“Я вас услышал” | Деловая неделя
19 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

“Я вас услышал”

Традиционный неуд от западных наблюдателей – казахстанским выборам

17.01.2021 14:02:43
№: 02(1405)
«ДН»

ВЫБОРЫ в Казахстане традиционно получают невысокую оценку со стороны западных наблюдателей. Выборы 2021-года не стали исключением. Международная миссия по наблюдению за выборами (ММНВ) от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) выставила им отрицательные оценки по всем параметрам: за признаки вброса, за отсутствие подлинной конкуренции между участниками гонки, а также за противоречия законодательной и применительной «практики» и «теории», заложенной в Конституции и во взятых на себя нашей страной международных обязательствах. При этом западные наблюдатели все равно раз за разом приезжают на наши выборы, а, например, в Беларусь и Уганду уже не ездят. То ли Нур-Султан такой хлебосольный, то ли у европейцев все еще есть надежды на нашу демократию.

Текст заявления ММНВ от ОБСЕ был обнародован уже на следующий день после выборов, итоги, которых были также быстро подведены (материал об этом читайте, пожалуйста, на стр.1). «Процедуры голосования в целом соблюдались на избирательных участках, на которых наблюдала ММНВ. Тем не менее, наблюдатели ММНВ обратили внимание на явные признаки незаконного вброса бюллетеней, недостаток подписей в списке избирателей по сравнению с высокой явкой избирателей, объявленной УИК (участковая избирательная комиссия), множественные записи в дополнительном списке избирателей, свидетельствующие о существенных проблемах с точностью регистрации избирателей, факты ненадлежащего опечатывания урн для голосования, и присутствие неуполномоченных лиц на избирательных участках», - отметили западные наблюдатели. 

Из-за коронавирусных ограничений, заставивших максимально рассадить всех присутствующих на участках, наблюдатели ОБСЕ пожаловались, что находились слишком далеко от происходящего и не могли должным образом следить за процессами. «Следуя указаниям УИК, на которых проводилось наблюдение, оставаться на значительном расстоянии, представители партий и местные наблюдатели, хотя и присутствовали в большом количестве, часто не имели возможности четко наблюдать процедуры, в частности, идентификации избирателей. Наблюдатели не возражали <…>

Почти на всех избирательных участках, где наблюдался подсчет голосов, УИК не соблюдали последовательно процедуры подсчета, не объявляли выбор избирателей или количество голосов, поданных за каждую партию, и регулярно игнорировали важные меры по предотвращению сверке данных. УИК требовали от ММНВ и местных наблюдателей держаться подальше от места подсчета голосов, что значительно ограничило прозрачность процесса. В восьми из 12 ТИК (территориальных избирательных комиссий), где ММНВ наблюдала суммирование итогов, процесс был непрозрачным. <…> Две ТИК, которые ММНВ посетила ночью, были закрыты, и подсчет результатов не велся; две другие ТИК без видимых причин отложили суммирование итогов до следующего дня. ММНВ нигде так и не удалось сверить данные с записью результатов в базе данных. ЦИК публиковала явку на своем вебсайте в течение дня, в конечном итоге объявив предварительную явку в 63,3%», - говорится в сообщении ММНВ от ОБСЕ.

Не понравилась международным наблюдателям работа Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РК и Верховного суда РК. «ЦИК проводила регулярные открытые заседания и своевременно публиковала решения. Тем не менее, решения принимались до официальных заседаний, что уменьшало прозрачность администрирования выборов. Формирование и состав комиссий на всех уровнях вызывает обеспокоенность в отношении их независимости», - считают представители ММНВ. 

Так, к примеру, у них есть претензии к тому, что ЦИК, по их словам, не проводил аудита финансирования предвыборных кампаний по существу. «Закон регулирует источники и предельные размеры взносов в избирательные фонды партий. ЦИК, как орган по надзору за финансированием предвыборной агитации, опубликовала сводные данные о доходах и расходах партий во время агитации. ЦИК не проводит аудита финансирования предвыборной агитации по существу», - сообщили представители ММНВ, отметив, что все жалобы граждан на ЦИК Верховный суд отклонил «на формальных основаниях». 

«Закон предусматривает право участников выборов добиваться правовой защиты, но жалоб поступило очень мало. Верховный суд отклонил на формальных основаниях все жалобы на ЦИК, не обеспечив таким образом эффективных средств защиты. Многие собеседники ОМНВ БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ) из гражданского общества выразили недоверие к разрешению избирательных споров. Независимые гражданские наблюдатели сообщили о согласованных усилиях властей по воспрепятствованию их эффективному наблюдению за этими выборами. Сюда относятся многочисленные налоговые расследования в отношении НПО, начатые незадолго до выборов, новое постановление ЦИК, предоставившее широкие полномочия участковым избирательным комиссиям по отстранению гражданских наблюдателей, позднее введение обязательного тестирования наблюдателей на COVID-19. В день голосования было направлено значительное количество наблюдателей, связанных с правительством», - пишут представители ОБСЕ. 

Также, по их мнению, практика выборов в Казахстане как минимум отчасти противоречит международным стандартам демократии. «Информационная кампания ЦИК для избирателей, проводившаяся как на казахском, так и на русском языках, была в основном сосредоточена на проверке списков избирателей и дате выборов. Зарегистрировано почти 12 млн избирателей. Граждане, признанные судом недееспособными по причине умственной и психосоциальной инвалидности, а также все заключенные лишены права голоса, что нарушает международные стандарты. Списки избирателей были доступны для всеобщего ознакомления. Вразрез с передовой международной практикой, избиратели могут быть добавлены в списки избирателей в день голосования на избирательных участках без административного или судебного контроля, что открывает возможность многократного голосования. При регистрации кандидатов предъявляются чрезмерно строгие требования к праву баллотироваться, что противоречит международным стандартам», - отметили представители ОБСЕ. 

Ну, и главный вывод западных наблюдателей: правовая база электоральных процессов остается не отвечающей стандартам демократии, реальной конкуренции на парламентских выборах по-прежнему не было. «Несмотря на некоторое увеличение возможностей для разнообразия мнений в Интернете, сдержанная кампания еще больше сократила возможность избирателей сделать информированный выбор. Согласованные меры в преддверии выборов помешали некоторым местным наблюдателям осуществлять эффективный надзор. Хотя само голосование в целом было организовано эффективно, многим процедурным аспектам в день голосования не хватало полной прозрачности. Правовая база по выборам по-прежнему несовместима со многими международными обязательствами, касающимися проведения демократических выборов, несмотря на частые изменения со времени последних парламентских выборов», - отметили наблюдатели. По их мнению, законодательство страны существенно ограничивает основные права избирателей, и то, что написано в основном законе страны, законодательные акты низшего порядка сильно меняют. «Осуществление гарантированных Конституцией основных свобод существенно ограничивается различными законами, а пространство для процветания гражданского общества и альтернативных голосов ограничено законодательными положениями и их реализацией властями», - считают представители ММНВ от ОБСЕ. 

Ну, и как следствие, вывод: «Парламентским выборам 10 января в Казахстане не хватило подлинной конкуренции, и они подчеркнули необходимость объявленных политических реформ. <…>. Хотя в избирательном процессе участвовали пять партий, и их кандидаты имели возможность свободно проводить агитацию, ограничения на реализацию гарантированных Конституцией основных свобод сужают политическое пространство». О том, как к заявленному отнесутся в Нур-Султане, можно судить по комментарию, который дал нынешний глава государства Касым-Жомарт Токаев относительно критики президентских выборов в 2019 году: «Постановка проблем, которая была произведена в их докладе, ожидаемая. Я ведь был вице-президентом Парламентской ассамблеи ОБСЕ и дважды участвовал в наблюдении за выборами. Я очень хорошо знаю всю эту кухню, как они составляют эти доклады, насколько политически предвзяты бывают в зависимости от страны, где они работают. Поэтому я отношусь к докладам ОБСЕ абсолютно спокойно, поверьте мне». Власти Казахстана, видимо, и не рассчитывали на высокую оценку, тем более, что она особенно и не влияет на связи нашей страны со странами Запада. Получилось, как в известной и популярной среди наших чиновников присказке: «Я вас услышал». И все.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...