Взаимное постсоветское непереваривание
На митинге в Ереване граждане Армении требовали выхода страны из ОДКБ
Ни одна из созданных при распаде СССР структур не функционирует. Но распускать их никто пока так и не решается. Почему?
Юрий Сигов, Вашингтон
Недавно в столице Армении прошла встреча на высшем уровне глав государств ОДКБ (Организации Договора о безопасности). Параллельно с ней прошли заседания советов министров иностранных дел, обороны и комитета секретарей советов безопасности стран – членов этого весьма специфического объединения. Как и в прошлые годы, вроде бы все бюрократические межгосударственные формальности были тщательно соблюдены, а председательство в ОДКБ от Армении плавно перешло к Белоруссии.
Самое интересное с точки зрения именно чиновничьей бюрократии, а не реальной эффективности этой организации (а точнее - ее полной неэффективности) стало назначение ее генеральным секретарем представителя Казахстана Имангали Тасмагамбетова. Как и в былые времена главы государств постсоветского пространства, связавшие свои судьбы с ОДКБ, вновь пообщались между собой, пожали руки и пообещали, что и дальше будут делать все возможное, чтобы эта организация существовала – даже, если от нее по сути дела не будет никому, и никакого практического толка.
Самое удивительное то, что идущие вот уже девять месяцев вооруженные действия с участием одного из членов этого объединения (России) против бывшего советского, а ныне независимого государства, с которым, как не покажется парадоксальным, все остальные члены ОДКБ поддерживают вполне обычные экономические и политические отношения толком собравшимися в Ереване так и не обсуждались. Россия сама начала свою военную операцию, сама ее проводит, и по сути дела лишь Белоруссия пусть пока и опосредованно, но единственная, кто так или иначе в этом противостоянии Москвы и Киева участвует.
Между тем противоречий внутри самой этой структуры с каждым годом накапливается столько, что ее либо надо полностью переформатировать, либо попросту распустить, а оставить существующие военные связи между республиками на двустороннем уровне. Тем более, что практически все они (кроме Белоруссии и России) поддерживают разностороннее военное сотрудничество со странами, являющимися открытыми врагами и Москвы, и Минска.
Одни страны-члены воюют между собой. А другим странам-членам до этого нет никакого дела. Как же так?
Если принимать во внимание понятия элементарной логики международных отношений, то любое создаваемое объединение тех или иных государств возможно только в том случае, когда они разделяют некие общие интересы, правовые нормы и государственный подход к ключевым проблемам, формирующим современное состояние межгосударственных отношений. В противном случае такое неестественное объединение довольно быстро покажет свою несостоятельность, и его участники будут чаще ругаться и конфликтовать между собой, нежели сотрудничать.
В том, что касается современного состояния дел в рамках ОДКБ, то оно со стороны (по крайней мере) выглядит совершенно абсурдно. Кроме Казахстана, к примеру, ни одно государство-член ОДКБ не находится в мире и согласии с соседями. Все либо друг с другом воюют, либо ведут боевые действия против государств, в ОДКБ не входящих. При этом по большому счету никаких общих правил относительно участия всех государств ОДКБ в том или ином военном конфликте как не было, так и не предвидится.
Примеров тому – уйма, и что показательно: ни в одном случае, ни на какие конкретные действия страны-члены этой организации так и не сподобились. По какой-то странной причине ссылаются при этом на якобы жесткие бюрократические барьеры, которые якобы не позволяют оперативно вообще на что-либо ОДКБ реагировать. Говорят и о том, что пока все необходимые условия для такого взаимодействия будут согласовываться любой военный конфликт может выйти на такой уровень, что его никакими войсками ОДКБ будет не остановить.
Вот и на встрече на высшем уровне ОДКБ в Ереване пришлось обсуждать новое военное обострение обстановки между Азербайджаном и Арменией. Армения как член ОКДБ сообщила об обстреле Азербайджаном своих позиций. И хотя президент Азербайджана И. Алиев заявил, что ОДКБ ничем его стране не угрожает, поскольку у Баку там больше друзей, чем у Еревана, армянские журналисты тут же – и по делу – отреагировали на эту шутку следующим образом: а у Армении в этой организации друзей и союзников нет вообще.
Подобная позиция армянской стороны вполне понятна, поскольку в ходе многолетнего армяно-азербайджанского конфликта ОДКБ вообще никак и ничем по сути дела не помогала Армении. Более того: все члены ОДКБ находятся нынче в хороших отношениях с Азербайджаном, и никто с Баку по этой причине не намерен портить с ним отношения. Теоретически между государствами всякие бывают периоды отношений. Кто-то и кому-то нравится, с кем-то есть разногласия, но чтобы в рамках единого военного союза допускалось как норма подобное поведение – такого больше нигде в мире не встретишь.
Интересно и то, что перед этой встречей глав государств ОДКБ премьер-министр Армении буквально потребовал, чтобы члены этой организации усилили нажим на Баку для того, чтобы азербайджанская сторона вывела свои войска с тех земель, которые она заняла два года назад в результате очередной войны между Ереваном и Баку. Если же Азербайджан освобождать эти территории откажется (а это гарантия стопроцентная), то войска ОДКБ якобы будут должны совместными военными усилиями выбить армию Азербайджана с этих земель.
Ясное дело, что ни одна страна ОДКБ на подобный вариант развития событий не согласилась, чем вызвала, в общем-то, законное недовольство со стороны армянского руководства. Ведь если на одного из участников союза нападет некий внешний враг, то все члены этого союза по идее должны его защитить. Или тогда это уже будет никакой не союз, а попросту клуб по разговорным интересам. Вне зависимости от того, кто преезжает на его ежегодные полит-посиделки - первые лица государства или двадцатые.
А ведь помимо всего прочего этот якобы военно-политический блок не только не намерен вмешиваться в армяно-азербайджанский конфликт, но и в кыргызско-таджикский (где обе страны – как раз-таки члены ОДКБ), не говоря уже о российско-украинском военном противостоянии. Которое на деле является самой крупной, с применением самых современных видов оружия конфликтов в Европе с момента окончания Второй мировой войны.
Не случайно, что именно Армения чаще других поднимает вопрос о выходе из ОДКБ, потому как не видит для себя никакого практического смысла оставаться в ее рядах. Да, тем самым она попортит гарантировано отношения с Россией, но нынешнее армянское руководство отнюдь не горит желанием возлагать надежды на действия Москвы. Видя, что по большому счету Еревану помогать ни сама Россия, ни возглавляемый ею военно-политический альянс весьма мутного содержания не намерены.
Также совершенно очевидно, что наибольший скепсис в отношении дальнейшего существования ОДКБ высказывают кроме Армении политические круги в Казахстане и Кыргызстане. Они обоснованно недовольны пассивностью и полнейшей беспомощностью в кризисные моменты ОДКБ, отсутствием реальных рычагов для осуществления этой структурой какой-либо полезной деятельности, которая на бумаге вроде бы заложена в ее уставе. И совершенно без разницы в таком случае кто у нее будет генеральным секретарем, а кто – его заместителем. Так как проблема здесь совершенно в ином.
Никто не станет ни за кого «вписываться». Тогда зачем такой союз - и кому нужен?
Общее впечатление от нынешнего существования ОДКБ можно сформулировать так: вызовы есть, а ответа на них – никакого. Проблем, с которыми сталкиваются именно в военно-политическом формате у стран, входящих в эту организацию - выше крыши. Вызовы эти вроде как все понимают, даже на самом высоком уровне их регулярно фиксируют. Вот только ничего по их поводу никто фактически не делает, да и, откровенно говоря, не имеет на то никаких практических возможностей.
А это значит, что сами основные параметры действий ОДКБ в случае возникновения кризисных ситуаций полностью не соответствуют сегодняшним реалиям. То, что прописывали, обговаривали и торжественно подписывали 30 лет назад оказывается полностью неактуальным сейчас. То, где Россия могла бы раньше «закрыть все имевшиеся бреши» в военно-стратегическом статусе своих вроде как партнеров и союзников по этой организации, сегодня самими этими странами решается вовсе не с поддержкой Москвы, а в многовекторном военно-политическом плавании.
В этой связи нынешний военный конфликт между Россией и Украиной очень показателен в подтверждении полнейшей неэффективности самой задумки функционирования ОДКБ. Опосредованно Украине помогают сейчас как минимум три страны, входящие в ОДКБ. России – только одна. Зато Украине помогает по полной НАТО – да еще и в полном составе. А с Североатлантическим Альянсом поддерживают связи так или иначе все государства ОДКБ кроме России и Белоруссии. Причем все подобное происходит не подковерно, а открыто. И не вызывает ни у кого – в том числе у руководства ОДКБ никаких возражений и удивлений.
Здесь и поставки некоторых видов вооружений, и горюче-смазочных материалов, и продовольствия, и даже так называемые «добровольцы», а по сути дела наемники из стран ОДКБ находятся в рядах украинской армии, и теоретически воюют против армии страны-союзника их собственной родины. Также важно, что само руководство ОДКБ никоим образом на все эти нелепости и невероятные метаморфозы ничем повлиять не в состоянии. Потому как не имеет на то полномочий, да и заниматься подобным, видимо, считает не так, чтобы важным и принципиальным.
Что уж тут удивляться тому факту, что, проводя встречу на высшем уровне, армянский премьер-министр столь активно пытался добиться от «союзников» хотя бы какой-то видимой поддержки в противостоянии с Азербайджаном. А когда понял, что никто и ничем ему не поможет, отказался подписывать итоговый документ подобного ОДКБ-курултая. Но подписывать какие-то бумаги или нет - лишь чистая формальность, так сказать, сигнал руководителям стран-членов этой организации. Принципиально проблему это не решает, и все, собравшиеся в Ереване, это, уверен, прекрасно понимали.
Помнится, что сразу же после образования ОДКБ тогдашний российский президент как мантру повторял: это военно-политическое объединение будет своего рода «нашим ответом НАТО». И если этот самый Североатлантический Альянс когда-нибудь решится на бывшие советские республики напасть, то столкнется с нашей единой решимостью и решительным отпором. Какой, и кому отпор ОДКБ дает на Украине? Думаю, что все государства члены этого объединения ответ на подобный вопрос уже дали. И вовсе не НАТО, а России.
Как быть, куда податься, и с кем в союзы-альянсы объединяться?
Нынешний скандал внутреннего характера в ОДКБ, и продолжающийся военный конфликт между Россией и Украиной с одной стороны, и Армении с Азербайджаном - с другой демонстрирует насущную необходимость полного пересмотра функционирования и самого факта существования всех постсоветских государств. ОДКБ в этом плане - наиболее видимый, и с точки зрения безопасности существования всех независимых государств на бывшей советской территории – самый красноречивый и принципиальный пример.
При всем скепсисе, нескрываемо присутствовавшем в поведении и российского руководства, да и со стороны ведущих стран Запада все республики бывшего СССР более 30 лет спустя по-прежнему существуют как независимые государства. Можно сколько угодно ерничать по этой тематике, и можно сколько угодно раз утверждать, что без внешнего присмотра они очень быстро прекратят свое существование. Так вот: каждый ведь продолжает свой независимый путь самостоятельно. И те структуры, включая ОДКБ, которые создавались более 30 лет назад, нынче для решения задач, стоящих перед этими государствами, по большей части нефункциональны.
Что в таком случае делать? Можно, естественно, реформировать уже существующие (пусть даже и только на бумаге) структуры. Можно создавать новые, но при этом гарантия стопроцентная, что там будет первые роли играть Россия со всеми вытекающими последствиями. Можно «лечь» под кого-то другого по типу Турции, Китая или США. Тем более, что многовекторный внешнеполитический курс тем же странам Центральной Азии и Закавказья это вполне реально осуществить.
Можно, кстати, попроситься и под крышу уже существующих альянсов (по типу НАТО), куда, к примеру, рвется Грузия (о Молдове и Украине речь в этом плане нужно вести отдельно). Тем более, что все постсоветские страны, кроме РФ и Белоруссии состоят в различных партнерских программах с этой структурой. Другой вопрос захотят ли натовские руководители принимать в свой состав просящихся с постсоветского пространства. Но если действовать настойчиво и системно, то добиться можно и этого.
И здесь на первый план выходит ключевой внутрисистемный конфликт всей ОДКБ. Если та же НАТО имеет перед собой (пусть и искусственно созданного) конкретного врага – Россию, то никакого единого понимания противника для ОДКБ не существует. Враги России и Белоруссии – на поверку это «стратегические партнеры» и «союзники по совместным военным учениям» для всех остальных. Оборванные связи с этими самыми врагами у Москвы и Минска полностью контрастируют с налаживанием «взаимовыгодных связей» с этими же странами со стороны других государств-членов ОДКБ.
Военное обучение и вовсе кажется театром абсурда. Представьте, чтобы сегодня офицеры стран НАТО проходили подготовку в военных академиях Москвы и Минска. А среди офицерского корпуса стран ОДКБ - сплошь и рядом участники различных натовских образовательных программ, совместных учений и курсов переподготовки. Причем до этого они обучались в российских военных училищах и академиях. Чему? Что НАТО - главный враг. А в военных заведениях им говорили прямо противоположное. Ну, и за кого они в конечном итоге могут воевать? И смогут ли вовсе?
Наконец, чисто политическая ориентация. Единый Запад потому и коллективный, что там все стоят по стойке «смирно» по указаниям Соединенных Штатов. Только Турции разрешается немножко своевольничать. Но и она никоим образом против ключевых положений стратегии НАТО не выступает. Для нее та же Россия – именно враг и соперник. Просто в данный момент - некий чисто ситуативный «торгово-экономический партнер». А завтра, если того потребует обстановка, та же Турция будет воевать с Россией, и никак иначе.
Те же внешнеполитические интересы и планы у стран, входящих в ОДКБ, нынче настолько разнятся, что надеяться на их совместное выступление против единого врага (которого для каждой из них как не было, так и не предвидится) совершенно бессмысленно. Тогда зачем, и для кого проводятся все эти ОДКБ-саммиты, ищутся некие «всех устраивающие решения» кризисных ситуаций, в которых оказывается та или иная страна, входящая в эту организацию?
Думаю, что решать эти вопросы должны именно главы государств, входящих в ОДКБ, причем срочно. Потому как если они и дальше будут собираться, чтобы выслушивать жалобы той или иной страны-члена, обвинения в бездействии и неэффективности при принятии совместных решений, то из этой структуры попросится на выход не только Армения. И уж точно никто не захочет становиться ее новым участником. Даже если того потребует необходимость обеспечения собственной национальной безопасности.