Война дронов
в ответ на бомбардировки энергетики украинцы атаковали базы стратегической авиации РФ
«ДН»
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ военное противостояние между Россией и Украиной, несмотря на статичность фронтов «на земле», приобрело новое измерение в воздухе. За одну ночь на 5 декабря (понедельник) украинские дроны-камикадзе поразили цели сразу на 3 аэродромах российской авиации в Курске, а также в Энгельсе (Саратовская область) и Дягилеве (Рязанская область). Последние две авиабазы отличаются тем, что являются местом размещения российских стратегических бомбардировщиков, включая те, с которых запускаются ракеты, применяемые при массовых обстрелах украинской энергетики. Кроме того, в Энгельсе размещены самолеты, способные нести ядерное оружие, что вызвало настоящий шквал возмущения в российских милитаристских медиа, освещающих войну в Украине. Ну, и самое неприятное для Кремля в этих атаках состоит в том, что пораженные украинцами цели находятся в сотнях километров от линии фронта и должны были по идее надежно прикрываться противовоздушной обороной. В итоге, в ареал действия этого нового (или, как считают россияне, старого) украинского оружия попадает даже столица РФ – Москва. Ответом на результативные «уколы» украинцев стал очередной ракетный обстрел россиян украинских городов с целью поражения объектов энергетики и социальной инфраструктуры. На фоне наступления холодов отключение света, воды, связи и отопления становится все более мучительным для мирного населения Украины, но практически не влияет на боеспособность ее вооруженных сил, которые готовятся к новому раунду противостояния «на земле» после того, как ее окончательно скует мороз и снега. Официальный Киев довольно оптимистично настроен касательно перспектив военной кампании 2023 года, надеясь уже в следующем году выйти на свои границы, включая освобождение Крыма и Донбасса, в то время как Москва готовится к затяжному конфликту…
Ночные атаки беспилотников на базы стратегической авиации вопреки традиции сразу признали российские власти. Так выглядит официальное сообщение министерства обороны РФ:
«Утром 5 декабря т.г. киевским режимом, в целях выведения из строя российских самолетов Дальней авиации, были совершены попытки нанесения ударов реактивными беспилотными летательными аппаратами советского производства по военным аэродромам «Дягилево» в Рязанской области и «Энгельс» Саратовской области.
Средствами противовоздушной обороны ВКС России, летевшие на малой высоте украинские БПЛА были перехвачены. В результате падения и взрыва на российских аэродромах обломков реактивных беспилотников была незначительно повреждена обшивка корпуса двух самолётов. Трое российских военнослужащих технического состава, находившихся на аэродроме, получили смертельные ранения. Еще четверо военнослужащих, получивших ранения, доставлены в медицинские учреждения, где им оказана вся необходимая медицинская помощь.
Несмотря на попытки киевского режима сорвать террористическим актом боевую работу российской Дальней авиации, сегодня около 15.00 часов (мск) по системе военного управления и связанным с ними объектам оборонного комплекса, узлов связи, энергетики и воинских частей Украины нанесен массированный удар высокоточным оружием воздушного и морского базирования. Цель удара достигнута. Все назначенные 17 объектов поражены. В результате удара нарушена переброска железнодорожным транспортом резервов ВСУ, иностранных вооружений, военной техники и боеприпасов в районы боевых действий».
Противоречия в объяснении происходящего очевидны: если средства ПВО «перехватили» беспилотники, то как они смогли нанести потери технике и личному составу Дальней авиации ВКС РФ?
Все это вызвало немедленную гневную реакцию, прежде всего, у так называемых ультра- или Z-патриотов, активных сторонников войны с Украиной в информационном пространстве, группирующихся вокруг Телеграм-каналов так называемых «военкоров» - российских военных пропагандистов, освещающих военные действия в пророссийском ключе.
Они разразились гневными постами, сводящимися к двум вопросам: «Доколе?» и «Кто виноват?». «Основная проблема, это похуизм и просто религиозная приверженность некоторых армейский чинов к внешним элементам: выстроенная по линеечке техника, строевая песня, покрашенная трава и красивый слайд. Победим эту псевдорелигию, заставим относиться к охране и обороне военных объектов так, как предписывает устав о гарнизонной и караульной службе и самое главное внедрим в некоторые тупые мозги мысль о том, что мы ведём войну против сильного и технически подготовленного противника, инцидентов станет на порядок меньше. Совсем они конечно не исчезнут, все-таки противник не дурак, но воевать станет легче», - считает автор анонимного канала «Старше Эдды».
«Удар по аэродрому наших «стратегов» в Энгельсе взбудоражил многие умы. И теперь народ в сети совершенно справедливо требует наказать виновных в халатности и неприкрытии ключевых стратегических объектов СЯС РФ. Это уже уровень иного порядка. Но речь, на мой взгляд, необходимо вести о работе на будущее, дабы исключить подобные удары», - пишет автор канала «ВоенкорКотенок». «Ультра-патриоты» уверены, что свою роль в подготовке таких ударов, находящихся столь далеко от линии фронта, сыграли многочисленные украинские беженцы, которых российские власти вынудили переселяться на свою территорию. Еще один «военкор», журналист ВГТРК Александр Сладков, настаивает на том, что теперь необходима «полная проверка и учет всех въехавших к нам украинских беженцев и находящихся у нас граждан Украины (дорого, но другого выхода не вижу)», а также «создание новой украинской агентурной сети, чтоб на место выбитых ЦРУ и СБУ наших агентов появились новые (дорого, но если б раньше этим занимались, было бы дешевле)».
Как отмечает сайт Би-Би-Си, «Энгельс-2» - военная авиабаза российских стратегических бомбардировщиков, расположенная в 14 км к востоку от Саратова. Аэродром имеет взлетно-посадочную полосу длиной 3500 метров. На базе располагаются два тяжелых бомбардировочных авиаполка, на вооружении которых стоят стратегические ракетоносцы Ту-160М и Ту-95МС, способные нести ядерное оружие. Самолеты, базирующиеся на авиабазе в Энгельсе, регулярно наносят удары крылатыми ракетами по Украине, их целью преимущественно становятся объекты энергетики». «Аэродром Дягилево под Рязанью - тоже крупная база российских бомбардировщиков. Там дислоцированы стратегические Ту-95МС и Ту-22М3. Рядом с аэродромом находится авиаремонтный завод».
Кроме этих двух целей, согласно официальной информации российских властей, беспилотник также поразил аэродром в Курске «В результате атаки беспилотника в районе курского аэродрома загорелся нефтенакопитель, - сообщил губернатор Курской области Роман Старовойт. - Пострадавших нет. Пожар локализуется. Все спецслужбы работают на месте». На тушение пожара, который, по данным властей, не затронул топливные хранилища, ушло более суток. Многочисленные снимки столба черного дыма над Курском, административным центром одноименной приграничной области, перемежались фотографиями, сделанными на аэродроме стратегической авиации, на которых видны поражения обшивки бомбардировщика и обгорелый бензовоз, около которого на земле разлиты лужи крови. Эти снимки вызвали еще один приступ гнева российской Z-тусовки, которые потребовали, чтобы их автор был наказан самым жестоким и извращенным образом.
Официальный Киев не взял на себя ответственность за нападения на стратегические аэродромы. Его позицию сформулировал советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк, написав в Твиттере, что «если очень часто запускать что-то в воздушное пространство других стран, рано или поздно неизвестные летательные объекты вернутся к месту вылета». «Украина берет в работу путинскую технологию «нас там нет». Вы же знаете, что в любом военторге можно купить ударный БПЛА. Их там на выбор - любой ассортимент. Оказывается, в эту игру могут играть и двое…», - саркастически прокомментировал эту ситуацию российский блогер Анатолий Несмиян.
Он же уверен, что происшедшие атаки демонстрирует военный и политический тупик для Кремля: «Удары по стратегическим авиабазам, расположенным в тысяче километров от линии фронта, ставят два вопроса. Первый — чисто практический. По сути, теперь нет ни одного неуязвимого места на всей территории России (по меньшей мере, ее европейской части). Даже неважно, сумел ли беспилотник пролететь незаметно эту тысячу километров или был запущен непосредственно с российской территории. В первом случае — дырявая ПВО, во втором — фантастически результативная работа спецслужб. Вытекающий из первого вопроса второй: очевидно, что экстенсивным увеличением мер противодействия результат получить невозможно. Можно поставить еще десять районов ПВО и увеличить штатную численность борцов с диверсантами на три-пять миллионов человек… Толку с этого ноль. Столкнулись две разные технологические эпохи — эпоха хождения строем на редуты и эпоха пулеметов. Можно поставить в строй еще тысячу солдат, но в итоге закончится всё ровно так же — они просто не дойдут до пулеметчика. Дичающая на глазах Россия Путина, где украдено всё, не в состоянии создавать современные технологии — ни в мирной жизни, ни в немирной».
Анализируя эти атаки западные эксперты отмечают, что несмотря на успешность проведенных атак на авиабазы, «о массовом применении ударных стратегических беспилотников украинцами пока речь не идет». «Возможно, именно это и сделало возможным применение дронов против авиабазы в Энгельсе - этот удар был внезапным, что в случае с применением беспилотников уже важное слагаемое успеха, - отмечает Би-Би-Си. - В случае с предполагаемым ударом по Энгельсу есть еще одно обстоятельство, на которое обратили внимание наблюдатели - большие самолеты на аэродроме стоят на открытом пространстве в ряд, довольно близко друг от друга. Это делает их еще более легкой целью для подобных ударов - если дрон не имеет специальной системы наведения на цель, а только лишь навигационную систему, то его точность очень невелика. Поэтому иранские «Шахеды» российская армия применяет против крупных стационарных целей - навести их на небольшую мобильную невозможно. Большая группа крупных самолетов - очень большая цель, навести дрон на которую проще, чем если бы они были рассредоточены по укрытиям в разных местах летного поля».
«Взрывы на двух российских авиабазах под Рязанью и в Энгельсе - последний пример тактической изобретательности Киева и его способности удивлять, - пишет британская газета Guardian. - Похоже, Украина нашла способ атаковать стратегические российские бомбардировщики Ту-95 и Ту-22М, стоящие на взлетно-посадочных полосах. С октября Кремль использовал эти стратегические бомбардировщики, чтобы постепенно разрушать энергетическую инфраструктуру Украины, оставляя миллионы людей наступившей зимой без тепла и электричества. Есть предположение, что Киев разработал ударный беспилотник с дальностью полета 1000 км. В конце прошлого месяца украинский военнослужащий заявил, что это оружие уже применялось против российских военных. Если это правда, то это значит, что большая часть европейской части России теперь находится в пределах досягаемости украинских военных. А значит, преимущество, которым Москва пользовалась до сих пор, безопасно запуская крылатые ракеты из глубины России, оказалось под угрозой».
Британские медиа цитируют аналитические выкладки своей разведки, в которых указывается, что эти «преднамеренные диверсии… могут считаться одними из наиболее стратегически значимых провалов в охране военных объектов с начала войны в Украине», поскольку «Энгельс – главная оперативная база российской дальней авиации в западной части страны», являющейся частью «ядерного щита России». Американский Институт изучения войны (ISW) предполагает, что такие удары направлены на то, чтобы «сорвать российскую кампанию по нанесению ударов по украинской инфраструктуре».
По-своему прокомментировали удары по авиабазам стратегической авиации в США и ЕС. Представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби в интервью CNN заявил, что Вашингтон не участвовал в подготовке этого нападения, не поощряет, но и не осуждает его. «Конечно, мы это не поощряли и не помогали Украине нанести удар по России. Мы были сосредоточены и по-прежнему сосредоточены на том, чтобы у Украины были возможности и ресурсы, необходимые для самозащиты, - отметил он. - Все, что мы предоставляем, действительно разработано с учетом этого… Мы предоставляем им информацию, чтобы помочь им защитить себя. Мы, безусловно, предоставляем им ресурсы и оружие для самообороны. Но они принимают собственные решения. Вся идея, весь принцип этой войны - это суверенитет, и, в отличие от русских, мы уважаем украинский суверенитет. Когда мы поставляем им систему вооружений, она принадлежит им. Где они ее используют, как они ее используют, сколько боеприпасов они используют для этой системы - это украинские решения, и мы это уважаем». Также американский чиновник заявил, что администрация Белого дома старалась убедить Киев избегать расширения войны с Россией и ее представители «очень четко выразили… обеспокоенность по поводу эскалации». Европейские чиновники также придерживаются похожей позиции. Официальный представитель правительства Германии Штеффен Хебештрайт заявил, что «Украина не обязана ограничивать свои оборонные усилия собственной государственной территорией».
Впрочем, несмотря на определенные успехи «в воздухе» Украина понимает, что победа достигается именно на земле, и готовится к возобновлению ожесточенных боев в ближайшие недели, когда мороз прекратит распутицу и покроет грязь прочным снежным настом. Бои между россиянами и украинцами продолжаются в нескольких точках фронта, наиболее ожесточенные – под Бахмутом (его атакуют боевики «ЧВК Вагнер») и Сватово (тут постепенно продвигаются ВСУ). На помощь силам, удерживающим Сватово российское командование, по данным британской разведки, бросило «части элитной 1-й танковой армии РФ». «В ходе войны эта армия уже понесла значительные потери, в частности, при отступлении из Харьковской области в сентябре 2022 года, - напоминает Би-Си-Си. - Сейчас, судя по всему, состав армии пополнен призванными в рамках частичной мобилизации. Но все равно ее личный состав значительно меньше утвержденных уставом 25 тысяч человек». Об уровне оптимизма российского командования в отношении боеспособности этих резервов можно также судить по тому, что в тылу, за Сватово и до российской границы «российские силы завершили подготовку почти беспрерывной 60-ти километровой системы траншей».
Российское руководство готовит свое население к затяжному конфликту, уверены эксперты американского Института изучения войны (ISW), анализирующие последние выступления президента Путина. В выступлении российского президента на заседании Совета по правам человека в среду было заявлено, что «специальная военная операция» может закончится еще не скоро. «Конечно, это длительный процесс может быть. Но появились новые территории — и такой все-таки значимый результат для России, это серьезный вопрос, - сказал Владимир Путин. - Азовское море стало внутренним морем РФ, еще Петр I за это боролся. Но главное - люди, которые живут на этих территориях. Результаты референдумов показали, что они хотят жить в России. Это миллионы людей». «Путин провел выгодные параллели между собой и русским царем Петром I, отметив, что теперь Россия контролирует Азовское море, за которое также воевал Петр Великий, - отмечают американские эксперты. - Упоминание российской имперской истории открыто позиционирует нынешние цели Путина в Украине как явно империалистические и все еще максималистские. Путин готовит внутреннюю российскую аудиторию к долгой утомительной войне в Украине, которая нужна для захвата новых украинских территорий».
На уже упомянутой встрече российский президент заявил, что новой мобилизации в армию не будет. «У нас из 300 тысяч мобилизованных 150 тысяч находятся в зоне проведения операции. То есть только половина находится в группировке. Из них половина - 77 тысяч - находятся непосредственно в боевых подразделениях. Остальные на вторых, третьих рубежах, выполняют функции теробороны, - сказал он. - Еще 150 тысяч - половина мобилизованных - до сих пор находятся на полигонах и в учебных центрах Минобороны. Это так называемый боевой резерв… В данных условиях разговоры про дальнейшую мобилизацию не имеют смысла. Необходимости в этом нет никакой». Впрочем, также в марте он говорил и о том, что не будет вообще никакой мобилизации резервистов в армию, но уже в сентябре призвал 300 тысяч дополнительных солдат на украинский фронт. Уровень потерь на фронте может заставить Кремль сменить планы уже совсем скоро. По словам вышеупомянутого «военкора» Сладкова, на фронте «нам не хватает бойцов-штурмовиков», так как «они слишком быстро заканчиваются».
Свою оценку текущего состояния российской армии на фронте дал бывший «министр обороны ДНР», полковник ФСБ в отставке Иголь Гиркин, более известный под псевдонимом «Стрелков». На протяжении двух месяцев он находился в расположении одной из частей, к которой присоединился, пока не узнал, что в состав военнослужащих полка так включен и не был. После этого он вернулся в Москву и поделился наблюдениями. По его мнению, «в основе всех наших «нарастающих побед» на фронтах и направлениях СВО лежит глубочайший кризис стратегического планирования». «Проще говоря - войска воюют «по инерции», не имея ни малейшего представления о конечных стратегических целях текущей военной кампании и лишь догадываясь о смутных планах командования по таким грандиозно-бессмысленным телодвижениям, как строительство совершенно безумной по бесполезности (но дико дорогой по стоимости исполнения) «Линии Суровикина», - считает Гиркин-Стрелков. - В большинстве частей ВС РФ солдаты и офицеры не понимают: ради чего, за что и с какими целями вообще они воюют. Для них тайна - что является условием победы или просто условием для прекращения войны? А власти РФ не способны им этого объяснить, так как поставить четкую цель СВО - означает «ограничить себе пространство для маневра» - то есть лишиться возможности объявить цели СВО достигнутыми в любой момент, который кремлевские руководители сочтут для себя удобным».
«Такие настроения конкретно в войсках - ведут к апатии, - указывает он. - Апатия-же - к падению боевого духа и выполнению поставленных задач «для галочки» и «спустя рукава», без реальной заинтересованности в их успешном результате. Так вот - в армии ВС РФ… господствует апатия. Отсутствие четкой военно-политической стратегии не позволяет военным разработать тактику, которая будет способствовать ее реализации. А пока – «явочным порядком» - ВС РФ готовятся к затяжной позиционной войне, строя вдоль всего фронта долговременные сооружения в стиле «а-ля линия Маннергейма» (на «линию Мажино» не тянет)». Напротив боевой дух ВСУ Гиркин-Стрелков, считающий украинцев своими врагами, оценивает довольно высоко. «Поэтому, наблюдая за тем, как противник не спеша (и не встречая никакого противодействия) реализовывает собственные стратегические задачи при полной пассивности военных и политических властей РФ - ничего хорошего в ближайшие недели на фронте не ожидаю. И, да, - т.н. «Украина» зимой НЕ замерзнет, НЕ взбунтуется и НЕ станет воевать хуже. Наоборот. Солдаты ее, уже поверившие в свои силы в результате осенних побед ВСУ и находящиеся на полном обеспечении НАТО - будут лишь злее и упорнее сражаться против «москалей», мстя за лишения, которые вынуждены нести их родственники и близкие в тылу. А их встретит только апатичное выполнение служебного долга».