Вторая Баткенская война | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Вторая Баткенская война

23.09.2022 10:06:27
№: 34 (1484)

Кыргызстан и Таджикистан практически воюют в Ферганской долине

 Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

 Второй год подряд конфликт в Ферганской долине произошел после вторжения вооруженных сил Таджикистана в Баткенскую область Кыргызстана в дни проведения саммита ШОС. Итог – шесть десятков убитых, несколько сотен разрушенных домов. Военные действия продолжаются, несмотря на договоренности «больших начальников» с обеих сторон.

Таджикистан решил брать свое силой?

Первые перестрелки между пограничниками Кыргызстана и Таджикистана начались еще за день до начала саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – 14 сентября. Однако тогда еще мало, кто мог предполагать, какое у всего этого будет продолжение. Утром 16 сентября сразу на нескольких участках на границе началась стрельба – были обстреляны почти все заставы пограничников КР вдоль рубежей в Ферганской долине. Кроме того, под обстрел попали населенные пункты в Лейлекском и Баткенском районах Баткенской области. В результате вооруженных действий свои дома покинули жители семи сел Баткенского и Лейлекского районов, а также села Джекенди Чон-Алайского района Ошской области. Всего за несколько дней широкомасштабного вооруженного противостояния пострадали 198 человек, погибли - 59. Из них лишь чуть более трети военнослужащие – пограничники, милиционеры и сотрудники МЧС. Остальные – это гражданские лица, не успевшие покинуть свои дома до открытия таджикской стороной огня не только из стрелкового оружия, но также из артиллерийских орудий, танков и реактивных систем залпового огня – «Градов» и «Ураганов».

Вся эта огневая мощь била «по площадям», что привело к разрушению 365 домов, 6 стратегических объектов, 168 сараев, 168 объектов жизнеобеспечения и повреждению 16 автомашин. Из района обстрелов было оперативно эвакуировано около 140 тысяч человек (!). Для преодоления последствий военных действий с кыргызской стороны были задействованы 53 единицы спецтехники и 615 спасателей, задействованных в приеме, отгрузке и доставке гуманитарной помощи. Комиссия МЧС КР изучает разрушенные объекты, и подсчитывают объемы ущерба. Под огонь войск Таджикистана попали также аэропорт города Баткена, мост через реку Ак-Сай, линии электропередач – имеющих стратегическое значение. По словам местных жителей, таджикские военнослужащие в сопровождении непонятных групп гражданских и людей в форме без опознавательных знаков разграбили и сожгли все, что встречалось на их пути. Абсолютное большинство разрушений в результате этого конфликта приходится на собственность государства, меньшая часть – на имущество граждан Кыргызстана.

Генеральная прокуратура Кыргызстана успела возбудить по результатам событий уголовное дело по статье «Преступления против мира» УК КР.

Что касается потерь, то таджикская сторона признала гибель 36 человек со своей стороны. Однако, по оценкам силовиков Кыргызстана, они убили минимум 200 нападавших и около 400 еще ранили. Такая разница в оценках может быть вызвана тем, что на таджикской стороне было много мужчин в неопознанной форме, без опознавательных знаков. Среди них, по некоторым данным, были опознаны граждане Афганистана. Также таджикская сторона раздавала приграничному населению автоматическое оружие и боеприпасы. И вся эта масса людей также атаковала и грабила своих кыргызских соседей. Так, в частности, был убит владелец местной птицефабрики, расстрелянный на глазах у своей семьи. По словам секретаря Совета безопасности КР Марата Иманкулова, у некоторых кыргызских погибших были отрезаны различные части тела.

Многие свои действия, в том числе разрушение официальных зданий, школ и больниц таджикские боевики снимали на видео и выкладывали ролики в различные соцсети. Как и в прошлом году, одним из тех, кто вел таджикские отряды в наступление, вновь оказался один из бывших предводителей Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Шох Искандаров. Кроме того, были опознаны и другие полевые командиры бывшей ОТО.

Особенно странно это смотрелось на фоне происходившего в то же самое время заседания глав стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая такие вещи между соседями должны была бы по идее пресекать. Но в Самарканде обсуждали более важные дела: вступление новых членов – Ирана и Беларуси. В Бишкеке прозападные НПО обвиняли в бездействии еще и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ): действительно – ведь и Таджикистан и Кыргызская республика являются ее членами, но она никак не может остановить практически открытые военные действия между странами. Прозападные активисты уверены, что происшедшее - дело рук Москвы, так как она не заинтересована в строительстве железной дороги из Китая в Кыргызстан и далее – в Узбекистан. В России же ничего на критику отвечать не стали, но и не вмешивались – Кремль слишком глубоко втянулся в украинский конфликт, чтобы иметь какие-то силы и, видимо, желание урезонивать бывшие советские республики. Впрочем, после телефонных переговоров Владимира Путина с Садыром Жапаровым и Эмомали Рахмоном, стрельба все же прекратилась и пока еще не возобновлялась. Данный разговор состоялся 18 сентября, когда таджикские силы начали нападать на пограничников Кыргызстана уже с другой стороны – с Памирского хребта.

И вот теперь, по завершении конфликта, Кыргызстан предлагает пересмотреть устав ОДБК. Об этом в четверг 22 сентября на круглом столе заявил секретарь Совета безопасности КР Иманкулов. По его словам, сегодня у организации просто нет механизмов урегулирования споров между участниками. При этом между странами происходят конфликты. Это говорит о том, что надо пересмотреть правила участия стран в объединении. «Мы собираемся поднимать этот вопрос. Надо ввести правило, чтобы все проблемы, возникающие между странами ОДКБ, решались мирным путем. Если кто-то надеется силой решить проблемы, предлагаем, чтобы его исключали из организации. Зачем это нужно, когда ты становишься членом ОДКБ и ждешь защиты от внешней угрозы, а получаешь конфликт со страной внутри организации? Пора нашим странам пересмотреть некоторые части устава ОДКБ, чтобы исключать из ее состава такие, когда участники бы применяли друг к другу угрозы», — сказал представитель Бишкека.

Он еще раз озвучил позицию Кыргызстана по решению приграничных вопросов: все споры должны решать только мирным путем в ходе переговоров. «И мы не ожидали, что дружественный Таджикистан в таком масштабе и с такой агрессией нападет на нашу страну», - дополнил секретарь Совета безопасности. По его словам, в вооруженном вторжении Таджикистана в Кыргызстан участвовали не только войска, но и некие боевики. Это, по его мнению, говорит о том, что регион Центральной Азии под угрозой и нужно бить тревогу. Г-н Иманкулов также сообщил: еще весной были данные, что после начала событий в Украине оживились и активизировались экстремистские и террористические организации на территории Афганистана.

«Мы ожидали от них вылазок, мы к этому были готовы. Мы состоим в одной оборонительной организации — ОДКБ. Сейчас такие вызовы и угрозы извне нашему региону исходят. Что мы должны были делать? Мы должны были с таджикскими коллегами и другими участниками организации встать в один строй и вместе отражать угрозы. Вместе обеспечивать безопасность. Вместо этого мы получаем агрессию от этой республики», — посетовал он.

Помощь соседей

В последние годы в Кыргызстане население научилось помогать друг другу в случае масштабных проблем. Люди сразу организуют штабы по сбору помощи и получают поддержку от сограждан и трудовых мигрантов за границей. Вот и в этот раз идет активный сбор денег для пострадавших. На спецсчет, открытый для оказания поддержки населения, пострадавшего в ходе конфликта на кыргызско-таджикской границе, за пять дней поступило 226 миллионов 935 тысяч 472 сома, это не считая одежды и продуктов питания. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил заместитель министра финансов Улан Даникеев. По его словам, деньги со спецсчета еще не распределялись. Использование средств будет вести аппарат полномочного представителя президента по Баткенской области.

Специальный счет открыт в целях поддержки населения Баткенской области, а также предотвращения финансового мошенничества со стороны недобросовестных граждан. Самый большой штаб развернут в республиканском Дворце спорта, где работа не прекращается сутками, люди приносят еду и волонтерам, которые формируют грузы.

Стоит также отметить, что в Кыргызстане с благодарностью восприняли весть о том, что в Казахстане организован сбор помощи пострадавшим. Также и население узбекских анклавов в Баткенской области активно помогали хлебом и водой эвакуированным кыргызстанцам кыргызской национальности, демонстрируя, что старые обиды между ними забыты.

На этом фоне довольно натужно смотрелись слова посла КНР в Бишкеке г-жи Ду Дэвэнь, которая заявила: «Кыргызстан и Таджикистан — дружественные соседи и всесторонние стратегические партнеры Китая». Она отметила, что между Китаем и Кыргызстаном нет нерешенных политических вопросов. Две страны являются доверительными и надежными друзьями и партнерами. Две стороны твердо поддерживают друг друга в ключевых вопросах, затрагивающих коренные интересы двух государств. Китайская сторона поддерживает кыргызскую в самостоятельном выборе пути развития в соответствии с национальными реалиями, поддерживает политику и меры правительства КР по защите независимости, суверенитета, территориальной целостности и экономического развития. Кыргызская сторона твердо привержена принципу одного Китая, решительно поддерживая позицию КНР по вопросам Синьцзяня, Тайваня и Сянгана и усилия китайской стороны в защите суверенитета, безопасности и интересов развития. По словам Дэвэнь, китайская сторона искренне надеется и уверена, что стороны смогут должным образом урегулировать противоречия и разногласия на основе взаимного уважения и дружеских консультаций, а также общими усилиями поддерживать мир и стабильность в регионе.

Впрочем, китайская политика, видимо, всегда была будто завернутая в шелка фарфоровая кукла – она игнорировала реальную ситуацию, пряча свои реальные намерения в шелуху из слов. Известно лишь, что лидер КНР Си Цзиньпин объявил о начале реализации проекта газопровода из Туркменистана в Кашгар (Китай) через территорию Кыргызстана. Просто г-жа посол об этом ничего не сказала.

Визит в Нью-Йорк

На фоне кровопролития, 18 сентября глава Кыргызского государства Садыр Жапаров вылетел в Нью-Йорк для участия в 77-й Генассамблее ООН. Где он заявил об агрессии Таджикистана, который нарушил все договоренности между не только двумя странами, но и устав ООН. В своей речи он отметил, что «акции неспровоцированной вооруженной агрессии со стороны Таджикистана тем более удручают, поскольку между нашими странами заключены международные договоры и обязательства». «Мы готовы к продолжению переговорного процесса с нашими таджикскими партнерами. Причем в любом формате. С учетом того, что в результате последних противоправных действий соседей наше доверие пошатнулось, тем не менее, мы готовы к продолжению переговоров и международному посредничеству, включая ООН, ОБСЕ, ОДКБ», — сказал Жапаров.

Насколько Кыргызстан будет успешен в попытках давить на Таджикистан на всевозможных международных уровнях, не ясно. Пока создается чувство, что лидеру РТ как-то все равно, что о нем говорят, ведь он занят процессом передачи власти, за которую намерены соперничать его сын и дочь.

Продолжение политических баталий

В день подготовки материала, МИД Кыргызстана попросил Таджикистан «не нагнетать обстановку, распространяя провокационную и недостоверную информацию о ситуации на кыргызско-таджикской государственной границе». Во внешнеполитическом ведомстве отметили, что рассматривают сообщение МИД РТ о якобы несоблюдении кыргызской стороной достигнутых договоренностей как очередную попытку ввести в заблуждение мировое сообщество относительно событий, происходящих на кыргызско-таджикской границе, подливая масло в огонь своими необоснованными подозрениями.

«По состоянию на 21 сентября кыргызская сторона исполнила все пункты последнего протокола, подписанного председателем ГКНБ Кыргызской Республики Кымчыбеком Ташиевым и главой ГКНБ Республики Таджикистан Саймумином Ятимовым», — подчеркнули в министерстве. «Не соответствуют действительности предположения таджикского МИД о нахождении сил и средств кыргызской стороны в приграничных районах с РТ, а также нарушения ее воздушного пространства БПЛА, якобы залетающими с территории КР», - отметили в МИД КР.

В ведомстве добавили, что таджикская сторона «не в полной мере отвела тяжелую военную технику в пункты постоянной дислокации», часть ее все еще находится на приграничных территориях Мургабского, Исфаринского и Лахшского районов РТ, а также со стороны пограничной заставы «Тамдык» Баткенского пограничного отряда и пограничного поста «Катта-Туз» Лейлекского погранотряда. Таджикская сторона в нарушение ранее достигнутых договоренностей осуществляет «видимость» отвода тяжелой техники, маскируя их под гражданский транспорт и размещая в жилых кварталах приграничных населенных пунктов Ворух, Ходжайлоо, Сурх и Ляккон.

В Кыргызском МИДе заявили, что, несмотря на неоднократно зафиксированные факты провокационных выстрелов в анклаве Ворух Республики Таджикистан и в районе пограничного перевала Кызыл-Арт, «кыргызская сторона неукоснительно соблюдает режим прекращения огня».

Все это настраивает на пессимизм. В Бишкеке уверены: есть все основания полагать, что конфликт себя до конца не исчерпал. Таджикистан не достиг своей главной задачи – соединить свои анклавы Чорку и Ворух с «большой землей». Считается, что именно для этого и использовалась тактика «выжженной земли», чтобы не дать баткенцам вернуться в свои дома и заставить их зимовать подальше, а потом явочным порядком прирастить «освобожденные территории» к своим. Бишкекские политологи уверены: в виду того, что ситуация в РТ все больше осложняется, Рахмону необходима «маленькая победоносная война» либо с афганскими талибами, с которыми он не хочет строить соседских отношений, либо с Кыргызстаном.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...