Война возможностей
«ДН»
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ Россия отказалась от заморозки КТК, основного маршрута экспорта казахстанской нефти. Несмотря на то, что потенциальная катастрофа для казахстанской экономики, казалось бы, миновала, на самом деле, вся ситуация с риском остановки работы основных нефтепроводов Казахстана или станет отправной точкой для создания альтернативных маршрутов внешней торговли, или - невыученным уроком, с последствиями наподобие того, что сейчас происходит в Шри Ланке. Война, развязанная Кремлем в Украине, самым
серьезным образом оказывает давление на казахстанскую экономику (и политику), как бы Нур-Султан не пытается это ретушировать. Впрочем, даже называя вещи своими именами, Акорда продолжает курс на тесное сотрудничество с Россией, который раз за разом вызывает экономические проблемы в нашей стране, провоцирующие социальную напряженность. Из-за Евразийского союза наша страна получила сахарный дефицит, из-за односторонних решений России мы испытываем проблемы с импортом леса, топлива, продовольствия, с производством растительного масла и мебели, решить которые самостоятельно наше правительство просто не в состоянии. И вчерашнее заседание правительства РК с участием президента это только подтвердило. Казахстан продолжает стараться делать все, чтобы не быть втянутым в украинский конфликт, однако эта война уже не только обнажила все проблемы нашего участия в ЕАЭС, но и умножила их…
Скандал с судном «Жибек жолы» бросил тень на Казахстан, так как оно перевозило, фактически, ворованное украинское зерно и было задержано в Турции
Отмена блокады не меняет дело
Когда краевой суд в России обнародовал решение о месячной блокировке работы КТК, было очевидно, что решение подобного порядка никак не может быть принято в заштатном суде, и на самом деле является политическим решением Кремля. Тем более, что истец в данном случае также представлял российское государство. Что это было – «ответка» на «дерзость» Токаева на Петербургском экономическом форуме, где он отказался признавать независимость ЛДНР, или часть путинской стратегии на шантаж Европейского союза энергетической блокадой, уже вопрос второстепенный. Первостепенный вопрос – как Казахстану выбираться из ситуации, когда главный экспортный маршрут нашей нефти замораживают? Наша страна не была готова к этому, хотя подобный риск маячит перед Нур-Султаном как минимум последние 8 лет, с момента, когда Россия оккупировала Крым. В итоге Токаев в авральном порядке поручил правительству искать альтернативные маршруты для внешней торговли, в нашем случае уязвимой просто по своей структуре, когда мы отправляем на мировой рынок не товары, а сырье, на несколько порядков более зависимое от маршрутов доставки, чем продукция высоких переделов. Это мы за 30 лет тоже проворонили, но тут уж ничего не попишешь.
На прошлой неделе же Токаев, отметив «необходимость проработать альтернативные маршруты коммуникации и доставки грузов, а также диверсификацию поставок», просто поручил министрам бить по хвостам: «Требуется принять комплекс мер для обеспечения безопасного и бесперебойного экспорта отечественной продукции… Необходимо сохранить лидерство нашей страны в центрально-азиатском регионе и развивать Казахстан как надежный транзитный хаб. С этой целью предстоит сформировать альтернативные железнодорожные маршруты. В частности, речь идет о реализации проектов Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Мактаарал – Дарбаза, строительстве обводной железнодорожной линии в обход Алматы». На следующий день, в прошлую пятницу, Токаев принимал уже иностранных инвесторов, и опять говорили про альтернативные маршруты транспортировки нефти. Понятное дело, что перенаправить нефть по каким-то иным направлениям в течении считанных дней Казахстан не мог, и то, что Путин отозвал заморозку КТК – это настоящее облегчение для Нур-Султана. Однако, даже российские эксперты уверены, что решение это чисто политическое, а значит может быть в любой момент пересмотрено опять. И даже то, что Путин принял его, может быть связано с тем, что он «пустил в бой» еще более устрашающее оружие: на этой неделе «Газпром» остановил работу «Северного потока» (на десятидневную «профилактику»), породив в Европе панические настроения по поводу того, что экспорт российских углеводородов в ЕС будет перекрыт полностью и навсегда. И, если Европа не прогнется под этот шантаж, то Кремль может опять завинтить все доступные вентили, в том числе и КТК.
Так, к примеру, российский блогер и эксперт Анатолий Несмиян называет решение крайсуда заменить блокировку трубопровода штрафом «попыткой отползти с сохранением лица и только». «Токаев, отдав распоряжение о подготовке к обходу вокруг России, вынудил Кремль отменить лобовое решение о запрете казахстанского нефтяного транзита. Противоречия это не снимает, так как Казахстан получил более чем убедительный сигнал, что в любой момент его могут поставить перед фактом закрытия нефтяных экспортных поставок и нанесения тяжелого ущерба бюджету страны, - считает Несмиян. - Угрозы имеют вес, когда они угрозы. Когда их применяют на практике, а потом снова отступают, это создает двойной эффект: во-первых, начинают принимать меры по недопущению повторения их в будущем. Во-вторых, убеждаются, что тот, кто угрожает, делает это «понарошку». Тут правило простое: если уж решил бить, то бей. Или не бей вообще. Угроза действует ровно до той секунды, пока она угроза».
По мнению российского эксперта, «Путин сделал ровно ту же ошибку, что и с Европой (с поправкой на размеры, конечно): пока он угрожал газовой блокадой, это была угроза», когда же он начал реально завинчивать вентиля, «Европа решила, что с нее хватит». Ненадежность маршрута через российскую территорию должна заставлять Нур-Султан искать альтернативы вне зависимости от решений Краснодарского райсуда, и если Казахстан всерьез пришел к тому, чтобы искать эти альтернативы КТК, то, по мнению Несмияна, «Токаев, без сомнения, этот раунд выиграл». «Но основная игра впереди. Решение об обходе российской территории для Казахстана является вынужденным и дорогим, но единственно возможным в ситуации, когда в Кремле сидит невменяемое руководство с авантюристическим подходом к политике. Рискнет ли Токаев обосабливаться от России всерьез, вот в чем вопрос», - полагает блогер.
Более лояльный Кремлю аналитик, руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, в более мягких формулировках, но также считает, что решение об отмене блокировки КТК – политическое, чтобы не терять союзника. «Приостановка работы трубопровода на один месяц для устранения экологических проблем нанесла бы очень серьезный финансовый ущерб и акционерам КТК, и бюджету Казахстана, который по самым скромным оценкам мог бы потерять от 20 до 40 миллионов долларов. Но дело даже не в деньгах, а в том, что отношениям двух государств был бы нанесен очень серьезный ущерб, потому что вопрос тут не экономический, а во многом политический. Противники российско-казахстанского партнерства уже вовсю разгоняют тему, что РФ якобы пытается таким образом выкрутить Казахстану руки, хочет поставить его на колени и т.д, - заявил Грозин. - Лить воду на мельницу подобных настроений не в интересах РФ. И не в интересах власти Казахстана». Соответственно, эксперт объясняет снятие заморозки КТК попыткой «сбить эту русофобскую волну, не дать почвы злопыхателям для обвинений РФ в том, что она использует экономические рычаги для оказания политического давления». Однако, то, что Кремль именно таким образом использует свои поставки газа и нефти в ЕС ни для кого не секрет. Разница тут пока только в уровне эмоциональных оценок отношений с разными странами лично у Путина. Тем более, то «пистолетом у виска» КТК является новое российское законодательство, согласно которому правительство России может просто взять и национализировать весь нефтепровод. Таким образом, КТК на сегодня - довольно ненадежная база для экономического развития и торговли, так что в плане маршрутов поставок нефти на мировые рынки, украинская война уже оказала свое влияние на Казахстан, правда, будут ли альтернативные торговые пути и нити трубопроводов реально пробиты и созданы – это уже второй вопрос, уверенности в положительном решении которого у нас по понятным причинам нет.
С этим согласны и международные аналитики из S & P Global Ratings. «Непредсказуемость решений российского суда, касающихся КТК, подчеркивает уязвимость Республики Казахстан (BBB-/Стабильный/A-3) в условиях возросшей геополитической напряженности, связанной с российско-украинским конфликтом, с учетом зависимости Казахстана от трубопровода. Сильные бюджетные и внешнеэкономические показатели Казахстана могут смягчить макроэкономические последствия временного снижения экспортных мощностей. Однако значительное и продолжительное снижение объемов экспорта нефти может привести к снижению кредитоспособности правительства», - отмечают они.
«На наш взгляд, геополитическая напряженность, вызванная российско-украинским конфликтом, в будущем может послужить причиной возможных перебоев в работе трубопровода КТК, - отмечают в S & P Global Ratings. - Отношения между Казахстаном и Россией также представляются напряженными ввиду того, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев не высказался в поддержку непризнанных Донецкой и Луганской народных республик, поддерживаемых Россией. Более того, Казахстан предложил ограничить определенные статьи экспорта в Россию в связи с международными санкциями. Поскольку трубопровод КТК имеет ключевое значение для Казахстана и проходит по территории России, Россия может использовать его в качестве рычага воздействия на Казахстан. При этом мы не рассматриваем эти события как свидетельство разрыва отношений между двумя странами, а считаем, что трубопровод КТК используется в качестве переговорного инструмента. Мы ожидаем, что Казахстан будет сохранять нейтралитет в отношении российско-украинского конфликта, продолжая сотрудничество с Россией по политическим и экономическим вопросам, избегая при этом риска введения вторичных санкций. Кроме того, неопределенная геополитическая ситуация вокруг российско-украинского конфликта может привести к тому, что трубопровод КТК будет использоваться в качестве рычага воздействия на потребителей нефти из этого трубопровода, включая страны Европейского союза. В таком случае перебои в работе трубопровода не будут связаны с действиями Казахстана, но, тем не менее, могут нанести ему ущерб».
Серый список
Тем временем, Казахстан, даже если поставки нашей нефти не будут использованы Москвой для шантажа Европы, все равно попал под подозрение, как потенциальный маршрут обхода антироссийских санкций. На этой неделе Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями и Бюро промышленности и безопасности США опубликовали список стран, через которые, по мнению министерства финансов США, в Россию и Беларусь могут попадать подсанкционные товары. В этот список попали Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Грузия, Армения, Бразилия, Китай, Индия, Израиль, Мексика, Никарагуа, Сербия, Сингапур, Южная Африка, Тайвань, Турция и ОАЭ. И хотя появление страны в данном списке не говорит автоматически о ее причастности к обходу санкций, но его формирование призвано обратить внимание (повысить бдительность) на «более тщательную проверку финансовых операций, связанных с экспортом» запрещенных для поставок в РФ и Беларусь товаров в эти 18 стран вышеупомянутого списка.
Это связано с тем, что в США опасаются, что «меры по контролю за экспортом и санкционные ограничения в отношении России и Беларуси могут спровоцировать появление новых схем и путей отправки запрещенных товаров в эти страны». «Центральная Азия тесно связана с торговыми сетями, охватывающими территорию бывшего Советского Союза. Это может привести к введению санкций в отношении стран и компаний региона. Этот риск усилился после российского вторжения в Украину в феврале и стал привлекать все больше внимания по мере затягивания войны. В недавнем предупреждении правительства США Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан указаны в числе 18 стран, представляющих собой «перевалочные пункты, через которые, как известно, проходит ограниченный или контролируемый экспорт, направляющийся в Россию или Беларусь», — сообщает сайт Diplomat. К категории товаров, «вызывающих особую озабоченность», относится техника, которая может использоваться в военных целях: запчасти для самолетов, гидроакустические системы, антенны, спектрофотометры, испытательное оборудование, системы GPS, вакуумные насосы, а также нефтепромысловое оборудование.
Сам президент Токаев пообещал, что наша страна не будет помогать России обходить санкции. «Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать, тем более мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения санкций последуют так называемые вторичные санкции со стороны Запада в отношении нашей экономики», — подчеркнул он в интервью российскому телевиденью. Однако, в отрытых источниках уже появляется информация о том, что как минимум в схемах «параллельного экспорта» (ввоза товаров без согласия их производителей) в Россию наша страна уже поучаствовала. Так российские сайты уже написали, что у них в продаже появились смартфоны, ввезенные в Казахстан, и «не прошитые» под Россию, также сервисные компании, ремонтирующие автомобили, якобы, начали заказывать детали для замены в Казахстан, чтобы потом получить их в своей стране.
Большую огласку уже получило косвенное участие нашего судна в вывозе зерна из Украины российскими компаниями, которое в Киеве прямо называют «воровством». Хотя корабль «Жибек жолы», задержанный, а затем отпущенный в Турции, и был сдан в аренду российским предпринимателям, тот факт, что через нацкомпанию «Казахстан Темир Жолы» им владеет само государство Казахстан, конечно, бросает на нас тень. Нельзя не вспомнить и скандал 1999 года, когда «группа лиц» из нашей страны продала советские самолеты МиГ КНДР, и отдуваться за это вопиющее нарушение санкций против Пхеньяна пришлось именно Касым-Жомарту Токаеву, тогда главе МИД РК. Теперь Казахстану придется очень старательно контролировать и пресекать любые попытки транзита в Россию подсанционных товаров, что будет довольно сложно сделать с учетом того, что наши власти пытаются пригласить в страну российские компании. Об этом прямо заявил сам Токаев буквально вчера – призвав «создать благоприятные условия для релокации российских компаний в Казахстан». Натурализовавшись в Казахстане они могут легально получать необходимые в РФ запрещенные товары и везти их туда через границу ЕАЭС без таможенных постов. Так, к примеру, россияне смогут получить доступ к микрочипам, острый дефицит которых известен западным разведкам по тем сведениям, которые они получают с полей сражений в Украине. Это не зерно, не сахар, не бензин, их сложно будет обнаружить просто визуальным осмотром. Готовы вы ли наши власти предотвращать такие операции, чтобы не оказаться под санкциями – большой вопрос.
Лебеди летят с севера
Впрочем, и без микрочипов украинская война Кремля бьет по безопасности нашей страны – например, продовольственной. Об этом буквально вчера говорилось на расширенном заседании правительства с участием Токаева, который констатировал, что «вместо плана продовольственной безопасности наблюдается лишь набор благих устремлений». Он же привел в качестве примера неэффективных действий правительства «позор», сложившийся с сахаром: «Из ранее введённых семи сахарных заводов сегодня действуют только четыре, которые загружены лишь на треть (31%). Минсельхозом планируется увеличить долю свекловичного сахара в 6 раз к 2026 году (с 7 до 43%). Однако за последние четыре года площади сахарной свеклы сократились на треть. Мы на 90% зависим от импортного сахара. Здесь можно ссылаться на решения в рамках ЕАЭС, но это, в любом случае, – это серьезный просчет правительства. Значит, не защитили позицию государства. Правительству нужно в срочном порядке разработать отдельный отраслевой проект по развитию сахарной отрасли. Цель – значительное сокращение импортозависимости, постепенный переход к самообеспечению. Интерес со стороны внутренних и иностранных инвесторов к этой отрасли достаточно высок, нужны правильные подходы. Это принципиальный вопрос, имеющий в том числе внутриполитическое значение».
Впрочем, все это – опять же работа по хвостам. Глава государства просто констатирует, что впереди страну опять ждет сезонный топливный кризис, предотвратить, очевидно, будет невозможно в том числе и потому, что часть топлива «уплывает» через оставшиеся без таможенного контроля границы ЕАЭС. «По оценкам экспертов, осенью в стране может возникнуть дефицит дизельного топлива. Эта ситуация складывается из года в год, и всякий раз во время уборочных работ, - отметил президент. - Основной аргумент правительства - вымывание топлива с нашего рынка транзитным транспортом и жителями приграничных регионов соседних стран. Но проблема несколько глубже – существуют организованные, налаженные годами схемы по вывозу отечественных нефтепродуктов в близлежащие государства. АФМ нужно разобраться с этим вопросом. Представьте мне информацию, кто конкретно этим занимается. Затем примем окончательное решение. Также поручаю правительству, агентству по защите конкуренции выработать дифференцированные цены на нефтепродукты для транзитного транспорта и по периметру границы. Это снизит ценовой диспаритет с соседними странами и не отразится на ценах для наших граждан».
Способны ли наши власти своими силами прикрывать нашу экономику и рынок от проблем, вторичных санкций и даже просто контрабанды, если она будет выгодна нашему северному соседу и «главному торговому партнеру», по совместительству? У нас в этом есть очень большие сомнения. А ведь мы прошлись только по нескольким «позициям», касающимся ограничений или проблем, вызванных украинской авантюрой Кремля, на самом же деле их куда больше, и касаются они и других критически важных наших экспортных и импортных товаров, вроде зерна, газа, технологичных товаров, оборудования и многого другого. Конечно, наши власти могут всегда кивать на форс-мажор: кто же мог представить, что Кремль открыто нападет на Украину? Однако, почему-то той же Турции удается максимально использовать ситуацию для своей выгоды. Она и к санкциям не присоединилась, и ведет переговоры по разблокировке торговли украинским зерном, и получает другие менее очевидные уступки от участников конфликта, укрепляя свои позиции в качестве «логистической сверхдержавы». Почему-то Эрдоган получает за счет своего участия в ситуации вокруг Украины серьезные преференции и в Сирии, и в отношениях с Ираном, Египтом и Саудовской Аравией, а также США и НАТО. А мы – вот буквально балансируем на грани того, что очередной скачек цен повторит январские события или Шри Ланку…