Вирус пограничного бессилия | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Вирус пограничного бессилия

06.04.2023 15:05:52
№: 12 (1508)

Как симуляция неизбежности инфляции

 Что это было, Билл?

— Это был Неуловимый Джо, Гарри.

— А почему его зовут Неуловимым Джо, Билл?

— Потому что его никто ещё не поймал, Гарри.

— А почему его никто ещё не поймал, Билл?

— Потому что он нафиг никому не нужен, Гарри.

Из анекдота про «Неуловимого Джо»

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ в Казахстане одна за другой появлялись новости, прямо или косвенно связанные с государственными границами страны. Причем, их характер и интерпретация со стороны чиновников, представляет рубежи нашей родины в виде какого-то хтонического существа или стихийного бедствия, поскольку что-то сделать с ними - не в их власти. Впрочем, даже поверхностный анализ показывает, что если границы работают в режиме фейсконтроля клуба «Для своих», то это кому-то нужно. Проблема тут в том, что, если границы будут работать именно таким образом, строить что-то путное внутри них будет крайне затруднительно. Все равно, что носить воду в решете – много усилий, а результат – ноль. От физики и пословиц наша реальность отличается лишь тем, что если долго и безрезультатно носить воду в решете, то может переполниться чаша народного терпения. А это чревато очередным Кантаром…

Первая «пограничная» ситуация возникла у нас с топливом – еще в марте на юге страны дизель начал пропадать с заправочных станций, что вынудило их перейти от режима свободной продажи на реализацию по талонам. Правительство вначале сделало вид, что все в порядке, и проблемы никакой нет, затем опровергло само себя, устами тогда еще главы Минэнерго Болата Акчулакова заявив, что оно вынуждено поднять предельные цены на бензин и дизель, поскольку справиться с контрабандной утечкой их в соседние страны не в состоянии. «В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Поэтому мы должны пойти на сложный, но, в то же время, нужный шаг: повысить предельные розничные цены», - заявил Акчулаков, пояснив, что, если оставить их прежними, то Казахстан уже в ближайшее время может столкнуться с тотальными дефицитом топлива.

«С текущими ценами, сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать. С такой разницей в ценах переток в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом его объемы будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта. Сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу», - сказал Акчулаков. И ладно бы, эти слова сопровождались бы церемонией харакири руководства Погранслужбы, Таможкома или кто там у нас должен нести ответственность за то, что правительство бессильно против теневого рынка трансграничной контрабанды, но нет. Нам просто сказали, что границы – дырявые и с этим ничего поделать нельзя. Почему они дырявые только в одну сторону – нашу, никто не говорит, хотя это и факт: в прошлом году, когда россияне запретили вывоз сахара из своей страны, он у нас пропал совершенно, и никакой теневой рынок и контрабанда почему-то не компенсировали этот запрет. Почему это именно диспаритет цен, а не дырявые границы наносят ущерб национальным интересам Казахстана – про это тоже никто не говорит. Да, можно сказать, что из-за ЕАЭС реального таможенного контроля между нашими странами нет, и возможности государства в пресечении контрабанды крайне ограничены, но удается же каким-то образом этот вопрос регулировать россиянам, почему бы нам не делать тоже самое? Почему-то кажется, что ответ на этот вопрос не «не можем», а «не хотим». Хотя рост цен на топливо немедленно скажется на всех товарах в стране и, без сомнения, подстегнет инфляцию.

Создается ощущение, что это симулирование «пограничного бессилия» призвано просто прикрыть завершение усилий властей по сдерживанию инфляции на период до выборов. Теперь они прошли и все, можно пускать лошадей роста цен вскачь. Кстати, это еще и может объяснить, почему поменяв парламент мы получили обратно на 90% тоже самое правительство. Возможно, в силу непопулярности текущих мер сохранение старого Кабмина – это «подушка безопасности» на случай, если подъем цен на бензин и бегство генералов за границу вызовут действительно рискованные масштабы недовольства. И тогда все можно будет и списать на Смаилова, заменить его и выписать самим себе еще один кредит доверия на пару лет. Вот только это все - не про развитие, а про прикрытие пятой точки.

Насколько мы можем оценить процедуру «назначения правительства парламентом», как такого плана развития у правительства нет: нет ни программы, ни идеологии. Кстати, нет ее не только у «нового старого» Кабмина, но и у партии власти, в программе которой, к примеру, слово «инфляция» встречается только 2 раза: в первый раз в словах про доступные кредиты для бизнеса, которые станут таковыми (благодаря снижению базовой процентной ставки по кредитам), которое произойдет «как только инфляция будет взята под контроль»; во второй раз инфляция упоминается как причина (наряду с теми же высокими процентными ставками) недоступности жилья для казахстанцев. В принципе удобно - партия «Аманат» прямо даже не обещает быстро брать инфляцию под контроль, она просто говорит, что снизит базовую ставку Нацбанка в миг, когда это произойдет (видимо, само собой), ну и еще она в курсе, что инфляция не дает нам покупать нормальное жилье. Все. Про бороться за уровень жизни прямо никто не обещал, обещали только увеличить реальные доходы граждан (что в принципе то же самое). Но все это не путем борьбы за доступность продуктов и товаров, а просто прибавками к зарплатам. То есть, еще больше разгоняя ту же самую инфляцию. Вот уж действительно стоит оставить в качестве мишени для критики хромую утку Смаилова, авось, еще повезет и никто вспоминать предвыборную программу «Аманата» всерьез вообще не будет. Хотя перекладывать свою неспособность прикрывать границы государства на плечи и пустеющие кошельки граждан - это, конечно, хорошая заявка в чемпионате по политическому цинизму.

Круче было только тогда, когда сколько-то лет назад правительство пыталось отменить законодательство про бесплатные 10 соток под ИЖС по той причине, что «не может выполнить это требование закона». Гениальная логика - пересматривать законы в зависимости от своей способности их выполнять. Точно также можно откорректировать и предвыборную программу - шли на выборы, обещали бороться за доходы граждан, победили - простите, не можем справиться с контрабандой, вам придется платить больше за те же товары. Видимо, это и называется «быть прагматиками», о чем также упоминалось в программе «Аманата». Возможно, именно политическим прагматизмом можно объяснить и то, почему силовики упустили своего коллегу – генерала Кудебаева, которому буквально дали уйти от ответственности, вначале не задержав его на период суда, потом дав ему фору, покорно ожидая его возврата в суд после лечения, а затем, беспомощно констатировав, что пациент сбежал. Для силовиков Кудебаев не просто коллега, но и представитель той группы, которая правила страной еще вчера и не факт, что не вернется к власти. А потому избирательная слепота в отношении него – это своего рода депозит на всякий случай, тем более и человек не чужой. И это не первый случай дырявых границ «Нового Казахстана» для бывших «староказахстанцев» в погонах. Точно также наши силовики упустили Нурлана Масимова, которого задержали на общей границе именно россияне, а уже потом выдали Астане.

Ну, и чтобы окончательно убедиться в том, что власти наши просто симулируют «пограничное бессилие», достаточно посмотреть на то, что происходит на китайской границе, где выстроились в многодневные очереди многочисленные фуры. Среагировав на жалобы водителей и грузоперевозчиков по поводу искусственно созданных очередей на погранпереходе, транспортная прокуратура создала межведомственную рабочую группу, «в состав которой включены представители комитета государственных доходов (КГД) министерства финансов Республики Казахстан, пограничной службы (ПС) КНБ, министерства индустрии и инфраструктурного развития, антикорупционной службы и НПП «Атамекен».

А вот к каким выводам пришла она: «Установлены причины возникновения проблемных вопросов с принятием совместных мер, направленных на защиту прав добросовестных грузоперевозчиков и обеспечения прозрачности процесса электронной очереди. Как выяснилось, приграничный ажиотаж возник из-за несовершенного алгоритма работы программы E-border, которая позволяла «бронировать» места в очереди путем использования регистрационных данных легковых и сельскохозяйственных автомашин, а также автобусов, собственники которых не имели цели выезда в КНР для перевозки грузов. Ситуация усугублялась тем, что активизировался «рынок теневых услуг» по перевозке грузов, расценки которых достигали до $40 тыс.», - отметили в надзорном органе. Скажите, можно ли «теневым образом» провести грузовик через границу без помощи пограничника и таможенника? Конечно, нет. Вот, собственно и все – у диагноза «пограничного бессилия» есть вполне конкретные бенефициары на государственной службе. И выставляя контрабанду непреодолимым фактором правительство расписывается не в бессилии относительно открытых границ, а в нежелании или невозможности бороться с главным врагом нашей независимости – коррупцией.

Поэтому, когда завтра чиновники будут с умными лицами рассуждать о монетарной или товарной инфляции, а также о негативном влиянии геополитических факторов на трансграничную торговлю, подстегнувших рост цен, то можете пропускать это мимо ушей. «Пограничное бессилие» имеет вполне естественное местное происхождение безо всяких там монетарных или геополитических вирусов, и имя бацилле, провоцирующей эту болячку, - коррупция. Рост цен на товары народного потребления имеет конкретных бенефициаров, которые вновь начинают получать свои сверхприбыли от «теневого экспорта» и «прагматического» подхода к пропуску товаров через границы. И в отличие от всего остального, с этим «Аманат» в своей программе обещал бороться: «Мы продолжим создавать законодательные барьеры для коррупционеров и усиливать их ответственность за преступления. Национальная экономика должна быть очищена от системных дефектов, мешавших ее развитию. Для этого мы исключим нормы, работающие в интересах отдельных монополистов и олигархов». Что ж вы, господа, прямо начинаете с противоположного-то, а? Прикрываться «хромой уткой» с прошлого Кабмина может показаться хитроумно, но для этого нужно, чтобы население верило хотя бы какому-то другому институту власти, но недавние выборы уже показали, что таковых в нашей стране практически не осталось…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...