Ярость с небес
Картонный дрон австралийской компании SYPAQ использовался Украиной для атаки российского аэродрома в Пскове
Украина наращивает удары беспилотниками по российской территории
«ДН»
ВООРУЖЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ в Украине продолжается: украинское наступление в Запорожской области постепенно продвигается на юг, буквально, продираясь через минные поля и укрепленные позиции «линии Суровикина». Параллельно этому Киев продолжает наносить разящие удары по тылам российской армии. Украинцы перешли от одиночных ударов беспилотниками на массовые налеты на крупные российские военные базы, города и объекты инфраструктуры. Самый резонансный случай – удар по авиабазе в российском Пскове, где были уничтожены несколько военно-транспортных самолетов Ил-76. «Зона поражения» атак дронов постоянно растет – в том числе за счет использования новых, более легких «картонных дронов» - в результате чего такие атаки затрагивает военные объекты РФ в более чем тысяче километров от территории Украины, заставляя Москву гадать – откуда же запускаются беспилотники?
Бои на земле
Основной «рисунок» боев на российско-украинском фронте не изменился. Фронт изгибается огромным полуторатысячекилометровым «углом» от низовий Днепра, через Запорожскую и Донецкую области, с вершиной «угла» в районе Донецка, затем резко идет на север до Харьковской области, где, затем повторяет очертания российско-украинской границы. Основные «горячие точки» этого фронта все те же – Запорожская область в районе Работино и Урожайного, окрестности Донецка – Авдеевка, Марьинка, окрестности Бахмута, а также большой отрезок в Харьковской области – от Кременной до Купянска. Причем, если на Запорожье и в Бахмуте атакуют украинцы, то у Донецка и в Харьковской области – в наступлении находятся россияне. Несмотря на то, что эти атаки не носят стратегического характера (сил для генеральной атаки у Генштаба РФ после провала зимне-весеннего наступления нет), но призваны оттянуть резервы ВСУ от их стратегических направлений.
По этой причине, а также ввиду устойчивости российской обороны, к концу лета украинские войска приходят с откровенно скромными достижениями. В районе Бахмута они вышли на ряд позиций к северу и югу от развалин города, охватывая его в полукольцо, а на Запорожском участке продвинулись до основной линии обороны войск РФ, потратив более двух месяцев на «разгрызание» самой укрепленной первой линии. И это продвижение далось им очень тяжело: отдельные цифры от «утечек» в Пентагоне, приводимые в материалах Би-Би-Си оценивали размер военных потерь ВСУ в апреле на уровне 17,500 убитых, а в августе – уже в 70 тысяч. Несмотря на то, что согласно тем же подсчетам армия РФ (без наемников «Вагнера» и сил так называемой ДНР-ЛНР) потеряла почти в два раза больше – 120 тысяч бойцов убитыми – такие потери говорят о тяжелейшем характере боев этим летом.
При этом, большие потери ВСУ несет также и в технике, пусть и не в тех масштабах, о которых говорят официальные сводки российского Генштаба, статистика которых уже несколько раз уничтожила и похоронила всю украинскую армию и ее вооружение. Наступающим украинцам остается еще несколько недель или месяц-полтора в течение которых степные пространства Северного Причерноморья будут относительно сухими и проезжими для военной техники и пехоты, после чего дожди и снег снова превратят степи в непролазную жижу, вынудив обе стороны переходить к обороне. За это время, ВСУ необходимо совершить хотя бы небольшой прыжок на юг, чтобы перерезать основные коммуникации российской группировки с востока, вынудив ее отойти в сторону Крыма. Если же этого не произойдет, то уже Россия получит передышку и сможет еще больше укрепить свои позиции на юге Украины, что затянет военные действия на годы. Отдельные оценки их длительности уже прозвучали – эксперты говорят о возможном противостоянии в рамках «войны на истощение» сроком до 3 лет.
О размерах сокращения живой силы ВСУ можно судить также по такому косвенному признаку, как расширение планов Европейского союза по подготовке украинских солдат. Так, глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель на этой неделе предложил министрам обороны стран ЕС в ближайшие месяцы обучить еще дополнительно 10 тысяч украинских солдат в рамках программы EU Military Assistance Mission, что увеличивает общую численность подготовленных в Европе военнослужащих ВСУ с 30 до 40 тысяч. Впрочем, даже несмотря на тяжелейшие потери, боевой дух ВСУ остается на высоком уровне, украинцы очень мотивированы – они сражаются на своей земле за ее свободу и независимость своего государства.
Напротив, в российской армии боевой дух остается невысоким. По данным британской военной разведки, сотни и тысячи солдат попали в тюрьмы за неисполнение приказов и командованию войск РФ приходится компенсировать это за счет наращивания численности. Британские эксперты ссылаются на статистику, распространенную российским изданием «Медиазона», от 18 июля, согласно которой, еженедельно в России почти 100 военнослужащих осуждаются за отказ воевать. «Если этот тренд продолжится, то за год будет около 5200. Высокий процент привлекаемых к ответственности демонстрирует плохое состояние морального духа в российской армии и нежелание отдельных ее элементов воевать. Отказы говорят о недостаточном обучении, мотивации, а также о ситуации повышенного стресса, в которой российские войска пребывают на всем протяжении линии фронта», - полагают эксперты британской разведки. «Хотя часть военнослужащих отказываются воевать, а процент выбывающих за счет боевых потерь также остается высоким, Россия с высокой вероятностью компенсирует это тем, что направляет на линию фронта большую массу плохо обученных солдат», - считают они.
Одним из других примеров низкого боевого духа россиян можно считать отказ воевать луганского подразделения спецназа «Русич», костяк которого составляют русские неонацисты из Санкт-Петербурга. Они объясняют свою «забастовку» требованием к Москве не допустить экстрадиции одного из своих командиров из Финляндии (он был задержан в этой стране некоторое время назад) в Украину. О применении карательных мер к «бастующим спецназовцам» со стороны российского командования ничего не известно.
Согласно наиболее свежим сводкам и наблюдениям с поля боя, украинская армия атаковала российские позиции в селе Вербовое, соседнем с недавно освобожденным Работином. «Оба села составляли важные узлы российской линии обороны. О полном взятии Вербового не сообщалось ни официально, ни неофициально. Спутники фиксируют в селе свежие пожары, что может быть следствием обстрелов», - отмечает Би-Би-Си. Российские источники говорят о том, что отбили все атаки украинцев, в то время как представители Минобороны Украины сдержанно сообщают: «ВСУ имели успех в направлении Новоданиловка — Вербовое в Запорожской области. В настоящее время военные закрепляются на достигнутых рубежах, наносят огненное поражение артиллерией по выявленным целям противника и осуществляют меры контрбатарейной борьбы». Как ни странно, одну из наиболее точных оценок ситуации дал не военный, а министр финансов Украины Сергей Марченко. «Война переходит в стадию войны на выживание: выживет тот, кто выдержит этот марафон», - так описал он происходящее.
Удары с неба
В противоположность земной поверхности, в небе у ВСУ все получается гораздо лучше. Удары по наиболее уязвимым целям на российской территории постоянно расширяются по масштабам. На этой неделе украинцы организовали самый массовый с начала войны налет беспилотников на цели на территории РФ и оккупированного Крыма, в котором участвовали десятки дронов, атаковавших цели в семи российских регионах и в Севастополе. Так, по различным оценкам, в наиболее удачной и массовой атаке на аэропорт в Пскове участвовали от 10 до 25 дронов. «Впервые с начала войны столь массированной атаке беспилотников практически одновременно подверглись сразу несколько российских регионов. Количество дронов в них участвовавших, пока точно неизвестно. Масштабы нанесенного ущерба уточняются, но, по предварительным сообщениям, жертв среди населения нет», - резюмирует происшедшее в ночь на среду Би-Би-Си.
Неготовность аэропорта Пскова к атакам с воздуха демонстрируют фотографии, распространенные вскоре после атаки. На них видно, что самолеты стоят совершенно открыто, хорошо освещенные, не прикрытие ни капонирами, ни даже просто сетями. Сам военный объект оказался защищен самыми примитивными средствами ПВО прошлого века, которые оказались не в состоянии сбивать трудно различимые на радарах легкие беспилотники-камикадзе. Поскольку в Пскове расквартированы военные подразделения ВДВ, то на базе находилось их основное средство передвижения – военно-транспортные самолеты Ил-76. На них и пришелся основной удар украинской атаки.
Российские источники говорит о том, что «повреждения получили четыре самолета» Ил-76. Представитель украинской разведки Андрей Юсов считает, что четыре военно-транспортных самолета Ил-76 были уничтожены, а еще несколько - повреждены. Кроме транспортников в результате атаки пострадали и запасы топлива. «По некоторым сообщениям, один из БПЛА попал в топливозаправочный комплекс на территории аэропорта, и зарево пожара было видно издалека», - отмечает Би-Би-Си. В сети доступны видео, снятые российскими гражданами из окон своих домов, привлеченные взрывами и сиренами полиции и пожарных автомобилей. Что касается тяжести потерь, то их оценивать можно двояко. Со одной стороны, даже если 4 транспортника просто повреждены, это «означает, что они выбыли из строя — даже если повреждения незначительные, самолеты подлежат тщательному обследованию.», а «если же повреждения окажутся серьезными, то предстоит долгий ремонт». С другой стороны, «для российских ВВС потеря двух тяжелых транспортников и, предположительно, временный выход из строя четырех, — не критическая потеря». «Согласно справочнику World Air Forces 2023 журнала Flight International, на вооружении военно-транспортной авиации России есть 119 единиц Ил-76. Однако это все равно дорогостоящие крупные самолеты, которые занимались транспортировкой войск», - отмечает британский сайт. На данном этапе войны россияне уже не занимаются массовой переброской войск на вражескую территорию по воздуху, как в начале их нападения, когда они высаживались в аэропорту Гостомель, надеясь с ходу захватить Киев. Тем не менее, возможность быстрой доставки войск и грузов играет большую роль в логистике российской армии, сильно страдающей от обстрелов украинской артиллерии, ракет и атак дронов в «узких» местах, вроде мостов и переправ.
Возвращаясь к налету на Псков, необходимо отметить, что одновременный запуск десятков дронов-камикадзе на него вызывает вопрос – откуда он был произведен?
«От Пскова до границы с Украиной по прямой (через Беларусь) – около 700 км. Провластные телеграм-каналы высказывали предположения, что беспилотники могли лететь со стороны Эстонии, однако никаких подтверждений этой информации нет. В Кремле не стали отвечать на вопрос, могла ли атака на Псков быть совершена с территории Эстонии и Латвии», - отмечает Би-Би-Си. Обе страны официально отвергли эти обвинения. Как отмечает, военный обозреватель Русской службы Би-би-си Павел Аксенов, 700 км – «это довольно большое расстояние». И хотя «в Украине есть дроны с заявленной дальностью в тысячу и более километров — например, Raybird-3 или «Бобер», такие расстояния, как 700 километров по прямой «на самом деле увеличивается, поскольку дрон, вероятно, в полете маневрирует, что может удлинить маршрут». На дальность этого дрона влияет также встречный или боковой ветер.
Также наблюдателей смущает массовость применения дронов. «Такое количество летательных аппаратов, если их запустили с территории Украины, должны были пересечь границу и пролететь в воздушном пространстве России, не будучи обнаруженными или перехваченными противовоздушной обороной. Это выглядит странным, - отмечает Аксенов. - В таком случае можно предположить, что их могли запустить с территории самой России, выбрав безлюдный район, который не контролируется радарами военных. Однако еще более странным выглядит предположение, что довольно крупные аппараты (размах крыла такого дрона обычно составляет от двух до трех метров) можно доставить в Россию или Беларусь и запустить оттуда. Для запуска требуется либо ровная поверхность, по которой дрон мог бы разогнаться, как самолет, либо катапульта, которая также представляет собой довольно громоздкую конструкцию. Поэтому вероятность того, что дроны все-таки были запущены из Украины и их просто не смогла перехватить российская ПВО, довольно велика. Это действительно сложная цель — такие беспилотники, летящие на небольшой высоте, трудно отследить с помощью радаров, а в темноте их тяжело заметить визуально и поразить из стрелкового оружия. По сообщениям из российских источников, большинство дронов было либо сбито, либо их поразили средствами радиоэлектронной борьбы. Однако каждый сбитый дрон дает тем, кто его запускал, ценную информацию о расположении средств ПВО и РЭБ, и поэтому с каждым таким налетом данных о прорехах в противовоздушной обороне все больше. Возможно, именно поэтому и получилось нанести удар по аэродрому в Пскове — перед ним в Брянской области сбивали довольно много беспилотников».
По данным некоторых российских Телеграм-каналов, во многих атаках дронов на этой неделе участвуют легкие австралийские дроны, сделанные буквально из картона и пластика, с электродвигателем и возможностью нести всего 3-4 кг взрывчатки. Кроме поражения аэродрома в этот налет один из украинских дронов упал на завод «Кремний ЭЛ», один из крупнейших российских предприятий микроэлектроники, вызвав там небольшой пожар, который был потушен к двум часам ночи. Также сообщается, что беспилотники пытались атаковать нефтебазу «Дружба» и телевышку в Брянске. Ко всему этому необходимо добавить сопутствующий ущерб – на время атаки беспилотников в России закрываются аэропорты, а находящиеся в воздухе самолеты вынуждены покидать воздушное пространство неподалеку и лететь на запасные аэродромы.
Российский аналитик Анатолий Несмиян отмечает: «Ночью произошла самая массовая за все время СВО атака дронов сразу на шесть регионов России, причем удары по Псковской области наносились либо с территории одной из балтийских стран, либо с территории самой России. Результативность атаки очевидная - стоимость поврежденных (либо уничтоженных окончательно) военно-транспортных самолетов, топлива и аэродромной инфраструктуры на порядки больше стоимости задействованных беспилотников. Так что с экономикой у этой атаки было все в полном порядке. Наверное, нет смысла в очередной раз говорить, что ввязавшись в дичайшую внешнеполитическую авантюру с неясными целями, российское руководство самым решительным образом обрушило безопасность всей Европейской территории России. Если учесть, что это же руководство тщательно и с любовью уничтожило очень многое из того, что относится к области военной безопасности страны, то результат не мог быть другим. Украина между тем анонсировала ежегодный выпуск военных дронов в количестве не менее 200 тысяч единиц. С перспективами наращивания выпуска. Это означает, что в дальнейшем атаки по объектам на территории России будут чаще, масштабнее и разрушительнее. В игру под названием борьба с терроризмом можно играть и вдвоем, особенно если учесть, что каждая сторона называет террористом другую сторону. У Кремля в такой игре шансов на победу нет. У Киева тоже, но задача Киева не в том, чтобы победить, а в том, чтобы максимально истощить Россию. И вот это ему точно по силам».