Зачистка на Мангыстау | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Зачистка на Мангыстау

16.05.2024 18:46:41
№: 17 (1559)

или Почему в Актау снимают начальников?

Руководитель не должен заниматься текучкой. Он вообще не должен ничем заниматься! Он должен отдыхать, ловить рыбу и обдумывать стратегические задачи. Если его присутствие необходимо в офисе − значит, дело плохо организовано.

Сергей Мавроди, российский предприниматель и создатель финансовой пирамиды

РЯД КАДРОВЫХ перестановок в руководстве силовых ведомств Мангистауской области, замена руководителя КМГ, а также ожидаемая отставка Нурлана Ногаева вкупе с нервной реакцией руководства Минэнерго на вопросы по АЭС порождают ощущение, что в Астане пошли на превентивные меры для того, чтобы предотвратить социальное недовольство в нефтеносном регионе. Причин для этого может быть несколько – от накопившегося недовольства коррупцией в нефтяной сфере и роста нищеты до возможного перебазирования проекта строительства АЭС из Алматинской области в Актау. Еще один вариант сценария – у Токаева дошли руки для начала переформатирования региональных элит, катализатором к чему стала ситуация с паводками этой весной, а также прогнозы на засуху – летом. Помня о том, что Мангистауский регион уже дважды становился «горячей точкой» (а с учетом событий 80-х годов XX века, то вообще трижды) на карте Казахстана, Астана может попытаться предупредить новый взрыв недовольства так, как умеет – кадровыми перестановками. Проблема тут в том, что просто менять людей – недостаточно, необходимы глубокие системные перемены, но пойдет ли на них власть – это вопрос всего президентства Токаева.

На этой неделе вначале Телеграм-каналы, а потом уже и официальные СМИ начали сообщать о масштабных перестановках, ожидавшихся в Мангистауской области. Отставки силовиков действительно произошли масштабные – за один день были уволены начальник департамента полиции Аян Дуйсембаев, прокурор области Руфат Куттуков и начальник ДКНБ Марат Абдильманов. Произошло это на фоне ухода с должности главы «Казмунайгаза» Магзума Мирзагалиева, что породило разговоры о том, что их всех – главного по нефти и силовиков региона – наказывают за неспособность навести порядок в нефтяной отрасли. Близкие к Акорде (или, скажем, неожиданно хорошо информированные о происходящем в ней) источники, например, портал Orda.kz, даже сообщили, что эти отставки связаны «с ситуацией в нефтяной отрасли на западе страны, где царит, как нам охарактеризовал ситуацию высокопоставленный чиновник в правительстве, «полный бардак».

Под этим словом в Астане понимают то, что «борьба региональных элитных кланов создает нездоровую обстановку», прибегая к шантажу властей беспорядками и социальным взрывом: «как выявила специальная проверка, руководители нефтесервисных и добывающих предприятий нередко сами подстрекают рабочих на забастовки, выбивая таким образом нужные контракты». В итоге, сложившуюся ситуацию охарактеризовали, как полноценный «кризис в регионе», который должен быть разрешен столь масштабными репрессиями против руководства силовиков и нефтяников. Телеграм-канал «Чемодан госсекретов» описывает все тоже самое, но другими словами: «На территории предпринимаются шаги по наведению порядка, производится полная очистка силового и исполнительного аппарата. Обнаружены связи между различными игроками, связанными с коррупцией в нефтяной отрасли. С этими же процессами связана отставка руководства КМГ».

Об этом также заговорили и в социальных сетях, где также задали вопрос: «Неужели [Магзум Мирзагалиев] второй раз споткнулся об Мангистаускую область?». Но вдобавок к картельным разборкам в нефтесервисе паркетные политологи также заговорили о других проблемах в области – «бесконтрольной миграции» (читай – приезду оралманов-кандасов), а также о росте религиозности, в результате чего власти надо задуматься о защите «светского конституционного строя от наступления противоречащих светскому режиму бескомпромиссных идеологий» и даже про «восстановление и укрепление светской идеологии институционального государства». Провластных политологов пугает и опережающий рост рождаемости в Мангыстау, потому что речь идет об «откровенно бедном, малообразованном и безработном» населении.

Что характерно, со стороны тех, кто пишет как открытые «политологические сводки», так и закрытые документы для высоких кабинетов, звучат откровенно радикальные нотки – требование «регулирования роста населения» (каким образом в правовом социальном и демократическом по Конституции государстве?), как единственный «сценарий избежать дальнейшей «палистинизации» (так в тексте – «ДН») Казахстана. Под «палестинизацией» в русскоязычном политическом пространстве понимают довольно обширный спектр вещей – от затягивания на полвека конфликта из-за земли до превращения какой-то территории в аналог Сектора Газа, где нищее население поддерживает радикальные религиозные движения, ведущие войну без особых надежд на успех.

В данном случае, явно проглядывает второй вариант, потому что тот же автор предлагает «жесткое регулирование религиозных браков и запрет многоженства, которые кстати являются одним из факторов демографического иждивенчества». Что характерно, наказывать за адюльтер светское население никто почему-то не предлагает. Люди, пишущие сценарии для властей, беспокоятся только по поводу роста численности практикующих мусульман (ибо тут явно не ведется речь о том, чтобы батюшки в храмах РПЦ жестче требовали свидетельство о браке от венчающихся). Причем настолько, что не видят противоречий в том, чтобы запрещать многоженство, никак не регулируя то, что в нашем обществе известно, как «гражданский брак». Впрочем, нет, понимая, насколько это противоречит законодательству, один из политологов признался, что обсуждал с коллегами такой способ, как «переадресация ЛГБТ-пропаганды с мегаполисов на перенаселенные регионы». Сказать, что в Мангистауской области как-то особо стоит вопрос религиозной радикализации сложно, там не было терактов на религиозной почве, кроме побега из колонии нескольких десятков осужденных за радикализм в 2010 году. Почему политологи заговорили вдруг о такой опасности, судить сложно.

На фоне таких рокировок, естественно, встал вопрос и о смене акима области, о чем открыто заговорил один из самых известных Телеграм-авторов в Казахстане - управляющий директор ТОО «GR Consulting Group» Ербол Едилов. Первоначально эти инсайды опровергали в акимате области («аким Мангистауской области Нурлан Ногаев находится на рабочем месте»), но затем пришла уже официальная информация об отставке чиновника, принятой президентом. На других каналах авторы даже выдвинули несколько вариантов замены, в списке кандидатов на которую все тот же Мирзагалиев. Любопытно другое – что снимаемого Ногаева прочат в Минэнерго, вместо проявившего «инертность по отношению к строительству АЭС» Саткалиева.

О том, что нынешний министр действительно может испытывать такое давление, можно сделать вывод из его нервной реакции на вопросы журналистов на этой неделе. Так, он начал предъявлять СМИ за то, что они дают некорректную информацию о позиции его ведомства по поводу референдума по АЭС, которая якобы заключается в том, что народное волеизъявление по этому вопросу вовсе не нужно. «Это неверная информация. Я считаю, что это издание должно принести официальные извинения. Потому что я говорил таким образом: «В соответствии с законодательством нет необходимости [в проведении референдума по поводу АЭС]». Но исходя из того, что было волеизъявление народа, есть прямое поручение главы государства, было принято решение, мы будем заниматься проведением референдума. Эти постоянные ссылки требуют со стороны редакции журнала и собственников журнала соответствующей реакции. Я считаю, что они должны мне принести извинения и сделать корректирующую информацию», – сказал Алмасадам Саткалиев, не назвав, правда, конкретное медиа, которое ему так насолило.

О том, что атомная тематика может быть теперь тесно связана с Мангыстау, можно предположить по тому, что одновременно с отставками силовиков в этом регионе занимались расследованием нарушений на Мангистауском атомном энергокомбинате. В прокуратуре области сообщили, что предотвратили неэффективное расходование 1,4 млрд бюджетных тенге при анализе госзакупок, после чего виновных привлекли к дисциплинарной ответственности, нескольких руководителей освободили от занимаемых должностей.

Полная зачистка руководства Мангистауской области - это довольно необычное явление для Казахстана, где все последние годы говорится о дефиците кадров у Токаева. Посмотрим, станет ли это прообразом аналогичных «зачисток» региональных элит в других областях, а также приведет ли к каким-то реальным переменам в Мангыстау. Но, как мы уже говорили выше, для реальных перемен в жизни населения нужны реальные, а не кадровые перемены на уровне чиновных кабинетов. Пойдет ли на них Акорда – совсем другой вопрос.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...