Властные ветви пошли вразнос | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Властные ветви пошли вразнос

18.01.2024 16:09:49
№: 2 (1544)

Парламентарии готовы подать в суд на правительство

Цель парламента – заменить кулачные бои словесными.

Когда двое дерутся – выигрывает третий.

Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ мажилис неожиданно вступил в жесткую публичную полемику с Кабмином, причем в конфликт двух ветвей власти – исполнительной и законодательной – может быть вовлечена и оставшаяся пока в стороне третья сила – судебная власть в лице Конституционного суда. Именно к нему готовы апеллировать мажилисмены, обвиняющие правительство в непрозрачности, а также стремлении контролировать парламент. Страсти достигли такого градуса, что депутаты открыто обвиняют правительство в тайном ревизионизме президентских реформ, смысл которых был в наделении законодательной власти большими, а не меньшими полномочиями. Это не первый конфликт представителей двух ветвей власти за прошедшие месяцы, вместе с тем, в этот раз страсти поднялись настолько, что наблюдатели заговорили о том, что мажилис может пойти до конца и поставить вопрос о доверии к Кабмину.

На эти предположения СМИ и экспертов навели планы провести сегодня совместное заседание палат парламента, оглашенные спикером нижней палаты Ерланом Кошановым в середине недели, после резкой отповеди мажилисменов в адрес Кабмина. Насколько справедливы эти предположения, мы, находясь для Вас, уважаемые читатели, во вчера, можем только предполагать. Но даже если сегодня мы не станем свидетелями того, как парламент увольняет правительство, очевидно, что совместная работа ветвей власти становится все более затруднительной и их конфликт должен в определенное время завершиться победой одной из сторон. Правда, судьей в этом противостоянии явно должна быть не судебная власть, а президент, которому придется делать сложный выбор между двумя институтами власти, возглавляемыми его доверенными лицами.

Открытый конфликт между мажилисменами и правительством был озвучен несколькими депутатами, но его застрельщиком можно по праву считать депутата от пропрезидентской партии AMANAT Никиту Шаталова. В прошлом журналист и политический эксперт, он ведет свой Telegram-канал, в котором подробно изложил претензии к исполнительной власти. «Сегодня на заседании комитета по экономической реформе и региональному развитию мы рассматривали законопроект, предусматривающий поправки в закон «О доступе к информации». Помимо вопросов инклюзии, в данный закон закралась довольно странная норма, ограничивающая полномочия депутатов мажилиса: правительство хочет включить обязательное проведение процедур публичного обсуждения с учетом заключения правительства. Наш комитет выдал отрицательное заключение на данный законопроект, но это не единственная попытка исполнительной власти наступать на депутатскую законодательную инициативу», - написал он во вторник.

Также он отметил, что чиновники ведут наступление на позиции депутатов и с другого направления – по линии Минюста, который продвигает поправки, направленные на установление контроля правительства над парламентом.

«На портале «Открытые НПА» висит документ, касающийся проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества». Кроме вопросов чрезмерной кодификации и нормотворчества на государственном языке, в нем обсуждается также и депутатская законодательная инициатива. Говорится в том числе и о том, что законы, разработанные депутатами, не проходят все этапы, через которые двигает свои проекты правительство. Например, тот же портал «Открытые НПА» и проведение обязательного АРВ для всех законопроектов, хотя на текущем этапе оно требуется при бюджетных затратах или изменении функционала государственных органов. Мотивация Минюста странная: они упирают на то, что законопроекты, разработанные моими коллегами, приводят к общественному резонансу», - поделился мажилисмен, явно обиженный намеком со стороны правительства по поводу того, что «решения в парламенте принимаются кулуарно».

«К таким попыткам перетянуть одеяло на себя со стороны исполнительной власти есть ряд вопросов. Во-первых, на референдуме в 2022 году народ проголосовал за усиление парламента. Это политическая реформа, предложенная президентом. Она уже показывает результаты. Доверие к парламенту выросло, это фиксируют соцопросы. Во-вторых, любые действия мажилиса прозрачны: рабочие группы заседают абсолютно открыто, планы работы и поправки депутатов есть в открытом доступе, пленарные заседания идут в режиме онлайн, функционирует общественная палата. Как раз кулуарно действует правительство: я напомню о странном выкупе акций КМГ для финансирования бюджета в обход парламента, да и нынешний закон не был подан общественности как ограничивающий права депутатов», - высказал свои претензии в адрес Кабмина Шаталов, добавив, что таких примеров у него - «с вагон и маленькую тележку».

«На заседании нашего комитета я напомнил разработчику, что такие интервенции в законодательство – это повод для обращения в Конституционный суд, который и должен охранять президентские демократические реформы. Думаю, если мы подготовим проект подобного обращения, то наберем достаточное количество подписей со стороны моих коллег, чтобы пресечь любые попытки правительства регулировать работу парламента», - пригрозил обратиться к третьей стороне Шаталов. Впрочем, ранее его коллега, Мурат Абенов, еще один аманатовец, который апеллировал уже к авторитету главы государства, чьи реформаторские инициативы, по его мнению, Кабмин подвергает тайной ревизии.

Он также возмущен поползновениями исполнительной власти ограничить влияние парламента и контролировать его. «Получается, политические реформы, предложенные президентом Токаевым, по мнению правительства, оказались не слишком эффективны. Полномочия, которые дали парламенту, захотев сделать парламент влиятельным, не понравились правительству», - указал Абенов, выступая на обсуждении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам доступа к информации и общественного участия».

Ему тоже очень не понравился предложенный правительством законопроект о доступе к информации: «Это говорит о том, что правительство смотрит на нас с опаской, что серьезно заставляет нас задуматься о наших партнерских отношениях. (…) Года не прошло, как мажилис поддержал правительство, утвердил премьер-министра, министров, но что мы читаем сегодня в законопроекте? Что депутатский корпус работает непрозрачно, нужно дополнительно в правительственные площадки выводить законы, чтобы правительство могло контролировать, как парламент работает».

Им вторит еще один аманатовец – Ерлан Саиров, который возмутился еще более эмоционально: «Как вы можете посягать на самое святое? Они что, не знают, что президент и депутаты – это избранники народа? Мы несем мандат народа, а правительство не имеет мандата народа. И то, что вы сейчас предлагаете, это будет ударом в спину. Мы все понимаем, что предлагаемая редакция не пройдет, но этот законопроект имеет какую-то миссию». К критике коллег присоединился и одномандатник Абзал Куспан, который также обвинил правительство в том, что его поправки противоречат нормам Конституции.

На фоне жесткой критики Кабмина по политической линии, другие фракции поддерживают воинственный настрой парламента в отношении исполнительной власти с экономического фронта. Депутаты фракции «Ак жол» выступили с критикой планов по ужесточению контроля и налогообложению мобильных переводов. Депутат Аскар Садыков указал на недоработки нового режима в отношении этого способа передачи денег, который может необоснованно увеличить налоговую нагрузку на бизнес. "Ранее при оплате через мобильные переводы продавец был обязан выбить кассовый чек. Теперь же обороты, полученные через онлайн-переводы, считаются отдельно, а по пробитым кассовым чекам – отдельно. Соответственно, предприниматель, работающий на упрощенном режиме налогообложения, должен оплатить налог за один и тот же доход дважды. А это ведь значительные суммы для малого бизнеса: вместо 3% придется платить 6%", – указал депутат Садыков. Также он указал еще и на комиссии банков за прием безналичных платежей через POS-терминалы, которые доходят до 2,8%. «В итоге финансовая нагрузка на предпринимателя вместо 3% вырастает до 8,8%», - сообщил депутат.

Акжоловцы обвинили Кабмин в неправомерном лоббировании интересов банковской системы в ущерб позициям малого и микробизнеса. Так, заставляя предпринимателей работать через POS-терминалы, «налоговые органы лоббируют интересы банков», считает Аскар Садыков. Также он считает, что заявления налоговиков о запрете приема наличных платежей (на которые после 1 января переходят многие микробизнесмены) нарушают требования закона «О платежах и платежных системах», согласно которому наличные и безналичные платежи являются равноправными. «Малый и микробизнес – это не олигархи, это обычные люди, которые продают товары в маленьких магазинчиках или оказывают мелкие услуги. Не они воруют деньги из бюджета и не выводят в офшоры. Если такой предприниматель даже уклонится от налога на 5000 тенге, он эти деньги оставит в стране и, к примеру, купит сыну ботинки или немного расширит свой небольшой бизнес. При объяснении налоговые органы делают упор, что контролю подлежат 100 мобильных переводов от разных лиц. Но при этом не определена их сумма, что позволит подвергать контролю любые, самые мелкие платежи по 100-200 тенге. Тогда вопрос к налоговым органам: кого вы все-таки ищете – тайных олигархов и коррупционеров или тех, кто просто выживает?» – высказал Кабмину свои претензии Аскар Садыков.

Вполне естественно, что на таком эмоциональном фоне совместное заседание палат выглядит, как вероятное «генеральное сражение» между ветвями власти. И даже если стремящаяся всегда избегать конфликтов администрация президента сможет убедить мажилис не ставить под вопрос престиж исполнительной власти, то в итоге конфликт между ними вряд ли удастся разрешить мирно – кто-то из участников должен не просто отступить, но, скорее всего, ради сохранения стабильности системы президенту придется идти на жертвы. Кого именно выберет президент, зависит, конечно, от него самого, однако, в отличие от Кабмина мажилис избирается на выборах, и это нельзя не учитывать. Тем более, парламент был избран только в прошлом году и распускать его – это значит «политически возвращаться» к началу прошлого года, чего Токаеву, наверное, хотелось бы меньше, чем сохранить текущий состав правительства. По этой причине наш внутриполитический прогноз на ближайшее время заключается в том, что скорее всего нас ожидает новый премьер, которому придется быть более покладистым с депутатами…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...