Второй коронавирусный | Деловая неделя
26 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Второй коронавирусный

22.12.2021 10:32:42
№: 47 (1450)
2021 год в событиях и явлениях

Итоги года нас подвели…

Из переписки на Facebook

УХОДЯЩИЙ год запомнится казахстанцам совсем не веселым. Страна прожила год в режиме пандемии, начавшейся еще в високосном 2020-м. Борьба с коронавирусом не стала сильно успешнее, опять возникали ситуации с переполненностью больниц, нехваткой лекарств и кислорода, хотя и не настолько острые, как в июле прошлого года. Продолжались игры со статистикой, в результате чего скепсис к официальной информации по коронавирусу только вырос – отдельные регионы оказывались в красной зоне аккурат в тот момент, когда, например, властям не хотелось видеть на улицах «несанкционированные митинги» или что-то вроде этого. Чиновники не раз попадались на том, что сами не соблюдали никаких санитарных режимов, за нарушения которых строго спрашивали с простого люда. Даже пересмотр смертности по коронавирусу, увеличивший официальный мартиролог на тысячи имен, все равно не заполнил разницу по оценкам погибших от пандемии от наших властей (почти 13 тысяч) и международных оценщиков, которых официально цитирует тот же Google, с более 18 тысячами смертей. К пандемии добавилось засушливое лето, обернувшееся для южных и западных регионов настоящим джутом – массовым падежом скота. Государство вначале его не признало, потом признало, но реально помочь селянам уже не смогло, за что уволили главу Минсельхоза. Позднее стало известно, что это ведомство еще и годами прикрывало коррупционные схемы по хищениям субсидий, выделяемых государством на развитие скотоводства. Для полноты картины печального года в Жамбылской области, фактически, повторилась трагедия городка Арыс, опять взорвались военные склады с боеприпасами, в результате чего погибло даже больше людей – 17, в основном пожарных, а тело одного человека так до сих пор и не нашли. Все это сопровождалось и сопровождается постоянными коррупционными скандалами, но от того, что кого-то арестовывают, меньше воровства, мздоимства и «распила» почему-то не становится. И в этом – основная проблема не только этого года, но и почти всех последних десятилетий – неэффективность и некомпетентность всей государственной системы страны.

Еще одним крупным явлением этого года стал конфликт вокруг системы частных судебных исполнителей, уже давно сросшаяся с коррумпированными судами и нечистой на руку частью финансовой системы страны, вместе превратившихся в целую экосистему по отъему денег и недвижимости у перекредитованного и стремительно нищающего населения. Внимание общественности вокруг этой ситуации сфокусировалось после дикого случая – в сентябре в Алматы выселяемый житель расстрелял пятерых человек, явившихся выселять его вместе с семьей. Были убиты покупатель жилья на аукционе, его товарищ, частный судебный исполнитель и два полицейских – капитан и майор, занимавшие должности участковых.

Впрочем, тема ЧСИ этим не закрылась, вскоре после этого случая еще один коллега погибшего исполнителя судебных решений незаконно пытался снести чужое жилье, ведя себя, как хам, унизил владельца недвижимости, и лишь после того, как тот «прописал» ему двоечку в печень, начал изображать из себя жертву. Острота проблемы дошла до Токаева, после вмешательства которого был объявлен мораторий на все выселения по решениям суда. Однако, это явно не решение проблемы, поскольку никуда сама экосистема по отбору денег и жилья у населения не исчезла, поскольку является лишь верхушкой айсберга, основанием которого остается всепроникающая коррупция, срастание власти и крупного бизнеса, освоивших новые «пастбища» после утраты сверхдоходов от природной ренты.

Опасность ситуации заключается в том, что именно беспредел, творимый этой экосистемой сегодня способен вызвать социальный взрыв, и уже начал отсчитывать мартиролог жертв. Потенциально именно такие конфликты являются катализаторами социальной розни, страшнее которой, наверное, может быть только рознь этническая. Ее в этом году наша страна, к сожалению, тоже не избежала. Хотя и не в той форме, что в прошлом году во время погромов в Масанчи, однако события в селе Пенжим Алматинской области опять были ярко окрашены национальной принадлежностью участников, их архаичным племенным мышлением, делящим граждан по этнической принадлежности. И опять государство не смогло сыграть роль жесткого и справедливого полицейского, чиновники то отрицали межнациональный характер происшедшего, то задним числом признавали его.

Все это вызывает еще большие опасения из-за геополитической повестки вокруг нашей страны. Россия продолжает играть в войну нервов с Западом то собирая, то отводя войска на украинской границе, чтобы вынудить Европу и США дать какие-то письменные гарантии, что Киев не войдет в НАТО. Хотя сам же Кремль продемонстрировал всю бессмысленность соглашений, нарушив Будапештские соглашения, гарантировавшие территориальную целостность Украины, аннексировав в 2014 году Крым. Все это, естественно, делает вопрос межэтнической гармонии одним из крупнейших факторов риска для нашей страны.

Второй вызов нашей стране на региональном уровне – проблема нехватки воды, обострившейся в этом году настолько, что наши южные соседи – Кыргызстан и Таджикистан в апреле этого года практически открыто, хотя и всего один день, воевали друг с другом за доступ к местному водному источнику на границе. А ведь эти страны обе относятся к одному военно-оборонительному блоку – ОДКБ, куда входим и мы. Неспособность этой организации решать вопросы не только обороны от внешних сил, но и между своими членами – это еще одна зияющая брешь в системе национальной безопасности страны, основывавшейся на таких союзах и письменных гарантиях, девальвированных Крымом. Впрочем, еще один провал ОДКБ имел место в этом году – на этот раз Армения вновь потребовала защиты у организации из-за столкновений на линии соприкосновения с Азербайджаном, куда ее силы откатились после проигранной в прошлом году Второй карабахской войны.

Не давала расслабиться и экономическая повестка. Несмотря на постоянное стремление властей делать вид, что страна полным ходом восстанавливает экономику после прошлогоднего коронакризиса, подгоняя под это статистику, весь год население было свидетелем неэффективности мер регуляторов в борьбе с ростом цен на продукты, недвижимость и топливо. С бензином вообще вышло особенно глупо – он в очередной раз вырос в цене и пропадал с заправок, хотя уж в ходе карантинных мер наше правительство вполне могло не допустить его перетекания к соседям. Поскольку это происходило на фоне фактического срыва графика вакцинации, то, вполне естественно, что население только укрепляется в своем скепсисе к любым мерам государства. Как итог - стремление внести налоговое регулирование в сферу мобильных переводов, чтобы отделить их от облагаемых налогом платежей, немедленно начало угрожать самой системе безналичного расчета. Микробизнес, простые люди, вроде подвозящих по дороге автолюбителей, решительно настроился отказываться от вчера еще столь популярных банковских приложений на мобильных телефонах.

Что же касается политической части Марлезонского балета 2021 года, то она была столь же неоднозначной. Курс на политическую либерализацию пока остается фикцией, что прошедшие парламентские выборы, никак не поменявшие политический расклад в нижней палате высшего органа законодательной власти, только доказали. Конечно, в стране стало проходить больше митингов, но не из-за улучшения законодательства – оно как было разрешительным, так и осталось, сколько бы ни прикрывалось словом «уведомительный»: просто количество конфликтных ситуаций и недовольства в стране растет в геометрической прогрессии, а потенциал зарубежной оппозиции иссяк настолько, что органы нацбезопасности перестали ее боятся.

Однако хуже всего то, что продолжается неясность с тем, кто же главный в нашей стране. Президент Токаев грозил правительству оргвыводами, но в отставку так и не отправил, даже уход на этой неделе главы Минздрава Цоя, провалившего вакцинацию (а именно за это его грозился наказать глава государства), был обставлен, как добровольный. Еще более ярко это проявилось на фоне продолжающихся дискуссий о строительстве АЭС в Казахстане. Пока население пребывает в ощущении, что такой вопрос должен решаться как минимум на референдуме, а действующий президент робко намекает на свою ответственность «принимать непопулярные решения», его предшественник открыто говорит, что атомная электростанция будет построена, как человек, единолично принявший это решение.

Вполне естественно, что в условиях, когда непонятно, а кто главный, государственный аппарат, и так работающий через пень колоду, начинает «тормозить» еще больше, пытаясь понять, слухи из каких кабинетов ему слушать и кому кивать с особенно ожесточенным лоялизмом на лице. Образно это выглядит, как ситуация на тонущем флагманском корабле, когда на решения есть считанные секунды, а моряки так и не могут понять – слушать ли им указания адмирала, как главы эскадры, или капитана, как главы их судна? Таким вот образом, худо-бедно, но юбилейный, тридцатый год независимой страны почти прожит. И каждый из нас будет подводить свои собственные итоги, строить собственные планы на будущий год, испытывать свои собственные надежды, все менее и менее зависимые от веры в нашу государственность, независимость и перспективы, как «азиатского барса». Собственно, как давно мы уже не используем это определение в адрес своей страны? Потому что барс оказался бумажным, а на бумажном кораблике, как его не назови, далеко не уплыть…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...