Выборы закончились | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Выборы закончились

пошли аресты

16.04.2021 10:18:25
№: 14(1417)
пошли аресты

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ в Кыргызстане подвели итоги в местные органы самоуправления и референдума по новой редакции Конституции. Страна вернулась к авторитарной президентской форме правления и, кажется, к старым проблемам и знакомым лицам в системе управления страной. При этом попытка захватить власти больше, чем можно уже трижды приводили к перевороту/революции (нужное подчеркнуть).

Референдум и выборы прошли, как ожидалось

Один из главных выводов прошедшего плебисцита: в Кыргызстане наблюдается апатия к голосованиям. В этот раз, 11 апреля был установлен настоящий антирекорд по явке избирателей к урнам. К примеру, голосовать по референдуму пришло лишь 37,08% людей с правом голоса. Как сообщила председатель ЦИК Нуржан Шайлдабекова, проголосовали 1 миллион 336 тысяч 743 избирателя. «За» проголосовали 79,24%, или 1 миллион 59 тысяч 476 избирателей, «против» — 13,66%, или 182 тысячи 533 человека», — отметила она. Для того, чтобы плебисцит был признан состоявшимся, требовалась явка хотя бы 30% избирателей. Так что новая Конституция, возвращающая страну к формату президентской республики, принята. 11 лет назад, когда был свергнут второй президент КР, Курманбек Бакиев, избиратели массово проголосовали за парламентаризм, однако спустя 10 лет и еще одну революцию кыргызстанцы поменяли свое мнение.

Чуть больший процент населения пришел выбрать своего местного депутата. Это, видимо, связано с масштабной кампанией неправительственного сектора с призывами не голосовать по новой Конституции, с целью срыва принятия новой редакции Основного закона страны, так как «мы не верим, что будет честный подсчет голосов». Отсюда были целые скандалы на избирательных участках, когда голосующему на руки давались два бюллетеня и два чека, чтобы он выбрал местного депутата и проголосовал по новой Конституции. А избиратель брал только бюллетень по местным выборам и голосовать по Конституции отказывался. При этом, непонятно по какой причине, председатели участковых комиссий начинали требовать составление протокола: мол, такой-то отказался голосовать по референдуму. В ответ на это раздавались упреки и претензии, мол, это наше гражданское право и право на тайну голосования, и никаких протоколов навязывать никто не имеет права.

Естественно, что на этом фоне раздавались обвинения против властей во вбросах, в подставных урнах. По разным причинам были признаны недействительными 93 тысячи бюллетеней, что тоже являет собой антирекорд. Были отменены итоги голосования по нескольким участкам. Но отмены итогов выборов не было. По референдуму официальные итоги будут подведены до 2 мая 2021 года, когда закончится ручной пересчет бюллетеней. По местным выборам - примерно через 7-10 дней после голосования.

Как водится, наибольшую явку обеспечили южные области Кыргызстана. Там же были и самые масштабные скандалы. К примеру, выявлялись подкупленные избиратели или представители тех или иных партий приходили на участки в масках зеленого цвета или имели какие-нибудь отметины на тех же масках, чтобы продемонстрировать свою численность остальным. Молодежь и некоторые паблики в социальных сетях активно тиражировали всякого рода нарушения на избирательных участках, но собрать критическую массу недовольных не смогли. Поэтому, вечером 11 апреля, когда пошли первые результаты, митинговать против итогов выборов в Бишкеке вышло лишь около 50-70 человек, представителей нескольких партий. Чтобы заполучить заветный мандат местного совета, необходимо было преодолеть 7-процентный порог. В Бишкеке это сделали лишь шесть партий из 25, а в Оше – четыре, из полутора десятков. 

В Оше вообще все сложилось несколько иначе, чем на севере. В числе недовольных были и партии, прошедшие в местный совет депутатов, но недовольные тем, что якобы «недобрали голосов из-за нечестных выборов». Об этом, к примеру, заявила партия «Улуттар Биримдиги», за которой стоит экс-мэр города Мелис Мырзакматов, имеющий на Юге Кыргызстана довольно большой авторитет. Он был недоволен тем, что большую часть мест забрала партия «Ата Журт Кыргызстан», за которой стоит действующий глава Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбек Ташиев, помноживший свой южный авторитет на административный ресурс.

Что же касается общей картины региональных выборов, то даже критики говорят, что была высокая состязательность и выигрыша «за явным преимуществом» нет ни у кого. Это значит, что победителям придется договариваться между собой. В столице теперь будут править следующие политические организации. Вышеуказанный семипроцентный барьер преодолели «Биздин эл» (7,73%), «Ата Журт Кыргызстан» (9,63%), «Ак Бата» (12,15%), «Эмгек» (13,87%), НДПК (10,7%), «Ынтымак» (8,3%). Судьбу более чем миллионного города решили всего 84,842 избирателя (!). Это значит, что за один мандат в Бишкекском городском кенеше (БГК) проголосовала всего 1 тысяча 885 избирателей. Делим отданные партиям голоса на этот показатель и получаем число мандатов, которое достанется каждой из них. Предварительно, мандаты распределятся следующим образом: «Эмгек» — 10 мандатов, «Ак Бата» — 9, НДПК — 8, «Ата Журт Кыргызстан» — 7, «Ынтымак» — 6, «Биздин эл» — 6.

Первые три партии известны, как «проекты олигархов» и их детей. За партией «Эмгек», например, стоит один из богатейших людей страны, депутат нескольких созывов Аскар Салымбеков, известный казахстанскому читателю, как бенефициар базара «Дордой». Партию «Ак Бата» возглавил экс-мэр Бишкека, также бывший депутат Нариман Тюлеев, известный богатством и более-менее положительной историей своей работы в мэрии. За Народно-демократической партией Кыргызстана (НДПК), по данным местных политологов, стоят местные олигархи средней руки и еще один бывший столичный градоначальник Азиз Суракматов. Сразу после оглашения итогов лидеры этих партий устроили междусобойчик и договорились о создании правящей коалиции. При этом, Нариман Тюлеев лично возглавит столичную власть, а представитель салымбековской партии, скорее всего это будет Жаныбек Абиров, станет спикером БГК.

В южной столице – городе Оше - картина следующая. Большинство голосов получила партия «Ата Журт Кыргызстан» — 47,99%. Следом идут «Улуттар Биримдиги» (17,99%), «Ыйман Нуру» (8,11%) и «Ынтымак» (7,36%). Там голосовали тоже всего 57, 517 избирателей или на один мандат - 1 тысяча 278 голосов. В итоге имеем такой расклад по местам: «Ата Журт Кыргызстан» — 27 мандатов, «Улуттар Биримдиги» — 10, «Ыйман Нуру» — 4, «Ынтымак» — 4.

В итоге получается, что Камчыбек Кыдыршаевич практически «заполучил во владение» Ош и сумел захватить неплохой плацдарм в столице. Его партия также прошла в кенеши почти во всех областных центрах. И Ташиев теперь имеет наибольшие шансы на предстоящих парламентских выборах. При этом Ташиев создавал еще одну партию - «Мекенчил», в рядах которой он двигался в ходе парламентских выборов 4 октября 2020 года, окончившихся изгнанием Сооронбая Жээнбекова. Теперь почти всюду во власти появились представители еще и этой политической организации. Она же стала формальной президентской партией Садыра Жапарова, однако на выборах в местные кенеши президент прямо запретил своим однопартийцам участвовать в местных выборах, чтобы отмежеваться от политических скандалов и интриг, которые являются обязательным атрибутом любых плебисцитов.

Именно это, видимо, позволило его «партнеру по революции» и союзнику Камчыбеку Ташиеву расширить свое представительство во власти через «Ата-Журт Кыргызстан», являющейся клоном его старой партии «Ата-Журт». Фактически, он показал на Юге страны, кто здесь хозяин и сделал заявку на победу в предстоящих выборах на Севере.

Из проигравших заметными можно назвать, наверное, партию «Республика» во главе с экс-премьер-министром Омурбеком Бабановым, «в пролете» очутилась и прозападная «Reформа», где были собраны аж три экс-кандидата в президенты Кыргызстана - Клара Сооронкулова, Аймен Касенов и Эльдар Абакиров. Не нашли поддержки «Свобода выбора» (ратовала за легализацию марихуаны), социалисты любых мастей и другие менее известные политические организации.

И вдруг нашлись изменники родины

Во вторник, 13 апреля, ГКНБ КР, ведомство Камчыбека Ташиева, неожиданно сообщило, что по обвинению в государственной измене были задержаны два гражданина Кыргызстана. Их имена скрыли за инициалами - М.К. и М.Т. Вся информация сводилась к тому, что они задержаны, дело секретное, поэтому особо много информации не ждите. Имена задержанных раскрылись на следующий день – Марат Казакпаев и Марат Токтоучиков. Первый является довольно известным политологом, преподает на кафедре политологии Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ), а второй является бывшим лидером казахской диаспоры, по образованию журналист. Формально оба не имели и не имеют доступа к государственным тайнам.

Если первый задержанный - Казакпаев - более-менее известен последние полтора десятка лет, то насчет его тезки Токтоучикова пресса смогла найти лишь, то что он родился 14 января 1988 года, не был особо активен в публичной сфере. Фотографий или видео с его участием не так много. Известно, что он долго проживал в Бишкеке: здесь он окончил школу №63 имени Чингиза Айтматова в 2005 году, а также КРСУ по специальности "журналистика" в 2010 году. Согласно открытым данным, Марат Токтоучиков возглавлял Ассоциацию казахов Кыргызстана до 2018 года. Когда он занял этот пост, неизвестно. В октябре 2017 года, во время кризиса в отношениях Кыргызстана и Казахстана, Токтоучиков выступил с призывом к спокойствию. После него место главы диаспоры заняла действующий депутат парламента Гульшат Асылбаева.

В самой ассоциации после задержания своего экс-главы заявили, что руководство диаспоры не имеет отношения к делу против Марата Токтоучикова. Известно, что в 2010 году Токтоучиков баллотировался в депутаты Жогорку Кенеша от Партии зеленых Кыргызстана - он шел 71-м в этой организации. На этих выборах партия не прошла в парламент. В рамках клуба региональных экспертов «Пикир» Марат выступил членом инициативной группы «Жаша Ухань», целью которой было показать небезразличное отношение и выразить слова поддержки людям, заразившимся коронавирусом COVID-19.

Прошедшая в парламент депутат Асылбаева в четверг, 15 апреля, на заседании парламента, в свою очередь заявила, что «Токтоучиков не имеет отношения к казахской ассоциации». «Ассоциация не имеет информации, где работал Токтоучиков, в каком госоргане или ведомстве. Нам известно только то, что он является журналистом и работает фрилансером», - сообщила депутат. Асылбаева также попросила СМИ не публиковать непроверенную информацию и не проводить параллель между деятельностью общественной ассоциации и случившимся инцидентом.

«Также просьба не акцентировать на национальности задержанного и не бросать тень на безупречную репутацию диаспоры, в состав которой входят достойнейшие люди страны. Преступления совершаются обычными людьми, и национальность не имеет никакого значения. Плохие люди бывают в любом народе. И это не зависит от их национальной принадлежности. Как и любой гражданин Кыргызстана, мы осуждаем этот недостойный поступок, как для гражданина страны, так и для мужчины, ставшего на путь предательства. Считаем, каждый должен понести персональную ответственность за содеянное», - сказала Асылбаева, как будто суд уже осудил Токтоучикова за измену родине.

Тем временем, журналистская братия недоумевает, как же «два Марата» могли свернуть на путь госизмены? Руководитель клуба «Пикир» Игорь Шестаков отметил, что Токтоучиков в последний раз появлялся на мероприятиях его организации пару лет назад, когда обсуждалась тема межнациональных отношений, как представитель казахской диаспоры. Шестаков тоже отмежевался от подозреваемого, заявив, что «считать его полноправным членом «Пикира» не может». 

На момент подготовки материала стало известно, что суд избрал Казакпаеву и Токтоучикову меру пресечения в виде заключения под стражу в следственный изолятор ГКНБ. Никаких данных о том, в чью пользу они могли изменить Кыргызстану, нет даже на уровне слухов...
Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...