За кулисами большой и не очень политики | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

За кулисами большой и не очень политики

09.10.2023 11:23:50
№: 36 (1532)

Много шума из ничего, или необходимые встречи старых друзей

Юрий Сигов, Вашингтон

В самом центре города Нью Йорка отшумели многочисленные встречи первых и иных лиц 193 государств, прозвучали их пламенные речи, обращенные к международному сообществу, повстречался с кем пожелал из них Генеральный секретарь - и вновь, до следующего года разъехались по домам президенты, премьеры, короли и эмиры, недавно собиравшиеся на очередную сессию Генеральной Ассамблеи самой уникальной, и мало кем до конца понимаемой с точки зрения ее полезности организации под названием ООН.

Разумеется, в любом мероприятии можно найти массу каких-то позитивных сюжетов, и только на них сосредоточиться. А можно подобную тусовку, что называется, размазать по стенке с разными подробностями и деталями, явно показывающими подобное мероприятие в не самом положительном ключе. Но поскольку такой задачи нет, то, наверное, лучше всего рассказать о закулисье Генеральной Ассамблеи. О чем рядовым гражданам всех стран мира либо вовсе ничего не ведомо, либо они от, как правило, сопровождающих своих первых лиц журналистов узнают такое, что картинка того самого большого сбора больших и влиятельных в Нью Йорке получается явно искаженной.

Естественно, что каждый год у подобных мероприятий есть свои нюансы, меняется международная повестка, а кто-то рвется в Нью Йорк исключительно для того, чтобы показать «Кузькину мать» всем остальным. Зато кто-то только взошел на трон правления, и к своему собственному существованию в речи с высокой трибуны хотел бы привлечь внимание. Есть чем заняться и огромной массе обслуживающего персонала - как тех, кто приезжает со своим руководителем государства, так и ооновской обслуге – переводчикам, работникам столовых и гардеробов, шоферам и портье отелей, расположенных вокруг здания штаб-квартиры ООН на Ист-Ривер.

И, наверное, существует в мире везде и повсюду обыкновенное человеческое любопытство. Если уж сам не попаду в эти самые «вокруг Генеральной Ассамблеи ООН» вращающихся, то хотя бы узнаю подробности того, «а как оно там?» Так вот на примере этого, уже завершившегося мероприятия давайте посмотрим, что это такое, кто и зачем туда приезжает, чем эти люди занимаются (иногда по три недели подряд), и что немаловажно - с какими результатами.

Лимузины, рестораны, национальные одежды, а главное - всемирная известность

Обычно сессия Генеральной Ассамблеи длится целый месяц, но так называемая Неделя высоких встреч проводится за шесть-семь дней. В этот раз она продолжалась на день дольше из-за праздника Йом Кипур, выпавшего на понедельник, поэтому никаких заседаний и мероприятий в ООН в этот день не проводилось. Во все остальные дни кавалькады разноцветных лимузинов напрочь перекрывали нормальное движение по и так запруженным улицам Нью Йорка.

А каждый сидевший в таком авто (дома во многих странах подобного удовольствия даже будучи президентом страны не получишь) стремился как можно быстрее оказаться на трибуне, с которой можно будет выступить с торжественной речью перед всеми остальными собравшимися. А делать это приходилось с красивого постамента, который специально на эти дни на фоне стенки из зеленого мрамора достают из ооновских подсобок, чтобы придать мероприятию особую торжественность и значимость.

В этот раз из 193 стран мира среди первых лиц было всего 21 женщина - самое маленькое число в нынешнем столетии. Что интересно: с утра до вечера целые комитеты ООН только и делают, что всеми силами продвигают женщин на руководящие посты – хотя бы до уровня министров и высокопоставленных чиновников. Но каждый раз на ооновских сессиях в Нью Йорке я не первый год убеждаюсь вновь и вновь: сама концепция назначения куда бы то ни было (а уж по выборам - так тем более) по половому признаку полностью порочна.

Как можно посоветовать гражданам тех или иных стран, что надо голосовать исключительно за женщину, потому что их, вроде как, «слишком мало во власти»? А на этой сессии Генеральной Ассамблеи президент ЮАР даже вопрошающе обратился к залу: «Где же наши женщины»? Как будто сам не знает. Но что есть - то и имеем, как сказал еще один большой любитель продвижения женщин в политике - представитель Испании.

Так вот стран в ООН членами числятся 193, а выступавших в этот раз было 198. Почему? Три структуры имеют при ООН статус наблюдателей – Европейский Союз, Палестина и Ватикан. Если ЕС – все-таки явно не государство, то Ватикан – скорее всего, тоже, да и Палестина как государство с четким международным признанием явно пока до членства в ООН не дотягивает. Зато в этот раз представители таких стран, как Афганистан, Мьянма, Нигер и Мадагаскар вообще не выступали. Причем третий год подряд.

Нигер вовсю критикует Генсека ООН Гутерриша за то, что тот якобы потворствует Франции и помогает ей грабить Африку. Ну куда таких на высокую трибуну пускать? Мьянма под военным руководством вообще забила на существование ООН. С Афганистаном так и вовсе абсурд: талибы у власти уже больше двух лет, но они никем не признаны, и их в Нью Йорк не пускают. А от страны этой по-прежнему ходит на заседания человек, назначенный туда еще при прошлом президенте. Но его по-прежнему пускают в здание штаб-квартиры, хотя уже хорошо, что выступать от имени несуществующей в Афганистане власти не дают.

Любопытно получилось с Мадагаскаром. Их министр иностранных дел в Нью Йорк прилетел, но заявил, что ему нечего сказать с трибуны, и терять на это время он не намерен. Правда, на встречу с Генсеком ООН приватно он время нашел, и даже остался встречей доволен. А вот целый ряд стран (таких набралось более десятка) в одну речь с трибуны ООН не уложились, и на следующие пару дней просили выделить им еще время на некие дополнения и разъяснения по поводу ими же ранее сказанного.

Теперь вот что показательно насчет правил соблюдения регламента выступлений. Просто на секундочку представьте себе, что в один город - даже очень большой – приезжают со всего света под две сотни первых-вторых лиц самых различных государств. То, что это во многом прежде всего, чтобы себя показать и на других посмотреть – так это даже не обсуждается. То, что во всем этом огромном водовороте международных личностей и их обслуги нужен некий, хотя бы минимальный порядок - также понятно и без особых разъяснений. Так вот порядок пока что в ходе подобных мероприятий соблюдается, и многие его положения повторяются из года в год. Хотя далеко не все.

По традиции, первым на Генеральной Ассамблее выступает представитель Бразилии. Последним в этот раз выступил представитель Марокко (никто оттуда не прилетел в Нью Йорк, и поэтому выступал представитель этой страны в ООН). Алфавит в таких случаях не особо соблюдается, и многое зависит от того, какие графики перемещения у тех или иных глав государств. И кто и каким способом смог по поводу своих выступлений договориться с Генсеком ООН.

Дело в том, что многие лидеры стран мира традиционно предпочитают совместить свое пребывание в Нью Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи с официальным визитом в США или Канаду (а иногда и туда, и туда вместе). Соответственно для них важно, как можно быстрее с трибуны ООН «отстреляться» со своей речью, и перейти уже к решению двусторонних дел. Тем более, что встречи с тем же президентом США на официальном уровне далеко не у каждой страны даже в обозримом будущем могут быть запланированы.

Народу много, языков - еще больше, а 15 минут на выступление никому не хватает

Кто же участвовал в сессии Генеральной Ассамблеи на этот раз? Прилетели в Нью Йорк 85 президентов различных стран, все – на своих самолетах, никто не добирался обычными рейсами обычных авиакомпаний (потому как президент Мексики там отсутствовал – а он традиционно именно таким образом иногда вылетает за рубеж). Были также 41 премьер-министр, два короля, два принца, один эмир, 47 «рядовых» министров, 6 вице-президентов, два временных руководителя своих стран и от шести государств выступали их представители при ООН в Нью Йорке в ранге послов.

Общее число делегатов на сессии составило 10 800 человек, а деятельность всей этой публики освещали 2255 журналистов. Подавляющее большинство из них – это сидящие в США работники масс-медиа, которые работают практически поголовно на сдельной основе (то есть фактически сотрудниками этих изданий и агентств, от которых они были аккредитованы, не являются).

Привезли с собой журналистов из так называемых «президентских команд» около 80 глав государств. Естественно, что для этих сотрудников прессы главным было осветить пребывание первого лица своей собственной страны, и только на его встречи, времяпровождение и прочем сосредоточить внимание зрителей и читателей у себя дома.

Более сотни глав государств появлялись на трибуне сессии в национальной одежде. При этом чем экстравагантнее выглядел тот или иной эмир или принц, тем больше внимания именно он своим внешним видом привлекал внимание, а вовсе не тем, о чем он вещал с высокой трибуны Генассамблеи ООН. Также очень любопытно было наблюдать за автотранспортом, которым пользовались главы государств. Сразу шесть агентств по прокату лимузинов в Нью Йорке и прилегающем к нему штате Нью Джерси получили заказы на предоставление автомашин для прибывающих делегаций.

Здесь, кстати, не первый год идет негласное соревнование – особенно между странами-соседями, когда дело касается престижа и уважения к главе того или иного государства. Те же арабские посольства очень ревностно следят за тем, чтобы нашего президента или эмира «по статусу» лучше перемещать по Нью Йорку на лимузине, который ничем не хуже, чем у географического соседа. А те, у кого связи пообширнее и послы порасторопнее, умудряются перегонять в Нью Йорк к моменту прилета первых лиц своих государств нечто экзотическое, и особенно дорогое по стоимости. Чтобы, так сказать, не ударить лицом в грязь перед всем честным что американским, что заграничным народом.

Уникальный расклад по выступающим сложился уже не первый год по языку, на котором они доносят до присутствующих свои мысли. Напомню, что официальных языков в ООН шесть, но по регламенту можно выступать на каком угодно языке, хотя при этом выступающий должен предоставить своего переводчика на одном их принятых в ООН языков. То есть выступал представитель Эритреи на своем языке, значит кто-то из его переводчиков должен в будочке переводить это на английский, французский, испанский, португальский, русский или китайский языки. А уж знающие эти языки переводчики будут переводить для всех остальных.

Все церемонии в мире тем и хороши, что в них всегда очень много смысла и мало практической пользы

Так вот на тот раз 107 выступавших делали это с трибуны Генеральной Ассамблеи на английском языке. Кто бы, и что бы по данному поводу не думал, именно английский остается при всех остальных попытках отмены «пресловутого Запада» ключевым языком международного общения. И отменить его при всем желании на обозримую перспективу вряд ли кому удастся. А вот на французском выступил лишь 21 мировой руководитель (в основном из стран Африки, хотя многие из них сейчас как раз против Парижа развернули фронтальное наступление).

20 глав государств выступили на испанском (естественно, это была сплошь Латинская Америка), 18 – на арабском, 8 – на португальском, двое - на корейском (те самые две Кореи), и двое – на русском (догадайтесь сами, кто был вторым). А вот представители Люксембурга и Канады выступали по абзацу то на одном языке (немецком, английском), то на французском. И лишь один человек - тоже понятно кто это – выступил на китайском. Но уж больно большой нынче Китай в международных делах, чтобы его язык и выступление представителя страны можно было бы игнорировать.

Плюс были еще выступления на кыргызском, таджикском, узбекском, монгольском, вьетнамском и немецком языках. Звучало это все очень экзотично, и многие приходили во время этих речей из буфетов и совещательных комнат вокруг зала заседаний исключительно для того, чтобы послушать неведомый им прежде язык, и посмотреть на тех, кто же на них разговаривает. Хотя, на мой взгляд, язык - это прежде всего механизм устного общения. Кто проще на каком-то языке может говорить – вот и пусть им пользуется. Но это, наверное, разумно для любого рядового гражданина, но никак не главы государства.

Ведь свой, национальный язык – элемент именно государственной принадлежности. И хотя те же африканские президенты сейчас один за другим проклинают Францию и ее присутствие на Черном континенте, именно с помощью французского языка они могут донести нынче до остального мира свои интересы и планы. А вот если бы они сейчас каждый говорил на своем, народном языке, то общения как такового не случилось бы не только на самой Генеральной Ассамблее, но и вне стен штаб-квартиры ООН.

И о продолжительности всех этих речей на сессии стоило бы упомянуть. Вообще-то по регламенту каждому руководителю государства предоставляется 15 минут. Вроде бы много, но любой, выступавший хотя бы раз на какой-нибудь международной конференции, семинаре, форуме никогда не укладывался в такой лимит времени. Что уж тут говорить о главах государств, которым за год хотелось бы столько донести до всего остального мира, что не то, что в час - и в три в отдельных случаях президенты и премьер-министры не укладывались.

Поэтому кто-то стремится выговориться по полной, и установить некие рекорды красноречия, о которых потом будут все вокруг долго вспоминать (этим отличаются почти всегда прежде всего руководители стран Латинской Америки). Кто-то не стремится запомниться именно продолжительностью речи: главное - это содержание, а сколько оно займет времени - да хотя бы несколько минут. Есть и такие лидеры, которые очень хотят привлечь внимание прежде всего к собственной персоне. Особенно это часто случается с теми, кто попал на высший государственный пост впервые.

Именно они думают о том, что далеко ведь не факт, что такая возможность в будущем еще предоставится. Так чего же ей именно в данный момент не воспользоваться? Вот, к примеру, президент Сальвадора, который недавно переписал Конституцию страны и идет на второй срок подряд, в первый свой приезд в Нью Йорк в качестве президента привез жену и маленькую дочку. А когда пошел выступать на трибуну Генеральной Ассамблеи, то посадил в зале на место представителя Сальвадора свою дочь, потому как хотел показать ей и супруге, сидевшей рядом: вот какой у вас муж и отец, гордитесь и почитайте меня!

Один из африканских президентов регулярно привозит на сессию Генассамблеи ООН свою давнюю подругу (жена то же есть, но она обычно ждет в гостинице). И сажает ее в зале, где сидят представители разных стран на место своего посла. Та уже так освоилась, что здоровается бойко с окружающими так, как будто всю жизнь провела в кругу особо приближенных и избранных в мировом масштабе, чем свою близость к первому лицу тем самым она также весьма доходчиво подтверждает.

А теперь задумайтесь: сколько это все стоит, для всех стран по отдельности, и для бюджета той самой ООН, которая также существует не сама по себе, а на взносы всех стран мира (об этом тоже можно отдельную книгу написать, потому как ряд стран ничего не платят, а за них платят по тем или иным причинам другие, но не особо на этот счет распространяясь)? Стоит все это на самом деле много, для всех и каждого. Но таковы правила международной игры в большую политику. Которая на поверку часто оказывается куда меньше масштабами по конкретным результатам, чем того хотелось бы все тому же мировому сообществу.

Однако уверяю вас, что если сейчас вдруг тот же Генсек ООН решит подобные мероприятия либо полностью отменить, либо сократить во времени и расходам, то его не поймут нигде – ни в самых богатых странах, ни в самых бедных. Потому как это все тот же набор властных привилегий, которыми первые лица государств и их обслуживающий персонал просто обязаны пользоваться.

Раз уж так получилось, что они не только должны успешно управлять своими народами (ведь их выбрали или согласились без голосования на их назначение), но и представлять их на международной арене. А где еще так успешно можно еще себя представить, как не в Нью Йорке, в ряду таких же важных и избранных со всего света? Да еще подъехать к небоскребу штаб-квартиры ООН на 42-й улице на самом длинном в мире и сверкающем на солнце бронезащищенном лимузине из нескольких секций…   

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...