Византийские страсти | Деловая неделя
8 сентября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Византийские страсти

23.08.2024 10:53:32
№: 30 (1572)


Москва передает недовольство позицией Астаны по Курску через Минск?

...Укрепляет подобную тенденцию и характерный для российских политиков так называемый «византийский стиль» управления, ориентированный на преимущественно теневые и полутеневые способы принятия решений, закулисные методы кадрового подбора и прочее.

Александр Соловьев, профессор, завкафедрой политического анализа МГУ. Из статьи «Византийский стиль. Культура власти российской элиты»

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ Астана неожиданно среагировала на очередной выпад в свой адрес, правда, не со стороны российских политиков, а от президента Беларуси Александра Лукашенко, который в своем недавнем интервью российскому ТВ упомянул Казахстан в нелицеприятном контексте – как страну что-то получающую от Москвы, но ничего не дающую взамен. Посла Беларуси вызвали в МИД РК, где его принял глава внешнеполитического ведомства Мурат Нуртлеу, призвавший Минск «объективно оценивать позицию Астаны в отношении происходящих процессов». Судя по всему, случившееся довольно редкое событие (обычно Астана стоически выдерживает все выпады в свой адрес) стало следствием недовольства Москвы по поводу позиции Казахстана относительно украинского наступления в Курской области РФ, в отношении которого республика заняла скорее нейтральную позицию, чем продемонстрировала безоговорочную поддержку. Ну, а белорусский лидер просто ретранслировал это недовольство – по просьбе ли или в рамках своего «политического чутья» ли – не важно. Впрочем, «византийский» формат этих посланий позволил и Астане проявить принципиальность и если не опротестовать предъявленные претензии, то хотя бы попросить оценивать ее позицию более «объективно»…

Итак, что же сказал Александр Лукашенко? В контексте критики позиции некоторых постсоветских государств он заявил следующее: «Мы не начинаем юлить, как некоторые наши постсоветские государства: от России хотят что-то взять, а взамен ничего не дать. (...) Так дело не пойдет. Давайте будем вместе! Это время недалеко, когда придете еще к той же России и будете просить поддержки и помощи. Просить не у кого. Вот в Казахстане что-то случилось – кого просили? Китай, Индию, Пакистан там рядом? Нет! «Путин, Лукашенко, помогите!» И мы перебросили туда в течение полудня – наши самолёты уже приземлялись в Казахстане, утихомирили. Я не в упрёк говорю, и это не «отдать долг»... Но надо понимать, что если сложится ситуация, что вы потом просить нас будете, а не кого-то. Никто вам на помощь не придёт. Мы создали экономическое пространство худо-бедно, зачем его терять? Что, Казахстан или Узбекистан со своими товарами ждут где-то в Америке или Евросоюзе? Да нет, если чего не хватает, может, и купят на 2 млн долларов, а остальное сами ешьте. А избыток большой куда? В Россию просятся продать, общий рынок».

На эти слова, вызвав для беседы посла Беларуси Павла Утюпина, и ответил Мурат Нуртлеу, которого целый ряд освещавших ситуацию российских СМИ почему-то - умышленно или нет – «понизили» до заместителя министра иностранных дел. В официальном сообщении МИД РК говорится, что «Нуртлеу обсудил с послом Беларуси Павлом Утюпиным актуальные вопросы казахско-белорусского сотрудничества, как на двустороннем уровне, так и в рамках многосторонних организаций». «В частности, министр подчеркнул, что Казахстан проводит сбалансированную и мирную внешнюю политику в соответствии с Уставом ООН и основополагающими нормами международного права. Наша страна твёрдо убеждена, что все разногласия между государствами должны решаться политико-дипломатическими средствами. В нынешних геополитических условиях выработанный главой государства внешнеполитический курс страны доказал свою эффективность», – указывается в сообщении МИДа. И далее, одним предложением: «министр призвал белорусскую сторону к необходимости объективно оценивать позицию Астаны в отношении происходящих процессов». Конечно, это весьма сдержанная и мягкая реакция. Обычно в случае таких скандалов страны вызывают послов в МИД, чтобы заявлять им протест (как вариант – «решительный протест»), но казахстанская дипломатия ограничилась призывами к объективности, видимо, понимая, что белорусский лидер говорил не столько от себя, сколько просто озвучивая претензию Москвы.

Что могло так расстроить Кремль? Из самого очевидного – сдержанная реакция Казахстана на то, что украинские войска сумели захватить часть Курской области России, нанеся ей обидное поражение на ее собственной (международно-признанной) территории. Вот, что сказал по этому поводу 14 августа официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров: «Действительно, сегодня во всем мире с большой озабоченностью наблюдают за ситуацией в отдельных районах Курской области Российской Федерации. Хотел бы отметить, что Казахстан всегда подчеркивал необходимость соблюдения всеми странами Устава ООН, в котором четко зафиксирован принцип территориальной целостности государств. В этой связи мы последовательно выступаем за решение всех конфликтов между государствами исключительно мирным путем с широким использованием политико-дипломатического инструментария». Также Смадияров заявил, что «МИД Казахстана приветствует любые усилия международного сообщества, нацеленные на конструктивный поиск взаимоприемлемых решений». Если коротко, то Казахстан не осудил Украину за «нарушение территориальной целостности» России и «грубого массового нарушения прав человека».

Для сравнения – вот реакция МИД КНДР на эти же события: «МИД КНДР решительно осуждает вооруженное нападение на российскую территорию, осуществляемое марионеточной кликой Зеленского при помощи и координации США и Запада, как серьезное нарушение территориальной целостности суверенного государства, осуждает убийства мирного населения как акт агрессии и терроризма. (…) Суровые бои в Курской области станут прелюдией полного разгрома клики Зеленского и стратегического поражения США и Запада. (…) КНДР всегда будет с Российской Федерацией, которая смело встала на защиту международной справедливости, мы продолжим поддерживать российскую армию и народ в их священной войне для защиты интересов безопасности и суверенитета».         Похоже, но менее многословно отреагировали в Дамаске, где в результате прямой военной помощи России и Ирана усидел режим Башара Асада. «Сирийская Арабская Республика с большой озабоченностью следит за новостями о террористической атаке украинских сил на Курскую область РФ, направленную на гражданские объекты, в результате которой погибли невинные мирные жители, в том числе две бригады скорой помощи, и получили ранения десятки человек, включая детей», - заявили в МИД Сирии. Полагаем, что такие комментарии в Кремле восприняли очень благосклонно, что же касается отсутствия безоговорочной поддержки РФ среди стран, традиционно относящихся к «союзным», то это быстро заметили и написали об этом международные СМИ. «Страны-друзья» РФ не стали осуждать бои ВСУ под Курском», - пишет, к примеру, газета The Moscow Times. Ее цитирует и немецкая Deutsche Welle.

Они упоминают, прежде всего, об откровенно сдержанной реакции Пекина. Так, во внешнеполитическом ведомстве КНР отмечают, что Китай «обратил внимание на сложившуюся ситуацию». «Позиция КНР по украинскому вопросу последовательна и ясна. Мы призываем все стороны соблюдать так называемые три принципа охлаждения ситуации, а именно: боевые действия не должны распространяться вовне, не следует допускать эскалации вооруженного конфликта и провоцировать усиление огня», - отметили в МИД Китая. Как мы видим, казахстанская позиция в значительной мере резонирует именно с китайской, но никак не с северокорейской или сирийской. Хотя в Кремле, как следует из логики слов Лукашенко, и считают, что казахстанское политическое руководство им «должно» за то, что они «спасли» его в январе 2022 года, также как спасали от «бармалеев» власть Асадов в Дамаске.

На этом фоне возник вопрос о том, не будет ли инициировано участие воинских контингентов стран ОДКБ в боях в Курской области РФ. Один из российских военных пропагандистских ресурсов - Телеграм-канал «@Военный обозреватель» - даже успел 16 августа вбросить фейк: «В Казахстане предложили оказать России военную помощь в рамках ОДКБ. Предлагается оказать не прямую военную поддержку, а развернуть военнослужащих Коллективных сил оперативного реагирования на стратегических объектах для обеспечения их безопасности, как это сделали российские военные во время беспорядков в городах страны в январе 2022 года». Хотя никто этот фейк не опровергал, от имени ОДКБ в этот же день появилась информация о том, что «обращения со стороны РФ в связи с ситуацией в Курской области не было». Возможно, это сообщение появилось для того, чтобы еще раз проверить позицию официальной Астаны, но она предпочла хранить молчание. На сайте ОДКБ появилось сообщение, где напоминают, что «вопрос о предоставлении военной помощи может встать только в случае официального обращения государства-члена». «Однако такого обращения со стороны России в связи с ситуацией в Курской области к настоящему моменту не было», - подчеркивает аппарат этой организации.

О том, насколько Москва на самом деле переживает из-за всего этого, также можно судить по реакции депутатов Госдумы на вопросы о возможности такого обращения. Так, депутат Госдумы и первый заместитель председателя думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин, заявил, что «Россия не намерена обращаться за помощью к Организации Договора о коллективной безопасности». «Это было бы удивительно, если бы Россия, которая является главной страной в ОДКБ, просила кого-то о помощи на своей собственной территории. Вот кого вы собираетесь привлечь на помощь России в Курской области. Казахов хотите привлечь? Или армян? Кого? Какие-то глупые вопросы задаёте», — сказал Затулин, случайно раскрыв то, что в Госдуме РФ считают, что в ОДКБ есть «главные» и, видимо, второстепенные государства-члены.

В сухом остатке небольшая перепалка по медийным и дипломатическим каналам, которая отражает растущее недовольство Москвы своим положением. То, что задумывалось также, как «операция ОДКБ в Казахстане» и должно было закончится в Киеве «за три дня», продолжается уже третий год, и Украина не только упорно сопротивляется российской армии, но и умудряется перевести военные действия на собственную территорию РФ. Это, конечно, не может не беспокоить Кремль, испытывающий недостаток как военных резервов, так и международной поддержки, что, похоже, заставляет его все более нервно реагировать на сдержанность «союзников». Главная проблема для Астаны тут в том, что для давления на нее у Москвы есть не только дипломатические каналы и информационные вбросы устами Лукашенко и российских пропагандистов, но и другие рычаги – от экономических в рамках ЕАЭС до внутриполитических, как раз и оставшихся «в наследство» от Кантара-2022…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...