Вирус образовательный | Деловая неделя
19 сентября 2020 | выходит по пятницам | c 1992 года

Вирус образовательный

Таинственная зараза может полностью перекроить саму суть человеческого обучения на долгие годы

07.08.2020 10:14:07
Наряду со многими уже серьезно пострадавшими сферами человеческой жизни после прихода до сих пор никому неведомого коронавируса (эпидемия которого по всем даже самым минимальным медицинским показателям чрезмерно, и явно умышленно раздута) будут гарантированно пострадавшие и на весьма недалекую перспективу. Именно к таким «умышленно пострадавшим» относится система образования. Причем на всех ее «этажах» и измерениях, и по всему миру - включая и самые развитые в области образования государства.

Юрий Сигов, Вашингтон

Наряду со многими уже серьезно пострадавшими сферами человеческой жизни после прихода до сих пор никому неведомого коронавируса (эпидемия которого по всем даже самым минимальным медицинским показателям чрезмерно, и явно умышленно раздута) будут гарантированно пострадавшие и на весьма недалекую перспективу. Именно к таким «умышленно пострадавшим» относится система образования. Причем на всех ее «этажах» и измерениях, и по всему миру - включая и самые развитые в области образования государства.

Разумеется, человек может противостоять не только медицинскому нашествию вируса, но и заранее его влиянию на остальные сферы собственной жизни. Но может и вреду, наносимому вирусом, как не покажется странным, открыто способствовать. Что, в принципе, и волею судеб (или конкретных персонажей, имена которых почти всегда остаются где-то за кулисами) уже полным ходом происходит по всей нашей планете. Причем во многих случаях люди даже не отдают себе отчета в том, что они совершают, и какими последствиями их действия будут грозить будущим поколениям.

Интересно, что некий всемирный процесс образования, который в принципе уже давно определяется исключительно западными правилами «учебных игр», сам после прихода вируса оказался в очень непростой ситуации. Причем не столько чисто обучающей, сколько морально-философской. Поскольку стало крайне сложно объяснять стремящимся за знаниями абитуриентам, студентам и аспирантам для чего вообще они не просто чему-то учатся, но и тратят на подобный процесс немалые финансовые средства.

Ведь образование в ведущих западных странах, а с некоторых пор - и по всему остальному миру – это, прежде всего бизнес, в котором крутятся огромные финансовые ресурсы. И если доходы от образования как товара по причине вирусного вмешательства упадут, то это повлечет за собой не только морально-психические проблемы как среди учащихся, так и преподавателей, но и приведет к очень серьезным экономическим последствиям. Как в тех странах, которые всегда были наиболее привлекательными для обучения (включая иностранных студентов), так и тех, откуда молодые кадры отправлялись на вожделенный Запад за знаниями. А затем либо возвращались на родину, либо пытались применить свои полученные знания на чужбине.

Удаление с последним предупреждением

Итак, что же случилось с системой образования после того, как все вокруг позакрывалось, позапиралось и позаморозилось на неопределенное время? Прежде всего стоит помнить, что современное образование на всех его уровнях начиная с начального - стабильно растущее бизнес-вымогательство, которым занимаются все без исключения образовательные и учебные заведения. Что государственные, что частные, что полу-местным бюджетом спонсируемые. Что-то платить студентам и учащимся за свое образование приходится в любой стране и при любой системе. Вопрос только какую сумму конкретно, и за что именно.

Образование повсеместно стало не жизненной необходимостью для развития человеческого общества, а товаром. Который надо как можно лучше и аккуратнее завернуть для продажи, и с как можно большей выгодой реализовать. Но при любых бизнес-подходах к образованию на всех уровнях его главной сутью оставалось человеческое взаимодействие. Именно для этого и существуют преподаватели в школах и университетах, а также воспитатели в детских садах и дошкольных учреждениях.

На контакте, знаниях, опыте преподавателей построено в процессе обучения абсолютно все. И никакие самые заумные учебники, пособия, фильмы и интернет этого личного контакта по линии преподаватель-учащийся не смогут заменить. То есть все это - в теории, как если бы образование было именно процессом подготовки будущих поколений к обычной человеческой жизни. Однако вирус внес в эти расклады очень существенные изменения, которые, кстати, были желаемы и ранее во многих странах представителями руководящих эшелонов власти еще с конца 70-х годов прошлого столетия при появлении первых зачатков интернета.

Речь идет о так называемом удаленном обучении, которое стало в эти месяцы главным объектом критики со стороны всех - и родителей, и учащихся, и особенно преподавателей. Казалось бы, развитие техники и рост благосостояния населения планеты должны обеспечить успешное использование именно механизмов интернет-возможностей для обучения. Причем как в дошкольной среде, так и на самом высшем образовательном уровне. Между тем все эти он-лайн обучения нарушают главный смысл самого образования - ликвидируется личный контакт между учеником и преподавателем.

Не буду сейчас перечислять все те кошмары, с которыми столкнулись родители, когда их детей перевели на удаленное образование в связи с закрытием школ, колледжей и университетов. Зачастую даже в неплохо обеспеченных семьях на одном компьютере неделями были вынуждены сидеть все члены семьи- от все еще пытавшихся как-то заработать на хлеб родителей до 2-3 детей, каждому из которых задавались он-лайн домашние задания, а также велись классные уроки, на которых именно сидя перед компьютером необходимо было лично присутствовать.

По прошествию трех месяцев карантина во многих странах было зафиксировано резкое снижение уровня знаний у тех школьников и студентов, у которых не было возможности регулярно пользоваться компьютером (а у многих его просто не было). В то же время, как, к примеру, в большинстве государств Африки, возможность получать образование и не отставать по школьной или университетской программам было только у тех семей, где имелся в наличии не то что компьютер, но и элементарный доступ к электричеству (напомню, что 65 процентов жителей континента по-прежнему не имеют доступа к обычной электрической лампочке, не то что интернета).

Опять-таки если опустить очень опасные последствия использования он-лайн формы образования с медицинской точки зрения (постоянные стрессы  как у учащихся, так и преподавателей), то можно с уверенностью сказать, что вся эта он-лайн истерика для переключения образования на удаленный формат ничего полезного, а самое главное - движущего вперед человека в области образования не принесла. Все только и ждали, когда карантин отменят, и когда учителя смогут напрямую вновь общаться с учениками в привычных условиях школьных классов и университетских аудиторий.

Да, по-прежнему мощнейшее давление на сохранение дистанционного образования оказывают те, для кого подобный формат обучения выгоден чисто финансово. Те же интернет-компании, создатели различных платформ и электронных сетей, на которые в прошедшие три-четыре месяца были посажены сотни миллионов людей по всей нашей планете. Всем, наверное, известная платформа Zoom, на которую посадили практически все высшие учебные заведения постсоветских стран (интересно, кто это сделал и получил с того явно неслабые денежные выгоды?) стала одной из самых быстрорастущих и прибыльных в мире. А ее владелец превратился чуть ли не в одночасье из миллионера в миллиардера.

И еще. Крики о «вот-вот» пришествии то ли второй, то ли двадцать второй волны вируса в очередной раз призывает всех - от детских садов до университетов вернуться к дистанционному процессу обучения. И якобы лучше уж так получать необходимые знания (вопрос только, для чего они вообще в таком формате нужны?), чем вообще без образования сидеть опять по домам, и тупо ждать пришествия неизвестно когда, от чего, и с какими последствиями разрабатываемой спасительной вакцины от вируса.

Поступать - заочно, учиться - тем более. Кому только нужны будут такие «специалисты»?

Сейчас в самом разгаре вроде как должна быть пора подачи документов абитуриентами для обучения в университетах и институтах. Однако по соображениям «карантинной необходимости» все это во многих странах и даже в самых популярных университетах проводится заочно. На компьютерах абитуриенты подают свои документы, сдают вступительные экзамены без контакта с преподавателем, и точно также - что, на мой взгляд, наиболее абсурдно - виртуально поступают в эти высшие учебные заведения.

К примеру, в Соединенных Штатах обучается на данный момент 1,1 миллиона иностранных студентов. В наступающем учебном году сложилась уникальная ситуация: те, кто закончил уже учебу после что первого, что последнего курса так и не смогли вернуться к себе на родину (не просто на каникулы - вообще). Целому ряду студентов, оставшимся в США, американское правительство не продлило визы (как тем же студентам и аспирантам из Китая). То есть они сейчас находятся в Америке по сути дела незаконно, но и выдворить их не представляется  возможности: в Китай нет рейсов.

Далее - поступившие в американские вузы из-за границы (естественно, он-лайн поступившие) не смогут попасть в Америку по причине отсутствия воздушного сообщения. Что уж тут говорить о преподавателях, которые вообще не могут понять до сих пор - сколько у них будет обучаться студентов, кто конкретно, и что главное - а в каком формате эти учебные занятия пойдут (или не пойдут) с сентября?

Ведь сейчас в Соединенных Штатах фиксируется новая вспышка коронавируса (или так об этом принято говорить, и с утра до вечера передавать по телевизору). Соответственно целый ряд штатов (особенно на юге страны) вновь все вокруг закрывают, запрещают и вводят по сути дела режим чрезвычайного положения. Кто и откуда поедет в таких условиях обучаться - и чему в Соединенные Штаты? Даже местные американские студенты и абитуриенты находятся в неведении - как будут вестись занятия с будущего учебного года, будут ли пускать студентов в аудитории (особенно лекционные залы), где, если применять методы социального дистанцирования, то в аудитории должны сидеть по 10-15 человек вместо двух-трех сотен?

А есть еще такая форма обучения в университетах, как обмены студентами. Учится человек год у себя в стране, а затем едет в другую, где один-два семестра изучает и язык, и те предметы, которые ему зачтутся на родине в общий учебный дипломный багаж. Вроде бы их в эти заморские университеты приняли, и вроде бы можно туда на учебу отправиться. Но как? Каждая страна имеет свои медицинские правила допуска на собственную территорию иностранцев. Так, американских студентов сейчас вообще никуда не пропускают на учебу, потому как в США зафиксирован самый высокий в мире уровень заболеваемости и зараженности населения вирусом.

И в саму Америку иностранных студентов и аспирантов никто не собирается впускать (за исключением буквально единиц). Нет авиарейсов, в стране своих зараженных тысячи, а тут еще какие-то иностранцы приедут. Американские университеты в ужасе от того, что на будущий учебный год иностранных студентов - особенно новых - не будет вовсе. А ведь это - огромные деньги, причем многие университеты в США живут именно за счет привлечения иностранных учащихся. И без оплаты учебы теми же китайцами, корейцами или индусами целому ряду из них придется попросту закрываться.

«Домашнее образование» - для обычных людей. А с личным присутствием - для тех, кто этого «заслужил»

В этой связи сейчас возник целый ряд проблем, с которыми вынуждены будут сталкиваться учебные заведения по всему миру. Начну с дошкольных заведений. Возобновят ли они работу с осени в обычном, не карантинном режиме? Очень маловероятно, потому как идет систематическое оболванивание населения - причем повсеместно - о пришествии новых волн распространения вируса. В Америке решение пускать ли детей в детские сады и школы будут принимать к 1 сентября мэры городов и губернаторы штатов.

Так вот в целом ряде штатов сами родители требуют, чтобы обучение их детей продолжалось в удаленном формате. Потому как не сами дети, а учителя и воспитатели могут их позаражать вирусом. А детишки, вернувшись домой с занятий, уже сделают вирусо-носителями всех членов своих семей.

Помимо этого, аналогичные требования сейчас выдвигаются к университетам. Есть ли смысл возобновлять им работу в обычном формате, если никто не знает, какая по счету волна вирусной заразы вот-вот охватит тот или иной штат? Ведь что такое обучение в том же университете? Это массовое скопление студентов, преподавателей, других сотрудников университетов практически в течение всего учебного дня (может быть, за исключением каких-то небольших групп при индивидуальных или лабораторных занятиях). Соответственно шансов заразиться (в принципе, а не в реальной жизни) у них будет больше, чем если они будут по-прежнему сидеть по домам и глазеть на своих друзей-приятелей на экран компьютера.

Даже такие известные в мире американские университеты, как Гарвард и Йель в нынешнем учебном году не только принимают абитуриентов он-лайн, но и как минимум до конца декабря предполагают вести обучение в удаленном формате. То есть студенты, даже поступив в эти не самые дешевые по цене в мире учебные заведения, не смогут наслаждаться именно учебными аудиториями и спортзалами, возможностями общения и со своими студентами-сверстниками и преподавателями из других стран, но и  полноценно обучаться.

При этом, замечу, никто и никаких гарантий ни им, ни многим другим не дает насчет того, а будет ли вообще возобновлена нормальная студенческая жизнь в обозримом будущем? Ведь сам процесс обучения на общем уровне - это ведь не только, и не столько процесс получения каких-то знаний. Это еще и личное общение, установление дружеских и приятельских связей с теми, с кем по дальнейшей жизни, вполне возможно, придется идти и дальше.

Не случайно, что большая часть ведущих американских компаний управляется и приобретается друзьями-приятелями со студенческой скамьи. Именно там молодые люди начинали работать над созданием различных бизнес-структур, и затем, уже после окончания университета, использовать и полученные знания, и установленные личные связи и контакты для успешного развития своих компаний и фирм. Так вот ничего подобного в удаленном формате и быть не может. И именно поэтому многие и абитуриенты, и студенты готовы пропустить будущий учебный год, пока ситуация с вирусом не нормализуется.

А если вообще и никогда вирус никуда не денется? И если появится еще какой-нибудь другой «разрушитель мировой экономики», который сведет на «нет» все их усилия в получении знаний? Для подобных сценариев вполне вероятно появление двух уровней получения не просто знаний, но и в дальнейшем практического допуска к тем или иным работам-профессиям.

К примеру, в Соединенных Штатах давно уже существуют он-лайн университеты. В них можно получить точно такой же по цвету диплом, как и в обычном университете, но обучаться годами, не выходя из собственной квартиры или дома и сидя перед компьютером, не ведая, кто еще в этом университете обучается, и кто там преподает. Вот только имеющие дипломы подобных университетов не очень охотно приглашаются на работу в приличные американские компании и фирмы. Потому как он-лайн образование мало что общего имеет с обычной жизнью обычных и прагматично мыслящих людей.

Те же, кто сможет попасть в университеты для обычного, личного обучения, будут на ближайшую перспективу не просто востребованы, но и приоритетно котироваться при трудоустройстве на престижные должности. Ведь человек должен иметь не просто некие практические навыки в своей профессии (которые он-лайн образование никак не даст возможности получить), но и элементарно знать живых людей. С которыми можно о чем-то договориться, и которые помогут и тебе, и сами в нужный момент смогут рассчитывать на твою поддержку.

В этой связи нынешняя вирусная история может не просто изменить сам формат такого социального явления, как образование, но и полностью переформатировать менталитет что тех, кто за образованием и обучением куда-то стремится. И тех, кто это самое образование по идее может желающим дать. Ведь вполне может так случиться, что образованных людей при такой системе, как сейчас, будет все меньше, а имеющих интернет-дипломы - все больше. А это неизбежно скажется и на мировой экономике, и на самом дальнейшем развитии всего человечества.

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...