Белоруссии по-прежнему нынешним президентом не довольна, протесты в Минске и других городах республики не стихают. А сам президент Лукашенко продолжает считать себя не только «самым настоящим», но и уверенно проводит совещания, назначает чиновников на те или иные посты, и даже делает заявления на международном уровне, привлекая к себе внимание именно как глава государства. Которого, между тем, очень даже немало стран таковым не считают. 

А кто тогда на самом деле по мнению всех этих недовольных руководителей отдельных зарубежных государств правит Белоруссией? А есть, оказывается, такая дама. О существовании которой до августа месяца вообще никто не то что в мире – в самой Белоруссии не знал. Но когда посадил Лукашенко ее мужа в тюрьму, эта женщина решила, а почему бы не попробовать поиграть в большую политику? Тем более, что ее в этом нелегком деле поддерживали некоторые европейские страны и США. Дали, как водится, ей денег. Объяснили, что к чему. И вот теперь уже она - «настоящий президент Белоруссии». 

Что нынче делает эта дама? Правильно - все то же самое, что и Дж. Байден в Америке (только ей бы подобное на территории Белоруссии не дал бы осуществлять президент настоящий). Она территорию Белоруссии покинула, но уверенно и настойчиво формирует какое-то мифическое «правительство в изгнании». Которое вот-вот якобы возьмет на себя ответственность за будущее Белоруссии «после Лукашенко». В этом ее поддерживают европейцы, плюс она сама уже неплохо вошла в роль «временно исполняющей обязанности». 

Эта мадам уже вовсю встречается с зарубежными лидерами, в том числе – и первыми лицами основных мировых держав, выступала перед Генеральной Ассамблеей ООН (правда, лишь в виртуальном, как и она сама, формате), призывает из своего заграничного местонахождения протестующих «не снижать накала». В общем, как может, так и виртуально управляет Белоруссией. Пока на месте при поддержке собственных силовиков этой же страной командует ее нынешний глава, находящийся на этом посту вот уже 26 лет. 

Самозванец? Сам такой! 

Но есть и еще один руководитель-виртуал далекого от Белоруссии государства - Венесуэлы. Там вообще с реальной властью давно какая-то неувязка приключилась. После смерти очень популярного в народе и «очень даже нестандартного» президента страны Уго Чавеса власть перешла в руки бывшего шофера автобуса, и по совместительству преемника Чавеса - Николаса Мадуро. Пока он с кем-то посторонним властью этой делиться не собирается, а выборы, которые уже проводились там неоднократно, ему особо ничем не угрожают. 

Между тем вот уже почти два года как появился у Мадуро весьма специфический соперник - руководитель парламента, который сам президент не признает, по фамилии Гуайдо. Молодой политик, которого очень сильно поддерживают не только Европа (особенно Испания) и США, но и ряд латиноамериканских государств, считает себя настоящим президентом Венесуэлы. А Мадуро именует не иначе, как сатрапом и диктатором. В свою очередь сам Мадуро считает Гуайдо «самозванцем», и призывает венесуэльский народ бойкотировать всякую параллельную его собственной власть в стране. 

Однако тут вот что любопытно. Президент страны Мадуро и поддерживается местными силовиками с армией, и контролирует все основные рычаги власти в стране. Он же назначает послов, посещает зарубежные государства (правда, лишь очень ограниченное число) с визитами. Просит там кредиты (иногда даже их получает), и подписывает разные международные договора. Но и сеньор Гуайдо не лыком шит. Его уже официально «временно исполняющим обязанности» признает более 50 государств, в том числе крупных и влиятельных. 

Сам он разъезжает с визитами именно в эти государства, встречается там с их лидерами, обещает от имени народа Венесуэлы «вот-вот прийти к власти». А как придет - так и сразу же вернет национализированную нефтяную промышленность «ее истинным хозяевам», а также укрепит дружбу и сотрудничество и с США, и Евросоюзом, и целым рядом латиноамериканских стран. А еще Гуайдо поддерживаем Организацией Американских государств, которая приятеля Гуайдо по школе аккредитовала в своей штаб-квартире в Вашингтоне как «единственно законного представителя Венесуэлы». Зато в Москве, Пекине, Тегеране и Анкаре послы Венесуэлы - это те, кого назначил на подобные должности лично Мадуро. А не какой-то самозванец-гастролер. 

Что здесь особо примечательно? Оба «президента» уверяют своих заграничных союзников, что только они и контролируют ситуацию в стране. Чтобы как-то поприжать параллельную власть, Мадуро только что провел в стране новые парламентские выборы. Поскольку Гуайдо и его сторонники выборы проигнорировали, то сторонники Мадуро, что естественно, на них победили. И теперь, получается, что Гуайдо вообще стал никем. Но это все - в реалиях. А виртуально - он по-прежнему некий лидер оппозиционных сил и «временно исполняющий обязанности президента Венесуэлы» (так, по крайней мере, считает Госдепартамент США). 

Сами же венесуэльцы вообще не понимают, кто у них в стране действительно правит, а кто - только имитирует. Почему так? Вот сами прикиньте: как может один, настоящий президент допускать, чтобы в его же стране спокойно жил и работал другой «президент» - но виртуальный? Наверное, если бы «настоящий президент» существовал, то виртуального он должен был бы немедленно либо арестовать, либо посадить в кутузку, либо выкинуть из страны и больше в нее не пускать. Но это - согласно теории. А на практике? 

Гражданин Гуайдо постоянно приезжает в Венесуэлу после вояжей за границу, организует антиправительственные митинги, выступает на них с призывами к свержению Мадуро и его власти. И что самое удивительное - ему ровным счетом ничего за это «настоящий президент» не делает – ни арестовывает, ни сажает. Смотрят на подобные метаморфозы венесуэльские граждане, и никак не могут взять в толк: так кто же в стране у них главный? Тот, что каждый день толкает пространные речи в телевизоре и носит красную рубашку (Мадуро), или тот, кому пожимает руку президент США и премьер-министр Испании (Гуайдо)? 

Говорят, что весь наш мир очень скоро будет управляться в цифровом формате, что не будет больше паспортов, водительских прав, сберкнижек и даже имен у людей - все загонят в «виртуал», и там будет проходить чуть ли не вся человеческая жизнь. Не знаю, как это получится с рядовыми гражданами, но вот те, кто рвется во власть или в ней уже находится, давно в эти странные, и никому неведомые реалии уже переместились. Вопрос только в том, осознают ли сами виртуально- правящие президенты всю нелепость своего бытия? Или, может быть, они и есть на самом деле «новые временно исполняющие обязанности» мировых первых лиц?

 

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...