Время дорогой нефти
Истекший период февраля ознаменовался продолжением роста котировок нефти. Повышение цен до многолетних максимумов оказало поддержку сырьевым валютам, способствовало укреплению тенге по отношению к доллару США, что в свою очередь может препятствовать ускорению роста цен на потребительские товары и услуги.
Начиная с 2015 года, текущий счет продолжает оставаться дефицитным, несмотря на максимумы нефтяных цен в 2018 и 2021 годах. Судя по этим цифрам, основную выгоду от роста цен на сырьевые товары получает не население нашей страны, а иностранные инвесторы.
Торги нефтью на Лондонской товарной бирже в этом году начались с отметки 78 доллара, а завершились в январе на уровне около 90 доллара за баррель. В результате в среднем за месяц стоимость нефти сорта Brent сложилась в районе 85 доллара за бочку, значительно превысила как прогнозы казахстанского правительства на этот год, так и среднее значение за прошлый год (соответственно 60 доллара и порядка 73 долларов за баррель). На формирование цен в январе оказывали влияние различные факторы, в том числе решение экспортеров нефти о параметрах добычи нефти, ожидания по объемам предложения и спроса, новости о запасах и другие.
Мировые цены достигли и даже превысили оптимальный уровень, устраивающий и экспортеров, и потребителей нефти. Поэтому можно было ожидать, что цены на нефть в феврале скорректируются вниз, сложатся в коридоре 80-90 доллара за баррель. Такое предположение диктовалось ухудшением ситуации с распространением коронавируса в мире, новыми карантинными ограничениями, перспективами восстановления спроса на энергоносители, рисками роста предложения. Однако события истекшего периода февраля в очередной раз подтвердили, что прогнозы и ожидания изменения котировок нефти очень часто оказываются ошибочными, так как на формирование цен влияет множество факторов как объективного, так и субъективного характера.
В первой декаде февраля нефтяные котировки продолжили движение вверх, но темпы роста несколько замедлились. Цены на нефть указанной марки в этот период менялись в сравнительно узком коридоре 89-93 доллара за баррель. Начало второй декады не предвещало ничего необычного, однако 11 февраля к концу дня котировки подскочили до 95 доллара, а на следующий рабочий день, понедельник 14 числа, в моменте превысили отметку в 96 доллара за баррель. Обновлению многолетних максимумов способствовало, по словам аналитиков, в первую очередь обострение геополитической ситуации вокруг Украины.
Достигнув максимума цены скорректировались вниз на 2-3 доллара, но на следующий день вновь поднимались выше 96 доллара за баррель. Затем на фоне снижения напряженности стоимость нефти Brent вновь продемонстрировала понижательную динамику и в среду, 16 февраля, торговалась в районе 93-94 доллара за баррель. В конце недели цены опускались до уровня 92-91 доллара за бочку. Снижению, кроме прочего, мог способствовать тот факт, что страны ОПЕК+ не могут увеличить добычу до согласованных уровней. Так, согласно информации МЭА, недопоставка сырья со стороны альянса в январе оценивалась в 900 тысяч баррелей в сутки.
Повышение котировок нефти оказывало поддержку сырьевым валютам, но тенге в первой половине февраля никак не реагировал на это обстоятельство. Формирование курса основной пары на внутреннем рынке в этот период определялось в первую очередь динамикой пары доллар-рубль. Первая неделя месяца на фоне слабого рубля ознаменовалась укреплением биржевого курса доллара до уровня выше 434 тенге. Затем рублю удалось вернуть часть потерь, понесенных по отношению к американской валюте. Вслед за рублем изменилась и стоимость национальной валюты. Средневзвешенный биржевой курс доллара на утренних торгах 10 февраля опускался почти до 425 тенге.
Однако удержаться на этой позиции тенге не удалось. Уже к концу дня доллар подорожал более чем на 1 тенге, а на следующий день его биржевой курс превысил 429 тенге. Ослабление тенге продолжилось и в начале прошлой недели. 14 февраля биржевой курс американской валюты превысил 431 тенге, несмотря на повышение мировых цен на нефть в моменте до 96 долларов за баррель. Похоже, тенге продолжал двигаться вслед за рублем, курс которого вновь изменил направление движения, и стоимость доллара на российском валютном рынке приближалась к отметке 78 рубля.
Волатильность пары доллар-рубль аналогичным образом отражалась на стоимости доллара на внутреннем валютном рынке. Средневзвешенный биржевой курс американской валюты пошел вниз, предыдущая неделя завершилась на отметке выше 428 тенге. Таким образом, на начало третьей декады февраля стоимость доллара снизилась без малого на 3,5 тенге. Национальная валюта по отношению к доллару по состоянию на конец второй декады укрепилась на 0,8%. Поддержанию такой динамики способствовали как повышение мировых цен на нефть и ряд других сырьевых активов, так и усиление позиции рубля к доллару на российском валютном рынке во второй половине февраля.
На формирование курса евро на внутреннем рынке оказывали влияние как динамика пары доллар-тенге, так и состязание двух основных мировых валют на международных рынках. На этом фоне официальный курс единой европейской валюты в первой и второй декаде февраля менялся в достаточно широком коридоре в районе 496 – 484 против 482,81 тенге за 1 евро на начало февраля. При этом официальный курс российской валюты в этот период также оставался выше отметки на начало февраля (5,57 тенге), устанавливался регулятором в коридоре 5,72 - 5,58 тенге за 1 рубль.
Что касается отдельных параметров монетарной политики, которые публикуются позже отчетного периода, то они демонстрируют разнонаправленную динамику. Так, согласно предварительной оценке Национального банка, текущий счет платежного баланса за прошлый год сложился с дефицитом в 5,7 млрд. долларов США. Увеличение спроса на сырье и повышение мировых цен на отечественные экспортные товары положительно отразилось на состоянии баланса, отмечается в сообщении регулятора. Сальдо текущего счета платежного баланса страны по сравнению с 2020 годом сократилось на 12,7% или на 0,8 млрд. долларов.
Основное влияние на улучшения текущего счета оказало несколько факторов. Восстановление мирового спроса, рост глобальной и отечественной экономики способствовали увеличению внешнеторгового оборота до 99,6 млрд. долларов. В сравнении с 2020 годом экспорт вырос более чем на четверть до 60,2 млрд., импорт – на 6,6% до 39,4 млрд. долларов США. В результате, по данным Национального банка, торговый баланс сложился с профицитом в 20,7 млрд. долларов, превысил показатель предыдущего года более чем в два раза.
При этом доходы прямых иностранных инвесторов увеличились более чем в полтора раза до 25,2 млрд. долларов. Вследствие роста цен на сырье их дивиденды возросли на 57,7%. Рост доходов инвесторов и высокий уровень импорта не позволяют текущему счету перейти в положительную зону, говорится в сообщении Национального банка. Начиная с 2015 года, текущий счет продолжает оставаться дефицитным, несмотря на максимумы нефтяных цен в 2018 и 2021 годах. Судя по этим цифрам, основную выгоду от роста цен на сырьевые товары получает не население нашей страны, а иностранные инвесторы.
В январе текущего года ушли в минус и некоторые показатели монетарной политики. Наблюдалось сжатие денежной базы в широком определении, снизился объем денежной массы. Валовые международные резервы Национального банка сократились за месяц на 2,7% до уровня около 33,45 млрд. долларов США. Активы в свободно конвертируемой валюте снизились на 4% до 11,26 млрд. долларов. При этом активы регулятора в золоте снизились в январе на 5,8%, составили более 22,18 млрд. доллара. Аналогичная картина сложилась с запасами Национального фонда. По предварительным данным, активы фонда в иностранной валюте сократились за месяц почти на 2,6% до уровня 53,9 млрд. доллара.
Отрицательную динамику в январе продемонстрировали и объемы государственных ценных бумаг в обращении. Объем облигаций министерства финансов в обращении снизился за месяц на 0,9%, составил более 10,9 трлн. тенге, краткосрочных нот Национального банка – на 17,2% до уровня более 1,7 трлн. тенге. В целом объем ГЦБ в обращении составил около 13,8 трлн. тенге, сократился за январь на 3,2%. Правда, это не тот случай, чтобы негативно оценивать динамику рынка. В частности, снижение объема бумаг Минфина может быть обусловлено увеличением притока денег в казну, некоторым снижением дефицита республиканского бюджета.
Что касается ожиданий на март, то влияние на рынки может оказать ряд факторов. Судя по ситуации истекшего периода, рынки в целом настроены оптимистично, ждут эффекта массовой вакцинации от вируса, восстановления спроса и экономики после пандемии. Эти ожидания могут способствовать если не росту котировок нефти, то стабилизации цен на текущем высоком уровне, что, помимо прочего, окажет поддержку тенге. Тем более, что по оценкам аналитиков, стоимость барреля нефти может превысить 100 долларов уже во втором квартале.
Впрочем, год еще только начался, и ценовая конъюнктура на нефть может еще не раз измениться, причем даже без видимых на то причин. Давление на нефтяные цены и рынки в целом могут оказать ряд угроз. В частности, потенциальные риски для глобальной экономики аналитики видят в таких факторах, как несоответствие спроса и предложения, а также в перебоях поставок. Кроме того, причинами медленного восстановления мировой экономики могут стать новые волны коронавирусной инфекции, изменение монетарной политики ведущими центральными банками. Так, ужесточение монетарной политики ФРС США, как ожидается, может начаться уже в марте.
На темпах восстановления мировой экономики может отразиться и наблюдаемое резкое подорожание нефти и ряда других сырьевых товаров. Повышение мировых цен позитивно для производителей сырья, но резко ударит по ее потребителям. В последнее время динамика рынков все больше определяется геополитическими факторами, которые пока не предполагают особого позитива. Волатильность на рынке нефти на прошлой неделе была обусловлена, помимо прочего, сообщениями о прогрессе в переговорах по иранской ядерной сделке. Поэтому в связи с перспективами снятия нефтяных санкций с Ирана цены на этой недели могут остаться под давлением.
Свою лепту в формирование цен и курсов валют вносит и напряженность отношений между Россией и странами Запада. На этом фоне в понедельник, 21февраля, курс доллара США на российском валютном рынке подскочил утром почти до 78 рубля. Вместе с рублем биржевой курс доллара на внутреннем рынке повысился до уровня около 430 тенге. После утреннего падения рубль и тенге вернули часть потерь на новостях о возможной встрече президентов России и США. Но в результате резкого обострения ситуации на востоке Украины торги на российском рынке завершились беспрецедентным падением. Президент России вечером подписал указы о признании Донецкой и Луганской народной республики. Курс американской валюты перевалил за 80 рублей. При этом стоимость барреля нефти на мировых рынках превысила 97 доллара.